Дополнительное профессиональное образование: коротко о главном
Содержание:
- Программы
- Нужно ли самостоятельно проходить дополнительное обучение
- Организация ДОД
- Для школьников
- Основы российского ДО
- Как проводится переподготовка и повышение квалификации персонала — 7 основных этапов
- Этап 1. Определение потребностей в переподготовке и повышении квалификации персонала
- Этап 2. Формирование бюджета для переподготовки кадров
- Этап 3. Определение методов повышения квалификации
- Этап 4. Выбор тренера по обучению
- Этап 5. Разработка и утверждение программ повышения квалификации
- Этап 6. Реализация разработанных методов
- Как выбрать направление дополнительного образования?
- Виды дополнительного образования с примерами
- Направленности
- Направления
- Что такое персонифицированное дополнительное образование и зачем получать сертификат?
- Как получить дополнительное профессиональное образование — 5 простых шагов
- Заключение
Программы
Программа – официальный документ, в котором четко отражена концепция дополнительного школьного образования, об этом говорит образовательный стандарт. Концепция эта должна быть описана в соответствии с ранее поставленными целями, а также реальными условиями осуществления преподавателями своей работы. В этом документе должны быть обозначены предполагаемые результаты и методы, стадии достижения задач работы кружка, секции или факультатива.
Образовательный стандарт предусматривает обязательную разработку отдельных программ. Программы могут разрабатываться в художественно-эстетическом, научно-техническом, естественно-научном, экологическом и биологическом, физкультурно-спортивном, военно-патриотическом или культурологическом направлениях. Можно организовать творческие мастерские, поисковые кружки, литературоведческие курсы, краеведения, секции занимательной химии или математики, кружки электротехники и многое другое.
Нужно ли самостоятельно проходить дополнительное обучение
- Если вы желаете получить карьерный рост, но вас все время не повышают, воспользуйтесь вариантом получения дополнительного образования. Если будет предложена в дальнейшем конкурсная вакансия вы получите серьезные преимущества;
- Если вы видите, что не справляетесь с поставленными перед вами задачами или же не можете в полной мере изучить новые продукты, скажем программное обеспечение, то также рекомендуется пройти курсы, на основании которых вы существенно повысите уровень своих возможностей в будущем;
- Если вы считаете, что на работе вас недооценивают и вы можете получить более перспективное место на другой фирме, то дополнительное образование станет дополнительным элементом актуальности вашей кандидатуры.
Перед тем, как осуществлять процесс подписания договора на обучение нужно обязательно изучить структуру программы и убедиться в том, что она является дистанционной и вам не придется тратить время на посещение курсов. Также поинтересуйтесь особенностями проведения аттестации – экзаменами для получения диплома. В некоторых образовательных центрах такой процесс предполагает необходимость несколько раз посещать центр и сдавать экзамен в письменном и устном варианте. Другие центры предоставляют возможность удаленного варианта проверки знаний посредством тестирования.
Организация ДОД
Каждый педагог должен уделять достаточно внимания такому актуальному вопросу, как дополнительное образование школьников и детей
О его важности сказано и написано много, но большинство учителей ее недооценивает. При этом основные виды деятельности организаций, занимающихся ДОД, а также универсальные методы обучения прописаны в законодательстве Российской Федерации, равно как и цели, которые должны преследоваться в данных учреждениях
Порядок организации дополнительного образования детей постоянно меняется. С каждым годом появляется все больше специализированных школ и секций, которые вызывают интерес у детворы и родителей. Востребованность и популярность тех или иных видов деятельности диктует некоторые нюансы в организации ДОД.
Особого внимания заслуживают инновации в дополнительном образовании детей. Они касаются как методов обучения и воспитания (ведь педагогика, как любая другая гуманитарная наука, не стоит на месте), так и самой деятельности школьников.
Все изменения в системе ДОД, каких аспектов обучения они ни касались бы, тщательно отслеживаются. Мониторинг в дополнительном образовании детей очень важен. Он осуществляется для того, чтобы моментально улавливать все новые тенденции, а также следить за поведением и успехами воспитанников в рамках того или иного направления ДОД.
