Прокурорское реагирование
Содержание:
- Представление о правовом документе
- Ненадзорные средства
- Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона
- Что они собой представляют?
- Что представляет собой представление прокурора?
- Структура
- Особенности
- Акты прокурорского надзора
- Надзорные средства
- Представление как мера прокурорского реагирования
- Кратко о структуре прокурорской иерархии при вынесении протестов
- Что такое прокурорский контроль и какова роль актов реагирования?
- Особенности включения прокурором контрольных сроков
- Характеристика представления
- Что включает в себя представление прокурора?
- В чем заключается необходимость актов прокурорского реагирования?
- Как они используются?
Представление о правовом документе
После выявления нарушений в законе, соблюдения всех нюансов по установке причин из-за которых произошло преступление, выявления виноватых прокурором, он использует следующие меры:
- устраняет, принимает способы,чтобы предотвратить повторение проступков
- привлекает к ответу людей, совершивших нарушения
Законодательство наделило прокуратуру объемом средств осуществлять правовую деятельность.
Внешняя выраженность и применимый порядок заключен в следующих видах реагирования прокуратуры на беззаконие:
- средствами общими, распространёнными на все отрасли, на которые распространен прокурорский надзор в виде опротестования не законных актов, внесения требований по представлениям для устранения недочетов
- специфическим методами, их характеризуют отдельные производства, в ходе которых выдаются заключения, подаются прокурорские ходатайства
В отношении специфической документации, как акты прокурорского реагирования, виды и характеристика их заключены в основных представлениях, составленных в письменном виде или произнесенных в устной форме.
Ненадзорные средства
Данные средства можно разделить на процессуальные и непроцессуальные, регулируемые ГПК РФ и АПК РФ и другими НПА.
К процессуальным ненадзорным средствам относятся представления и жалобы, исковые заявления, которые направляют прокуроры с целью защитить законные права лиц, не имеющих социальной защиты, иски, которые предъявляют прокуроры в интересах лица или государства. Гражданско-процессуальный кодекс четко регламентирует все виды ненадзорных средств.
Непроцессуальными ненадзорными средствами являются сообщения, письма, доклады о нарушениях законности. Обычно такие средства применяются в отношениях с местными органами, органами субъектов Российской Федерации, судебными органами.
Если рассматривать цель актов воздействия, то их можно разделить на основные и сигнализационные.
Основные акты прокурорского воздействия предусмотрены законом и несут основную нагрузку, сигнализационные акты содержат информацию о состоянии законности, не содержат требований устранения нарушений.
Средства воздействия эффективны в случаях выявления и устранения нарушений законности. Своевременно выявить и пресечь нарушения, установить причины их возникновения, привлечь к ответственности виновных, значит поддерживать состояние законности на должном уровне.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона
Правовые средства реагирования прокурора — это действия по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, которые им способствовали, а также привлечение к ответственности виновных лиц в предусмотренном законе порядке. Актами прокурорского реагирования являются протест, представление, постановление и объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Протест – приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании, но в исключительных случаях прокурор может сократить срок. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, то о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест может быть отозван принесшим его лицом до его рассмотрения (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Постановление. Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Источник
Что они собой представляют?
Акты прокурорского реагирования представляют собой специфичные правовые акты, которые вносятся исключительно самим прокурором в процессе реализации своих полномочий. Сам по себе уполномоченный сотрудник как государственное лицо, занимающееся надзором, не имеет какой-либо административной власти, то есть не обладает правом отдавать какие-либо распоряжения тем органам, которые находятся в его компетенции и за которым он осуществляет надзор. По этой причине у него нет возможности непосредственно отменить осуществление незаконного правового акта, обеспечить восстановление нарушенной законности или же привлечь виновные лица к административной или же какой-либо другой ответственности.
Именно по этой причине используются акты прокурорского реагирования. Они позволяют обратиться к компетентным органам и потребовать у них полного устранения нарушений действующего законодательства с последующим привлечением к ответственности всех виновных лиц.
Определенную особенность имеют правовые акты прокурорского реагирования, которые выносятся прокурором во время проведения надзора за соответствием законодательству работы органов предварительного следствия и дознания. За исключением различных представлений, эти акты носят распорядительный характер, который обязывает органы следствия и дознания выполнять конкретные процедуры.
Что представляет собой представление прокурора?
Следующий акт прокурорского реагирования — представление прокурора. Целью данного документа является устранение законных нарушений, провоцирующих их факторов, а также обстоятельств и условий, им сопутствующих. Мощная законодательная база и целый перечень документов, изданных Генеральной прокуратурой РФ, в частности Приказ ГП РФ от 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготовляемых преступлениях», позволяет использовать такой метод борьбы с нарушениями закона, как представление.
Все образцы актов прокурорского реагирования на нарушения госорганов имеют утвержденную форму. Они вносятся так же, как и протест, прокурором или лицом, замещающим его. Приносят представление в госорган или человеку, занимающему соответствующую должность или наделенному полномочиями в рассмотрении и устранении допущенных нарушений. Представление прокурора в любом случае рассматривается без отлагательств, в ближайшие 3 дня. Чтобы вынести представление, государственный обвинитель должен быть готов к изучению материалов предшествующей проверки. Единственным основанием для предъявления прокурорского представления можно считать установленные факты нарушений.
Структура
Структура актов прокурорского реагирования представляет их в виде индивидуальных мер, обращенных к различным должностным лицам или органам в связи с определенными фактами правонарушений. Они обязывают других к реакции на подобные случаи соответствующим образом, то есть требуется рассмотреть его, принять все соответствующие меры и сообщить о результате прокурору, который их вносил. Особенно важным здесь является правильное представление. Акт прокурорского надзора должен предельно точно и полноценно выражать в себе закрепленные в законе полномочия прокурора, а также требования, которые на них основываются – это является обязательным условием действенности подобного надзора.
Дальнейший выбор средств реагирования зависит уже непосредственно от характера совершенных правонарушений, причин их возникновения, а также вредных последствий и степени вины лиц, которые должны быть привлечены к ответственности. В преимущественном большинстве случаев принято использовать такие акты реагирования (прокурорского надзора). Кроме того, выбираются такие их формы, которые обеспечивают максимальный эффект, и при этом позволяют максимально быстро устранить и предупредить нарушение законов.
Особенности
Сущность такого опротестования заключается в том, что прокурор в процессе собственного надзора за исполнением закона от имени страны указывает, где именно проявляется такое нарушение законодательства, и вследствие этого требует от соответствующего органа незамедлительной отмены незаконного акта или же приведения его в полное соответствие с действующим законодательством с последующим восстановлением прав и свободы граждан, а также законных интересов и прав государственных и любых других органов.
Современная практика и юридическая наука определила несколько обязательных реквизитов протеста:
- наименование определенного должностного лица или же органа, которое его вносит;
- название;
- номер, а также дату издания акта, противоречащего законодательству и опротестовываемого прокурором;
- краткое изложение содержания незаконных элементов;
- изложение полного перечня нарушений;
- ссылка на нарушенные законы;
- предложение прокурора, связанное с отменой незаконного акта или же приведение его в полное соответствие с действующими законами;
- должностное положение и чин лица, которое принесло протест, а также его индивидуальная подпись.
Помимо всего прочего, понятие актов прокурорского реагирования предусматривает также возможность указания на необходимость рассмотрения данного протеста и незамедлительного сообщения об этом уполномоченному прокурору.
В тех случаях, когда протест должен рассматриваться коллегиальным органом, прокурор должен быть предварительно оповещен о дате проведения данного заседания. В последнее время сформировала практика выступлений прокуроров на проводимых сессиях различных представительных органов, а также всевозможных заседаниях администрации с обоснованием вынесенных протестов, и подобные действия дают положительные результаты. В подобных случаях у прокурора есть возможность предельно подробно ответить на вопросы уполномоченных лиц, разъяснить требования действующего законодательства и суть нарушения, а также его вредные последствия, чтобы в конечном итоге акт признали недействующим.
Акты прокурорского надзора
У прокуратуры, если говорить про осуществление надзора, отсутствуют соответствующие административно-властные полномочия в отношении поднадзорных органов и должностных лиц. Поэтому даже если работниками прокуратуры были выявлены нарушения закона, самостоятельно прокурор не может применить соответствующие меры воздействия к нарушителю. Однако также он и не имеет права игнорировать правонарушение. В итоге, возникает необходимость в использовании актов прокурорского реагирования или надзора. Подробнее о нюансах применения и составления этих документов — далее в статье.
Надзорные средства
Определение 2
Средства, которые применяются органами прокуратуры при осуществлении постоянного наблюдения и проверки действий объекта называются надзорными.
Они могут носить процессуальный характер. Это документы, нашедшие отражение в процессуальном законодательстве РФ и изданные прокурором:
- письменное указание;
- утверждение;
- согласие;
- постановления;
- представления и жалобы ненадзорного характера.
Правовые средства прокурорского надзора могут носить непроцессуальный характер и регламентироваться иными правовыми документами, например, Законом о прокуратуре. Сюда относятся следующие акты прокурорского реагирования:
Определение 3
Протест – реагирование на правовой акт, который противоречит законодательству, содержит требование о приведении акта в соответствие с законом либо об отмене акта.
Протест может принести прокурор или его заместитель, документ направляется должностному лицу или в орган, издавший этот акт либо в вышестоящую инстанцию. Протест должен быть рассмотрен в течение 10 дней. Если протест принесен на решение представительного местного органа или органа субъекта РФ, то на ближайшем заседании. Прокурор имеет право сократить срок рассмотрения протеста, если того требуют обстоятельства. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается письменно. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне заседания сообщается прокурору. Протест может быть отозван принесшим его лицом.
Определение 4
Представление прокурора – документ реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий или принятия незаконных решений гос. органами и их должностными лицами.
Представление прокурора означает его право и обязанность требовать устранения нарушений, которые были выявлены в процессе надзорных действий и обнаружения фактов неисполнения или исполнения предписаний закона ненадлежащим образом объектами надзора, которыми была причинена или создана реальная угроза интересам личности, общества или государства.
Определение 5
Предостережение – акт, который адресуется должностным лицам, руководителям объединений религиозной или политической направленности, направляется при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремизма.
Акт имеет явный предупредительный характер и выносится лишь тогда, когда имеются достоверные сведения и проверенные факты, которые могут причинить вред интересам личности, общества и государства. Целью предостережения является недопущение более опасных деяний. Данный акт является дополнительным средством реагирования. Вместе с объявлением предостережения прокурор может принести протест или представление.
Прокуроры обладают ограниченной властью в отношении субъектов наблюдения, поэтому акты реагирования специфичны. Требования прокурора обязательны для рассмотрения, но не для исполнения, поэтому любой акт должен быть убедительным.
Средства прокурорского воздействия приносятся прокурорами как на правомерные, так и неправомерные действия. По этому признаку можно выделить два вида средств.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Представление как мера прокурорского реагирования
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в случаях выявления нарушений закона, вправе внести представление об устранении нарушений закона.
Представление является универсальной, наиболее часто применяемой мерой реагирования прокурора на нарушения закона, позволяющей ставить различные вопросы, направленные как на устранение нарушений закона и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, а также наделены правом привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.
В отличие от иных мер прокурорского реагирования представление вносится в случаях, когда совершены конкретные действия (бездействие), в ходе которых были нарушены требования закона.
Представления вносятся прокурором в ходе осуществления своих надзорных полномочий, как при изучении материалов процессуальных проверок, уголовных дел, так и проведении различного рода обобщений, рассмотрении жалоб и заявлений граждан и организаций.
В течение месяца со дня получения представления, должностными лицами должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца.
Представление является внутренним, ведомственным документом органов прокуратуры, которое хранится в номенклатурном деле и не подлежит выдаче не уполномоченным на то лицам.
Кунцевская межрайонная прокуратура г.Москвы
Источник
Кратко о структуре прокурорской иерархии при вынесении протестов
Решение государственного обвинителя федерально-окружного звена о вынесении протеста на правовые акты центральных ведомств и министерств невозможно. Только Генеральный прокурор РФ, а также лица, замещающие его, вправе опротестовать такие акты, не соответствующие законам государства. Соответственно, обвинители наделены полномочиями опротестования правовых документов исполнительных органов соответствующего субъекта, контролирующих структур соответствующего звена.
Причем акты реагирования прокурорского надзора свыше являются обязательными для выполнения всеми нижестоящими прокурорами. В этом случае государственный прокурор имеет право в пределах своей компетенции приносить протесты как к органам своего уровня, так и к нижестоящим. Наоборот быть не может. Между тем допускается возможность подготовки проекта нижестоящим прокурором в случае обнаружения им незаконного акта должностных лиц или органа, находящихся в компетенции прокурора вышестоящего уровня.
Что такое прокурорский контроль и какова роль актов реагирования?
Стоит отметить, что контроль со стороны государства осуществляется многими другими органами. Каждый из них имеет свою компетенцию, объем полномочий, четко определенный нормативно-правовыми документами. У данных органов имеются также свои очерченные области надзора и контроля, т. е. сферы деятельности. В отличие от этих государственных структур, надзор имеет практически безграничные сферы влияния во всех спектрах общественных отношений, если говорить о пределах единой территориально целостной страны.
Акт прокурорского реагирования – это документ, имеющий достаточную юридическую силу, являющийся фактически «инструментом» деятельности данных органов. Не допускать нарушений законов и устранять уже состоявшиеся нарушения – основные задачи, которые стоят перед ними в ходе реализации должностных полномочий каждым сотрудником.
Актами прокурорского реагирования являются несколько видов документов:
- протест;
- представление;
- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
- предостережение о недопустимости нарушения закона.
Особенности включения прокурором контрольных сроков
Что касается требований прокурора, направленных на скорейшее устранение причин правонарушений, то нередко в них содержится постановка вопроса о привлечении к материальной или дисциплинарной ответственности виновных в произошедшем лиц. Естественно, что в действиях нарушителей признаки административного проступка или уголовного преступления отсутствуют.
