Договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Виды ущерба возмещаемого водителем

Понятие материального ущерба означает количественное уменьшение, либо ненадлежащее состояние объектов собственности организации, которое влечет за собой дополнительные затраты и незапланированные расходы.

Привлечение к полной ответственности возможно в следующих случаях:

  • Умышленная порча собственности работодателя;
  • Нанесение урона служебному автомобилю по причине алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • Причинение вреда, в результате преступных деяний, установленных судом;
  • Возникновение ущерба из-за административного правонарушения;
  • Недостача вверенных товарно-материальных ценностей по вине водителя.

Ущерб влечет за собой:

Расходы на ремонтные работы, необходимость которых возникла после участия водителем в дорожно-транспортном происшествии;
Возмещение стоимости транспортного средства, в случае если восстановление машины не возможно;
Штрафы за некорректное поведение на дороге;
Компенсация затрат третьим лицам, если организация понесла расходы из-за невнимательности или неосторожности водителя.

В некоторых случаях неправомерное поведение водителя может повлечь за собой ответственность уголовного и административного характера.

Договор о полной материальной ответственности водителя

Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает возможность подписания с сотрудником образца договора о полной материальной ответственности. Данный документ решает проблему возмещения убытка в случае недостачи ТМЦ доверенных работнику.

Невзирая на то, что вероятность нанесения вреда имуществу организации существует постоянно, ответственность несут лишь конкретные категории работников. Список, их определен Постановлением Министерства труда РФ от 31.12.2002 № 85. Следует отметить, что в данном документе отсутствует информация о водителях. Однако если их деятельность, связана с доставкой груза или инкассацией, то работодатель вправе заключить соглашение.

Договор о полной материальной ответственности водителя

  • Побуждает трудящегося к аккуратному обращению с собственностью компании;
  • Возместить полученные потери и расходы.

Договор о матответственности может быть заключен только при соблюдении следующих условий:

  • Наемник старше восемнадцати лет;
  • Должностная инструкция работника предусматривает его взаимодействие с деньгами компании, товарными ценностями или прочим имуществом организации;
  • Наименование должности утверждено в специальном перечне профессий, Минтруда России, с которыми может быть подписан договор о материальной ответственности.

Несоблюдение вышеперечисленных условий делает составление документа невозможным.

Внимание! Если должность сотрудника или виды работ, которые выполняет подчинённый, не внесены в Перечень специальностей и работ, организация не должна подписывать договор материальной ответственности с наёмником. Закон это трактует как противоправные действия со стороны работодателя

Кроме того, сотрудник не может быть призван к материальной ответственности в случае если:

  • Не установлен факт вины и противоправных действий, совершенных по отношению к имуществу организации;
  • Не зафиксировано связь между деянием работника и причиненным ущербом.

Постановлением Министерства Труда России от 31.12.2002 №85 предусмотрено два вида договора о наступлении материальной ответственности:

  • Образец договора об индивидуальной ответственности;
  • Образец договора о коллективной ответственности.

Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен в рамках законодательства. После подписания документа, компенсация урона, причиненного организации, становится обязательна. Сотрудник возмещает расходы в порядке, предусмотренном трудовым кодексом РФ. Выплата производится из заработной платы, при этом сумма удержания не должна составлять свыше 20%. Взыскание в большем размере производиться через суд. Максимум на что может рассчитывать работодатель это 50% от зарплаты сотрудника. Денежные средства могут подлежать удержанию на протяжении нескольких месяцев до момента полного покрытия убытка.

Важно! В статье 241 трудового законодательства РФ определено, в каких размерах выплачивается нанесенный урон нанимателю. Удержание средств из заработной платы сотрудника, должно иметь четкое обоснование

Работодателю следует установить, что именно повлекло возникновение инцидента, подтвердить вину водителя, произвести расчет материальных потерь. Со стороны сотрудника требуется объяснительная написанная в свободной форме, без конкретного образца. В случае его отказа от предоставления документа, возможно составление акта в присутствии очевидцев

Удержание средств из заработной платы сотрудника, должно иметь четкое обоснование. Работодателю следует установить, что именно повлекло возникновение инцидента, подтвердить вину водителя, произвести расчет материальных потерь. Со стороны сотрудника требуется объяснительная написанная в свободной форме, без конкретного образца. В случае его отказа от предоставления документа, возможно составление акта в присутствии очевидцев.

Внимание! Возмещение расходов не всегда производится в полном объеме. https://www.youtube.com/embed/pD_uo9vUQKw

Как обязать водителя отвечать за автомобиль

Законодатель указывает на то, что возможность заключить соглашение о 100%-ной ответственности с сотрудниками удастся при соблюдении нескольких условий. В том числе учитывается, чтобы гражданин находился в совершеннолетнем возрасте и осуществлял фактическое обслуживание вверенных ему ценностей. Данные правила прописаны в постановлении Минтруда от 2002 года.

Однако, в таком списке нет водителей авто. По этой причине составить указанный договор с ними не удастся. По данному вопросу сложилась обширная практика судебных органов. Она указывает на то, что на сотрудника возлагаются функции, связанные с управлением авто. По этой причине средство передвижения для него выступает как рабочий инструмент, а не ценность, которая вверена.

В указанном перечне специальностей, к которым может быть применена ответственность, указаны инкассаторы и экспедиторы. Однако, в данном случае авто также рассматривается как средство передвижения. Вверенной ценностью машина опять являться не будет.

Такие меры ответственности распространяются на груз, перевозимый сотрудником. По этой причине в данном вопросе использование материальной ответственности будет довольно спорным.

В законодательстве отражены ситуации, когда полная ответственность по соглашению распространяется на водителя. Это относится к случаям, когда:

  • с человеком составлен разовый договор, предусматривающий вверение ценностей, в том числе это может касаться самого авто, на котором ездит работник;
  • при нанесении ущерба лицо было не трезвым;
  • вред машине причинен умышленно, для примера, это специально разбитое окно в авто;
  • вред был причинен в результате совершения противоправного поступка или преступления (в этом случае в наличии должен быть соответствующий акт или приговор. Относительно водителей используются повреждения, причиненные машине в результате аварии, когда виновен сотрудник компании, при этом действия должны подпадать под определенную статью закона);
  • разглашение тайны сотрудником.

Также данные положения касаются ситуаций, когда ущерб причиняется за рамками рабочих отношений. Это относится к случаю, если повреждения произошли во время эксплуатации по завершению трудового дня. Вне зависимости от того, использована будет ограниченная или полная ответственность, необходимо соблюдать процедуру, отраженную в законодательстве.

Прежде чем заявить требования к гражданину с целью возмещения причиненного ущерба, на фирму возлагается обязанность по проведению расследования внутреннего типа. Это нужно для того, чтобы установить точную сумму убытков и обстоятельства, причины, по которым это произошло. В этот процесс допустимо вовлечь специалистов, которые занимаются оценками.

Когда ущерб насчитывает сумму, которая меньше усредненного значения заработной платы гражданина, то у предприятия есть возможность в течение месяца издать акт, указывающий на удержание из заработка. В остальных случаях работники выплачивают такие суммы в добровольном порядке.

Если человек не согласен – нужно обратиться в судебную инстанцию. Сроки для такого обращения не должны превышать года.

Другая зона риска

Впрочем, говорить о том, что водителю ни при каких обстоятельствах не грозит материальная ответствен- ность в полном размере причиненного ущерба, тоже нельзя. Например, ответить «по полной программе» водителю придется, если он попадет в ДТП в состоянии алкогольного опьянения. Кроме того, ответственность «в полной мере» наступит и в том случае, если водитель причинил фирме ущерб при совершении преступления (п. 5 ст. 243 ТК РФ) – например, при самовольном использовании транспорта

«Обратите внимание, – поясняет адвокат Александр Павлов, – факт совершения преступления может быть установлен только судом

Решение о взыскании с работника причиненного им вреда в полном размере может быть вынесено судом одновременно с приговором (такая процедура будет называться — подача гражданского иска в уголовном деле). И даже если служители Фемиды освободят работника от уголовной ответственности (например, при амнистии или помиловании), такое «удачное стечение обстоятельств» не может освободить провинившегося от полного возмещения материального ущерба работодателю. Единственное, что может его спасти -это оправдательный приговор».

Кроме вышеуказанного, водитель будет обязан возместить фирме ущерб в полном объеме, если он будет виноват в ДТП, в результате которого автомобиль получит повреждения. Далее, полная матответственность неминуемо наступит, если машина будет испорчена в результате грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а также в ситуации, не связанной с выполнением водителем своей работы, например при перевозке груза, не имеющего отношения к фирме-работодателю. «Имейте ввиду, — напоминает г-н Павлов, — в двух последних случаях предприятию необходимо доказать, что инцидент произошел именно при несанкционированном использовании рабочего транспорта во внерабочее время, без какого-либо специального распоряжения начальства, и не с целью выполнения обязанностей, возложенных на горе-водителя трудовым договором».

Однако даже в вышеперечисленных случаях с водителя нельзя будет взыскать упущенную выгоду. Поэтому подсчитывать стоимость недополученного за время ремонта машины дохода — бесполезно: компенсировать ее не удастся.

Марина Скудутис

иАнна Мишина, для журнала «Расчет»

Правильный договор

Договор — обязательное условие правильного течения сделки. А правильно составленный договор обезопасит Вас в случае, если что-то пойдет не так. Чтобы профессионально составить договор, Вам нужен бератор «Правильный догвор». Узнайте больше >>

Составление договора

Исходя из вышеприведенных условий, наниматель инициирует составление указанного документа – страхуя тем самым свои интересы от возможных рисков.

Речь идет об отдельном договоре (заключаемом одновременно с трудовым соглашением или позднее, в силу необходимости). Например, далее вы сможете скачать и посмотреть образец договора о МО водителя за автомобиль, доверенный ему в управление и он не исполняет обязанностей экспедитора.

Поскольку полной индивидуальной ответственности шофера законодателем не предусмотрено, одноименный договор, по определению, будет ничтожным.

Возможный выход для нанимателя – документирование разовых поручений, связанных с передачей материальных ценностей (груза).

В качестве указанного документа выступает доверенность, дающая право водителю получать определенные ценности для их последующей транспортировки к месту назначения.

Соглашение состоит из позиций, в которых указаны обязанности сторон.

Работник, в частности, обязуется:

  • принимать меры для предупреждения причинения вреда вверенному имуществу; своевременно информировать руководство о возникающих рисках в отношении ценностей, за которые он ответственен;
  • осуществлять учет этих ценностей;
  • участвовать в ревизии, инвентаризации и т.п.

Работодатель, в свою очередь, принимает обязанности, связанные с

  • обеспечением всех условий для осуществления сотрудником функций по соблюдению мер, направленных на хранение имущества (на время, когда материальные ценности вверяются его попечению);
  • предоставлением работнику нормативно-справочного материала, касающегося МО (действующих законов и подзаконных актов);
  • проведением проверок – в форме ревизий, инвентаризаций и т.п.

Документ должен содержать позиции, касающиеся определения размера ущерба, (порядок проведения, законодательная база).

В случае судебного спора договор и все приложения к нему выступают в качестве основного доказательства правомерности требований собственника.

Если автомобилю нанесены повреждения

Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.

Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.

Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.

Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.

Особенности должностной инструкции

В трудовом законодательстве нет требований к составлению должностной инструкции. Поэтому работодатели имеют большие возможности для адаптации документа для своих нужд. Тем не менее есть и определенные деловые стандарты, которых стараются придерживаться при составлении инструкции. Так, типовая должностная инструкция включает следующие части:

  • Общие положения.
  • Функции специалиста.
  • Трудовые права.
  • Меры ответственности специалиста.

К этим четырем базовым разделам работодатели могут добавить следующие:

  • Условия труда.
  • Должностные связи.
  • Принципы оценки специалиста.
  • Квалификационные требования.

Чем крупнее работодатель и чем больше работников, тем больше смысла во включении дополнительных разделов, которые предупреждают возможные конфликты и непонимания.

Общие положения

Базовый раздел, в котором описывают общие рабочие положения. В их число входит:

  • кто будет временно заменять водителя;
  • кому подчиняется водитель;
  • кто принимает решение по приему на работу водителя и его увольнению;
  • чем руководствуется водитель;
  • квалификация водителя и требуемые от него знания.

Особенно важны пункты, в которых перечислены требования к квалификации на данную должность, а также требования к навыкам, которые должны соотносится с функциями, перечисленными далее.

Внимание! Если водитель требуется на грузовик определенной марки или определенной грузоподъемности, то следует отдельно упомянуть об этом в перечне навыков

Функции

Раздел включает как типовые обязанности водителя любой машины, так и те, которые должен выполнять именно водитель грузовика. К первой группе относится заправка машины, уход за ней и тому подобное. Вторая группа включает перевозку грузов, проверка их состояния и комплектации и другие специфические вещи. В разделе обязательно упоминают соблюдение ПДД и правил безопасности.

Важно! Если водителю выдается фирменная одежда для работы, то следует в отдельном пункте упомянуть обязанность ухода за ней

Ответственность

Раздел включает 3-4 пункта, где описаны нарушения, за которые может быть привлечен к ответственности водитель грузовика. Описание дается в общем ключе, без упоминания конкретных мер наказания, так как степень ответственности определяется в ходе разбирательств, в том числе судебных, с выяснением всех нюансов.

Права

Раздел отведен под перечисление прав водителя грузовика. Обычно сюда включают 5-6 типовых пунктов, такие как право на получение информации, право на внесение предложений по совершенствованию работы и другие. Если работодатель предоставляет водителю льготы, типа спецодежды и оплаты переподготовки, то в разделе следует в отдельном пункте упомянуть об этом.

Условия труда

Водитель грузового автомобиля — профессия, требующая от работника не только квалификации и обладания определенными навыками, но и ответственности, аккуратности и других качеств. Такие работники ценятся работодателем, что подчеркивается с помощью специального раздела, в котором перечислены льготы и поощрения для водителей. Эти условия прописываются на основе трудового законодательства, но могут быть расширены работодателем за пределы необходимого минимума.

Для водителя грузовика, который несет ответственность не только за него, но и за перевозимые грузы, важно качество инструкции. Поэтому после составления инструкция согласовывается с юристом и другими специалистами

После внесения всех правок инструкцию нужно распечатать на фирменном бланке компании и ознакомить с ней водителя. Подписывая инструкцию, работник соглашается с её содержимым. Также подписи ставят руководитель компании и те лица, с которыми согласовывалась инструкция.

Полная материальная ответственность водителя за автомобиль — законно ли это?

Главной характеристикой работы водителя-экспедитора является тот факт, что в отличие от рядового водителя, он несет ответственность за доверенные ему материальные ценности и груз.

Помимо этого, сотрудник может привлекаться к другим видам ответственности. К примеру, к индивидуальной и административной. Ключевое значение при этом играют должностные обязанности, возлагаемые на работника.

Водитель-экспедитор должен отвечать как за состояние доверенного ему автомобиля, так и за груз, который он в нем перевозит. Во избежание случаев привлечения к ответственности работник должен придерживаться установленных должностными инструкциями и другой подобной документацией правил.

В процессе оформления договора, в котором будет отражена тема привлечения работника к полной материальной ответственности, важно соблюдать единое установленное правило. Данное требование регламентируется 232 статьей ТК РФ

Структура договора, в котором присутствуют условия привлечения к мат. ответственности, должна выглядеть следующим образом:

Данное требование регламентируется 232 статьей ТК РФ. Структура договора, в котором присутствуют условия привлечения к мат. ответственности, должна выглядеть следующим образом:

  • преамбула — основные сведения о каждой стороне трудовых отношений;
  • обязанности сотрудника и работодателя;
  • перечисление функций, возлагаемых на сотрудника, особенности выполнения им должностных обязанностей;
  • обстоятельства, при появлении которых возникают случаи полной материальной ответственности;
  • технология определения суммы убытков при нанесении ущерба имуществу компании;
  • исключения. Под ними принято понимать факторы, при появлении которых водитель/водитель-экспедитор освобождается от ответственности;
  • методики разрешения возникших споров (возможные варианты судебных и досудебных разбирательств);
  • дата составления соглашения;
  • подписи сторон, принимавших участие оформлении документа.

Условия наступлении материальной ответственности должны быть отражены во внутренней документации компании. Специфика бумаг зависит от типа ответственности.

Условия наступления ответственности и другие сопутствующие моменты также могут присутствовать в соглашении, заключаемом с сотрудником в процессе приема его на работу.

При установлении ограниченной ответственности договор может не заключаться, потому как данный вид ответственности несут все трудящиеся граждане.

Водитель — это сотрудник, деятельность которого основана на использовании транспортного средства. Автомобиль — дорогостоящее имущество, за порчу/поломку которого сотрудник несет ответственность.

Ущерб возмещается в том случае, если повреждения возникли по вине трудящегося. Водителя можно привлечь к материальной ответственности за следующие действия:

  • возникновение затрат, предназначенных для проведения восстановительных и ремонтных работ автомобиля, попавшего в ДТП;
  • порча/поломка автомобиля;
  • наложение штрафных санкций за несоблюдение правил дорожного движения;
  • необходимость работодателя выплачивать какие-либо компенсационные суммы (по вине сотрудника);
  • распространение информации, разглашение которой запрещено.

При этом должно соблюдаться условие — виновником происшествия является сотрудник, которому было доверенное транспортное средство.

При необходимости работник должен возместить убытки, полученные в результате повреждения автомобиля.

Если транспортное средство не подлежит восстановлению, водитель выплачивает компенсационную сумму. Ее величина определяется в соответствии с рыночной стоимостью авто.

Выводы

Профессиональная деятельность водителя основана на взаимодействии с транспортным средством. Привлечь данного работника к полной ответственности возможно только в том случае, если в круг его должностных обязанностей входят работы, описание которых присутствует в Перечне Министерства труда.

Такие сотрудники отвечают за сохранность перевозимых грузов, поэтому их работе особое повышенное внимание. Избежать наказания сотрудники могут путем соблюдения установленных правил

В случае нарушения работодателем прав трудящихся последние могут обратиться с жалобой в вышестоящие органы

Избежать наказания сотрудники могут путем соблюдения установленных правил. В случае нарушения работодателем прав трудящихся последние могут обратиться с жалобой в вышестоящие органы.

Обязанности водителя

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector