Опыт прохождения проверки мчс
Содержание:
- Разновидности пожарных проверок
- Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС
- Внеплановая пожарная проверка
- Арендаторы тоже отвечают
- Об инструктажах
- Как будет понижаться и повышаться категория риска
- Цена на документацию по пожарной безопасности.
- Ответственность за неисполнение предписаний
- Оформление результатов
Разновидности пожарных проверок
Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:
-
Плановые.
Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае. -
Внеплановые.
Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.
Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:
-
Документарная.
В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью. -
Выездная.
Инспекторы осматривают помещения компании.
И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.
Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС
Даже если требования, указанные в предписании МЧС, совершенно законны, при их устранении может возникать множество проблем, в том числе:
- сжатые сроки, предоставленные МЧС для выполнения мероприятий пожарной безопасности;
- необходимость вносить изменения в основные архитектурные, планировочные и конструктивные решения здания, проводить перепланировки и реконструкции;
- необходимость усиления несущих конструкций для монтажа инженерных систем, оборудования путей эвакуации и запасных выходов;
- необходимость согласовать проведения работ с государственными органами, другими собственникам издания;
- необходимость расчета пожарных рисков, определения полей опасных факторов при пожарах;
- необходимость обустройства пожарных водоемов и противопожарных разрывов на территориях плотной застройки;
- иные проблемы и сложности, в зависимости от выявленных нарушений.
Обратившись в компанию Смарт Вэй, все сложности и проблемы вы устраните максимально быстро. Это позволит избежать наложения штрафов, других санкций по КоАП РФ.
Внеплановая пожарная проверка
Рассмотрим, в каких случаях ГПН может провести внеплановую пожарную проверку.
Основания для проведения внеплановой проверки:
- Во-первых, органы ГПН вправе провести внеплановую проверку пожарной безопасности в случае истечения срока исполнения организацией ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения.
- Во-вторых, внеплановая проверка может проводиться при поступлении в орган ГПН сведений от проверяемой организации о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
- В-третьих, основанием для проведения внеплановой пожарной проверки является поступление обращений от граждан, организаций или поступление информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара. Поскольку любые нарушения требований пожарной безопасности создают указанную угрозу, то поводом для внеплановой проверки по этому основанию может быть жалоба о любом нарушении в данной области.
- В-четвертых, внеплановая пожарная проверка может быть проведена на основании поручения Президента РФ или Правительства РФ. Такие поручения как правило издаются после резонансных пожаров с гибелью людей, при этом проверкам подлежат все здания и сооружения определённой отрасли.
- В-пятых, внеплановая проверка МЧС может быть инициирована на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В этом случае должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Кроме того, возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях, подготовка и выдача предписаний об устранении нарушений по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
- И в-шестых, при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
О проведении внеплановой проверки организации, в отношении которых проводится проверка, уведомляются органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Предварительное уведомление о проведении внеплановой проверки на основании информации, обращений и жалоб о нарушении требований пожарной безопасности, а также при наличии акта о невозможности проведения внеплановой проверки, не требуется. То есть проверка по этим основаниям может проводиться без уведомления проверяемой организации.
Статью прислал: inzhener
0 45
Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций
Опубликовано: 6 марта, 2018
Правовое регулирование
Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций
Опубликовано: 6 марта, 2018
При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности в организации…
- Переносные огнетушители. Передвижные огнетушители. Установка огнетушителя.
- Нарушение пожарной безопасности: виды ответственности и наказания
- Предписание МЧС: как обжаловать предписание Госпожнадзора
Арендаторы тоже отвечают
Говоря о нарушениях в сфере противопожарной безопасности, важно понимать, кто может являться субъектом ответственности, то есть лицом, которое можно оштрафовать или подвергнуть иным санкциям. Напомним, что по КоАП ответственность может наступать как для юрлица, так и для его должностных лиц
Но в случае с нарушением правил противопожарной безопасности есть еще один немаловажный момент, касающийся лица, подлежащего привлечению к ответственности.
Не секрет, что значительная часть помещений для ведения бизнеса не находится в собственности тех организаций, которые в них располагаются, а арендуется. В этой связи возникает логичный вопрос: кто должен отвечать за соблюдение мер противопожарной безопасности в таких зданиях. Ответ на этот вопрос четко прописан в законодательстве: ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, если иное прямо не установлено договором аренды.
Заметим, что, как правило, в договорах аренды указывается, что арендаторы отвечают за соблюдение пожарной безопасности внутри арендуемых помещений, тогда как забота о пожарной безопасности здания в целом лежит на собственнике. Поэтому даже если организация арендует помещение, ей, скорее всего, придется выполнять требования по противопожарному документальному оформлению.
От этого вывода перейдем к тем документам, которые могут потребовать проверяющие.
В основные задачи пожарного инспектора входит проверка соблюдения организацией правил пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 г. Москва «О противопожарном режиме» , существует также ряд иных нормативных документов , устанавливающих требования в этой области.
В ходе проверки пожарный инспектор должен следовать Правилам Пожарной безопасности. В процессе осмотра инспектор проверяет:
1.Наличие и содержание приказа руководителя фирмы о соблюдении правил пожарной безопасности (о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ, выделение мест для курения, инструктаж со трудников и т. п.);
2.Наличие плана здания и вывешенных на видном месте планов (схем) эвакуации людей в случае пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
4.Наличие и исправность системы оповещения людей о возгорании, если в здании на одном этаже находится более 10 человек (акт приемки).
5.Наличие и исправность систем автоматической пожарной сигнализации и противопожарной защиты (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
6.Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
7.Наличие инструкций по пожарной безопасности и по действиям в случае пожара, если на этаже находится более 50-ти человек, разработанных для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т. д.). О том, как их составить, рассказано в приложении № 1 к ППБ 01-03;
8.Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
9.Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
10.Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
11.Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
12.Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
13.Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)
14.Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной
15.Техническое состояние электросетей:
16.Наличие специальных мест выделенных для курения, оборудованных пепельницами и урнами.
17.Наличие плакатов с ФИО ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.
18.Сертификаты на противопожарные двери – при их наличии.
После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.
Об инструктажах
Какие виды инструктажей по пожарной безопасности существуют:
- Вводный. Проводится специалистом, уполномоченным на проведение, перед тем, как новый сотрудник зайдет в первый раз на объект. Последний должен знать все возможные опасности и как с ними бороться в случае возгорания. Для инструктирования сотрудников утверждается инструкция, также могут быть использованы наглядные пособия, просмотрен фильм и иное.
- Первичный. И, так, сотрудник подошел на рабочее место. Теперь ему необходимо знать о возможных опасностях, с которыми он столкнется на рабочем месте. Непосредственным руководителем проводится этот вид инструктажа. Для этого вида инструктажа разрабатывается специальная программа, согласно которой подготавливается конспект.
- Повторный. На этом виде инструктажа руководитель рассказывает все, что и в первичном. Суть проведения — это напоминание в процессе работы о собственной безопасности. Любой работник занят производством и выполнением плана и может забыть о собственной безопасности. В процессе прохождения инструктажа сотруднику напоминают, как поступать в том или ином случае. Программа проведения инструктажа также должна быть разработана.
- Внеплановый. Эта разновидность инструктажа распространяется на следующие ситуации: если внедрено новое оборудования и соответственно технологические процессы; при введении в действие новой инструкции по ПБ; при возникновении возгорания; если произошел несчастный случай. Данный вид инструктажа предусмотрен в качестве напоминания или при внедрении новых правил.
- Целевой. Проведение данного вида инструктажа предусматривает выполнение единоразовой работы, к примеру, покраски масляной краской или растопка битумного котла. Работника перед выполнением данного вида работ необходимо проинструктировать.
Как будет понижаться и повышаться категория риска
Понижать и повышать категорию риска можно будет не более чем на одну ступень.
Понижение категории риска происходит при соблюдении одного из следующих условий:
- Создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
- Наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
- Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- Отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
- Регистрация декларации пожарной безопасности для объекта защиты с количеством этажей не более 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением объектов дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей, объектов, предназначенных для проживания детей, престарелых и инвалидов, с одновременным пребыванием более 10 человек, многоквартирных жилых домов, объектов начального общего, основного общего и среднего общего образования, объектов профессионального образования, общежитий образовательных организаций).
Повышение категории риска происходит при наличии одного из следующих условий:
- Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- Наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
- Наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
В заключение посмотрим отдельные положения, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. Речь идёт о признании утратившими силу следующих частей нормативных правовых актов:
- приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
- подпункт «в» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- подпункт «о» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290»;
- пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Самое главное из постановления Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 вроде бы вынесено, остальное смотрите самостоятельно. Скачать постановления № 1303 и 290 (в новой редакции) в формате MS Word можно ниже.
Цена на документацию по пожарной безопасности.
Стоимость разработки комплекта документации по ПБ сильно разнится, в зависимости от специфики и размера предприятия.
Например, стоимость разработки инструкций стоит от 100 до 500 руб. за ед., разработка приказов — от 150 до 500 руб. и т.д.
Цена полного комплекта документации по пожарной безопасности составляет от 10 до 45 тыс. руб.
Стоимость комплекта ПТМ зависит от следующих особенностей предприятия:
- специфика и размер;
- площади и застройки территории;
- количество объектов, их этажность и планировка;
- свойства конструктивных материалов;
- наличие опасных производственных объектов;
- наличие противопожарного оборудования, сигнализации и т.п.;
- удаленные участки производства;
- другие особенности.
Регламент разработки документации по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности изложены в ряде нормативных документов, которые можно разделить на государственные и отраслевые.
Например, согласно приказа МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г. «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»», п. 36, в первую очередь, необходимо обучение руководителя (директора) мерам пожарной безопасности.
Во всех этих документах, в той или иной мере, указываются требования к документации по ПТМ, разрабатываемой на предприятии (в организации).
Главными из них являются:
- Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации;
Кроме того, имеется большое количество нормативно-правовых документов, более подробно регламентирующих разные аспекты ПБ. Это такие документы:
- федеральные законы;
- подзаконные нормативные правовые акты (ПНПА), содержащие нормативные требования (правила, своды правил, нормы, стандарты и др.).
К документации по ПТМ предъявляются определенные требования, которые зафиксированы в законодательных и иных актах РФ.
Состав и формы документации по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность является одним из компонентов системы охраны труда на предприятии. Ее состав аналогичен перечню при разработке документации по охране труда.
В настоящее время по вопросам пожбезопасности разработано тысячи различных документов. Для их выполнения необходимо подготовить, оформить и утвердить приказы, инструкции, планы эвакуации, журналы и другие документы. При этом необходимо не только довести документы до исполнения, но и создать надежную систему контроля их выполнения, своевременно вносить необходимые изменения, поощрять и наказывать виновных, жестко контролировать сроки, т.е. умело использовать принцип: «План – выполнение – контроль – улучшение».
Для эффективной организации работы по пожарной безопасности на предприятии (в организации) должна быть разработана и утверждена документация по следующим основным группам:
- бланки,
- графики,
- журналы,
- положения,
- инструкции,
- приказы,
- протоколы,
- планы эвакуации,
- удостоверения ПТМ и др.
Ответственность за неисполнение предписаний
Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок предписания МЧС, взыскивается штраф:
- с граждан – от 1500 до 2000 руб.;
- с должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;
- с организаций – от 70 тыс. руб. до 80 тыс. руб.
Если предписания выносится по объектам здравоохранения, образования и социального обслуживания, штраф будет взыскан по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Юридические лица за такие нарушения должны заплатить штраф от 90 до 100 тыс. руб.
При повторном неисполнении предписания применяется ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. Наказание за такой проступок существенно строже:
- для граждан – штраф от 4 до 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц – штраф от 15 до 20 тыс. руб. с дисквалификацией;
- на ИП – штраф от 40 до 50 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток;
- на организации – штраф от 150 до 200 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.
Продлить срок предписания можно только в исключительных случаях, если устранение нарушение невозможно по объективным причинам. Об этом нужно уведомить орган или должностное лицо МЧС, представить доказательства невозможности устранения предписания.
В предписании МЧС всегда указывается точный перечень нарушений норм пожарной безопасности
Оформление результатов
По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один экземпляр и копии приложений к нему передаются проверяемому) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте. Также в акте указываются:
— Ф.И.О. и должность инспектора;
— данные проверяемого (наименование фирмы, адрес, Ф.И.О. предпринимателя и т.п.);
— дата, время, продолжительность проведения проверки;
— Ф.И.О. и должности всех лиц, присутствовавших при проверке;
— перечень выявленных нарушений и несоответствий с указанием нарушенных положений законодательства и т.д.
При выявлении нарушений (несоответствий) требований пожарной безопасности инспектор может выписать предписание об их устранении. В данном документе указываются полный перечень нарушений (несоответствий) и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с п. 12 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений (например, отсутствии эвакуационных выходов) инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело об административном правонарушении. После рассмотрения таких дел практически всегда принимается решение о привлечении проверяемых к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии со ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Помимо этого, к акту могут прилагаться и протоколы отбора образцов продукции, проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз и т.д.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя организации или иных уполномоченных лиц. Проверяемый может отказаться от ознакомления с документом или проставить отметку, что он с ним не согласен.
Проверяемая компания (предприниматель) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) инспектора, принятые или осуществленные по результатам проверки как в досудебном, так и в судебном порядке. Например, возражения в отношении акта проверки можно подать в орган ЕПН, издавший распоряжение о проведении проверки, в течение 15 дней с момента получения документа.
Если же проверяемый хочет обратиться в суд, то тут главное не пропустить сроки. Так, предписание об устранении нарушений (несоответствий) можно обжаловать в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня получения его копии (п. 4 ст. 198 АПК РФ). А вот на обжалование постановления по делу об административном правонарушении дается всего 10 дней со дня получения его копии (п. 2 ст. 208 АПК РФ).