Если изучить некоторые образцы актов прокурорского реагирования, особенно представление, то в большинстве из них нельзя найти подробного описания и механизма правового регулирования процедуры рассмотрения внесенного документа. Однако о том, что документ рассматривается без отлагательств, говорить, пожалуй, не стоит. Срок, предоставляемый для рассмотрения, также точно не установлен. Между тем четко обозначено, что конкретные меры по устранению состоявшихся правонарушений, а также сопряженных с ними факторов, должны быть приняты в течение ближайших 30 дней.
Месяц, отведенный на принятие каких-либо решений и действий для органа или лица-нарушителя, как правило, воспринимается отвечающей стороной как срок для рассмотрения. Избежать длительной бумажной волокиты можно только в случае включения в представление четкого разъяснения о сроках и датах. Только при умышленном игнорировании требований прокурор может иметь достаточно веские основания для возбуждения производства об административном правонарушении.
Характеристика представления
Представление, которое устраняет нарушения действующих правовых норм носит индивидуальных или обобщенный характер. В первом случае представление вносится на основании жалобы частных лиц или публикации в СМИ о факте единичного нарушения законодательных норм должностными лицами. Полученная информация должна подтвердиться в ходе проверки.
Во втором случае речь идет о более масштабном нарушении законов, которые выявила плановая или внеплановая проверка. Последнюю прокурор может организовать по собственной инициативе или по заданию вышестоящего коллеги. В любом случае, поводом для проверки становится поступившая информация.
Замечание 2
Внесение представления позволяет прокурору отреагировать на бездействие чиновников, которые необоснованно «прощают» нарушителей административного законодательства. Если такой факт установлен, прокурор имеет право возбудить дело об административном правонарушении со стороны должностных лиц. Это возможно, если не прошли сроки давности.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Представление также вносится по факту нарушения. В этом случае прокурор выносит постановление об освобождении лица, которое подверглось незаконному задержанию или приносит протест на незаконное постановление по делу.
Замечание 3
В представлении говорится о том, что копии документов, которые свидетельствуют о принятых мерах по устранению допущенных нарушений, должны быть направлены в прокуратуру. То же самое касается письменных источников, в которых содержатся причины и условия, способствовавшие административному правонарушению.
Что включает в себя представление прокурора?
В любом из представлений, внесенных прокурором, независимо от федерального уровня, содержится следующая информация:
- Указывается должностное лицо или орган, которому направляется акт прокурорского реагирования.
- Информационные источники, в которых присутствуют данные о конкретных нарушениях закона.
- Непосредственная характеристика нарушений, включающая рассмотрение и анализ причин, условий и обстоятельств, способствовавших допущению ошибок в нормативно-правовых актах.
- Прокурорские требования об устранении нарушений и основополагающих обстоятельств, факторов.
- Указания прокурора касаемо процедуры и контрольных сроков рассмотрения органом или лицом-нарушителем представления.
В чем заключается необходимость актов прокурорского реагирования?
Независимо от того, какой конкретный акт прокурорского реагирования и надзора направлен к тому или иному органу, организации и т. д., он должен быть выполнен в установленный срок, поскольку подлежит неукоснительному исполнению.
- контроль над исполнением законов;
- надзор с целью соблюдения прав и свобод человека;
- контроль за деятельностью следственных органов, дознания, оперативно-розыскного сектора;
- надзор над беспрекословным выполнением нормативно-правовых актов администрациями районов, городов;
- контроль за исполнением законодательной базы администрациями мест лишения свободы и учреждений содержания принудительного характера.
В случае умышленного невыполнения прокурорских требований, обоснованных достаточными полномочиями, любой из проигнорированных актов реагирования – протест, постановление, предписание (образец каждого из них можно найти в качестве приложения к соответствующему законодательному акту) чреват для нарушителя наложением штрафа, средний размер которого составляет 1-3 тысячи рублей (согласно КоАП РФ).
Как они используются?
Таким образом, действия, направленные на устранение выявленных правонарушений в соответствии с действующим законодательством, представляют собой правовые средства реагирования прокуроров на любые нарушения законов.
Реализация этих средств осуществляется используя устные или письменные акты прокурорского реагирования, среди основных из которых стоит выделить протесты, постановления и представления. Стоит отметить тот факт, что действующие законы не устанавливают какого-то определенного письменного выражения, которое могло бы соответствовать всем видам актов. Для некоторых из них (к примеру, протестов, вносящихся в процессе проведения уголовного судопроизводства) предусматривается письменная форма, в то время как для других одновременно устная и письменная.