Что такое дополнительное образование? центры, программы
Содержание:
- Где получить дополнительное профессиональное образование — обзор ТОП-3 компаний
- Виды дополнительного образования с примерами
- Подробности
- Формы обучения
- Порядок обучения первой помощи
- Учебный план программы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного профессионального образования (ДПО)»
- Виды программ
- Специфика семинаров и тренингов
Где получить дополнительное профессиональное образование — обзор ТОП-3 компаний
Вы никак не можете определиться с обучающей организацией для прохождения ДПО? Я вам помогу сделать выбор!
Ознакомьтесь с моей подборкой. В ней представлены компании с отличной репутацией, высококлассными специалистами и выгодными условиями.
1) СНТА
«Современная научно-технологическая Академия» (СНТА) — некоммерческая организация дополнительного образования более 4 лет предоставляет услуги по повышению квалификации и переподготовке по различным направлениям.
Основные услуги Академии:
- обучение;
- сертификация;
- охрана труда;
- СОУТ.
Все программы ведутся с использованием дистанционных технологий. Для этого в образовательном учреждении создана специальная информационно-образовательная среда.
СНТА имеет всю необходимую разрешительную документацию:
- лицензию;
- сертификат соответствия;
- уведомление из реестра аккредитованных организаций;
- заключение МЧС РФ.
2) Русская Школа Управления
В 2002 в Москве была создана «Русская Школа Управления» (РШУ). Сегодня бизнес-школа входит в пятерку лидеров российских образовательных компаний. За период существования бизнес-школы создана постоянная клиентская база из более 500 различных фирм и предприятий. Некоторые клиенты РШУ: гипермаркет игрушек «Бегемот», «Эльдорадо», «Мастер Фуд», «Комус», «Nikon» и пр.
РШУ в цифрах:
- представительства в 12 российских городах;
- обучение по 35 направлениям;
- 300 преподавателей-консультантов;
- 600 семинаров и тренингов;
- ежегодно 12 тыс. выпускников.
Высокое качество услуг, передовые технологии обучения, лучшие преподаватели Москвы — отличительные особенности обучения в этой бизнес-школе.
3) ЦПП ТУСУР
«ТУСУР» — это центр профессиональной переподготовки из Томска. Дополнительное образование проводится по нескольким программам. Обучение в центре ведется по 2 формам: очной и дистанционной. По согласованию сторон возможен индивидуальный план обучения.
Наиболее популярные программы ДПО:
- антикризисное образование;
- менеджмент туризма;
- менеджмент малого и среднего бизнеса;
- сервисная деятельность;
- финансово-банковский менеджмент;
- менеджмент здравоохранения;
- управление персоналом.
В компании гибкое ценообразование, предусмотрены различные скидки проводятся акции. В таблице представлены базовые тарифы на обучение.
Стоимость обучения ЦПП ТУСУР:
№ | Вид обучения | Срок обучения (мес.) | Стоимость (руб.) |
1 | Профпереподготовка | 8 | 25 тыс. |
2 | Углубленная профпереподготовка | 12 | 40 тыс. |
Виды дополнительного образования с примерами
В настоящий момент в стране действует законодательство «Об образовании», которое говорит о четкой классификации дополнительного образования по видам:
- Повышение квалификации;
- Профессиональная переподготовка.
Некоторые считают, что к дополнительным видам образования можно отнести и стажировку. Тем не менее, законодательная база не усматривает данный вид получения знаний, как элемент образования.
Повышение квалификации
Процесс, который предполагает получение знаний на основании наличия профессионального образования, с учетом дополнения полученных ранее знаний актуальными профессиональными навыками. Посредством такого вида образования повышается также уровень компетентности специалистов, повышается их уровень профессионального характера.