Для школьников
С 2015 года Департамент образования Москвы запустил для школьников проект «Профессиональное обучение без границ». Его суть состоит в том, что старшеклассники одновременно с учебой в школе могут пройти программы профподготовки на базах колледжей и вместе с аттестатом получить свидетельство о рабочей профессии.
Участвовать в проекте могут:
- школьники с ОВЗ (с разными формами умственной отсталости) – для них нет ограничений по возрасту, но у них не должно быть аттестата об окончании 9 или 11 класса;
- ученики 9–11 классов в возрасте до 18 лет.
Каждая из профессиональных программ, которые школьники проходят в учебных заведениях СПО, состоит из набора взаимосвязанных дополнительных общеразвивающих программ. Фактически это занятия в кружках по модулям, соответствующим содержанию блоков определенной профессиональной программы СПО. После окончания каждого модуля ученику выдается сертификат.
Если после завершения первого программного модуля ученик понял, что выбранная специальность ему нравится, он может продолжить учебу и перейти к следующему блоку. Если выбор был неверным, можно попробовать себя в другой области. Направления самые разные: от машиностроения, авиационной техники, электроэнергетики до поварского дела, медицины и фармации, культуры и искусства. Школьники, которые прошли все предусмотренные в профессиональной программе модули, могут сдать квалификационный экзамен и по его результатам получить свидетельство о профессии с присвоением квалификации.
Де-юре, конечно, такая учеба не будет дополнительным средним профессиональным образованием (так как у школьников нет никакого базового профобразования), но де-факто – да. Ведь ученики 9–11 классов могут получить одновременно с обычным школьным общим дополнительное среднее профессиональное образование по интегрированным программам допобразования и профобучения. Вместе с аттестатом им выдадут свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации, к примеру лаборанта-микробиолога третьего разряда или младшего воспитателя второго разряда.
В любом случае каждый из способов получить дополнительное среднее профессиональное образование дает возможность быстро освоить востребованную на рынке труда специальность – современное СПО реагирует на запросы работодателей, остро нуждающихся в квалифицированных кадрах, поэтому курсы не перегружены лишней теорией, а ориентированы на практическую подготовку специалистов. Соответственно, период обучения по «коротким» программам профобучения и дополнительного среднего профобразования сокращен до необходимого минимума, а сами курсы нередко создаются под конкретные рабочие места.
Основы российского ДО
Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития.
Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:
- из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
- активизации творческого и созидательного потенциала детей;
- формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.
Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:
- Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
- Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
- Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.
Дополнительное образование в школе — это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.
Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.
Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.
Как проводится переподготовка и повышение квалификации персонала — 7 основных этапов
Процесс переподготовки и повышения квалификации можно поделить на несколько этапов.
Рассмотрим основные из них.
Этап 1. Определение потребностей в переподготовке и повышении квалификации персонала
Определение потребности в обучении происходит на различных уровнях.
1) На уровне всей компании
Потребность определяется в зависимости от следующих факторов:
- введение новых технологий в производство;
- планирование выпуска нового вида продукции;
- модернизация производства;
- создание новых подразделений;
- открытие новых видов деятельности;
- появление новых рабочих мест.
2) На уровне структурного подразделения
Необходимость повышения квалификации и переподготовки вызвана:
- нарушением технологических процессов по вине работников;
- изменением плана производства;
- результатами профоценки;
- повышением травматизма;
- увеличением объема бракованной продукции.
3) На уровне отдельного работника
Потребность в обучении зависит от:
- индивидуального плана развития сотрудника;
- результатов аттестации;
- желания карьерного роста.
Качественный анализ всех этих факторов позволяет определить общую потребность любой компании в повышение квалификации и профпереподготовке.
Этап 2. Формирование бюджета для переподготовки кадров
Выявив потребность в обучении, переходим к составлению бюджета. Необходимо определить и зафиксировать документально, сколько и когда вы планируйте потратить на эти цели денежных средств компании.
Бюджет формируется тремя способами:
- от задач (ведущую роль играет стратегия компании, ее цели в планируемом периоде);
- от возможностей (при ограниченных финансовых возможностях);
- комбинированный.
