Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя
Содержание:
Правила заполнения
Порядок оформления путевых листов установлен приказом Минтранса №152 от 18.09.2008. Учитывают путевые листы в специальном журнале. Разберемся подробнее, какие произошли изменения в путевых листах в 2020 году и как оформить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих из налоговых органов и ГИБДД, которые чаще всего смотрят этот документ.
Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях — уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности устанавливают приказом руководителя организации, поскольку тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Но по общему правилу водители обязаны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.
Выписывают путевку только на один рейс, один рабочий день или смену. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продлить срок действия этого документа, поскольку с машиной в рейсе могут происходить различные ситуации, а движение без путевого листа является нарушением.
Путевый лист имеет несколько разных форм в зависимости от вида ТС. Эти формы отличаются содержанием и требованием к заполнению. Мы собрали их в таблицу, чтобы каждая организация легко сориентировалась и выбрала необходимую.
Унифицированный бланк путевого листа | Кто и как заполняет |
Форма №3 для легковых автомобилей | Разрешено применять для оформления рейсов легковых ТС как в специализированных организациях, так и в обычных компаниях. Особенности заполнения этой формы приведены в письме Росстата №ИУ-09-22/257 от 03.02.2005. |
Форма №4-с для грузовых автомобилей со сдельной зарплатой водителям | Форма предназначена для автотранспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки. В ней предусмотрены графы для отметок представителей заказчика груза. Выдают новый документ только после того, как водитель сдал в бухгалтерию предыдущий. Бланк содержит отрывной талон, на основании которого исчисляется зарплата.
В форме №4-п обязательным является указание номеров товарно-транспортных накладных на перевозимый груз. Хранить такие путевые листы следует вместе с транспортными документами. Этот бланк предназначен для двух рейсов в течение одного рабочего дня. Путевой лист содержит отрывные корешки, которые заполняет владелец ТС на каждый рейс. Они нужны для дальнейшего предъявления счета заказчику рейсов. |
Форма №4-п для грузового транспорта с повременной зарплатой водителям | |
Форма №3-спец для специального транспорта (автокраны, цементовозы, мусоровозы, топливные цистерны, бетономешалки и т. п.) | |
Форма №4 для легкового такси | В бланке есть поле для записей показаний таксометра. Оформляется такой путевой лист для водителя только на одну смену, после чего он сдает его диспетчеру. |
Форма №6 — путевой лист автобуса | Бланк для осуществления рейсов автобусов на городских маршрутах. В нем есть графа о предрейсовом медицинском контроле состояния водителя. |
Если организации подходят такие путевые листы, скачивайте бланки прямо по ссылкам в таблице из соответствующих постановлений. На каждом учетном документе, чтобы он имел юридическую силу, обязательно ставят штамп организации-владельца или арендатора ТС. Кроме того, необходимо проставлять время отъезда из гаража и точное время возвращения авто на место
Принимайте во внимание и другие требования к их оформлению
В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи проверяют на соответствие показателей приборов в автомобиле, таким как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС обязан завизировать уполномоченный сотрудник, например механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится отметка о медосмотре после рейса.
Иногда для заполнения путевок используется специальная программа. Она позволяет скрывать ненужные области документа, точно определять, сколько времени заняла дорога, поставить точное число на каждый документ. Объявление об использовании программы необходимо сделать всем диспетчерам, чтобы путевки оформлялись одинаково. Кроме того, это облегчит жизнь водителям, которые смогут учесть каждый рубль, потраченный на дорогу, и вывести точные остатки. Отсутствие такой программы нарушением не является, так как новые бланки не запрещается заполнять вручную.
Особенности документа
Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).
Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).
При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом о). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.
После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).
Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.
Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.
В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.
Итак, в лист по порядку вписываются:
- дата его составления;
- название организации и ее адрес;
- код по ОКПО;
- марка машины (если автомобиль иностранного производства модель можно вписывать в русской транскрипции);
- государственный номер и гаражный (если таковой имеется);
- данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.
Во вторую часть бланка слева включаются сведения о задании, выданном водителю на текущую смену. Здесь указываются:
- кто именно выдал поручение: структурное подразделение и наименование предприятия;
- адрес подачи;
- время выезда из гаража (точно – в часах и минутах);
- подписи механика и водителя.
После поездки следует отметить время возвращения в гараж, периоды ожидания, простоя, назначение поездок и пр., а также заверить всю эту информацию автографом водителя.
С правой стороны документа указываются:
- сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания спидометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
- затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
- затем вписываются цифры со спидометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.
На оборотной стороне путевого листа указывается информация о поездках, совершенных в течение рабочей смены (по порядку). Здесь пишется
- адрес, с которого автомобиль выехал,
- место назначения,
- время выезда и возвращения,
- пройденный километраж,
- подпись водителя.
В завершение бланк заполняется работником бухгалтерии, который рассчитывает количество реально отработанных часов, пройденный километраж, и, исходя из этого, начисляет заработную плату водителю.
Кому нужен маршрутный лист
Составление данного документа необходимо водителям, сотрудникам курьерской службы, торговым представителям, бухгалтерам, юристам, менеджерам продаж и т.п. Именно эти категории работников наиболее часто ездят по городу со служебными целями. Кроме того, маршрутные листы используются теми командировочными, которые ездят в служебные поездки на своих автомобилях.
В некоторых случаях, помимо фискального значения, маршрутные листы бывают нужны руководству организаций для анализа маршрутов работников с целью поиска наиболее оптимальных, коротких путей, что в свою очередь может существенно снизить затраты предприятия на передвижение сотрудников по городу.
Правила заполнения
Путевки оформляют до начала выполнения рейса, если его длительность превышает рабочую смену, или до начала первого рейса, если за одну смену водитель успевает сделать несколько рейсов. В случае оформления нескольких путевок на одно ТС (если им пользуется несколько работников) дату, время и показания одометра вносят в документы следующим образом:
- в путевку на первый выезд — данные при выезде ТС с парковки;
- в путевку на второй выезд — данные при заезде ТС на парковку.
Рассмотрим, как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля. В нем записывают данные о дате выезда грузовика и тип задания:
- командировка;
- работа по графику;
- работа в выходные или праздничные дни;
- колонна;
- бригада;
- и т.п.
Обязательным условием является точная информация о ТС и его водителе: надо вписать регистрационный номер, марку и гаражный номер ТС, данные на прицеп, если он используется, и Ф.И.О. водителя и сведения о его удостоверении. Рассмотрим детально пример заполнения путевого листа грузового автомобиля.
Графа «Задания водителю» содержит адреса и названия всех заказчиков. Затем указываем расстояние до каждого пункта назначения и отмечаем количество рейсов. В конце проставляем время прибытия и убытия ТС.
Раздел о движении горючего содержит поля для заполнения марки горючего, кода этой марки, времени работы двигателя ТС и специального оборудования, которое на нем установлено. Обязательно вписываем коэффициент изменения нормы расхода топлива, если ТС эксплуатируется в особых условиях, например, в мороз. Все заполненные графы заверяются подписями ответственных лиц.
Путевые листы хранятся в бухгалтерии у владельца или арендатора транспорта. На основе путевых листов ведется учет работы автомобиля, поэтому их желательно хранить вместе с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки. Принимает путевки у водителей механик или диспетчер. Если произошли какие-то поломки, то в графу «Отметки» такое уполномоченное лицо вносит информацию о произведенном ремонте, его стоимости и о запасных частях, которые были использованы. На основании этих данных бухгалтерия, куда обязательно подлежит сдаче путевка, должна рассчитать зарплату и затраты на эксплуатацию ТС.
Правила расчета
На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.
Расчет путевого листа
Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути. Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.
Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.
При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.
Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.
Правила заполнения
Так как нет унифицированного бланка и правил его заполнения, оформление маршрутного листа производится по внутренним правилам предприятия. Рекомендуется предусмотреть указание основных реквизитов для идентификации расходов, графы, отражающие маршрут, и заполнять его следующим образом:
- вверху по центру строки пишут наименование организации. Ниже указывают населенный пункт и дату оформления;
- записывают Ф.И.О. и должность работника, на которого составляется маршрутный лист, вносится информация о марке автомобиля, формулируется цель поездки;
- в таблице по порядку вносятся дата поездки, адрес, время прибытия и убытия, наименование и реквизиты, подтверждающие затраты на поездку, сумма затраченных средств;
- подписывает бланк сотрудник, на которого он оформлен, и его непосредственный руководитель.
После того как бланк оформлен и заверен должным образом, он становится документом учета по налогам в бухгалтерии. В случае налоговых проверок его вправе рассмотреть контролирующие структуры.
Учет путевых листов в специальных журналах
Постановление Госкомстата России утверждает типовую форму для ведения таких журналов – №8. Эта форма выдается на любых предприятиях, у которых на балансе хранятся транспортные средства, и где оформляются сами путевые листы. Благодаря этой форме легче хранить все документы, которые используются при выполнении той или иной работы. Можно зафиксировать дату, когда сведения были официально приняты бухгалтером.
Журнал учета
Для хранения и заполнения можно использовать ручные либо электронные приспособления, в зависимости от того, насколько автоматизирована работа. Журнал должен содержать сведения по каждому выданному листу, вне зависимости от типа документации. Нумерацию рекомендуется использовать сквозную.
В физическом плане журнал состоит из двух компонентов, включающих обложку с табличной частью. Период хранения и заполнения, наименование организации в полном виде ставятся на обложку.
В табличной части должны присутствовать следующие колонки:
- Примечание.
- Подпись бухгалтера вместе с датой приема информации.
- Подпись диспетчера. И указание времени, когда он принял все оформленные документы от водителя.
- Гаражный номер самой машины.
- Личная подпись водителя.
- Табельный номер водителей.
- Дата, когда путевой лист был выдан.
- Номерное обозначение документа.
Сама доверенность состоит из нескольких частей:
- Информация о том, кто владеет транспортным средством
- Данные по самому доверенному лицу
- Сведения об автомобиле
- Срок и место выдачи, подпись юридического лица
Остается только главный вопрос о том, как учитывать расход топлива. В принципе, любые затраты могут быть отнесены к этой группе, если они связаны с основной деятельностью, направленной на получение прибыли. Нужно только доказать, что деятельность именно на это и направлена, даже если автомобиль заправляют, например, поздно ночью или вечером.
Если организация использует свой транспорт в нерабочее время, то любые затраты можно учесть в составе расходов. Правда для этого потребуется предъявить документы, которые доказывали бы, что работника можно привлекать к обязанностям в тот или иной конкретный момент. Например, это может быть трудовое соглашение, коллективное или индивидуальное.
Данные из путевых листов также можно применять для составления актов по контрольным замерам топлива. Хранение, правильное заполнение документа интересно не только для руководства, но и для самого водителя.
Напишите свой вопрос в форму ниже
Порядок заполнения путевого листа
Рассмотрим порядок заполнения путевого листа.
Лицевая сторона путевого листа
Так как путевой лист должен отражать всю имеющуюся информацию о рейсе, то бланк включает довольно много граф. Все они заполняются в определенном порядке:
-
В первую очередь записывают номер документа.
-
При заполнении типографских бланков указывают их серию.
-
Дата совершения поездки. Для однодневных поездок это формат «день/месяц/год», для командировок – временной промежуток между началом и концом поездки.
-
Полное название предприятия, а также его контактные данные (адреса, номера телефонов).
-
Код ОКПО. Он присваивается всем организациям, занимающимся транспортировкой грузов и легковыми перевозками.
-
Название и марка автомобиля. В том случае, когда транспортное средство не является собственностью предприятия, в графу для марки вносят номер договора о прокате. Также вписывают дату и серию документа.
-
Полный номерной знак авто: цифры и буквы.
-
В том случае, когда предприятие владеет несколькими автомобилями, каждому из них должен быть присвоен собственный гаражный номер. Его также указывают в путевом листе. Если в распоряжении фирмы только один автомобиль, графа может оставаться незаполненной.
-
Данные о водителе: фамилия, инициалы, табельный номер, а также номер его водительского удостоверения и водительский класс. Закон требует, чтобы эта информация была записана разборчиво.
-
Графа, которая называется «Лицензионная карта», актуальна для тех организаций, которые практикуют пассажирские перевозки (то есть им разрешено перевозить восемь и больше людей).
-
При сдаче авто в аренду в соответствующей графе указывают предприятие, которое будет им распоряжаться.
-
Адресом подачи называют то место, куда посылают авто.
-
Чч:мм –это формат времени выезда автомобиля из гаража или стоянки.
-
Графа «Диспетчер-нарядчик» заполняется ответственным лицом (указывается фамилия, инициалы, ставится подпись).
-
Данные механика и его подпись. Это необходимо в качестве доказательства исправности транспортного средства.
-
Ориентировочное время возвращения авто из рейса диспетчер. Если речь идет о командировке, то кроме времени прибытия диспетчер пишет и дату.
-
записи об опоздании или повреждении транспортного средства.
-
Водитель, использовавший и вернувший автомобиль, вписывает свои данные в графу «Транспортное средство сдал».
Инструкция о том, как заполнять путевой лист, предусматривает также наличие подписи медработника, который выпустил водителя в рейс.
Раздел «Расход топлива»
Объем израсходованного бензина или газа также указывают в отдельном месте бланка путевого листа. Здесь размещают информацию о марке топлива, его количестве (то, что было выдано и то, что пришлось докупать на заправках), остаток горючего в баке перед поездкой, а также объем, оставшийся после окончания рейса.
Диспетчер перед тем, как заполнять путевой лист, сверяется с плановыми показателями расхода бензина (газа, солярки), которые приведены в одном из распоряжений Министерства транспорта РФ.
Сопоставив данные о фактическом и плановом расходе, вычисляют сумму экономии или перерасхода. Полученные данные записывают.
Оборотная сторона путевого листа
Здесь должны быть указаны следующие сведения:
-
маршрут транспортного средства.
-
номер рейса, который присваивается каждой поездке и заносится в журнал путевых листов.
-
места отправления и прибытия транспортного средства.
-
фактический километраж поездки и подпись водителя.
Порядок оформления маршрутных листов
Форма маршрутного листа утверждается в учетной политике организации. Здесь же прописывается периодичность (ежедневная, еженедельная, ежемесячная), а также порядок его оформления.
Стоит отметить, что для признания расходов, понесенных сотрудником в служебных поездках надо не только правильно оформить маршрутный лист, но и прикрепить к нему другие подтверждающие документы в качестве отдельных приложений. В частности:
- приказ, который будет служить подтверждением поездки по служебным целям;
- отчет работника о понесенных расходах;
- четко читаемые проездные документы, которые будут доказывать факт оказания услуг.
Расходы проверяются специалистами бухгалтерского отдела, после чего документ передается на подпись руководителю, а затем сдается для погашения или возмещение подотчетной суммы. Дополнительные выплаты работникам, применяющим в разъездах по работе личный автотранспорт или же пользующиеся общественным транспортом, относятся организациями на расходы и прямо влияют на налогообложение при расчете налога на прибыль.
Образец бланка и пример заполнения
Для грузового автотранспорта используются две формы путевых листов 4-С (при сдельной оплате работы водителя) и 4-П (при использовании повременной тарификации труда водителя), утвержденные приложением к Постановлению Госкомстата №78. Организации так же имею право самостоятельно разрабатывать форму документа с учетом всех требований, установленных Приказом Минтранса №152.
Дополнительно утверждена отдельная форма для осуществления международных перевозок (форма 4-М). На данном сайте можно ознакомиться с бланками документов и скачать здесь для самостоятельного заполнения.
По территории РФ
Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации заполняются формы 4-С и 4-П по следующей схеме:
- Название и номер документа. Если используется типографский бланк, то дополнительно может быть указана серия документа.
- Срок действия путевки (с какого и по какое число).
- Организация – собственник транспортного средства. Если грузовик принадлежит юридическому лицу, то требуется указать:
- наименование и форму собственности компании
- адрес регистрации предприятия
- ОГРН (номер, присваиваемый при регистрации юрлица)
- контактный телефон
- код ОКПО в соответствии с общероссийским классификатором
- Сведения о грузовом автомобиле:
- марка и модель
- государственный регистрационный знак, выданный в ГИБДД после постановки автотранспорта на учет
- номер парковки (при наличии на предприятии данной классификации)
- режим работы, номера колонны и бригады (при необходимости)
- ФИО водителя (данные указываются полностью)
- табельный номер водителя (при наличии)
- реквизиты (серия и номер) водительского удостоверения, а так же открытые категории транспорта
- аналогичные данные прицепов (при наличии)
- перечень сопровождающих лиц (грузчиков, экспедиторов и так далее)
- Начальные и конечные данные рейса:
- дата и время выезда
- нулевой пробег (расстояние об базы до места первой погрузки и от места последней разгрузки до парковки)
- показания одометра
- подпись и расшифровка подписи ответственного лица (механика, диспетчера и так далее)
- Движение горючего, по которым определяется расходы топлива:
- остаток на начало рабочей смены
- добавлено
- остаток на конец выполнения рейса (окончание смены)
- поправочный коэффициент, установленный для данного типа транспорта
- время работы двигателя и специального оборудования, установленного на автомашине
- подписи механика (диспетчера) и заправщика
- Задание, выданное водителю. Рекомендуется указывать в какое время водитель должен прибыть в распоряжение заказчика перевозки, сколько времени потребуется для погрузки, сколько времени требуется на перевозку до пункта назначения, время, отведенное на разгрузку и так далее.
- Данные проведения предрейсового осмотра, проверки водительских прав и исправности транспортного средства.
Далее процесс заполнения путевки зависит от формы документа:
В форме 4-С | Указывается последовательность выполнения поставленных задач и результаты работы транспортного средства |
В форме 4-П | Перечень выполненных работ и результат от каждого действия |
Пример заполненного путевого листа представлен на рисунке:
Международный
Основное отличие международного путевого листа от внутрироссийского документа заключается в возможности установки более длительных сроков действия, чем один рейс или одна смена. Далее все графы заполняются аналогичным образом.