Какие бывают компетенции руководителя?

Содержание:

А если детальнее?

Отмечается сходство перечня профессиональных компетенций экономиста и юриста. Эти лица должны быть ответственными, максимально исполнительными. Недопустимы пропуски, опоздания. Для экономистов и юристов одним из ключевых показателей дисциплинированности считается соблюдение установленных сроков исполнения некоторой задачи. Персона, желающая показать свое соответствие профессиональным требованиям, должна справляться с любыми заданиями четко и точно в срок. Для компетенции важны навыки работы регулярно, интенсивно, заинтересованно. Как правило, их будущие юристы и экономисты приобретают еще в период обучения в высшем учебном заведении, где преподаватель исполняет роль ключевого менеджера. Именно его задача – сформировать у слушателей навыки регулярной работы.

Еще одна компетенция – способность учиться самостоятельно. Проводились исследования, посвященные обновлению профессионального уровня человека. Установлено, что профессиональные компетенции наполовину теряются приблизительно за пару лет, в течение 5-7 исчезают полностью, если персона не учится, не получает новые навыки и способности собственными силами. Задача любого ответственного юриста и экономиста – непрерывно учиться, тем самым сохраняя свою конкурентоспособность на трудовом рынке.

Найдено научных статей по теме — 15

Школа и вуз: проблемы образовательных компетенций

Чурсина А. В., Ефимова Н. С.

Рассмотрены различия между компетенциями в среднем и высшем образовании. Так же дан анализ исследования о необходимости школьных компетенций в ВУЗе.

Образовательный результат: от компетенций до личности

Юдин Владимир Владимирович

В статье анализируются различные трактовки структуры содержания образования и образовательного результата.

Компетенции в делопроизводстве и образовательном процессе

Союнов Алексей Сергеевич, Щербакова Анна Геннадьевна

Статья посвящена анализу условий реализации компетентностного подхода при оценке персонала.

Программа педагогической компетенции в образовательной среде

Тазина К. А.

The program of development of the pedagogical competence is the publication of Tazina Klarisa Alexandrovna, an English teacher of the highest qualification who has been working as a teacher at the secondary school for more than 25

Правовая наука и развитие образовательных компетенций юриста

Разуваев Николай Викторович, Трегубов Михаил Владимирович

В статье рассмотрены некоторые теоретические вопросы компетентностного подхода в сфере высшего юридического образования.

Доминирующая компетенция в основной образовательной программе

Шкаберина Гузель Шарипжановна, Рудакова Галина Михайловна

В статье идет речь о статистической значимости связи между временем освоения компетенции и весом компетенции на примере основной образовательной программы «Программная инженерия»

Оценивание компетенций в управлении образовательным процессом

Суходаева Т.С.

Рассматривается сущность контроля и оценивания в управлении деятельностью студентов по формированию компетенций, определяемых Федеральными государственными образовательными стандартами.

Компетенции / компетентности в новой образовательной парадигме

Ефремичева Н. В.

В статье рассматриваются вопросы подхода к определению дефиниций «компетенция », «компетентность», «профессиональная компетентность», предлагаются существующие в современной науке различные варианты данных понятий.

Общекультурные компетенции в образовательном процессе высшей школы

Галимуллина Надия Мидхатовна, Коршунова Ольга Николаевна

Статья посвящена анализу роли общекультурных компетенций в системе высшего образования в России.

Проектирование образовательного маршрута в пространстве компетенций

Ахмедьянова Гульнара Фазульяновна, Пищухин Александр Михайлович

Концептуальной основой современного образовательного процесса является компетентност-ный подход.

История и метрическая теория компетенций в образовательном процессе

Фирстов Виктор Егорович

Основным недостатком компетентностного подхода в системе образовании является отсутствие метрической теории измерений в этой области, что делает данный подход малоэффективным в оценке качества результатов образовательного процесса

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

Кузовенкова Ксения Олеговна

Проанализирован аспект развития социокультурной компетенции в современных образовательных условиях. Рассмотрены подходы к пониманию сущности понятия «социокультурная компетенция».

Компетенции как образовательный результат ООП: от измерения к оценке

Кононова Ольга Витальевна, Садон Елена Владимировна

Рассматриваются проблемы измерения и оценки результатов обучения, выраженных в терминах компетенций, анализируются требования ФГОС ВО к системе контроля качества подготовки.

О компетенциях будущего педагога дошкольного образовательного учреждения

Габдулхаков Валерьян Фаритович, Каюмова Алия Магзумовна, Юсупова Гульназ Фаритовна

В статье рассматривается проблема профессиональных компетенций педагога дошкольного обра-зовательного учреждения в контексте перехода на многоуровневую (бакалавриат, магистратура) подготовку в высших учебных заведениях.

ТОП БЕСТСЕЛЛЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ

Прежде чем подбирать кандидатов на ту или иную должность, компании важно понимать, кого она ищет. А именно – важно знать, какими компетенциями, и какой мотивацией должен обладать данный человек для того, чтобы быть максимально результативным в рамках данной должности

Приняв на должность «хорошего» человека, не обладающего необходимыми навыками и знаниями, в последующем приведёт к высокой текучке кадров и неудовлетворительному выполнению задач. 

Для того чтобы этого не произошло, давайте рассмотрим виды компетенций, способы их выявления, их уровень развития, профили компетенций и варианты составления матрицы компетенций.

Профессиональные компетенции в разных сферах

Необходимые личностные и интеллектуальные компетенции профессионала в каждой сфере отличаются. Для наглядности давайте сравним знания, умения и навыки, необходимые для работы квалифицированному юристу, инженеру и шеф-повару.

Профессиональные компетенции юриста

Основными индикаторами квалифицированного юриста являются такие профессиональные компетенции, как:

  • знание базовых законов, их грамотное толкование и применение на практике;
  • умение квалифицировать события и факты с точки зрения права;
  • навыки составления юридических документов, предоставление консультаций и оформление правовых заключений;
  • умение принимать правовые решения и действовать в рамках закона;
  • навыки установления фактов правонарушений и принятия мер по восстановлению нарушенных прав;
  • систематическое повышение профессиональной квалификации;
  • глубокое изучение законодательства и практики его применения.

Профессиональные компетенции инженера

Инженер должен обладать широким спектром технических знаний и рядом личностных качеств. Его профессиональные компетенции включают:

  • понимание технологии и принципов организации производства;
  • владение аналитическими навыками, использование математических и экономических расчётов;
  • ведение деловой и инженерной документации;
  • подбор квалифицированных подрядчиков и эффективное взаимодействие с ними;
  • знание нормативной документации и ГОСТ;
  • продвинутые навыки работы с компьютером и специальным софтом;
  • ответственность и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях;
  • высокие коммуникативные навыки с подчиненными и начальством.

Профессиональные компетенции шеф-повара

Шеф-повар как человек, который отвечает за работу заведения, должен владеть большим списком профессиональных компетенций, которые сжато представлены ниже:

  • понимание основ товароведения и техник приготовления блюд национальных кухонь;
  • умение грамотно зонировать ресторан в соответствии с санитарными нормами и принципами эргономики;
  • ведение финансов, разработка бюджетов и оценка эффективности работы кухни и заведения в целом;
  • владение методами отбора персонала, формирование эффективного штата и налаживание коммуникаций с подчиненными;
  • знание юридической стороны ресторанного бизнеса, понимание норм и правил ведения внутренней документации.

Корпоративные компетенции

Особенностью корпоративных компетенций является то, что они универсальны для всех сотрудников компании – от рядового специалиста до топ-менеджера. Корпоративные компетенции определяются ценностями компании и её внутренней корпоративной культурой. Поэтому в эту категорию входят умения и личностные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник компании.

Разработка корпоративных моделей и компетенций лежит на руководстве. Каждая компания по-своему называет специальные компетенции, применяемые для оценки сотрудников. Примеры корпоративных компетенций выглядят так:

  • лидерство;
  • навыки командной работы;
  • лояльность к компании;
  • ориентация на клиента;
  • ориентация на результат.

Корпоративные компетенции выбираются руководством компании в соответствии со спецификой деятельности и сводятся, как правило, к определенным моделям мышления, поведения и этики сотрудников. Если компания делает упор на высоком уровне сервиса – ценностные компетенции будут формироваться вокруг клиентоориентированного подхода. Если корпорация ценит сплоченность коллектива и раскрытие индивидуального творческого потенциала – в корпоративных компетенциях будут доминировать коммуникативные и организаторские навыки.

Корпоративные и профессиональные компетенции

«2 Балла. Сильная компетенция «Инициативность — это когда сотрудник предлагает идеи, новые подходы и усовершенствует схемы работы, позволяющие добиваться лучших показателей всего подразделения. Дорабатывает, обогащает и развивает существующие методы и подходы.

Применяет и эффективно адаптирует их к новым условиям. Просчитывает целесообразность своих инициатив. Берет на себя ответственность за внедрение инициативы.

Если это руководитель, то он поддерживает инициативу и творчество подчиненных и ищет возможности внедрить в работу подразделения их ценные идеи. Конечно же, чем выше руководитель по должности, тем больше требований компания будет предъявлять к его корпоративным компетенциям, а требования к профессиональным компетенциям у такого руководителя могут снижаться. Это не значит, что руководитель должен быть меньшим профессионалом, чем его подчиненные – речь идет именно о требованиях, критично необходимых для ежедневной успешной деятельности. Часто руководители гораздо лучше разбираются в профессиональных тонкостях, чем их подчиненные – и это означает, что реальное развитие профессиональных компетенций у них гораздо выше предъявляемых к ним требований. По большому счету, профессиональные компетенции руководителя это те компетенции, которые помогают ему понимать специфику того, чем он управляет. «1 Балл.

Слабая компетенция «Игра в шахматы – это когда сотрудник понимает правила игры в шахматы, помнит о слабых и сильных ходах, не «зевает свои пешки и фигуры. Он принимает участие в анализе своих и чужих партий, но сам редко понимает причины того или иного хода, потому что ему не хватает опыта в их анализе. Он знает правила проведения турниров, но не умеет распределять свои силы и внимательность так, чтобы выигрывать даже заключительные партии турнира. Результативность сильно зависит от усталости.

По этому поводу вспоминается одна история: у управляющего одной крупной компании по производству мебели как-то спросили, что для него является самым важным качеством, определяющим профессионализм исполнителя? На что он, почти не задумываясь, ответил, что профессионал – это тот, кто показывает качество в деталях своей работы и может ответить на любой, даже самый специфический вопрос. К примеру, менеджер по закупкам должен знать все о типах и материалах кромки для корпусной мебели, кто производитель, закупочные цены, характеристики.

Компетентно-ориентированное образование

ЮНЕСКО, Совет Европы, ЮНИСЕФ, ПРООН, и другие организации занимаются проблемой компетентно-ориентированного образования.

Многие европейские страны изменяют программы обучения, направленные на создание базы для достижения учащимися определенных компетенций. Со временем появляется необходимость в определении ограниченного списка компетенций, являющихся ключевыми. Такой примерный список локализован понятиями:

  • изучение;
  • процесс продумывания;
  • поиск;
  • сотрудничество;
  • адаптация;
  • принятие за дело.

Единых определения и перечня ключевых компетенций не существует. Это обуславливается рассматриванием компетенции в качестве заказа общества на подготовку граждан.

Коммуникативные компетенции: определение и предназначение

Коммуникативные компетенции можно определить как совокупность навыков, которые позволяют человеку выбирать уместные модели речевого поведения в зависимости от ситуации общения. По словам Д. Хаймса, ученого, который ввел в употребление этот концепт, суть коммуникативных компетенций состоит в том, чтобы знать «когда следует говорить, и когда – молчать, о чем следует говорить, с кем, когда, где, в какой форме».

Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, и не можем отказаться от речевого общения. Следовательно, освоение этих навыков имеет основополагающее значение для нашего личностного и социального развития. Мы используем их в момент говорения, слушания, чтения и письма.

В последнее время нам стало трудно оторваться от экранов компьютеров и мобильных устройств. Способы коммуникации меняются в бешеном ритме, и мы должны к нему адаптироваться. Тем не менее, в независимости от канала передачи информации, мы должны уметь использовать наши коммуникативные компетенции в любой среде.

Все мы знаем, что недопонимание может привести к негативным последствиям

Мы также знаем или можем представить себе неприятное ощущение, вызванное тем, что никто не обращает внимание на нас, когда мы что-то говорим. Это неизбежно, что иногда наше сообщение не представляет интереса для слушателей, или возникают ошибки в процессе коммуникации

Однако, в этой статье мы поделимся с вами некоторыми рекомендациями, которые помогут вам свести эти ситуации к минимуму. Узнайте, как улучшить свои коммуникативные способности!

Общие сведения

В настоящее время существует огромное разнообразие подходов к их классификации. При этом основные виды компетенций определяются с использованием как европейской, так и отечественной систем. В глоссарии ФГОС приводятся определения базовых категорий. В частности, указаны отличия компетенции от компетентности. Первая представляет собой комплекс определенных знаний, навыков и умений, в которых человек осведомлен и имеет практический опыт. Компетентностью именуют способность активно пользоваться полученными профессиональными и личными знаниями в ходе своей деятельности.

Педагоги и преподаватели

Не менее любопытная тема – список профессиональных компетенций педагога, а также педагога, занимающегося кружками, в которых преподаются определенные навыки и умения несовершеннолетним. Всякий педагог обязан быть компетентными, создавать адекватные условия, дабы личность каждого ребенка развивалась. Если специалист занимается допобразованием, он должен быть компетентным в аспектах компенсаторной задачи своей сферы работы применительно к общему образовательному процессу. Такой педагог должен работать с детьми, учить их развиваться, ориентируясь на интересы, возраст, личные особенности слушателей. Для этого необходимо пользоваться разными формами, методами (включая интерактив), технологиями, разрешенными в рамках образования и воспитания в специализированном учреждении.

В перечень профессиональных компетенций педагога и специалиста по дополнительному образованию включена способность планировать итоги процесса, прогнозировать, чем закончится тот или иной период преподавания информации, навыков, умений. Задача учителей разных направлений – организовывать деятельность, учитывать особенности разных возрастов так, чтобы слушатели получали максимум знаний. Для дополнительного образования особенно важна организация социальных мероприятий, объединяющих разные группы учеников. Они направлены на реализацию творческих аспектов личностей. Предполагается привлечение не только детей, но и их семей, а также преподавательского состава учреждения.

Что такое компетентность и из чего она состоит?

Стрессоустойчивость Решая трудные задачи или подвергаясь давлению обстоятельств, остается эффективным, сохраняет спокойствие, не раздражается и не впадает в панику. 17. Невозмутимость Не снижает эффективности работы и в предвидении неприятностей.

На обиды и несправедливые замечания негативным поведением не отвечает.

Разочарования переживает спокойно. 18

Внимание к деталям Точно, аккуратно и без «сокращений работает с детальной фактической информацией. Методичен и стремится не упустить ни одной детали

19. Организованность Эффективно распоряжается временем и другими ресурсами. Аккуратно работает с документами. Качественно обрабатывает документацию. Использует современные способы хранения и воспроизведения информации. 20.

Ориентация на изменения Постоянно стремится изменить характер работы и, при возможности, окружающую среду. Старается предвосхитить события.

Отечественная классификация

Наиболее комплексно, по мнению экспертов, виды профессиональных компетенций определены И. А. Зимней. Ее классификация базируется на категории деятельности. Зимняя выделяет следующие виды профессиональных компетенций:

  1. Относящиеся к человеку как к личности, как к субъекту общения, деятельности.
  2. Касающиеся социального взаимодействия людей и окружающей среды.
  3. Относящиеся непосредственно к деятельности человека.

Для каждой группы предусматриваются свои виды ключевых компетенций. Так, в первую включаются следующие категории:

  1. Здоровьесбережение.
  2. Ценностно-смысловая ориентация в мире.
  3. Гражданственность.
  4. Интеграция.
  5. Предметная и личная рефлексия.
  6. Саморазвитие.
  7. Саморегулирование.
  8. Профессиональное развитие.
  9. Речевое и языковое развитие.
  10. Смысл жизни.
  11. Владение культурой родного языка.

В рамках второй группы к основным видам компетенций относятся навыки:

  1. Общения.
  2. Социального взаимодействия.

В последний блок включены компетенции:

  1. Деятельности.
  2. Информационных технологий.
  3. Познавательные.

Характеристики

Анализируя навыки, указанные выше, можно отметить, что с ними согласуются базовые виды компетенций в образовании. Так, социальный блок состоит из способности принимать на себя ответственность, совместно прорабатывать решения и участвовать в их реализации. К социальным компетенциям относят и толерантность к разнообразным религиям и этнокультурам, проявление сопряженности индивидуальных интересов с нуждами общества и предприятия. В когнитивный блок входят готовность к повышению уровня знаний, потребность в реализации и актуализации личного опыта, потребность в изучении новой информации и приобретении новых навыков, способность к самосовершенствованию.

Особенности оценки профессиональных компетенций

Профессиональные компетенции – это выявляемые характеристики, то есть они нуждаются в оценке. Оценка компетенций может происходить как при трудоустройстве, так и в какой-то период работы гражданина, например, перед его повышением. В частности, оценка профессиональных компетенций производится посредством следующих процедур:

  1. Аттестация. В рамках данного мероприятия управленец должен сформировать специальную комиссию, которая впоследствии будет оценивать работников. Для этого, субъект должен предварительно отобрать тех сотрудников, которые будут проходить профессиональную аттестацию. С целью оценки персонала членами комиссии формируется специальная матрица компетенций, в рамках которой они оценивают каждого работника. По результатам аттестации комиссия публикует соответствующее заключение.
  2. Услуги ассесмент-центра. Существует ряд отдельных организаций, которые занимаются оценкой профессиональных компетенций работников. Для этого нанимателю необходимо заключить соглашение с подобной компанией. Однако также нередко крупные компании создают отдельное подразделение внутри предприятия. В дальнейшем сотрудникам указанного отдела вменяются обязанности по оценке компетенций штата в масштабах всей фирмы.
  3. Тестирование. Почти всегда тесты используются для выявления базовых профессиональных и личностных компетенций персонала.
  4. Интервьюирование сотрудников. Зачастую подобное мероприятие проводится с целью выявления профессиональных компетенций одного или нескольких конкретных сотрудников. Это обуславливается трудозатратностью со стороны управленца.
  5. Деловые игры. В крупных компаниях нередко используются передовые подходы для выявления профессиональных компетенций персонала. В частности, рассматриваемые мероприятия включают организацию симуляций, в рамках которых сотрудникам предлагаются различные рабочие ситуации, требующие решения.

Таким образом, наличие профессиональных компетенций является необходимым условием для развития субъекта в контексте его профессиональной деятельности. Для развития рассмотренных качеств сотрудникам необходимо постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания.

Обучение менеджеров — время потраченное впустую?

Традиционно в работе организации используются методы управления, направленные на преодоление трудностей, поиск решений. Со временем вырабатывается определенный устоявшийся набор полезных методов, сделавших компанию успешной. Негласно их пересмотр с одной стороны воспринимается, как сомнение в профессионализме руководства, с другой — «дело нужно делать и отвлекаться на глупости некогда». Но внешняя и внутренняя среда меняются и без анализа сложившихся привычек управления удачи не видать. И даже готовность руководства начинать «новую жизнь с понедельника» может оказаться временной и быть побеждена оперативной деятельностью. С этой целью  Хейфец  и Лински в руководстве по выживанию для лидеров советуют найти надежную опору для движения, которой может стать дружба с людьми, которые поддержат лидера в самых противоречивых ситуациях и конфликтах (в случае авторитарного стиля управления опору предпочтительно искать вне организации).

Всегда ли нужно развивать управленческие компетенции организации? Однозначного положительного ответа на этот вопрос у меня нет. Например, жалуясь на персонал, ко мне обратился руководитель сервисной компании, выступающей подрядчиком госмонополиста. Две недели мы совместно вырабатывали решение. И по чистой случайности удалось выяснилось утаиваемую информацию — бизнес-модель компании построена на связях двух руководителей, собственно, являющихся ключевыми сотрудниками и показатели деятельности организации процентов на 90 зависят от их возможностей. Компетенции остальных сотрудников соответствуют низкому уровню их заработных плат. Повышение управленческих навыков в этом случае не только неэффективно, т.к. их значение в общем успехе не стоит «вычинки», но и вызовет серьезное сопротивление организации, ведь не имеет практической полезности.

На семинарах по рассматриваемому вопросу я предлагаю слушателям рабочий лист для экспресс-оценки потребности организации в управленческих знаниях и опыте**.

Достижение каких целей и решение каких управленческих задач требует новых знаний и опыта? Знаний и опыта из какой области недостает?
  • Какие первые шаги необходимо сделать для приобретения новых знаний и опыта? Установите сроки.
  • Какие возможны препятствия на пути выполнения указанных шагов?
  • С кем нужно обсудить реализацию шагов?

* можете отметить те явления, которые присущи вашей компании

** рабочий лист для экспресс-оценки потребности организации в новых знаниях и опыте

За рамками статьи остались такие важные вопросы, как условия проведения эффективных занятий, подходы к увлечению сотрудников, способы определения обучаемости, существующие методы развития управленческих компетенций и др., о которых поговорим в следующий раз.

Обучение менеджеров — это важный этап подготовки эффективных сотрудников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector