Порядок утверждения и применения учетной политики для целей налогообложения
Содержание:
- Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме
- Подготовительный этап разработки учетной политики
- Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?
- Учетная политика по-новому
- Как составить учетную политику
- Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику
- ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ» (ПБУ 21/2008)
- Кто разрабатывает и утверждает учетную политику
- Структура учетной политики
- И еще из полезного для бухгалтера
- Утверждение учетной политики
Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме
Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.
Сокращённый план счетов
При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:
- для производственных запасов — счёт 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16;
- для затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) — счёт 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44;
- для готовой продукции и товаров — счёт 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45;
- для дебиторской и кредиторской задолженностей — счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 71, 73, 75, 76, 79;
- для денежных средств в банках — счёт 51 «Расчётные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57;
- для капитала — счёт 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 и 83;
- для финансовых результатов — счёт 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99.
Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.
Первичные документы и бухгалтерские регистры
Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.
При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни.
При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров.
Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.
Учёт доходов и расходов
При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом, то есть признавать:
- доходы — сразу при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;
- расходы — в момент погашения задолженности перед продавцом или исполнителем, при этом товар должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).
Обычно этим упрощением пользуются организации, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН.
Упрощённая отчётность
При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.
Сдают упрощённую бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.
Начиная с отчётности за 2021 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.
Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». В нём план счетов и бухотчётность для малого бизнеса упрощённые, а нетиповые факты хозяйственной жизни оформляются бухгалтерскими справками. Бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС.
Подготовительный этап разработки учетной политики
Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:
- заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
- передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.
Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:
- максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
- обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.
Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).
ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н)
Нужно ли все-таки утверждать каждый год учетную политику?
Таким образом, законодательно–нормативные акты не содержат требований об утверждении каждый календарный год учетную политику.
Решение об утверждении учетной политики на новый календарный отчетный год принимается самим субъектом. Организация-компания самостоятельно устанавливает и закрепляет процедуру утверждения учетной политики либо ежегодно, либо по мере необходимости.
При принятии данного решения субъектом необходимо учитывать следующие факты:
|
При возникновении отдельных фактов, учетную политику нужно будет пересматривать в полном объеме, например, принято решение категорически поменять учет либо налоговый, либо бухгалтерский.
При внесении изменений в учетную политику необходимо:
1.Подготовить текст, который содержит изменения с объяснением причин внесения изменений;
2.Установить дату с которой будут действовать соответствующие изменения;
Важно!!! Если изменения в УП вносятся в связи с изменением законодательства, то можно менять УП с той даты, когда вступили в силу изменения в нормативно-правовом акте. А вот добровольно-самостоятельные изменения следует делать исключительно с начала нового отчетного (налогового) периода.. 3.Осуществить проверку не нарушаются ли отдельные пункты, утвержденной ранее политики;
4.Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта
3.Осуществить проверку не нарушаются ли отдельные пункты, утвержденной ранее политики;
4.Изменения утверждаются приказом руководства, который является неотъемлемой частью имеющегося приказа по Учетной политики субъекта.
Пример внесения изменений в учетную политику в части налогового учета с 01.01.2021г.
С 01.01.2021 вступят в силу изменения в ст. 164 НК, которые увеличат ставку НДС с 18% до 20%. В связи с данным повышением, законодатели подготовили новую форму декларации по НДС.
Таким образом, изменения в законодательстве, обязывающие откорректировать применяемую юридическим лицом УП с 2021 года, есть
И прежде всего необходимо урегулировать вопрос с переходным НДС, например, при получении авансов в 2021 году НДС рассчитывается исходя из ставки 18/118, а при реализации товаров в 2021 году уже нужно будет рассчитать налог исходя из ставки в 20%.
Причем все поправки на 2021 год делают до 31 декабря 2021г.
Важно!!! Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника)
Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008
Новшество с 01.01.2021г. в учетной политике.
Минфин России издал приказ от 30 декабря 2017 г. № 274н. Приказ определил стандарт ведения бухгалтерского учета государственных и автономных учреждений, который все они обязаны применять с 1 января 2021 года, в том числе при: составлении бюджетной отчетности, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности; ведении бухгалтерского учета. Этим стандартом в том числе предусмотрена обязанность таких организаций публиковать свою учетную политику на официальных сайтах в интернете и подробно раскрывать ее положения в отчетности. Кроме того, при необходимости, организации при изменении учетной политики должны пересмотреть сравнительные показатели отчетности прошлых лет. Поэтому Минфин России в письме от 31 августа 2021 г. № 02-06-07/62480 напомнил, что теперь как учетная политика организации, так и все ее изменения являются объектом внимания со стороны контролирующих органов. В письме приведены методические рекомендации, с помощью которых можно (и нужно!) скорректировать учетную политику с учетом требований нового СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
Учетная политика по-новому
Итак, составлять документ по новым правилам придется всем бюджетникам, так как новый стандарт обязаны применять все представители государственного сектора. Но пугаться не стоит: несмотря на то что предстоит переписать документ полностью, содержание Учетной политики не поменялось.
1. Расширены нормативные основы.
В первую очередь, отметим, что документ следует составлять на основании действующих положений законодательства, ФСБУ, а также учитывать положения учетной политики учредителя. Простыми словами, теперь документ должен соответствовать не только законодательным требованиям и федеральным стандартам, но и равняться на учредителя, учитывая все особенности специфики конкретной сферы деятельности.
2. Определен круг ответственных.
С нового года определено лицо, ответственное за составление УП. Положения ФСБУ закрепляют, что ответственным лицом может быть главбух или же иной работник, на которого были возложены обязанности по ведению бухучета в учреждении
Обратите внимание, что если бухучет в организации ведет сторонняя организация, например централизованная бухгалтерия, созданная учредителем, то составить учетную политику на 2019 год обязана эта самая сторонняя организация. Данное условие придется закрепить в договоре на оказание бухгалтерских услуг
Утверждает новый документ, как и ранее, руководитель учреждения. Напомним, что необходимо опубликовать обновленную учетную политику на официальном сайте организации в Интернете.
3. Структура документа сохранена.
- методы оценки объектов бухучета — однако расписывать все доступные способы не нужно, описывать необходимо только те методы, которые будем использовать в работе; учитывайте положения новых ФСБУ;
- рабочий план счетов учреждения — все счета по действующим инструкциям вносить не обязательно, обозначьте только те, на которых будут отражаться операции;
- порядок проведения инвентаризации активов — теперь определяйте алгоритм с учетом прямых рекомендаций учредителя, установите алгоритм в соответствии с Учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
- правила документооборота — необходимо определить, каким образом структурные подразделения будут взаимодействовать между собой, чтобы обеспечить своевременное поступление документов в бухгалтерию;
- организация внутреннего финансового контроля — допустимо все положения о финконтроле отнести в отдельное положение, которое следует оформить отдельным приложением к УП;
Иные разделы раскрывайте по аналогии с положениями законодательства, ФСБУ, иными нормативно-правовыми актами, а также руководствуйтесь УП учредителя.
4. Вносите изменения своевременно.
Изменить положения УП можно не только с начала отчетного периода. Так, законодатели предусмотрели несколько вариантов, когда придется скорректировать документ:
- изменение законодательства о бухучете: например, внесены существенные изменения в закон №402-ФЗ;
- условия деятельности субъекта (организации) значительно измены: например, была проведена реорганизация субъекта;
- применение новых способов, методов и форм учета, которые позволят получить достоверную и релевантную информацию для отчетности.
А вот отдельные поправки и корректировки УП нельзя назвать изменением, к таковым следует относить утверждение новых правил, которые будут применяться к операциям, которые встречаются в деятельности субъекта впервые. Также не считают изменением утверждение порядка применения правил в части отражения фактов хоздеятельности, отличных по существу от фактов, совершаемых ранее.
5. Исправление ошибок.
Необходимо раскрыть порядок исправления ошибок в бухучете учреждения
Обратите внимание, что способы исправления ошибок напрямую зависит от периода, в котором была обнаружена эта самая неточность
6. Оценочные значения.
Также в Учетной политике следует определить новый термин «оценочные значения». Новый показатель следует использовать при расчетах, когда конкретное значение получить невозможно либо затруднительно, и в работе используются приблизительные значения. Изменения оценочных значений — это корректировка показателя, с учетом определенных факторов и изменений методов учета.
