Методы оценки инвестиционных проектов

Срок окупаемости инвестиций (Payback Period, PP)

Наиболее распространенным статическим показателем оценки инвестиционных проектов является срок окупаемости (Payback Period — PP).

Под сроком окупаемости понимается период времени от момента начала реализации проекта до того момента эксплуатации объекта, в который доходы от эксплуатации становятся равными первоначальным инвестициям (капитальные затраты и эксплуатационные расходы).

Данный показатель дает ответ на вопрос: когда произойдет полный возврат вложенного капитала? Экономический смысл показателя заключается в определении срока, за который инвестор может вернуть вложенный капитал.

Для расчета срока окупаемости элементы платежного ряда суммируются нарастающим итогом, формируя сальдо накопленного потока, до тех пор, пока сумма не примет положительное значение. Порядковый номер интервала планирования, в котором сальдо накопленного потока принимает положительное значение, указывает срок окупаемости, выраженный в интервалах планирования.

Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
РР = min n, при котором 

где Pt — величина сальдо накопленного потока;
1B — величина первоначальных инвестиций.

При получении дробного числа оно округляется в сторону увеличения до ближайшего целого. Нередко показатель РР рассчитывается более точно, т. е. рассматривается и дробная часть интервала (расчетного периода); при этом делается предположение, что в пределах одного шага (расчетного периода) сальдо накопленного денежного потока меняется линейно. Тогда «расстояние» тот начала шага до момента окупаемости (выраженное в продолжительности шага расчета) определяется по формуле:

где Pк— — отрицательная величина сальдо накопленного потока на шаге до момента окупаемости;
Pк+ — положительная величина сальдо накопленного потока на шаге после момента окупаемости.

Для проектов, имеющих постоянный доход через равные промежутки времени (например, годовой доход постоянной величины — аннуитет), можно использовать следующую формулу периода окупаемости:
PP = I/A

где РР — срок окупаемости в интервалах планирования;
I — суммы первоначальных инвестиций;
А — размер аннуитета.

Следует иметь в виду, что элементы платежного ряда в этом случае должны быть упорядочены по знаку, т. е. сначала подразумевается отток средств (инвестиции), а потом приток. В противном случае срок окупаемости может быть рассчитан неверно, так как при смене знака платежного ряда на противоположный может меняться и знак суммы его элементов.

Формула расчета коэффициента ROIC

ROIC является индикатором, отражающим прошлую деятельность предприятия, и выражается как отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой сумме суммарного инвестированного капитала. Для потенциальных инвесторов ROIC важен тем, что определяет отдачу от инвестиций до принятия решений по финансированию бизнеса. Формула расчета показателя выглядит следующим образом:ROIC = ((чистая прибыль + проценты * (1 – ставка налога)) / (долгосрочные кредиты + собственный капитал)) * 100%Или: ROIC = (EBIT* (1 – ставка налога) / (долгосрочные кредиты + собственный капитал)) * 100%Для уточнения: чистая операционная прибыль рассматривается за вычетом скорректированных налогов (NOPLAT). Под суммарным инвестированным капиталом имеется в виду среднегодовая величина собственного капитала и долгосрочных займов, вложенных в основную деятельность компании.

Инвестированный капитал в сумме – это оборотные средства в основной деятельности, чистые основные средства и прочие чистые активы (за вычетом беспроцентных обязательств). При расчете коэффициента ROIC следует использовать данных из годовых или квартальных отчетов о прибылях и убытках.

Предназначение коэффициента

Показатель ROIC используется как индикатор, обозначающий способность компании генерировать добавленную стоимость по сравнению с другими компаниями. Относительно высокий уровень ROIC рассматривается как подтверждение сильного менеджмента. Но в то же время высокие показатели данного коэффициента могут обозначать, что руководство сфокусировано исключительно на выжимание прибыли, игнорируя возможности роста и разрушая стоимость компании в дальней перспективе. Следовательно, ROIC – это косвенный показатель стоимости компании. Положительные темпы его роста прямо влияют на рост стоимости акций.