В каждой компании структура бюджета разная и зависит от способов обучения (самостоятельно внутри компании или с привлечением специализированных фирм).
Обычно статьями затрат служат: расходы на содержание помещения, на оборудование, на оплату сопровождения обучения, на оплату услуг учебных центров и т.п.
Как показывает практика, курсы повышения квалификации дистанционно — это наименее затратный для бюджета способ обучения.
Этап 3. Определение методов повышения квалификации
При планировании обучения персонала нужно определить его методы.
Наиболее распространенные методы повышения квалификации:
- семинары;
- вебинары;
- лекции;
- курсы (краткосрочные, проблемные, долгосрочные).
В некоторых российских компаниях набирает популярность наставничество как метод обучения персонала.
Выбор метода зависит в большей степени от целей обучения
Кроме того, важно определиться и с его формой: очная, заочная, дистанционная, группы выходного дня и т.д
Этап 4. Выбор тренера по обучению
Выбирая тренера для обучения персонала вашей компании, ознакомьтесь с опытом его работы. Изучите документацию, позволяющую сделать выводы об уровне его образования, профессионализма.
Не пренебрегайте отзывами. Кто расскажет лучше о преподавателе, чем его бывшие ученики!
К выбору относитесь ответственно. Помните: по статистике 90% успеха обучения зависит от преподавателя — его профессионализма, опыта, личностных качеств.
Этап 5. Разработка и утверждение программ повышения квалификации
Если планируете обучать своих сотрудников внутри компании, предварительно разработайте и утвердите программу.
Рекомендую для этого воспользоваться услугами профессионалов со стороны, так как внутри вашей фирмы может не оказаться специалиста нужного профиля и квалификации.
Если воспользуетесь услугами учебного центра, то вам предложат на выбор несколько готовых программ. Внимательно изучите их и выберите то, что нужно именно вашим сотрудникам.
Этап 6. Реализация разработанных методов
В зависимости от выбранного метода принимается и дальнейшее решение по его реализации.
Способа здесь, как правило, три:
- Организовать обучение собственными силами в самой компании.
- Обучать персонал в своем офисе с привлечением приглашенных тренеров.
- Обучаться в сторонних учебных центрах.
Исходя из собственного опыта, скажу, что первый способ самый сложный. Сэкономить на нем не получится, а вот потратить деньги и получить не тот результат, который ожидали — вполне возможно. Взвесьте все «за» и «против», рассчитайте свои силы и только потом принимайте решение!
После окончания обучения обязательно проверьте уровень знаний обучившихся сотрудников. О том, как это сделать правильно, читайте в конце статьи.
Как выбрать направление дополнительного образования?
Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.
Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.
Помните стишок про Лиду Агнии Барто?
«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».
И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку поиск себя, главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.
Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.
Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг
Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов
Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:
- Что делает ваш ребенок, когда находится один?
- Какие действия он повторяет за взрослыми?
- Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.
Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.
Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.
Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования — занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.
Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.
Виды дополнительного образования с примерами
В настоящий момент в стране действует законодательство «Об образовании», которое говорит о четкой классификации дополнительного образования по видам:
- Повышение квалификации;
- Профессиональная переподготовка.
Некоторые считают, что к дополнительным видам образования можно отнести и стажировку. Тем не менее, законодательная база не усматривает данный вид получения знаний, как элемент образования.
Повышение квалификации
Процесс, который предполагает получение знаний на основании наличия профессионального образования, с учетом дополнения полученных ранее знаний актуальными профессиональными навыками. Посредством такого вида образования повышается также уровень компетентности специалистов, повышается их уровень профессионального характера.
Например, на завод поступило новое оборудование, которое имеет определенные инновационные элементы управления. Посредством такого оборудования можно существенно повысить уровень эффективности производства и уровень финансовой стабильности компании, но ведущие специалисты не сталкивались никогда с подобным оборудованием и не представляют, как на его основании осуществить процесс организации работы. Руководитель может осуществить процесс найма новых сотрудников, но это спровоцирует серьезное количество сложностей. Ведущие же специалисты работают на предприятии давно, руководство им доверяет и считает их профессионалами широкого спектра. Чтобы улучшить качество их работы и сформировать нужный уровень знаний, руководство отправляет их на курсы повышения квалификации именно по вопросу использования четко определенного оборудования.
Повышение квалификации требуется в том случае, если человек в течение длительного количества времени не выполнял свои профессиональные обязанности, но рабочее место за ним было сохранено в соответствии с установленными нормами закона. После выхода на работу профессионал не может влиться в инновационные методики и разобраться в особенностях их применения. Поэтому, рациональным решением является использование курсов повышения квалификации. Такие курсы также потребуются в том случае, если человек переводится на новую должность, которая требует более глубоких умений, навыков и знаний по определенным профессиональным направлениям. Чтобы расширить профессиональные умения специалистов их отправляют на обучение. Также профессиональная подготовка потребуется в случае, если на производстве увеличилось количество несчастных случаев именно по вине персонала или же в случае, если работник желает повысить категорию или же разряд.
Профессиональная переподготовка
Это процесс получения дополнительных навыков, которые потребуются для освоения совершенно иного вида деятельности или же для освоения новой профессии. Структура образования будет более сложной, как правило, она составляет не менее 500 часов
Именно по этой причине, важно грамотно подобрать образовательный центр, а также правильно выбрать курсы, которые в действительности позволят вам получить нужные результаты
Например, в течение 6 лет девушка работала медицинской сестрой в процедурном кабинете. Работа достаточно хорошая, тем не менее, заработная плата не слишком высока
В процессе изучения рынка труда девушка обратила внимание на то, что оплата труда косметологов более существенная, и у нее есть возможность получить образование посредством посещения курсов переподготовки профессионального характера. Записавшись на курсы, девушка получила возможность в течение полугода освоить новые умения и навыки, получила специализированное свидетельство о прохождении обучения
Наличие такого диплома спровоцировало возможность на законных основаниях трудоустроиться косметологом и получать более высокую заработную плату. Курсы переподготовки имеют свою стоимость, и ее придется заплатить самостоятельно. Тем не менее, такие вложения будут в полной мере оправданными, так как человек получает новые перспективы развития в профессиональной сфере.
Направленности
Программы этого подвида имеют обязательный атрибут — направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.
Направления
Базовые сведения, получаемые на школьных уроках, не могут в полной мере удовлетворить потребность в знаниях. Учитывая, что не все способны заниматься самообучением, значимость эффективной организации дополнительного образования в школе сложно переоценить. Правильная структура включает все направления, интересующие детей и подростков. В нее должны входить:
- Конструирование и робототехника. Детям предлагается углубленное изучение информатики и программирования, освещаются возможности использования информационных и цифровых технологий на практике.
- Естествознание. Прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.
- Экологическое направление. Раскрывает взаимосвязь человека и природы, указывает на ее роль в жизни людей.
- Культурология. Способствует приобщению детей к достижениям мировой цивилизации, помогает адаптироваться в социуме, реализовать собственный потенциал в различных аспектах жизни общества.
- Физкультурно-спортивное направление. Прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы.
Важным элементом этой структуры является внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых дети реализуют свой творческий потенциал. Они стимулируют заинтересованность учеников к определенной деятельности, дают возможность приобрести новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в процессе общего образования.
Что такое персонифицированное дополнительное образование и зачем получать сертификат?
Персонифицированное дополнительное образование (ПФДО) — новая модель финансирования, которая введена для реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
А за образование ребёнка пусть заплатит государство. Фото: fb.ru
В рамках программы каждый родитель ребёнка 5−18 лет имеет право получить именной сертификат. Он даст право на зачисление ребёнка в кружки и секции любой организации, в том числе частной, и оплачивать обучение за счёт средств местного бюджета.
На сайте программы мы читаем такое определение сертификата на дополнительное образование:
Сертификат – это ваша возможность получить дополнительное образование за счёт государства вне зависимости от того, где захочет обучаться ваш ребенок. Государство гарантирует вам, что заплатит за выбранные для вашего ребенка кружки или секции, если их будет проводить «проверенная» организация.
Напрашивается вывод, что государство оплачивает любой кружок любого ребёнка. Главное — чтобы организация была «проверенная». Но не торопимся с умозаключениями, потому что есть и другие ограничения, о которых мы расскажем ниже.
Как получить дополнительное профессиональное образование — 5 простых шагов
Обучение будет эффективным, если его правильно организовать.
Как это сделать, читайте в моей пошаговой инструкции.
Шаг 1. Выбираем программу образования
Все обучающие программы составляют с учетом существующих профессиональных и образовательных стандартов, а также утвержденных квалификационных требований. Осваивают их как непрерывно, так и поэтапно. Способ прописывается в договоре.
Выбирая программу, обращайте внимание на:
- её продолжительность;
- форму обучения;
- стоимость курсов;
- вид документа, получаемого по окончанию;
- график учебы;
- наличие лицензии у обучающей компании.
От этих факторов зависит качество получаемого допобразования и возможность в дальнейшем достичь цели обучения.
Шаг 2. Подаем заявку и оплачиваем обучение
Есть несколько способов подачи заявки в зависимости от выбранной формы обучения и местонахождения обучающей фирмы.
Если выбрали учебный центр в городе вашего проживания, подавайте документы и оформляйте заявку непосредственно в офисе. Там же вам выдадут всю необходимую документацию.
В остальных случаях пользуйтесь формой, размещенной на сайте обучающей компании.
После получения заявки с вами свяжется менеджер, курирующий курс. Он уточнит детали и вышлет на ваш е-майл подробные инструкции и квитанцию (счет или реквизиты) для оплаты обучения.
Общий перечень документов для поступления:
- паспорт;
- документ о высшем или средне-специальном образовании;
- трудовая книжка;
- документ о смене фамилии (если таковая была);
- студенческий билет или справка из деканата (для обучающихся).
Точный перечень узнавайте в учебном центре. Все документы представляются в виде заверенных копий.
Разброс цен на дополнительное профессиональное образование весьма широк: от 3500 руб. и до нескольких сот тысяч рублей. Стоимость зависит от сроков обучения, программы, престижности обучающей компании и т.д.
Шаг 3. Проходим обучение
Порядок обучения зависит от выбранной формы. Если вы получаете дополнительное образование с отрывом от производства, то все занятия проводятся на базе обучающей организации по разработанному и утвержденному графику.
Если учитесь без отрыва от производства, то материалы располагаются в специальной образовательной среде на сайте учебного учреждения. Логин и пароль выдают каждому студенту лично.
Срок обучения зависит от его вида.
Сроки дополнительного образования:
№ | Вид | Сроки обучения |
1 | Повышение квалификации | до 72ч. — краткосрочное
от 72 до 100 ч. -тематическое свыше 100 ч. — длительное |
2 | Профпереподготовка | обучение свыше 500 ауд.ч. обучение свыше 1000 ауд.ч. |
Шаг 4. Сдаем экзамены
Обучение завершает итоговая аттестация. Она проводится в разных формах.
Формы итогового испытания:
- устный экзамен;
- письменная работа;
- тестирование.
Обучающая организация выбирает форму аттестации самостоятельно, сведения указываются в программе или договоре.
Шаг 5. Получаем диплом
При успешном прохождении итоговой аттестации обучающийся получает удостоверение, если было пройдено повышение квалификации, или диплом при профпереподготовке.
Заключение
Подведём итог! Дополнительное профессиональное образование — это повышение квалификации и профпереподготовка. Выбирать вид обучения следует, исходя из его цели.
Если необходимо усовершенствовать профнавыки, повысить разряд, то идем повышать квалификацию. Если хотите сменить профессию, то переподготовка — подходящий вариант.
Учитесь, развивайтесь, не останавливайтесь на достигнутом! Желаю успехов! Оставляйте отзывы на статью! Комментируйте и делитесь с друзьями в соцсетях!
Автор статьи: Александр Бережнов
Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта «ХитёрБобёр.ru» (до 2019 г.)
Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».
Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.
Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа «Машук-2011”.