Например, на завод поступило новое оборудование, которое имеет определенные инновационные элементы управления. Посредством такого оборудования можно существенно повысить уровень эффективности производства и уровень финансовой стабильности компании, но ведущие специалисты не сталкивались никогда с подобным оборудованием и не представляют, как на его основании осуществить процесс организации работы. Руководитель может осуществить процесс найма новых сотрудников, но это спровоцирует серьезное количество сложностей. Ведущие же специалисты работают на предприятии давно, руководство им доверяет и считает их профессионалами широкого спектра. Чтобы улучшить качество их работы и сформировать нужный уровень знаний, руководство отправляет их на курсы повышения квалификации именно по вопросу использования четко определенного оборудования.
Повышение квалификации требуется в том случае, если человек в течение длительного количества времени не выполнял свои профессиональные обязанности, но рабочее место за ним было сохранено в соответствии с установленными нормами закона. После выхода на работу профессионал не может влиться в инновационные методики и разобраться в особенностях их применения. Поэтому, рациональным решением является использование курсов повышения квалификации. Такие курсы также потребуются в том случае, если человек переводится на новую должность, которая требует более глубоких умений, навыков и знаний по определенным профессиональным направлениям. Чтобы расширить профессиональные умения специалистов их отправляют на обучение. Также профессиональная подготовка потребуется в случае, если на производстве увеличилось количество несчастных случаев именно по вине персонала или же в случае, если работник желает повысить категорию или же разряд.
Профессиональная переподготовка
Это процесс получения дополнительных навыков, которые потребуются для освоения совершенно иного вида деятельности или же для освоения новой профессии. Структура образования будет более сложной, как правило, она составляет не менее 500 часов
Именно по этой причине, важно грамотно подобрать образовательный центр, а также правильно выбрать курсы, которые в действительности позволят вам получить нужные результаты
Например, в течение 6 лет девушка работала медицинской сестрой в процедурном кабинете. Работа достаточно хорошая, тем не менее, заработная плата не слишком высока
В процессе изучения рынка труда девушка обратила внимание на то, что оплата труда косметологов более существенная, и у нее есть возможность получить образование посредством посещения курсов переподготовки профессионального характера. Записавшись на курсы, девушка получила возможность в течение полугода освоить новые умения и навыки, получила специализированное свидетельство о прохождении обучения
Наличие такого диплома спровоцировало возможность на законных основаниях трудоустроиться косметологом и получать более высокую заработную плату. Курсы переподготовки имеют свою стоимость, и ее придется заплатить самостоятельно. Тем не менее, такие вложения будут в полной мере оправданными, так как человек получает новые перспективы развития в профессиональной сфере.
Подробности
Определение видов обучения
Дополнительное образование в виде курсов – это достаточно интенсивный формат. Для людей, которые стремятся получить практические знания, подойдут семинары и тренинги. Здесь большой упор делается на выдачу практической части курса.
Важно! Тренинги и семинары построены так, что обучающий процесс – это анализ действий и ситуаций. Обязательно предусмотрена обратная связь для слушателей, на примере других людей здесь всегда можно подчерпнуть что-нибудь для себя
Мастер-классы обычно ведут эксперты в своей области. Их методики подачи материала позволяют слушателям участвовать в искусственно созданных ситуациях для получения опыта в их решении.
Для авторских программ характерны две цели:
- удовлетворение меняющихся детских потребностей;
- максимальное развитие творческого потенциала;
- ознакомление с культурными ценностями.
Важно! Детское дополнительное образование, в зависимости от модели, включает в себя несколько обязательных дисциплин для развития
Формы детских занятий
Существуют разные формы и направленности занятий в дополнительном детском образовании:
Кружок – это одна распространенных форм образования. Он может развивать творчески способности или подкреплять предметные знания. В кружках дети распределяются согласно интересам и уровню знаний. Это дает возможность преподавателю применить творческий подход в учебном процессе. Занятия формируются согласно подготовленному плану, но с корректировкой в реальном времени.
Ансамбль является творческим коллективом, который нацелен на музыкально-танцевальные постановки. Такие занятия развивают личность ребенка через эстетическое восприятие.
