Трасологическая
Содержание:
- Что это такое?
- Почему стоит обратиться в нашу компанию?
- Что говорится в законе
- Вопросы эксперту
- Общие положения методики проведения трасологических экспертиз
- Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
- Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний
- Как оспорить результат
- В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?
- Цели проведения экспертизы
- ○ Порядок трасологической экспертизы.
- Как оспорить выводы трасологии
Что это такое?
ТЛЭ – это часть криминалистики, в рамках которой изучаются и восстанавливаются факты произошедшей аварии. Не всегда ДТП попадает на камеры видеонаблюдения, не всегда есть свидетели и иные знающие лица, в результате чего установить автомобиль,попавший в аварию не представляется возможным.
Нередко ДТП со смертельным исходом заканчиваются бегством водителя и в том случае, когда нет каких-либо свидетелей, помочь в установлении личности нарушителя может назначенная экспертиза.
ВНИМАНИЕ !!! Таким образом, данная экспертиза в первую очередь входит в область криминалистики и применяется при расследовании органами предварительного расследования. Уполномоченное должностное лицо задает конкретные вопросы эксперту, который на основании имеющийся информации путем использования специальных средств старается дать на них ответ
Однако полученные сведения могут использоваться и в других случаях, когда есть необходимость просто установить особенности произошедшего.
На основании проведенной экспертизы можно получить следующую информацию:
следы ТС, в том числе от торможения, заноса, буксировки и любые другие;
размер ТС, примерную модель
Определив тип ТС можно значительно сузить круг искомых автомобилей, что крайне важно при поиске виновника;
примерную скорость движения, длину тормозного пути, направление движения после совершения ДТП.. Любое ДТП сопровождается повреждениями из-за чего на дороге остаются следы, углубления
Изучение данных элементов позволяет получить примерную информацию о произошедшем. Говорить о точности полученных сведений довольно сложно, поскольку на результаты экспертизы влияет большое количество факторов
Любое ДТП сопровождается повреждениями из-за чего на дороге остаются следы, углубления. Изучение данных элементов позволяет получить примерную информацию о произошедшем. Говорить о точности полученных сведений довольно сложно, поскольку на результаты экспертизы влияет большое количество факторов.
Почему стоит обратиться в нашу компанию?
Компания «Стратегия оценки» станет вашим надежным помощником в случае, если вы попали в сложную ситуацию и вам потребовалась экспертиза. Мы предлагаем не только обслуживание на высоком качественном уровне, но и большой перечень других положительных сторон:
- детальные консультации по юридическим и сложным экспертным вопросам;
- стоимость услуг не превышает среднерыночную при исключительном качестве услуг;
- компания располагает собственной базой оборудования;
- у нас работают только квалифицированные и опытные эксперты;
- экспертиза проводится в сжатые сроки.
Обратитесь за помощью в нашу компанию и ваша проблема будет решена в одном месте – мы готовы предложить дальнейшее юридическое сопровождение экспертизы и защиту своих заключений в судах.
Контакты
Телефоны
+7 (495) 222-85-71
Адрес
г.Москва Варшавское шоссе д.
Что говорится в законе
Правила проведения судебно-трасологической экспертизы закреплены в ГОСТе Р 57428-2017. Нормативный акт дает понятие этого вида экспертной оценки и описывает случаи, когда обойтись без такого исследования нельзя. В соответствии с законодательными нормами РФ, эксперты обязаны изучить ситуацию и дать заключения, по требованию любой из участвующих сторон.
Стать инициаторами проверки могут сотрудники правоохранительных органов, представители судебной инстанции, адвокаты потерпевшего или виновника, сотрудники страховой компании.
Зачастую назначение экспертизы выполняется в случаях, когда серьезно пострадало одно или более транспортное средство, а также в случаях получения травм разной тяжести участников ДТП. По результатам исследований могут квалифицироваться действия виновного, на основании чего присуждается размер наказания.
При проведении транспортно-трасологической экспертизы специалисты опираются не только на ГОСТ Р 57428-2017, но также на:
- Статьи 195-207 главы 27 УПК РФ;
- Статьи 79-87 ГПК РФ;
- Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001г.;
- Статьи 82-87 АПК РФ;
- Статьи 26.4-26.5 КоАП РФ.
Каждый из указанных документов регулирует ряд вопросов по назначению, порядку проведения и вынесения заключения о проведенном исследовании.
Что это и когда она необходима
Трасологическая экспертиза – это специфическое исследование, направленное на изучение следов на месте ДТП, с целью всесторонней оценки ситуации. В ходе работы эксперты определяют откуда взялись отпечатки, кому они принадлежат и в результате каких действий были сделаны.
Специалисты могут также понять порядок возникновения следов, что позволяет восстановить картину произошедшего и с большой долей вероятности выяснить степень виновности всех участников дорожно-транспортного происшествия.
Необходимость в проведении экспертной оценки произошедшего возникает в следующих случаях:
- Водители дают разные показания о случившемся, из-за чего невозможно понять, как обстояло дело на самом деле. Такие ситуации не редкость, а разность версий не дает возможности правильно оценить ДТП, а значит может привести к применению мер наказания невиновного лица. Только эксперты могут расставить все акценты и описать случившееся максимально непредвзято.
- Требуется определить кому принадлежат те или иные следы и как они были оставлены. Этот пункт чаще всего используется страховыми компаниями, когда они сомневаются, что в аварии участвовали заявленные авто. Трасологическая экспертиза поможет исключить мошеннические схемы.
- Требуется установить виновника аварии. Сопоставление следов и отпечатков помогает отмотать ленту событий назад и понять кто или что спровоцировало дорожно-транспортное происшествие.
Грамотное проведение экспертной оценки позволяет установить правду и влияет на ход судебного производства.
Какие вопросы решает
Специалисты, высказывающие свое экспертное мнение, выполняют идентификацию следов и их диагностику. В результате проведения транспортно-трасологической экспертизы решается ряд важных вопросов. В частности, исследование определяет:
- какие есть следы и отпечатки;
- когда они появились – до аварии, после нее или в результате ДТП;
- что и как их образовало;
- насколько отпечатки пригодны к идентификации;
- в какой последовательности они появлялись;
- насколько технически исправным было состояние транспортных средств, участвующих в аварии;
- какие причинно-следственные связи повлекли зафиксированные последствия.
Все эти вопросы обязательно выясняются в ходе стандартной процедуры. В некоторых случаях специалистам приходится идти еще дальше, чтобы распутать весьма неоднозначные случаи.
Качественное исследование подразумевает фиксацию огромного количества данных с места аварии и/или объектов ДТП. Эксперты учитывают также показания как самих участников, так и свидетелей произошедшего.
Вопросы эксперту
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
- какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
- какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
- соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
- исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
- действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
- являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
- перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
- принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
- следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
- найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
Примерный список:
- в каком ряду произошло ДТП?
- на какой полосе движения произошло ДТП?
- ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
- как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
- под каким углом произошло столкновение?
- какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
- в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
- в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?
Общие положения методики проведения трасологических экспертиз
Методика трасологической экспертизы состоит из системы методик, способов и приемов, а также различных технических средств, которые применяются для исследования различных объектов и предметов в рамках проводимой экспертизы.
Объекты трасологической экспертизы делятся на следующие группы:
1) Вещественные доказательства (следы преступления);
2) Материальная обстановка места преступления;
3) Процессуальные документы, содержащие в себе обстановку места происшествия (например — протокол осмотра места происшествия);
4) Материалы справочного характера;
5) Образцы (характеризующие отдельные виды объектов или отображающие свойства проверяемых объектов).
Объекты прямо и косвенно участвующие в идентификации делятся на:
1) Идентифицируемые объекты, в отношении которых решается вопрос о тождестве;
2) Идентифицируемые объекты, которые отражают свойства других объектов, а вот сами эти объекты отождествлению не подвергаются.
К идентифицируемым объектам относятся: люди, помещения, предметы, животные, механизмы и др.
Стадии трасологической экспертизы:
1) Предварительное исследование;
На этом этапе эксперт знакомится с материалами, поступившими на исследование, производит осмотр объектов, производит проверку соответствия их постановлению (описанию) следователя, далее эксперт производит фотосъемку упаковки и внешнего вида объекта. После этого эксперт должен составить план дальнейших исследований.
2) Детальное исследование;
На стадии детального исследования эксперту предстоит выявить идентификационные признаки объекта, которые должны отображать свойства идентифицируемого объекта. Среди видов идентификационных признаков выделяют: признаки группового и индивидуального значения. Также признаки подразделяются на общие и частные, общие признаки характеризуют объект в целом (конструкция, форма, масса и др.), а частные признаки характеризуют детали и части объекта.
По характеру связи с идентифицируемым объектом признаки делятся на необходимые и случайные признаки.
По времени возникновения признаки делятся на признаки, появившиеся во время разделения объекта на части и признаки, возникшие до его разделения.
По характеру оценки частоты встречаемости признаки делятся на статистически определяемые и субъективно определяемые признаки.
Также стоит сказать об идентификационном периоде, в течение которого можно произвести идентификацию объекта по его отображениям. На стадии детального исследования может производиться непосредственно сам эксперимент, а также сравнительное и раздельное исследование.
3) Оценка результатов и формулирование выводов;
На данной стадии оценки эксперт должен оценить и сопоставить выявленные совпадающие и различающие признаки и впоследствии сформулировать выводы.
Выводы эксперта должны быть четко сформулированными и не иметь двоякого смысла, выводы должны содержать четкий ответ и пояснения на поставленный вопрос или задачу. В том случае, если эксперт не может решить вопрос, то он должен дать соответствующие пояснения и указать причины невозможности решить поставленную задачу.
Выводы эксперта подразделяются на выводы содержащие ответ на поставленный вопрос, и выводы, которые указывают на возможность решения вопроса.
Также выделяют условные и безусловные выводы, положительные и отрицательные, категорические и вероятные, а также однозначные и альтернативные.
4) Оформление материалов исследований.
На стадии оформления материалов исследований эксперт составляет письменное заключение в соответствии с процессуальными требованиями, вытекающими из требований УПК РФ и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности». Этот документ должен иллюстрироваться схемами и фотоснимками, документирующими экспертные находки и выводы.
Классификация трасологических экспертиз — ТОП-7 основных видов
Трасологическая экспертиза проводится в отношении предметов, механизмов и живых существ. Мы рассмотрим основные виды трасологических исследований и их специфику. Все они в той или иной мере могут быть применены в отношении расследования обстоятельств и причин ДТП.
Вид 1. Гомеоскопическая экспертиза
Это изучение различных по происхождению следов человека.
Например:
- отпечатков пальцев;
- зубов;
- следов ног;
- следов обуви;
- различных частей тела;
- следов перчаток и других элементов одежды.
Характер отпечатков многое скажет о человеке, который их оставил. Это не только очевидные физические параметры (например, размер ладони или стопы), но и его пол, рост, возраст и т. д.
Можно узнать и другие вещи, которые для неспециалиста будут совсем удивительными. Например, особенности походки, шел человек или бежал и т. д.
Вид 2. Механоскопическая экспертиза
Механоскопическое исследование изучает следы и отпечатки от предметов и повреждения, найденные на вещах.
Категории и объекты механоскопической экспертизы:
№ | Категория | Объекты и раскрываемые вопросы |
1 | Орудия и инструменты | Предметы, которыми пытались что-то вскрыть или взломать — в каком направлении двигалось орудие, положение объектов по отношению друг к другу и т. д. |
2 | Механические повреждения одежды | Чем они были сделаны, особенности этого предмета и т. д. |
3 | Узлы и петли | Каким способом они были завязаны, нужны ли для этого профессиональные навыки, сделал их правша или левша и т. д. |
Вид 3. Экспертиза замков
При этом исследуются как основные характеристики замков, так и их состояние на момент экспертизы.
Вопросы, на которые отвечает экспертиза замков:
- можно ли считать замок исправным;
- пригоден ли он для отпирания и запирания;
- имеются ли на нем признаки взлома;
- если замок пытались вскрыть, чем это делали (отмычкой или ключом).
Исследование покажет, как давно замок эксплуатируется. Можно сделать выводы и о том, эксплуатировался ли он вообще или же когда-то его заперли и долгое время не трогали.
Вид 4. Изучение пломб
Основная цель исследования пломб — проверка их целостности.
В этом виде исследования рассматриваются вопросы:
- Пытались ли сорвать пломбу?
- Наложена она один раз или же ее вскрывали и наложили повторно?
- Принадлежат ли оттиски на пломбе данному пломбиру?
- Если пломбу вскрывали, имеют ли к этому отношение представленные для следствия инструменты?
- Можно ли извлечь проволоку из данной пломбы, не нарушая поверхности пломбы?
Вид 5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах
Это исследование проводится, чтобы определить отношение предмета к оборудованию.
Здесь перед экспертом встают такие вопросы:
- На каком оборудовании был изготовлен предмет исследования?
- Какие станки и механизмы применялись при изготовлении?
- Если для исследования имеется конкретный станок, устанавливается, на нем ли было изготовлено изделие.
- Определяется, изготовлены ли исследуемые предметы на том же оборудовании, что и другие аналогичные предметы, которые изъяли у подозреваемого.
Об «Оценке оборудования» на нашем ресурсе есть отдельная статья.
Вид 6. Транспортная экспертиза
Изучение следов транспортных средств предполагает исследование отпечатков шин, царапин, вмятин и прочих повреждений. Транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП проводится обычно тогда, когда стороны не могут прийти к общему мнению по поводу объема повреждений.
Еще одна распространенная причина — это отказ страховой компании оплачивать возмещение ущерба (или стремление снизить реальную сумму) ввиду того, что повреждения на автомобиле не соответствуют обстоятельствам аварии или автомобиль вообще не участвовал в данном ДТП.
Статья «Независимая экспертиза после ДТП» расскажет об этом более подробно.
Вид 7. Исследование отпечатков животных
Здесь изучаются следы от лап. В область внимания попадают и следы от подков.
В ходе этого исследования решаются задачи:
- какое животное оставило следы;
- было ли это одно существо или несколько;
- в каком направлении двигалось животное.
Кроме следов от лап исследуются и отпечатки зубов.
Где заказать трасологическую экспертизу — обзор ТОП-3 экспертных компаний
В этом разделе уделим внимание нескольким крупным компаниям, которыми производится трасологическая экспертиза. Не забывайте, что стоимость каждого исследования будет рассчитываться индивидуально
1) Компания «Атлант Оценка»
Организация работает с 2001 года и накопила уже большой опыт в проведении трасологической и других видов экспертиз, в которых возникает необходимость в случае причинения ущерба автомобилю.
Компания — член Российского Федерального центра судебной экспертизы, а ее эксперты — участники ассоциаций оценщиков. Для экспертизы используется лицензионное программное обеспечение. Все услуги оказываются очень оперативно.
Обращайтесь к специалистам прямо на сайте:
- задавайте вопросы автоэксперту;
- получайте профессиональную помощь юриста;
- наиболее важные и экстраординарные вопросы направляйте напрямую директору.
2) Центр независимых экспертиз, оценки и технических исследований «Паритет-Консалтинг»
Здесь берутся даже за самые сложные и нестандартные задачи. Все эксперты компании имеют профильное образование и дипломы о подтверждении квалификаций. Все они внесены в реестр экспертов-техников министерства юстиции РФ.
Кроме результатов экспертиз и оценок, вы можете при необходимости получить юридическое сопровождение, помощь и консультацию. А также рецензию на судебную экспертизу, если качество и достоверность таковой вызывают сомнения.
Цена за каждый вид услуг указана в прайс-листе на сайте. Кроме того, компания предлагает бесплатную предварительную оценку ситуации, которая позволит вам определить целесообразность проведения трасологической экспертизы. Для этого материалы и вопросы нужно просто отправить по электронной почте.
3) Экспертно-правовое бюро «Honest»
Учреждение специализируется на проведении судебной и досудебной экспертиз транспортных средств в Москве, Санкт-Петербурге и их областях.
Более чем 10-летний опыт и команда из 20 экспертов высшей категории позволяют не сомневаться в качестве проводимых здесь исследований. Более 300 результатов предоставляется в различные суды каждый месяц.
Если вам понадобилась трасологическая экспертиза, вопросы эксперту вы можете задать непосредственно в офисе, по телефону, оправив по электронной почте.
В случае проигранного процесса вам возместят до 80% затраченных средств. Хотя в практике компании зафиксирован всего 1 такой случай.
Как оспорить результат
Оспаривание результатов проведенной экспертизы возможно. Так как трасология нередко проводится по инициативе страховой компании с целью отказа в произведении выплат или вторым участником, в интересах которого доказательство собственной невиновности, инициатива обжалования полученных данных может исходить от первого участника аварии, имеющего сомнения в достоверности материалов.
Вследствие того, что проведение исследования задокументировано, оспаривание подразумевает обращение несогласной стороны в судебную инстанцию. Как оспорить результат, зависит от нюансов полученного экспертного заключения. В ряде случаев необходимость в проведении повторного исследования может отсутствовать, например, из-за грубых ошибок в первичном документе.
В иных ситуациях лицу, несогласному с результатами, требуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы, определение о назначении которой выносится судом. Далее постановление о результатах первой и повторной процедур будет вынесено на основании оценки и детального изучения предоставленных материалов.
В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?
К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:
- Определить источник какого-либо повреждения;
- Установить виновное лицо.
Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.
Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы
Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП
Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:
- Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
- Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
- Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
- Механика аварии и возникновения повреждений;
- Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
- Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.
Для справки! Эксперт не отвечает на вопрос о том, кто виноват. Это решает суд на основе тех данных, включая и заключение эксперта, которым располагает следствие.
Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.
Цели проведения экспертизы
Чаще всего экспертиза назначается, когда имеются определенные вопросы, получить ответы, на которые обычными способами не представляется возможным.
На практике экспертиза проводится в следующих случаях:
- выявление виновника произошедшей аварии, когда показания расходятся, а других способов получения информации нет. Экспертиза будет особенно необходимой, когда совершенное правонарушение/преступление повлекло причинение вреда здоровью людям;
- изучение особенностей причинение повреждений автомобилю. Чаще всего проводится в коммерческих организациях, например, в страховой, чтобы определить виновника и принять решение о необходимости предоставление выплаты;
- выявление иных особенностей, порядка, скорости столкновения;
- установление причастности автомобиля к конкретной дорожной ситуации. В таком случае образец следа сравнивается с уже имеющимся на основании чего дается заключение.
Могут быть и другие цели проведения экспертизы, которые зависят от конкретной ситуации.
○ Порядок трасологической экспертизы.
Проведение трасологической экспертизы проходит в несколько этапов, каждый из которых способствует правильному и компетентному установлению всех обстоятельств аварии. В их числе:
- Подготовительный этап, в рамках которого должны быть собраны все необходимые документы, на основании которых проводится экспертиза.
- Ознакомление эксперта с представленной документацией.
- Проведение необходимых действий на непосредственном месте ДТП (фотосъемка, фиксация и измерение следов, изъятие каких-либо частиц и материалов, оставшихся на месте аварии).
- Визуальный осмотр транспортных средств, участвовавших в происшествии.
- Детальный осмотр деталей и агрегатов автомобиля (при этом автомобиль может подвергаться частичному разбору, если это необходимо для правильной оценки характера повреждений той или иной детали транспорта).
- Воссоздание картины аварии (в настоящее время данный этап, как правило, выполняется путем компьютерного моделирования для наглядности).
- Подготовка отчета по результатам проведенной трасологической экспертизы.
Инициатором проведения данной экспертизы может выступать любой участник аварии, страховая фирма, суд (при наличии судебного спора гражданско-правового характера между участниками ДТП или страховой компанией и ее клиентом), правоохранительные органы (если авария послужила основанием возбуждения уголовного дела).
Как оспорить выводы трасологии
Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.
На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах
Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.
Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.
Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.
Как решает суд споры по трасологической экспертизе
Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.
Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).
Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.