Рыночное равновесие. равновесная цена. закон спроса и предложения
Содержание:
Что значит предложение товара или услуг. Величина предложения. График предложения
Предложение — это зависимость между ценой (P) и количеством (Q) товаров или услуг, которые производитель готов произвести для продажи в определенный период времени.
Предложение — это отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. На графике оно показано как кривая предложения. Чем выше цена, тем больше товара готовы произвести и выставить на продажу производители.
Каждая точка на этой кривой — величина предложения. Величина предложения — это количество товара, которое может быть продано по некой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
Например, если цены на нефть растут, страны-производители станут наращивать ее добычу. Величина предложения при этом вырастет — точка сместится вверх по кривой.
Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Излишек потребителя и производителя
Формирующиеся равновесная цена и равновесный объем позволяют как покупателям, так и продавцам получить дополнительную выгоду от проводимого обмена, и именно это представляет собой основную общественную пользу от формирования равновесной цены. Для того чтобы пояснить это положение, нужно будет использовать новую категорию — «дополнительная выгода потребителя», а также «дополнительная выгода производителя» и «общая выгода».
Таким образом, излишек потребителя является разностью между рыночной стоимостью товара, по которой его покупает потребитель, а также предельно возможной ценой, которую потребитель мог бы заплатить, приобретая данную продукцию. Излишек производителя, в свою очередь, представляет собой разность между присутствующей на данный момент рыночной ценой товара, а также минимально возможной ценой.
Если имеются равновесная цена и равновесный объем, выгода от обмена в конечном итоге идет как потребителю, так и производителю, поэтому все стараются добиться именно такого оптимального значения.
Что происходит при низких ценах?
Если цены фиксируются на достаточно низком уровне, то в таком случае покупатели не могут в конечном итоге найти такое количество товара, которое могли бы приобрести, при этом подобная ситуация просто не может оставаться в условиях рынка на протяжении длительного времени. Конечно, компании будут понимать, что домохозяйства начинают предъявлять все больший спрос к определенному количеству товарной продукции, вследствие чего производители начнут приобретать дополнительные производственные ресурсы, а также будут стараться расширить собственное производство, ведь каждая отдельная единица товара обеспечивает для них прибыль.
При этом не стоит забывать, что дополнительное расширение производства в краткосрочном рыночном периоде в любом случае повлечет за собой увеличения затрат на каждую единицу продукции, вследствие чего стоимость товара не будет подниматься. В связи с этим излишек спроса, а также значительная нехватка товара в конечном итоге будут мотивировать компании на дальнейшее расширение производства.
Неценовые факторы предложения
Чтобы изменилась вся кривая предложения, должен поменяться какой-то из неценовых факторов спроса.
К неценовым факторам спроса относятся:
-
Цены на ресурсы. Чем выше цены на факторы производства, тем выше издержки — от этого предложение становится меньше.
-
Число продавцов на рынке. Чем больше продавцов, тем выше предложение.
-
Цены на сопряженные товары. Например, при низких ценах на товары-заменители производство снижается, т.к. клиенты будут выбирать заменители.
-
Технология производства. От технологии зависит себестоимость товара — чем она выше, тем ниже предложение.
-
Ожидания изменения цен. Ожидая роста цен, производители будут наращивать производства, ожидая падения цен — снижать производство.
-
Налоги и дотации. Поддержка производителей со стороны государства увеличит предложение, высокие налоги приведут к снижению производства.
-
Природные условия. Например, засуха или дожди могут привести к падению урожая, снижению предложения сельскохозяйственной продукции.
Как найти равновесную цену и количество
Рыночное равновесие может быть рассчитано различными способами. В этой статье мы рассмотрим следующие методы.
- График спроса и предложения
- Кривые спроса и предложения
- Формулы спроса и предложения
График спроса и предложения
График спроса и предложения показывает выборку рыночного спроса и предложения, а также уровень цен, соответствующий различным этапам.