Недостатки коэффициента рентабельности инвестированного капитала

Поскольку Return on Invested Capital является показателем, базирующимся на результатах финансовой отчетности, он характеризируется следующими недостатками:

1) Невозможно вычислить, каким образом был получен доход. При расчете коэффициента нет разницы между постоянной прибылью от операционной деятельности или одноразовым доходом, который мог образоваться вследствие внешних рыночных обстоятельств. 2) Возможность манипуляций показателем со стороны менеджмента. 3) Подвержен влиянию со стороны учетной политики, и может меняться с ее изменением.4) Подвержен влиянию инфляции и изменению курсов валют.

Рентабельность инвестированного капитала (ROIC)

Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital ROIC) – показатель деятельности предприятия, используемый при анализе финансовой отчетности, для оценки доходности и прибыльности предприятия. Коэффициент рентабельности инвестированного капитала демонстрирует, насколько эффективно инвестируются средства в основную деятельность. Данный коэффициент характеризует доходность, полученную на капитал, привлеченный из внешних источников. Рентабельность инвестированного капитала – это отдача на некоторую сумму вложенных в бизнес или проект денежных средств. Вместе с термином ROIC в деловой практике также используют синонимы: рентабельность суммарного капитала, рентабельность инвестиций, Return On Investment, Return On Total Capital, ROTC.

Что такое Return on investment

ROI (return on investment, возвратность инвестиционных вложений, также известен как ROR — rate of return) – финансовый показатель, обозначающий доходность (или убыточность) инвестиционных вложений в бизнес, проект, стартап, маркетинговую акцию.Коэффициент рентабельности инвестиций также может иметь следующие названия: прибыль на инвестированный капитал, прибыль на инвестиции, возврат, доходность инвестированного капитала, норма доходности.

Показатель рентабельности вложенных средств важен для инвесторов, которые финансируют различные бизнес-проекты. Возможность следить за коэффициентом окупаемости инвестиций помогает повысить эффективность бизнеса, проанализировать эффективность продаж и научить грамотному распределению бюджетных средств.

Как рассчитывать коэффициент возвратности инвестиций

ROI показывает реальную рентабельность бизнес-решения, поэтому обычно выражается в процентах. Если значение превышает 100%, то прибыльность дела доказана, а если меньше этого значения, значит, вложенные средства не возвращаются.Для расчета ROI используются следующие показатели:

  • Себестоимость товара или услуги, состоящая из всех расходов на производство: закупка материалов, логистические издержки, заработная плата работникам компании;
  • Суммарный доход без вычета себестоимости;
  • Доход, представляющий финальную прибыль после реализации конкретного товара или услуги;
  • Сумма инвестиций, состоящая из всех статей затрат, выделенных на конкретный бизнес. Инвестициями могут быть активы, капитал, сумма основного долга бизнеса и другие вложения.

Перечисленные показатели используются для формулы, самый простой вариант которой выглядит следующим образом: ROI = (суммарный доход — себестоимость) / полная сумма инвестиций * 100%В итоге, если значение ниже 100%, то инвестиции не окупаются, а если выше, то бизнес приносит прибыль.Анализ Return On Investment принято рассчитывать каждый месяц, чтобы на основании полученных данных делать выводы относительно рентабельности инвестируемого проекта, понимать, какие именно товары или услуги имеют наибольшую маржинальность, перераспределять бюджет и увеличить отдачу от вложенных инвестиций.

Какие бизнес-процессы можно проанализировать

С помощью анализа Return On Investment можно рассчитать окупаемость большей части инвестиций. Однако существуют некоторые ограничения. Например, если рассмотреть окупаемость маркетинговых инициатив, можно проанализировать следующие функции маркетинга: прямой маркетинг, стимулирование сбыта, программы повышения лояльности и другие направления маркетинговой деятельности, которым характерна краткосрочность, которые не пересекаются по времени и усилиям с другими инициативами, где можно получить данные о продажах за определенный промежуток времени.Однако возникают трудности с подсчетом ROI, если маркетинговые мероприятия носят комплексный характер, где их невозможно разделить на отдельные составляющие. Также не поддаются подсчету затраты на маркетинговые исследования, особенно длительные по времени.

Коэффициент эффективности инвестиции (Accounting Rate of Return, ARR)

Другим показателем статической финансовой оценки проекта является коэффициент эффективности инвестиций (Account Rate of Return или ARR). Данный коэффициент называют также учетной нормой прибыли или коэффициентом рентабельности проекта.