Это самые основные изменения, которые необходимо учесть при составлении документа. Как видим, нововведений много, однако кардинальных изменений нет. Сущность и ключевые методы учета сохранены. Суть вводимых корректировок — это сближение коммерческого и бюджетного учета. Напомним, что в настоящий момент данные виды БУ имеют многочисленные характерные особенности и отличия.
Не забудьте опубликовать на официальном сайте учреждения новый документ.
Как составить учетную политику
Не существует универсальной учетной политики, подходящей для всех без исключения компаний. Чтобы грамотно составить этот документ, потребуется учесть не только все проводимые компанией операции, но и планируемые в предстоящем периоде, чтобы охватить весь спектр необходимых способов оценки и учета активов и обязательств. Кроме того, учетная политика 2021 года должна предусматривать сроки и алгоритм проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также описывать процедуру контроля за хозяйственными операциями.
Процесс разработки этого документа начинается с анализа допускаемых законодательством способов учета с целью рационального выбора наиболее подходящего для компании с учетом специфики ее работы.
Например, учетная политика строительной компании, осуществляющей капитальное строительство по долгосрочным договорам, обязательно должна описывать порядок признания выручки и расходов по указанным договорам в соответствии с требованиями ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина от 24.10.2008 № 116н). А торговой фирме это ПБУ при разработке учетной политики не потребуется, потому что специфика ее деятельности иная. При этом последней в своей учетной политике 2021 года придется обязательно прописать иные пункты. Например, отразить нюансы формирования коммерческих расходов или специфику учета разнообразных скидок и надбавок к цене товара. Также необходимо отобразить порядок учета ТМЦ и обязательств по новым ФСБУ.
При этом и в строительной, и в торговой компании могут быть одинаковые подходы, например, к методам начисления амортизации ОС и НМА или правилам списания МПЗ.
О том, как составить налоговую учетную политику у заказчика строительства, мы рассказывали здесь.
Перечень всех действующих ПБУ смотрите здесь.
Объем учетной политики зависит от многих обстоятельств: видов активов и обязательств, разнообразия уплачиваемых налогов и иных нюансов. Например, если у компании отсутствует собственное имущество на балансе, ее учетная политика не будет содержать описания методов расчета амортизации и раздела, посвященного расчету налога на имущество.
Нужно ли ежегодно утверждать учетную политику
Когда в учетной политике организации разработанные положения соответствуют действующему законодательству, то ссылаясь на нее можно выиграть споры с проверяющими органами. Однако, если учетная политика будет противоречить законодательству, то положения ее можно считать недействительными.
Кроме того, налоговая может доначислить налоги. Поэтому организациям нужно тщательно следить за тем, какая политика у них действует в настоящее время и соответствуют ли ее положения действующим законодательным актам.
В статье подробно разберем цели учетной политики, а также какие положения в ней следует предусмотреть для того, чтобы избежать споров с налоговыми органами.
Ежегодно менять или составлять новую учетною политику не нужно. Сделать это потребуется только тогда, когда произошли изменения в законах. К примеру, Налоговый кодекс предусмотрел для компаний выбрать один из способов учета.
Составить политику заново потребуется, например, когда компания меняет способ учета. Однако утверждать учетную политику каждый раз вовсе не обязательно. Для этого можно внести нужные изменения, издав соответствующий приказ.
Изменения в учетную политику требуется вносить только в том случае, если они касаются тех способов учета, которые применяет организация. Например, организация не создает резервов в налоговом учете. Тогда даже при появлении новых правил по их созданию прописывать это в учетной политике не нужно (
Следует помнить, что оштрафовать на не внесение изменений в учетную политику не могут. Главное, чтобы учет в организации осуществлялся по новым правилам.
Для того, чтобы внести изменения в политику, действовать нужно следующим образом:
- Первоначально готовят текст, содержащий изменения и их обоснование;
- Определяют дату вступления изменений в силу;
- Проверяют не нарушается ли время применения отдельных методов;
- Подготовленные изменения утверждают приказом руководителя.
Обязанность по ведению бухучета существует у каждой организации, независимо от того, является ли она малым бизнесом. Однако, операции компании вправе отражать разными способами.
Такие способы, применительно к своей организации и нужно закрепить в учетной политике, а значит составлять такой документ нужно абсолютно всем компаниям.
Штраф за то, что в организации нет учетной политики составляет 200 рублей. Но, налоговые органы при проверке могут произвести свой расчет расходов, так как утвержденного способа в учетной политике компании не существует.
Учетная политика и бухгалтерская программа
Некоторые компании не уделяют особого внимания учетной политике и используют разработанные шаблоны ежегодно. Кроме того, изменения в законодательстве такие организации также не вносят.
Настроенная бухгалтерская программа по такой учетной политике будет формировать операции по устаревшим алгоритмам. Распространена также и такая ситуация, когда в политику изменения внесли, а в программу нет. Такая ошибка в учете является одной из самых распространенных.
Последствия по таким ошибка достаточно серьезные, компании могут грозить штрафы приличных размеров.
Расхождения наиболее часто встречаются при проверке:
- Прямых расходов, а именно порядок их списания;
- Способа учета запасов;
- Списания транспортных расходов.
Учетная политика для целей налогообложения
Для налогообложения учетная политика представляет собой способы ведения учета, которые в себя включают: первичное наблюдение, стоимостное измерение, группировку показателей текущую и итоговую.
Приказ об утверждении учетной политики составляется в произвольной форме, так как законодательно утвержденной формы нет.
Кто должен разрабатывать учетную политику тоже не имеет значения, сделать это может не только бухгалтер (причем, как главный, так и рядовой), но и руководитель (
Прямые расходы в учетной политике
Организации, оплачивающие налог на прибыль, должны закрепить в учетной политике все прямые расходы. Перечень расходов должен совпадать с тем списком, который есть в бухгалтерской программе.
Если два этих перечня совпадать не будут, то учтенные в программе расходы будут списаны как косвенные. Примером могут служить расходы на заработную плату.
Если в учетной политике сказано, что вся зарплаты относится к прямым расходам, а в программе только зарплата подразделения, то разница будет списана в косвенные расходы.
ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «ИЗМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ» (ПБУ 21/2008)
(в ред. Приказа Минфина РФ )
1. Настоящее Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) (далее — организации), информации об изменениях оценочных значений. (в ред. Приказа Минфина РФ )
2. Для целей настоящего Положения изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.
3. Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.
Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения.
Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.
4. Изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
5. Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.
6. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:
— содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
— содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.
Кто разрабатывает и утверждает учетную политику
УП формирует главный бухгалтер компании или другой сотрудник, на которого возложено ведение бухучета. В соответствии с ПБУ 1/2008 в УП прописывают:
- рабочие счета, которыми организация будет пользоваться для ведения учета;
- формы первичных документов, внутренних документов и учетных регистров;
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки имущества и обязательств;
- порядок документооборота;
- основы контроля за операциями;
- другие решения для организации бухучета.
Руководитель в разработке не участвует, если только сам не захочет. Но он должен прочитать и утвердить готовый документ.
Налоговая просит показать учетную политику при проверке. И у компаний нередко появляются проблемы с контролирующими органами, когда выясняется, что приказа об утверждении УП нет и не было. При этом приказ не только подтверждает согласие руководителя на применение УП, но и определяет лиц, ответственных за соблюдение правил, утвержденных в политике.
Стандартной формы приказа нет, поэтому составить его можно произвольно. Но в нем должны быть обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления, подпись. Положения учетной политики прописываются в тексте приказа или прикрепляются к нему в виде приложений.
Структура учетной политики
Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.
Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.
Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:
- организационно-технический;
- методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
- методологический для целей налогообложения.
Важные пункты учетной политики приведены в таблице:
Организационно-технический раздел |
|
Способ ведения учета |
Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер. |
Форма учета |
Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная. |
Рабочий план счетов |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Формы первичных учетных документов |
Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении. |
Право подписи первичных учетных документов |
Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях. |
Формы бухгалтерских регистров |
Перечень и форму регистров укажите в приложении. |
График документооборота |
Утверждается отдельным приложением к учетной политике. |
Инвентаризация |
Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций. |
Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета |
|
Промежуточная бухгалтерская отчетность |
Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности. |
Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров |
Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО). |
Доходы и расходы организации |
Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев). Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства. |
Учет расчетов по налогу на прибыль |
Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет. |
Создание фондов и резервов |
Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд. |
Учет основных средств |
Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки. |
Методологический раздел для целей налогообложения |
|
Источники данных для налогового учета |
Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике). |
Метод амортизации ОС |
Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве |
Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО). |
Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль |
Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно). |
Метод признания доходов и расходов |
Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения). |
Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам |
Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально. |
Определение перечня прямых расходов |
Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ) |
И еще из полезного для бухгалтера
Как не отвечать за чужую ошибку
26 июля 2021 года в закон о бухгалтерском учете внесено дополнение о том, что все сотрудники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера (или лица, ответственного за ведение бухучета) в отношении оформления и представления первичных учетных документов.
Требование об устранении выявленного нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений бухгалтер должен предъявить сотруднику в письменной форме.
В учетной политике на 2021 год бухгалтеру стоит использовать такую возможность: закрепить это условие, утвердить форму (бланк) письменного требования главного бухгалтера сотруднику, прописать порядок выставления таких требований, сроки их выполнения, ответственность и другие условия.
Все документы и сведения — в бухгалтерию!
В 2021 году, честно сказать, удивила негативная судебная практика, подтвердившая правомерность привлечения бухгалтера к ответственности за неотражение в учете первичных документов по новым объектам и операциям, о которых он даже не знал. Правда, решение Красноярского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14 марта 2019 года касается бюджетной организации, но подстраховаться стоит каждому бухгалтеру.
Для этого в учетной политике стоит прописать — в дополнение к существующему в компании положению о документообороте — порядок извещения сотрудниками компании главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета: формы учетных документов, сроки их представления и ответственность.
Про закрытый перечень учетных регистров
В учетной политике целесообразно утвердить закрытый перечень учетных регистров для ведения бухгалтерского учета. Который может быть — на ваше усмотрение — лаконичным и кратким. И состоять, к примеру, из главной книги, книги продаж, книги покупок и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета (перечислить их).
Это может здорово помочь не представлять массу документов по неограниченным требованиям налоговиков.
Принимая во внимание положения учетной политики, налоговики могут затребовать только те регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке. Так считает регулятор налоговой политики государства — Минфин (письмо от 11 мая 2010 года № 03-02-07/1-228)
Не стоит указывать в учетной политике ссылку только на учетную программу: 1С или другие программные комплексы. Сами понимаете, что сформировать и выгрузить из базы данных можно великое множество учетных форм и расшифровок по любым запросам проверяющих. Берегите свое время.
Новации в ПБУ
Обратите внимание на обновленные версии ПБУ 13/2000, ПБУ 16/02 и ПБУ18/02 и стандарт ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2021 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета
ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2021 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета.
Про годовой отчет
Обратите внимание на новые формы бухгалтерской отчетности. И на приказ Минфина от 19 апреля 2021 года № 61н
В баланс добавлены строки об аудите годовой отчетности — в случае, если аудит годового отчета для компании обязателен — проставляется галочка и указываются сведения об аудиторе.
В бухгалтерском балансе и отчете о финрезультатах нельзя указывать данные в миллионах рублей, а только в тысячах рублей.
Обновленные формы бухгалтерской отчетности применяются, начиная с отчетности за 2021 год. Но компания вправе принять решение использовать их и раньше, закрепив изменения в учетной политике.
Годовую отчетность, начиная с 2021 года, не надо сдавать в Росстат. Если в учетной политике было прописано это условие, в новой редакции его надо исключить.
Утверждение учетной политики
Кто и в какие сроки утверждает учетную политику оргаизации? Приведем образец Приказа об утверждении учетной политики.
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
-
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
-
формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
-
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
-
способы оценки активов и обязательств;
-
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
-
порядок контроля за хозяйственными операциями;
-
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Такие требования содержатся в п.4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н).
Важно!
Приказ об учетной политике организации утверждается ее руководителем.
В какие сроки утверждается приказ о введении в действие учетной политики?
По общему правилу, учетная политика утверждается приказом руководителя организации в течение 90 дней со дня создания организации, т.е. внесения сведений о ее создании в ЕГРЮЛ (ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008).
Важно!
Штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики законодательством не предусмотрено.
Учетную политику достаточно утвердить один раз. То есть нет необходимости утверждать новую учетную политику на каждый год или ежегодно издавать приказ руководителя о продлении действия «старой» учетной политики.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