Ценовой уровень |
Количество спроса (QD) |
Количество поставки (QS) |
300 |
||
5 |
250 |
50 |
10 |
200 |
100 |
15 |
150 |
150 |
20 |
100 |
200 |
25 |
50 |
250 |
30 |
30 |
Где P = цена, QD = требуемое количество и QS = поставляемое количество,
В соответствии с цифрами в данной таблице количество рыночного равновесия равно 150, а рыночная равновесная цена равна 15. Это точка, в которой QD = QS для данных цифр.
Кривые спроса и предложения
Именно так экономисты используют кривые спроса и предложения, чтобы доказать рыночное равновесие. Это графическое представление поведения рынка и ясно показывает точку пересечения на самом графике.
Используя предыдущий график спроса и предложения, мы можем создать рыночное равновесие, как показано ниже.
Вы можете видеть конкурентное равновесие на приведенной выше кривой как 150 величин, и цена LKR15.00 на этой кривой синей цветной линией показывает рыночный спрос, а оранжевая цветная линия показывает рыночное предложение.
- П — цена
- Q — количество, требуемое и поставляемое
- S — кривая предложения
- D — кривая спроса
- QE — равновесная цена
Формулы спроса и предложения
На этом же примере давайте посмотрим, как рассчитать рыночное равновесие, как показано ниже.
QD = требуемое количество
QS = количество
P = цена
Условие: В точке равновесия требуемое количество равно поставляемому количеству.
QD = QS
Подставляя формулу спроса и предложения в данный пример, можно рассчитать равновесное количество и цену.
Формула спроса QD = a- bp
Формула снабжения QS = a + bp
является пересечением кривых спроса и предложения. Другими словами, это количество спроса и предложения по нулевой цене. б это наклон двух кривых. Это можно рассчитать по ΔQ / ΔP. Следовательно, уравнения спроса и предложения можно сформулировать следующим образом.
QD = 300 — 10P,
QS = 0 + 10P
Как найти равновесную цену
QD = QS
300-10p = 0 + 10P
300/20 = 20P / 20
P =15
Подставляя значения P и Q в уравнения спроса и предложения, можно найти равновесную цену и количество следующим образом.
QD = 300-10P QS = 0 + 10P
QD = 300-10x 15 QS = 0 + 10 × 15
QD = 150 QS = 150
Изменения провоцируют изменения
Возникновение каких-либо изменений в рыночном спросе или же предложении в конечном итоге приводит к тому, что равновесные цены исчезают. Таким образом, если увеличивается спрос, как стоимость, так и объем предлагаемой продукции автоматически будут возрастать. Точно так же, если при неизменном предложении спрос падает, должна упасть и стоимость продукции, вследствие чего в этом же направлении будет изменяться и равновесный объем.
Все это самые простые случаи, при которых меняются равновесные цены. Более сложные ситуации относятся к одновременному изменению и предложения, и спроса, то есть представляют собой объединение двух простых ситуаций. Исходя из этого, специалистами и проводится детальный анализ рынка.
Роль государства
В условиях так называемого огосударствления экономики используемые рыночные механизмы взаимодействия между предложением и спросом перестают работать. Именно по этой причине абсолютно другое состояние рынка присутствует как в нашей стране, так и во всех государствах СНГ. Рынок значительно деформируется вследствие воздействия на него госсистемы распределения, которая дополнялась «черным рынком», а также бартерным обменом.
Поведение производителей в данном случае не определяется рынком, а может только регламентироваться государственными органами. В подобной экономике полностью отсутствует какая-либо жесткая связь между ценой, а также спросом и предложением на те или иные виды продукции. Любые расширения производства в преимущественном большинстве случаев проводились без каких-либо анализов стоимости и перспектив спроса. Различные государственные органы в централизованном виде принимали решение, какие товары и в каком объеме нужно изготавливать, вследствие чего само государство, по сути, брало на себя рыночные функции.