Как вести журнал предрейсового медицинского осмотра водителей
Содержание:
- Порядок прохождения осмотров
- Медосвидетельствование кадитата в водители.
- Заполнение журнала предрейсового осмотра водителей
- Предрейсовый медосмотр: объем исследований
- Какой штамп о медосмотре нужно ставить 2021
- О порядке проведения
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПРЕДРЕЙСОВЫХ ИЛИ ПРЕДСМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКА, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНА С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТОЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
- Ведение Журнала предрейсового осмотра
- Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
- Требования к медучреждению
- Зачем он необходим
- Фиксация медосмотра в путевом листе
- Запрет на допуск к работе и его последствия
Порядок прохождения осмотров
Все медосмотры должен оплачивать работодатель. При этом основным документом для сотрудника является направление от предприятия с указанием вида работ/должности, классов опасности/вредности, разновидности предстоящего осмотра. В аккредитованное медучреждение физлицо представляет следующие формы:
- Направление от предприятия.
- Документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ и др.).
- При наличии паспорт здоровья.
- Решение от врачебной комиссии (представляется при необходимости).
После окончания мероприятий работник получает на руки заключение, в котором указываются результаты обследований, выявленные заболевания и противопоказания. Один экземпляр такого документа остается в медучреждении, второй выдается специалисту.
Вывод – прохождение медосмотров важно не только для юридических лиц-работодателей, но и для сотрудников. Ведь именно профилактика заболеваний позволяет не только вовремя предотвратить болезни, но и своевременно выявить начинающийся недуг для оперативного лечения и возврата к трудовым обязанностям
Медосвидетельствование кадитата в водители.
Логика надзорных органов проста и наивна. Они действуют следующим образом.
Именно эту фразу показывают надзорные органы когда требуют от юридического лица контролировать наличие справок о медицинском освидетельствовании.
Но помилуйте, а где слова в фабуле статьи 23 такого рода:
«Юридические лица и ИП обязаны…»?
Если вы сравните с фабулой статьи 20, то вы сразу увидите разницу. Там требования, а здесь?
К кому обращена это фраза?
С таким же успехом можно сказать, что это должен делать сам УГАДН. Здесь написаны не требования, а всего лишь обозначено, что включает в себя медицинское обеспечение безопасности дорожного движения.
Также, обращаю внимание на словосочетание «кандитат в водители транспортных средств». Кто это? А вот это и есть главная деталь которую ленятся изучить
Кто это? А вот это и есть главная деталь которую ленятся изучить.
На эту фразу надзорные органы также обращают внимание в , цитирую абзац:
Опять же очень часто надзорные органы, и сами специалисты при их подаче, неверно истолковывают эту фразу.
Надзорные органы утверждают, что речь идет о кандидате на должность водителя.
Это неверно! Должность тут вообще не причем.
То есть работодатель при приеме водителя (якобы) должен от него требовать справку о медицинском освидетельствовании.
А если еще и год прошел с момента ее получения, то водитель должен (якобы) пройти медосвидетельствование при приеме на работу.
Не идите на поводу некомпетентности!
Про срок действия в 12 месяцев и для кого этот срок я уже написал выше.
Теперь о кандидате в водители транспортных средств.
Цитирую Постановление Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (скачать и посмотреть можно ):
Вот кто такие кандидаты в водители!
Это лица желающие получить право на управление транспортными средствами впервые или те кто был лишен этого права.
Работодатель тут вообще не причем.
Этим постановлением Правительства утверждаются Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Поэтому, не дайте себя обмануть.
Теперь вы знаете основные моменты связанные с медицинским освидетельствованием.
Но у вас должно быть понимание, а как же тогда принимать сотрудника на работу связанную с управлением служебного автомобиля?
Что делать и что требовать?
Мы подошли к такому понятию как предварительный медицинский осмотр (при поступлении на работу).
Это один их 4-х обязательных медицинских осмотров.
Заполнение журнала предрейсового осмотра водителей
Журнал регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Для традиционного формата актуальны обычные правила заполнения подобных документов: последовательная нумерация листов, размер А4, прошивание и заверение пломбой. Печать ставится, если организация ее использует.
Обратите внимание
Если выбран цифровой формат заполнения, понадобится квалифицированная усиленная электронная подпись
Также очень важно учесть требования законодательства по части защиты персональных данных. Учтите, следит за этим вопросом не только ГИТ, но и Роскомнадзор, а штраф доходит до 75 тыс
руб. Хорошая новость — этот процесс можно организовать так, чтобы было удобно вам и безопасно для компании. Кстати, в новом номере “Справочника кадровика” есть подробная статья о том, как облегчить себе работу
Не забудьте, что журнал, ведущийся в электронном виде, должен быть удобен для распечатки. А вот подпись водителя в таком случае не предусмотрена.
Сам порядок прохождения врачебных освидетельствований на конкретном предприятии должен быть принят как локальный нормативный акт — Положение об обязательных медицинских осмотрах. Типовая форма положения дается в письме Минздрава, упомянутом ранее (приложение №2).
Все расходы по проведению медосмотров возложены на работодателя. Время, затраченное на посещение врача, считается рабочим (Приказ Минтранса № 15 от 20/08-04, п. 15).
После освидетельствования врач ставит в путевой лист водителя штамп «Предрейсовый медицинский осмотр прошел», образец см. ниже. Оттиск должен содержать не только разрешение медика на выход в путь, но и сведения о дате и времени осмотра, а также ФИО врача.
Предрейсовый медосмотр: объем исследований
Опираясь на Приказ Минздрава №835н; п.10, учитывайте, в настоящий момент норматив редактируют. Порядок, в связи с введением дистанционного мед. контроля состояния здоровья сотрудников, не отвечает новым требованиям. Изменения коснуться объема проводимых исследований ПМО.
При прохождении очного медосмотра ничего не меняется, поэтому до вступления в силу обновленного документа придерживаются прежних Правил. На приеме медработник обязан:
- Выслушать жалобы водителя на то, как он себя чувствует, нет ли причин для направления в поликлинику. Сотрудник не допускается к управлению автомобилем, если: возникла боль в области сердца, головная или зубная; появились симптомы расстройства ЖКТ; присутствуют признаки ОРВИ (особенно это актуально при пандемии COVID-19) и т. п.
- Осмотреть визуально: наблюдение за поведением и самоконтролем работника; исследование на предмет повреждений на коже и слизистых, следы от инъекций, выявление характерных признаков опьянения, отравления, заторможенности или, наоборот, гиперактивности.
- Измерить параметры: температура, AD (давление), пульс.
- Провести тест на опьянение (похмельный синдром).
Если противопоказания к управлению автомобилем отсутствуют, измеряемые показатели находятся в пределах нормы, в путевом листе ставится штамп о пройденном предрейсовом медконтроле. Медработник заверяет допуск личной подписью, прописывая свою фамилию + инициалы, указывает число и время, затраченное на проведение процедуры.
Результаты п.12 Приказа Минздрава РФ
12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
- наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
- отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Дополнительное исследование
В случае, когда по внешнему поведению заметно, что водитель находится в состоянии опьянения, хотя тест на содержание алкоголя, оказался отрицательным, проводится анализ мочи. При обнаружении в биологической пробе психотропных веществ, сотрудника отстраняют от работы. Медик выписывает направление в поликлинику для подтверждения диагноза — наркотического отравления.
В справке указывают (п.19 Приказа МЗ №835н):
- Порядковый номер документа.
- Полную дату, (время до минут) проведения процедуры.
- Тип осмотра.
- Причину и цель направления в мед. заведение.
- Предварительный диагноз.
- Какие меры диагностики или медпомощи оказывались.
- Подпись медика с расшифровкой фамилии + инициалы.
Примечание: Послерейсовый (послесменный) медосмотр проводится в том же объеме на предмет выявления признаков опьянения, усталости, обострения хронических заболеваний и пр. В ст.46 п.2 ч.4-5 ТК РФ №323-ФЗ указан смысл каждого вида мед. контроля.
Цель регулярного медицинского осмотра водителей
4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;
5) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
Какой штамп о медосмотре нужно ставить 2021
- В путевом листе требуется указывать дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
- Теперь в заголовке путевого листа не нужно проставлять печать или штамп владельца транспортного средства, в связи с отменой обязанности иметь печать организации.
- списывать расходы на ГСМ и приобретаемые запасные части для собственных или арендованных машин;
- подтвердить реальность сделки по перевозке грузов;
- начислять водителям заработную плату и доплаты за разъездной характер работы;
- списывать расходы на ГСМ и стоянки при командировках сотрудников;
- списать компенсацию за использование личного имущества, если сотрудник использует свою машину в служебных целях.
Особенности использования путевых листов в 2021 году
Очень часто посетители pddmaster.ru задают вопросы, связанные с особенностями использования путевых листов. Например, в каких случаях нужен путевой лист, обязательно ли выписывать путевой лист ежедневно, какой штраф за отсутствие путевого листа и т.п. в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист .
лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции.
Правила оформления и ведения путевых листов
Путевой лист — очень важный документ для служебного транспорта. Если владелец автомобиля организация, этот документ подтверждает право управления, если автомобиль частный, но используется в рабочих целях, — помогает рассчитать затраты.
Проверяют путевки многие службы: и ФНС, и ГИБДД, и трудовая инспекция. Как же правильно заполнить этот документ и избежать возможных санкций за ошибки?
Ответы в материале PPT.
Срок действия медицинской справки на водительские права
Без наличия этой справки человек не сможет пройти обучение в автошколе, получить или же заменить водительские права, также не сможет пройти технический осмотр автотранспортного средства.
Некоторые полагают, что если нет необходимости, например, в замене прав, то и медицинская справка может не меняться в течение 10 лет, но это мнение ошибочно. Так сколько действительна медицинская справка на права? Законом Российской Федерации определена форма и то, на сколько лет действительна медицинская справка, дающая разрешение на управлением автотранспортным средством.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ, медицинская справка выдаётся на два года и на год.
Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра
Водители транспортных средств, работающие по найму, должны регулярно проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Как следует из названий этих осмотров, предрейсовый осмотр проводится перед началом рейса, а послерейсовый осмотр — после окончания поездки.
В этой статье речь пойдет о том, в каких случаях водители должны проходить данные медицинские осмотры, а также о штрафах за отсутствие отметки о медицинском осмотре.
Вступили в силу новые правила медосмотра водителей
Требования к прохождению медосмотра водителями существуют еще со времен Советского союза. Но с появлением множества мелких перевозчиков, появилась необходимость более четко прописать процедуру медосмотра и обязать транспортные компании нести за это финансовую ответственность.
Проходить медосмотр перед каждым рейсом, по новым правилам, обязаны все водители, кроме тех, кто выезжает по вызову экстренных оперативных служб.
Формы путевых листов с образцами заполнения
Путевой лист нужен для обоснования расходов на ГСМ(бензин, моторное масло и пр) на УСН доходы-расходы и ОСНО. ИП и организации на УСН доходы, ЕНВД и Патенте не ведут учет расходов и путевой лист просто не нужен.
Также он не нужен если вы не хотите или вам не нужно вписывать такие расходы на любом налоговом режиме.
Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство(тут имеется ввиду прежде всего перевозки за деньги, а иначе абсурд — ИП везет свою жену в театр и должен иметь путевой лист).
Срок оформления путевого листа от одного дня до одного месяца.
О порядке проведения
Последовательность проведения медосвидетельствования для лиц, работающих за рулем. На основании требований законодательных актов установлено:
- Специалисты обязаны выслушать все жалобы от водителя.
- Провести осмотр человека визуальным способом.
- Измерить показатели давления крови в сосудах, работу сердечной мышцы, температуру тела.
- Выявить наличие признаков употребления спиртосодержащих продуктов.
- Наличие психотропных и наркотических веществ в организме.
Чтобы определить количество алкоголя, содержащегося в крови, используется специальный прибор — алкотестер.
На практике врач осматривает кожный покров, слизистую оболочку глазного яблока, проводит осмотр рта, проверять зрачки на реакцию от светового воздействия. Специалистом замеряется давление и пульс. Когда у водителя транспортного средства отмечается гипертония, то показатели нормального давления должны быть известны ранее, поэтому он допускается к работе с тем давлением, при котором он себя хорошо чувствует.
Алкотестер помогает выявить прием алкогольсодержащих напитков, а наличие наркотических средств определяется с помощью исследований биоматериала.
По результатам проведенного осмотра водителей делается заключение:
- Нет влияющих на здоровье водителя опасных факторов и он сумеет правильно оценить обстановку на дорогах, чтобы сориентироваться как поступить и не навредить машинам на дорогах и пешеходам.
- Не допускаются к работе лица, состояние здоровья которых не соответствует норме. Это значит, что на вредные факторы у организма будет ответная реакция.
Информирование администрации предприятия об итогах проведенного мероприятия необходимо, так как руководство должно знать допускать ли сотрудника далее к работе или нет. Сведения должны быть учтены в путевом листе. Указание точных дат и печати медучреждения обязательны, это будет важным обстоятельством при оформлении документов.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПРЕДРЕЙСОВЫХ ИЛИ ПРЕДСМЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКА, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНА С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТОЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Ф.И.О. работника | ||
Дата рождения | ||
Профессия | ||
Тип локомотива (подвижного состава) |
Индивидуальные данные работника |
Дата | 1. Индивидуальные допустимые показатели гемодинамики | Подпись медицинского работника | |
САД ДАД ЧСС | |||
Дата | 2. Диагноз диспансерного учета, рекомендации по назначению поддерживающей терапии, рекомендации по оптимизации режима труда и отдыха | Подпись медицинского работника | |
Дата | 3. Данные о прохождении периодических медицинских осмотров | Подпись медицинского работника | |
Дата проведения врачебно-экспертной комиссии | Дата следующей врачебно-экспертной комиссии | ||
Дата | 4. Результаты исследования на наличие психоактивных веществ в моче | Подпись медицинского работника | |
Дата проведения исследования | Результаты исследования | ||
Вкладыш в индивидуальную карту предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров работника производственная деятельность которого непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте
Дата и время медицинского осмотра | Жалобы | Продолжительность отдыха (сна) между рейсами | Данные обследования | Отметка о допуске или отстранении от рейса | Подпись | |||||
показания приборов индикации паров алкоголя в выдыхаемом воздухе | частота пульса (уд./мин.) | артериальное давление (мм рт. ст.) | температура тела (в гр. С) | другие признаки заболевания или пониженной работоспособности | обследованного | медицинского работника | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Ведение Журнала предрейсового осмотра
Список обязательных сведений, вносимых в Журнал регистрации результатов измерения, приведен в нормативе №835н. Нигде не регламентируется, в каких формулировках медработник должен отражать данные. Указаний, которым необходимо строго следовать, нет. Разрешается дополнять перечень графами, учитывая специфику работы автопредприятия. Расширенный вариант документа утверждается совместно с руководством.
Перечень регистрируемых данных, согласно Приказу Минздрава №835н; п.14
1) дата и время проведения медицинского осмотра;
2) фамилия, имя, отчество работника;
3) пол работника;
4) дата рождения работника;
5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;
6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;
7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;
8) подпись работника.
Главное, чтобы ведение регистрационного Журнала предрейсового медосмотра, не противоречило имеющимся требованиям. Скорее всего Приказ Минздрава с новыми поправками изменится в этой части. Например, станет необязательной подпись водителя, так как, при дистанционном контроле идентификация личности происходит иначе. Если работники проходят послерейсовый осмотр, для фиксации данных заводят второй Журнал, который будет отличаться только названием.
Бумажный или электронный вид Журнала
Дистанционный формат ведения документации предполагает электронный вариант обмена данными между автопредприятием и медицинским учреждением. Медорганизации по оказанию услуг ПМО имеют право использовать вместо бумажного варианта эл. носитель. При этом соблюдая несколько условий:
- Возможность распечатки страниц, которые можно собрать в Журнал.
- Для заверения результатов осмотра медперсонал должен использовать личную усиленную квалифицированную эл. подпись (УКЭЦП).
- Хранение информации в БД не менее года.
О разрешении вести электронный Журнал ПМО говорится в Приказе Минздрава на основании Закона №196-ФЗ: Порядок №835н, пункт 15.
Следует учитывать, что при такой форме заполнения граф исключается подпись водителя.
Используя бумажный вариант, нужно:
- пронумеровать страницы;
- прошить книгу, заверив печатью организации;
- хранить документы в архиве не менее 5 лет.
В случае проверки автопредприятия могут потребовать Журнал предрейсового осмотра, чтобы убедиться в реальном проведении процедуры. Поэтому документы должны находиться в транспортной организации. Когда медосмотр проходят на территории автохозяйства — все понятно. Если услуги оказываются на стороне, неизвестно, как быть с Журналами регистрации. Согласно п.18 Порядка о результатах медработник сообщает в транспортную организацию. Поэтому лучший выход — электронный формат обмена данными.
Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
Ежедневному медицинскому осмотру, до выхода на линию, подлежат водители, управляющие транспортным средством в коммерческих целях; задействованные в перевозке пассажиров, багажа или грузов; в том числе, использующие личный автомобиль; не выезжающие с территории предприятия и управляющие автотранспортом компании, перевозя сотрудников для нужд организации или в личных целях.
Исключение из правила – водители транспорта экстренных оперативных служб (МЧС, пожарной или скорой помощи и т.д). Они имеют право выезжать на вызов без предрейсового медосвидетельствования, а пройти его позже, в свободное от работы время.
Юридическая ответственность, если выявят нарушения в проведении мед. осмотра, серьезная – немалые штрафы, а при ДТП со смертельным исходом — лишение свободы. Не стоит так же забывать, что при отсутствии путевого листа со штампом о прохождении ПМО (техконтроля ТС), страховая компенсация не выплачивается.
Требования к медучреждению
К учреждению, где проведение медосмотра осуществляется, предъявляются следующие требования:
- Необходимо свидетельство и сертификат о том, что медицинская организация имеет право проводить данные работы.
- Срок, указанный в учредительных документах не должен быть просрочен, а если он не соответствует, то медосвидетельствование будет являться недействительным.
- Организация должна пройти своевременную аккредитацию.
Для получения свидетельства на право проведения работ, необходимы следующие документы:
- Дипломы, в которых изложена информация о высшем образовании специалистов.
- Сведения, изложенные в сертификате о подтверждении квалификации сотрудников.
- Копии трудовых книжек о стаже работы. Последний должен быть не менее пяти лет.
- Удостоверение о подготовке по специальной программе сотрудников. Программа обучения должна быть не менее 500 часов.
- Наличие специального образования, подтвержденного свидетельством (сестринское дело).
- Сертификат, подтверждающий квалификационные навыки специалиста.
- Документ о повышении квалификации сотрудников.
Общие требования:
В штате предприятия может трудиться врач, прошедший проверку знаний в установленном порядке, а также предприятие может заключить договор со сторонними организациями на проведение данного мероприятия.
На территории организации должен быть организован медпункт или заключен договор с медучреждением, которое может проводить эти работы
Это может быть любая больница или поликлиника, не важно какой формы собственности.
Если предприятие крупное, то не факт, что администрации выгодно заключать договоры со сторонними организациями, не исключено, что проведение осмотров может быть на территории объекта.
Зачем он необходим
Медосмотр, который проводится перед выходом в рейс, должен проводиться обязательно согласно закона “О безопасности дорожного движения” 196-ФЗ.
Его нормы необходимо соблюдать как юридическим лицам, так и предпринимателям, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией ТС.
Работодатель должен организовать медосмотр перед началом рабочего периода, поскольку необходимо выявить, не воздействуют ли на организм вредные условия, алкоголь, наркотики или похмельный синдром.
Состояние болезни тоже требует выявления, поскольку при ухудшении состояния могут произойти непоправимые последствия.
Обязанность проведения медицинского обследования не зависит ни от деятельности компании или ИП, ни от количества сотрудников в штате.
Даже если работа ведется самим предпринимателем или есть только один наемный работник, то заранее следует позаботиться о наличии медработника, но это касается только коммерческих перевозок.
Процедура медицинского осмотра регулируется приказами Минздрава, и в одном из них, носящем номер 2510/9468-03-32 говорится о том, что каждый работодатель должен озаботиться утверждением положения о медосмотрах.
Исключения из обязательных правил, которые оговаривают необходимость осмотра перед сменой и рейсом и после них, есть в виде водителей автомобилей экстренных служб.
Сотрудники таких организаций должны проходить врача только до начала смены, поскольку рейс проходит внепланово.
Но по возврату из него медики должны осмотреть водителей, перевозивших опасные грузы или пассажиров, другие же могут и не приходить на постосмотр.
В положении, которое утверждается в рамках организации, руководство должно регламентировать организацию предрейсовых медицинских осмотров работников, необходимо указать:
- содержание медицинских осмотров;
- отдельные процедуры в ходе обследования;
- условия, при которых проводятся мероприятия;
- критерии допуска, которые могут повлиять на привлечение водителя к труду после медицинского освидетельствования;
- обязанности медицинских учреждений, которые предоставляют сотрудников в рамках договоров, либо же необходимо указать потребность в найме штатного медика, имеющего соответствующее образование.
Фиксация медосмотра в путевом листе
В путевом листе непременно нужно проставлять информацию о проведенном медосмотре водителя, поскольку она является обязательным реквизитом документа. Какие виды медосмотров необходимо проводить и как именно отражать их в путевом листе, читайте в представленном материале.
Нужно ли проставлять отметку о медосмотре
Отметку о проведенном медосмотре проставлять необходимо, поскольку она является обязательным реквизитом любого путевого листа. При этом следует учесть, что если компания использует автотранспорт только для собственных целей (то есть не оказывает транспортные услуги), то необходимо проводить предрейсовые медосмотры, а послерейсовые — не нужно.
Если путевой лист транспортного средства оформляется на период более 1 дня (но не более 1 месяца), то отметку о проведении медосмотра необходимо проставлять перед каждым рейсом. Если транспортное средство эксплуатируется несколькими водителями посменно, то на каждого из них необходимо составлять путевой лист, и по каждому сотруднику ставить отметку о медосмотре в своем путевом листе.
Как проводить медосмотр водителей и делать отметку в путевом листе
Осмотр должен проводить уполномоченный медработник, который проставляет в путевом листе дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра. Он заверяет внесенную информацию своей подписью с расшифровкой ФИО или проставлением соответствующего штампа.
Если в штат сотрудников организации входит врач, именно он может проводить медосмотр водителей.
Если включить врача в штат нет никакой возможности для организации, она может заключить договор подряда с медицинским работником или же принять его на должность по внешнему совместительству.
Нарушением правил заполнения путевого листа будет момент, если отметку о медосмотре проставляет не медработник, а другой сотрудник компании, например, начальник транспортного отдела.
Такая ситуация часто возникает, когда в организации нет штатного врача, и этот момент может стать причиной конфликта с проверяющими органами.
Отметим, что проводить предрейсовый и послерейсовый медосмотр имеют право только следующие специалисты:
- медработники, имеющие высшее или средне-специальное образование;
- медицинские организации, имеющие соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Важно! Именно на организацию возлагается обязанность по проведению медосмотров водителей. При несоблюдении требования контролирующие органы могут наложить административное взыскание
Можно ли использовать штамп о проведенном медосмотре
При проведении медосмотра медработник обязан проставлять соответствующую запись:
- по предрейсовому — «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по послерейсовому — «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».
Эти отметки следует проставлять в обязательном порядке вне зависимости от того, арендуется транспортное средство или находится в собственности организации.
Необходимо отметить следующий момент: отметка о пройденном медосмотре может быть внесена вручную или с использованием специального штампа. Главное — запись или оттиск штампа должны содержать всю необходимую информацию, а именно:
- дату и время проведения медосмотра;
- ФИО и подпись медработника;
- информацию, что медосмотр проведен;
- информацию, что водитель допущен к управлению транспортным средством.
Порядок и правила проведения медосмотров закреплены в Приказе Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н.
Ответственность за оформление путевого листа без отметок о медосмотре
Отметка о проведенном медосмотре является обязательным реквизитом, однако налоговики по-разному относятся к ее отсутствию:
- если в путевом листе не содержатся только отметки о медосмотре, а другие обязательные реквизиты заполнены верно, налоговики признают расходы ГСМ в налоговом учете;
- если в путевом листе не содержатся отметки о медосмотре, а также есть ошибки в других обязательных реквизитах, расходы ГСМ в налоговом учете не признаются.
При неправильном заполнении путевого листа (в плане отсутствия информации о медосмотре) на организацию налагается административная ответственность в соответствии со ст. 11.32 КоАП РФ:
- для граждан — 1 000 — 1 500 руб.;
- для должностных лиц — 2 000 — 3 000 руб.;
- для организаций — 30 000 — 50 000 руб.
За фальшивый штамп о медосмотре на организацию также может быть наложен штраф. Кроме того, если водитель осуществляет перевозку пассажиров или груза без штампа о медосмотре на путевом листе, сотрудник ДПС может оштрафовать согласно п. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ:
- гражданина на 3 000 руб.;
- должностных лиц на 5 000 руб.;
- организацию на 30 000 руб.
Запрет на допуск к работе и его последствия
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:
- ее порядковый номер;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Вот так выглядит бланк справки:
Работодатель, получив информацию о недопуске шофера в результате предрейсового медосмотра, должен отстранить его от работы в силу статьи 76 ТК РФ. Это делается путем издания приказа в произвольной форме. Работника необходимо ознакомить с приказом под подпись. При отказе от подписи составляется акт. До установления обстоятельств, которые стали причиной состояния шофера (в случае его виновного поведения), заработная плата ему не начисляется.
Шофер отправляется в поликлинику и предъявляет справку. Врач обследует его, оформляет больничный лист и освобождает от работы на время болезни или делает на справке отметку о том, что оснований для оформления больничного нет. В этом случае шофер приступает к работе на следующий день. Если необходимости в отстранении не было, то день, который сотрудник пропустит из-за посещения врача, включается в рабочее время, но оплачивается при отсутствии больничного как простой в соответствии со ст. ст. 157 ТК РФ.