Театр – это творческая группа, цель которой создание художественного спектакля на сцене для развития творческих способностей. На таких занятиях проводятся уроки по театральному искусству, художественной практике, сценической речи.
В студии объединены люди с общими интересами, с одинаковыми задачами и деятельностью. Здесь также в приоритете развитие талантов в сфере или получение углубленных знаний, в каком либо предмете.
Факультатив – это распространенная форма занятий в дополнительном образовании. Он характеризуется как второстепенный процесс обучения. Факультатив нацелен на удовлетворение детских интересов. Может практиковаться исследовательская деятельность, развитие творческих способностей, изучение иностранного языка, развитие мыслительной деятельности и подготовку к олимпиадам. Они могут организовываться в школе. Любое бюджетное учреждение может проводить факультативы в одном из профилей.
Репетиторство – это форма обучения, которая отличается от общеобразовательной программы, здесь акцент на полностью индивидуальный подход. Такие занятия зачастую платные, и проходят согласно заранее установленному графику. На занятиях потеряется уже пройденный материал в школе и закрепляется путем практических заданий. Репетиторство всегда в приоритете при наличии проблем с конкретным предметом.
Деятельность центров творчества нацелена также на всестороннее развитие детей. Такое дополнительное обучение помогает освоить спортивные дисциплины, творческое искусство. На занятиях могут быть дети с 1,5 лет. Для самых маленьких применяются известные методики по развития мозговой деятельности. Для старшеклассников доступны профильные подготовки к экзаменам.
Сегодня практически каждый обучается дополнительно в разных формах. С новыми технологиями это возможно уже на более высоких уровнях. Знания передаются дистанционно, на онлайн уроках. Для многих это прекрасная возможность учится без отрыва от основной деятельности. Дополнительное образование расширяет кругозор и дает знания, адаптированные под текущее время.
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
- очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
- дистанционной;
- заочной.
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
- видеоконференция;
- онлайн;
- бизнес-конференция;
- пресс-конференция;
- эхо-конференция;
- селекторное совещание.
Порядок обучения первой помощи
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве не имеет четкий порядок в оформлении и проведении в НПА, поэтому работодатель вправе определить свой.
Есть разные пути решения этой задачи и все они будут правильными, все зависит от бюджета компании и возможностей:
- Можно направить рабочих в учебный центр.
Это дорогой вариант, ведь нужно предусмотреть доставку работников или договориться с преподавателем УЦ приехать на предприятие и провести лекции.
Провести обучение работников внутри компании.
Этот способ самый бюджетный, простой и очевидный. Можно сэкономить приличную сумму бюджета компании и упростить жизнь и себе и работникам.
Для того чтобы навыки оказания первой помощи у персонала все-таки были, в некоторых организациях подходят более основательно и приобретают тренажер и дополнительные материалы. Но тут все отдано на откуп работодателю, выделит деньги, оборудуйте учебный класс, нет, значит, можно обойтись лекцией, видеоматериалами и инструкцией.
И для того, чтобы организовать обучение нужно разобраться с документами, которые требуется оформить.
Инструкция по оказанию первой помощи
В организации разрабатывается инструкция по оказанию первой помощи, которую должны изучать последовательность действий при разных состояниях и травмах пострадавшего.При составлении нужно отталкиваться от перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи, приказа Минздравсоцразвития № 477н.
Инструкция по оказанию первой помощи, разрабатывается, как правило, специалистом по охране труда, а утверждать должен руководитель организации и ознакомить всех сотрудников.
Программа обучения первой помощи
Если вы выбрали второй вариант проведения обучения оказанию первой доврачебной помощи, то разрабатывать отдельную программу необязательно.
Если есть время и желание, пожалуйста, это более основательный подход к работе, который только приветствуется, обеспечивая большую подготовку и информирование персонала.
Но допускается включить раздел обучения по оказанию первой помощи в программу обучения по охране труда и организовывать обучение и проверку знаний одновременно.
Кто проводит обучение первой помощи в организации
Часто слышу, что обучение первой помощи должен проводит специально подготовленный инструктор, но ведь закрепленного требования НПА нет.
А так как обучение охране труда и первой помощи проводим по одной программе, то состав лиц, проводящих обучение и входящих в состав комиссии по проверке знаний, может быть, один и тот же.
То есть, у вас уже есть комиссия, она же по проверке знаний требований охраны труда, включающая специалистов, обученных в учебном центре, а данная 40 часовая программа содержит обучение навыкам оказания первой помощи.
Многие организации идут по другому пути, привлекают медиков, либо инструкторов для организации обучения, либо своего специалиста направляют на обучение в данном направлении.
Это неплохо, ведь ваши работники будут лучше подготовлены, но и первого варианта для проверяющего инспектора ГИТ вполне достаточно.
Протокол обучения первой помощи
Если эта процедура у вас проходит по программе обучения по охране труда, то итоги проведения проверки знаний оформлять в отдельный протокол обучения первой помощи не требуется.
Если есть желание или есть требование заказчика, которое вы не в силах “побороть”, можно разработать такой документ в свободной форме.
А в нашем случае, протокол содержит информацию о том, что сотрудник успешно прошел обучение и проверку знаний по охране труда и оказания первой помощи.
Учебный план программы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного профессионального образования (ДПО)»
Срок обучения: 520 часов
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Общая трудо-емкость,ч | По учебному плану дистанционные занятия,ч | Самостоятельная работа слушателей,ч | |
---|---|---|---|---|---|
Лекции,ч | Практи-ческие занятия,ч | ||||
1. | Нормативно-правовые основы образовательной деятельности | 30 | 13 | 10 | 7 |
2. | Общая и профессиональная психология | 30 | 13 | 10 | 7 |
3. | Общая и профессиональная педагогика | 30 | 13 | 10 | 7 |
4. | Психологические основы учебной деятельности | 30 | 13 | 10 | 7 |
5. | Планирование и организация образовательной деятельности | 30 | 13 | 10 | 7 |
6. | Психология профессионального обучения, воспитания и развития | 30 | 13 | 10 | 7 |
7. | Методологические основы методики профессионального обучения | 38 | 15 | 13 | 10 |
8. | Методическая деятельность педагога профессионального обучения, направленная на разработку средств обучения | 38 | 15 | 13 | 10 |
9. | Общие вопросы содержания профессионального обучения | 30 | 13 | 10 | 7 |
10. | Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств | 30 | 13 | 10 | 7 |
11. | Методический анализ учебной информации | 30 | 13 | 10 | 7 |
12. | Проектирование учебных занятий по предмету | 38 | 15 | 13 | 10 |
13. | Перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям | 38 | 15 | 13 | 10 |
14. | Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения | 30 | 13 | 10 | 7 |
15. | Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе начального профессионального обучения | 30 | 13 | 10 | 7 |
16. | Методика проверки профессиональных знаний и умений | 30 | 13 | 10 | 7 |
Итоговая аттестация | 8 | ||||
ИТОГО | 520 |
Срок обучения: 280 часов
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Общая трудо-емкость,ч | По учебному плану дистанционные занятия,ч | Самостоятельная работа слушателей,ч | |
---|---|---|---|---|---|
Лекции,ч | Практи-ческие занятия,ч | ||||
1. | Нормативно-правовые основы образовательной деятельности | 15 | 7 | 5 | 3 |
2. | Общая и профессиональная психология | 15 | 7 | 5 | 3 |
3. | Общая и профессиональная педагогика | 15 | 7 | 5 | 3 |
4. | Психологические основы учебной деятельности | 15 | 7 | 5 | 3 |
5. | Планирование и организация образовательной деятельности | 15 | 7 | 5 | 3 |
6. | Психология профессионального обучения, воспитания и развития | 15 | 7 | 5 | 3 |
7. | Методологические основы методики профессионального обучения | 15 | 7 | 5 | 3 |
8. | Методическая деятельность педагога профессионального обучения, направленная на разработку средств обучения | 17 | 8 | 6 | 3 |
9. | Общие вопросы содержания профессионального обучения | 15 | 7 | 5 | 3 |
10. | Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств | 15 | 7 | 5 | 3 |
11. | Методический анализ учебной информации | 20 | 10 | 6 | 4 |
12. | Проектирование учебных занятий по предмету | 20 | 10 | 6 | 4 |
13. | Перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям | 20 | 10 | 6 | 4 |
14. | Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения | 20 | 10 | 6 | 4 |
15. | Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе начального профессионального обучения | 20 | 10 | 6 | 4 |
16. | Методика проверки профессиональных знаний и умений | 20 | 10 | 6 | 4 |
Итоговая аттестация | 8 | ||||
ИТОГО | 280 |
Виды программ
Система дополнительного профессионального образования представлена следующими формами обучения:
- повышение квалификации – обновление и углубление знаний, умений и практических навыков, совершенствование деловых качеств работников;
- профессиональная переподготовка – расширение компетенций на базе полученного образования или обучение другой специальности ввиду отсутствия спроса на уже имеющуюся на рынке труда;
- тренинги, семинары, конференции, консультации, мастер-классы – интенсивные курсы освоения передового практического опыта.
Программы дистанционного дополнительного профессионального образования разрабатываются учебным учреждением на основе соответствующих ФГОС, квалификационных требований и профстандартов.
Повышение квалификации
Продолжительность курсов бывает разной, но по законодательству она не должна быть меньше 16 академических часов. Стоимость учебы зависит от престижности профессии и учебного заведения и в среднем составляет от 1 до 8 тысяч рублей. После успешной сдачи итоговой аттестации слушателю вручают документ о повышении квалификации:
- прошедшему курс менее 16 часов – сертификат;
- проучившемуся более 16 часов – удостоверение.
Удостоверения действительны неограниченный период, если по закону для определенной профессии или должности не предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.
Профпереподготовка
Условно программы профессиональной переподготовки делятся на 2 вида:
- получение дополнительной смежной квалификации – длительностью в 1,5–6 месяцев;
- приобретение новой компетенции, необходимой для ведения другого вида деятельности, – продолжительностью 1–2 года.
По окончании учебы выдается диплом о профессиональной переподготовке. Обучение в среднем стоит от 5 до 180 тысяч рублей.
Другие формы дистанционного обучения для получения дополнительного профессионального образования представляют собой виртуальное индивидуальное и групповое общение, в ходе которого участники курса обмениваются мнениями, идеями, информацией по определенному вопросу. Сертификаты, выдаваемые по окончании тренингов или семинаров, которые проходили в форме вебинаров, редко имеют значение при оценке работодателем профессионального уровня сотрудника. Как вариант – они учитываются в «накопительной системе», как у медиков, к примеру, когда за определенный период времени надо пройти установленное количество часов повышения квалификации, в том числе дистанционно.
Для дополнительного профессионального образования дистанционное обучение подходит как нельзя лучше
Обычно прием заявлений для поступления на онлайн-курсы ведется круглый год, что немаловажно для работающих специалистов. Занятия начинаются сразу после внесения слушателем оплаты – не надо дожидаться формирования группы или начала семестра
Учиться можно без отрыва от работы. Выпускники дистанционных программ получают стандартные дипломы о профессиональной переподготовке, не отличающиеся от документов, которые выдаются слушателям аналогичных очных курсов.
Каждый человек должен непрерывно развиваться и совершенствоваться: этот тезис особенно актуален применительно к его трудовой деятельности. Чтобы быть востребованным, строить успешную карьеру, нужно постоянно повышать квалификацию, расширять кругозор. Получение дополнительного профессионального образования дистанционно – наиболее экономный и удобный способ достижения этих целей.
Специфика семинаров и тренингов
Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии
Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков
На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.
Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.
В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.
Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.