Существует несколько алгоритмов исчисления ARR.

Первый вариант расчета основан на отношении среднегодовой величины прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта за период к средней величине инвестиций:
ARR =Pr /(1/2)Iср.0

где Рr — среднегодовая величина прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта,
Iср.0 — средняя величина первоначальных вложений, если предполагается, что по истечении срока реализации проекта все капитальные затраты будут списаны.

Иногда показатель рентабельности проекта рассчитывается на основе первоначальной величины инвестиций:
ARR = Pr/I

Рассчитанный на основе первоначального объема вложении, он может быть использован для проектов, создающих поток равномерных доходов (например аннуитет) на неопределенный или достаточно длительный срок.

Второй вариант расчета основан на отношении среднегодовой величины прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта за период к средней величине инвестиций с учетом остаточной или ликвидационной стоимости первоначальных инвестиций (например учет ликвидационной стоимости оборудования при завершении проекта):
ARR= Pr/(1/2)*(I-If),

где Pr — среднегодовая величина прибыли (за минусом отчислений в бюджет) от реализации проекта;
I — средняя величина первоначальных вложений;
If — остаточная или ликвидационная стоимость первоначальных инвестиций.

Преимуществом показателя эффективности инвестиций является простота расчета. В то же время он имеет и существенные недостатки. Этот показатель не учитывает стоимости денег во времени и не предполагает дисконтирования, соответственно, не учитывает распределения прибыли по годам, а, следовательно, применим только для оценки краткосрочных проектов с равномерным поступлением доходов. Кроме того, невозможно оценить возможные различия проектов, связанных с разными сроками осуществления.

Поскольку метод основан на использовании бухгалтерских характеристик инвестиционного проекта — среднегодовой величине прибыли, то коэффициент эффективности инвестиций не дает количественной оценки прироста экономического потенциала компании. Однако данный коэффициент предоставляет информацию о влиянии инвестиций. На бухгалтерскую отчетность компании. Показатели бухгалтерской отчетности иногда являются важнейшими при анализе инвесторами и акционерами привлекательности компании.

Данный материал подготовлен по книге «Коммерческая оценка инвестиций»
Авторы: И.А. Бузова, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. Издательство «ПИТЕР», 2003 год.

01.01.1970

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, IRR)

Под внутренней нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиций (JRR) понимают значение ставки дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR=i, при котором NPV= f(i)=0

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

На практике любое предприятие финансирует свою деятельность из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т. п., т. е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих доходов, можно назвать ценой авансированного капитала (capital cost — СС). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.

Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС (цены источника средств для данного проекта). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова:

  • если IRR > СС, то проект следует принять;
  • если IRR < СС, то проект следует отвергнуть;
  • если IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Еще один вариант интерпретации состоит в трактовке внутренней нормы прибыли как возможной нормы дисконта, при которой проект еще выгоден по критерию NPV. Решение принимается на основе сравнения IRR с нормативной рентабельностью; при этом, чем выше значения внутренней нормы рентабельности и больше разница между ее значением и выбранной ставкой дисконта, тем больший запас прочности имеет проект. Данный критерий является основным ориентиром при принятии инвестиционного решения инвестором, что вовсе не умаляет роли других критериев.

Для расчета IRR с помощью таблиц дисконтирования выбираются два значения коэффициента дисконтирования i1 < i2 таким образом, чтобы в интервале (i1,i2) функция NPV = f(i) меняла свое значение с «+» на «-» или с «-» на «+».

Далее применяют формулу:

где i1 — значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i1) > О (f(i1) < 0),
r2 — значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i2) < 0 < f(i2) > 0).

Методы дисконтирования

Методы дисконтирования оценки эффективности инвестиционных проектов предполагают:

  • определение дисконтированных потоков доходов в соответствии с периодом появления;
  • расчет накопленных дисконтированных потоков как сумму затрат и доходов на определенную дату;
  • вычисление стоимости разных потоков доходов с учетом ставок дисконтирования на период возникновения;
  • сравнение суммированной стоимости доходов с расходами;
  • определение размера безрисковой ставки доходности;
  • дисконтирование затрат по годам с учетом безрисковой ставки;
  • построение модифицированного денежного потока;
  • вычисление модифицированной ставки доходности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector