«вуз не поможет, если ты овощ»: как строят карьеру уральцы без диплома кем работают и как живут екатеринбуржцы без высшего образования
Содержание:
- О работе без опыта
- Физический труд
- О нонконформизме и о том, каково быть сыном журналистов
- 4) Есть ли планы получить диплом в будущем?
- Кирилл Рубинштейн, сооснователь Okdesk
- 2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?
- Что дает высшее образование
- Арман Тосканбаев, 26 лет, родной город — Караганда, предприниматель
- Преимущества и недостатки высшего образования
- Несколько советов по трудоустройству
- Что из себя представляет высшее образование в России?
- Самые востребованные профессии
- Сапфир Виталий, 23 года, родной город — Астана, предприниматель
- Результаты исследований
- Что дает высшее образование на самом деле?
О работе без опыта
У меня всегда получалось хорошо себя продавать, поэтому меня тут же взяли без опыта работы. К собеседованию я немного подготовился: попросил знакомого объяснить мне основы 1С. Он научил меня трем главным словам: «конфигуратор», «реестр», «проводка» — как оказалось, этого хватило, чтобы меня приняли в небольшую компанию с невысокими зарплатами. Спустя месяц мы пили пиво вместе с директором, и он рассказал, что хотел уволить меня уже на второй день, но ему все было некогда. Он сразу же понял, что собеседование я прошел красиво, но по факту ничего делать не умею. Когда он, наконец, нашел время со мной пообщаться, то обнаружил, что я очень быстро расту, и изменил свое решение. Через четыре месяца я уже был его заместителем.
Набравшись опыта, через полгода я ушел в региональный информационный центр: в течение года занимался автоматизацией бюджетных организаций Екатеринбурга. Облдума, администрация, различные министерства переходили с программы «Парус» на 1С. Еще спустя год оттуда я ушел в холдинг «Оками», где занимался бизнес-процессами до начала 2009. Из-за кризиса мне тогда предложили в три раза уменьшить зарплату, но я отказался — с тех пор по найму больше не работал. Сначала брал проектную работу, но вскоре компьютеры мне уже надоели. Тогда вместе с другом из «Оками» мы решили открыть свою рекламную компанию и стали заниматься вывесками, дизайном, логотипами и фирменным стилем.
Физический труд
Нелюбовь к школьным предметам и плохие оценки не позволят устроиться на место, где работодатели требуют определенные знания. Но для выполнения физической работы всего этого обычно не надо – главное, чтобы было здоровье и руки, растущие из нужного места.
Конечно, специальности, для которых не нужно высшее образование, не считаются престижными, но всегда нарасхват толковый:
Несмотря на развитие электронных средств общения и передачи данных, по-прежнему актуальной остается профессия почтальона, особенно востребована она в сельской местности. Даже без высшего образования человек может стать главным поставщиком новостей для целой деревни (а то и нескольких). Нужно только критично отнестись к состоянию своего здоровья и физической форме, ведь придется топать ногами или ехать на велосипеде с тяжелой сумкой через плечо не один десяток километров в день.
О нонконформизме и о том, каково быть сыном журналистов
Я учился в школе № 163 на ВИЗе и очень ее не любил. С шестого класса я был лютым нонконформистом — выглядел как эмобой и сильно контрастировал с визовской аудиторией. Мне было некомфортно, поэтому после девятого класса я избавился от длинных волос и челки, забрал документы и поступил в техникум дизайна и сервиса. Я попал на курс рекламы, где было намешано все: работа с креативом, дизайном, публичными выступлениями, написанием текстов и логическим мышлением — это было интересно.
В колледже я проучился три года и за это время успел начать прощупывать пути самореализации: вел радиопередачу из будки на весь колледж и даже сделал редизайн локальной газеты. Помню, меня очень веселил тот факт, что во время прямого эфира можно было сказать что угодно, и все это услышали бы. Как-то я даже прикалывался над директором — он мне потом это припомнил, но шутка его повеселила.
4) Есть ли планы получить диплом в будущем?
Алексей: «Мне не нравится эта формулировка. Мне не столь важен диплом, сколько важны сами знания. В нашей стране это бумажка, а мне просто хочется получить знания в определённой области. Я хотел бы, но сейчас это сделать труднее: работа, мало свободного времени, а образование требует времени.»
Кристина: «За эти 5 лет я тысячу раз задумывалась над этим. И даже пыталась закидывать документы в некоторые вузы на заочку. Ну, просто «чтобы было». Но все разы что-то не складывалось, так что я думаю, это знак. Не знаю, если вдруг появится острая необходимость, то, конечно, получу. Но в ближайших планах нет такого. Лучше выучусь на права и похожу отдельно на курсы английского, например.»
Владислав: «В России точно нет. Иногда задумываюсь об образовании за рубежом, потому что там действительно многому можно научиться у преподавателей (которые чаще всего реально знают толк в профессии), познакомиться творческой тусовкой. Но пока я коплю портфолио и деньги.»
Конечно, каждый сам вправе решать, получать ли ему высшее образование и, если да, то как и в каком вузе. Но мы лишний раз хотели напомнить, что:
1) получать его нужно осознанно;
Кирилл Рубинштейн, сооснователь Okdesk
Как минимум примеры Ричарда Брэнсона или Майкла Делла показывают: да, предпринимателем можно стать без диплома. Но из этого не следует, что вуз не несет никакой пользы.
В успешном бизнесе есть следующие составляющие:
- знания и умения,
- социальный капитал (связи),
- психотип предпринимателя (та самая «предпринимательская жилка»),
- немного везения.
Как минимум две из них может дать учебное заведение.
Если в бизнесе нет научной составляющей и высоких технологий, то его успешность зависит не от образования, а от той самой «жилки». Но если проект наукоемкий, то в обязательном порядке требуются как глубокие профильные знания, так и предпринимательская натура. Без наличия этих двух факторов достичь успеха в hi-tech будет очень сложно, если вообще возможно.
Вуз – один из способов получения знаний. Если бизнес не завязан на высокоинтеллектуальной деятельности, например, грузоперевозки, станции техобслуживания автомобилей или автомойки, то достаточный уровень начальных знаний можно получить и без поступления в вуз.
Но наукоемкий проект, например, в сфере разработки решений с применением ИИ, компьютерного зрения, анализа больших данных требует глубокого понимания широкого спектра математических наук. Получить такие знания без обучения в хорошем математическом вузе невозможно.
Что касается знакомых без диплома, то есть пример. Мой товарищ детства после девятого класса продолжил обучение в ПТУ по специальности «автослесарь» — тяги к фундаментальным знаниям и высшему образованию не было. После окончания ПТУ, поработав механиком на СТО, товарищ открыл свой сервис «в гараже».
Со временем он вырос в небольшую станцию техобслуживания — миллиарды не зарабатывает, но вполне хорошо себя чувствует. Но это не наукоемкий бизнес, где примеров успешного предпринимательства без базового образования во много раз меньше.
Недаром основатели множества успешных ИТ-компаний – например, Parallels и Abbyy – познакомились во время учебы. Да и я учился с одним из партнеров в одной школе, с другим — в одном вузе.
2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?
Алексей: «В обычной жизни практически не мешает. Но в незнакомых компаниях могут косо посмотреть и сказать: «Ого, нормальный парень без высшего образования». Это к тому, что в нашей стране высшее образование – корочка о том, что ты не дурак. Это не столько профессиональная вещь, сколько пропуск в иной мир. В поиске работы мешает, потому что часто, когда идешь работу, это 1 из критериев. При этом работодателю без разницы, какое у тебя образование. Ты можешь быть проектировщиком ж/д путей, а ищут менеджера по продажам. И им всё равно нужно высшее образование. Зачем? Но мне кажется, в этом есть подвижки, потому что меня, например, взяли без высшего образования, хотя официально это был 1 из критериев.»
Кристина: «При устройстве на работу особых трудностей не было, потому что компании очень был нужен человек, которого они были готовы научить всему на практике. Больше смотрели на желание обучаться и ответственность, что ли. Но в обычной жизни иногда чувствую себя неполноценно из-за этого. Если честно, в разговорах я вообще стараюсь избегать темы образования. Особенно неловко отвечать на вопросы одноклассников/бывших учителей и т.д. Всё-таки наше общество не очень воспринимает людей без высшего»
Владислав: «На работе у нас все достаточно продвинутые, креативные и без стереотипов в голове. С момента устройства на работу меня оценивали как профессионала, а не как человека с корочкой. Поэтому трудностей не было вообще. Тем более фотографией я начал заниматься ещё со школы. Наверное, ещё и поэтому сразу была какая-то уверенность. Да и в обычной жизни тоже не комплексую. Если у меня нет образования, это не значит, что я не читаю книг, не смотрю кино и не знаю последних новостей. Я считаю себя интересным собеседником и полноценной личностью, так что тут точно никаких проблем.»
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
- Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
- Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
- Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
- Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
- Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
- Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
- Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
- Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
- Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
- Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
- Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Арман Тосканбаев, 26 лет, родной город — Караганда, предприниматель
У меня пять компаний: United Business Group, часовая компания Otan shop.otanwatches.kz, компания Zertis, компания «Новые зеленые технологии» www.newgreentech.kz и облачный майнинг Union of Miners www.unionminers.biz.
Образования высшего у меня нет. После 11 класса, не набрав на ЕНТ даже проходного балла, я пошел работать. Открыл свой магазин подержанной компьютерной техники. Через год поступил в Томский государственный университет, причиной стало желание родителей, которые говорили, что я должен получить хоть какой-то диплом. Я подал документы на факультет с наиболее низкими проходными баллами, это был физико-технический факультет. На втором курсе я бросил обучение, так как к тому времени понял, что в будущем не свяжу свою жизнь с этим направлением. Потом я уехал в Казахстан, Караганду, и продолжил предпринимательскую деятельность.
Иное образование я не получаю. Хотя и делал попытки поступить, но после 11 классов на заочное отделение не берут. А на очное не хватает времени, потому что те проекты, которыми я занимаюсь, требуют постоянного внимания.
Я думаю, в наше время высшее образование, в том виде, в котором оно есть сейчас, изжило себя, оно неактуально. По моему мнению, период обучения в высшем учебном заведении должен быть короче. Акцент должен быть на практике, нужно, чтобы в вузах студентов обучали конкретным навыкам.
Преимущества и недостатки высшего образования
У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:
- Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
- Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
- Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
- Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
- Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
- Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.
К недостаткам можно отнести:
- Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5–6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
- Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
- Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
- Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.
Не выбирайте слишком популярные направления, потом могут возникнуть трудности с трудоустройством по специальности
Несколько советов по трудоустройству
Кратко остановимся на том, какие качества в претендентах хотят видеть работодатели
По итогам проведенных агентствами по трудоустройству опросов выяснилось, что основными моментами, на которые они обращают внимание, являются:
- трудолюбие и желание работать;
- целеустремленность;
- готовность учиться и осваивать новые направления;
- честность;
- пунктуальность;
- отсутствие вредных привычек;
- умение работать в коллективе и находить общий язык с людьми.
Соискателю необходимо реально оценить свои сильные и слабые стороны, определиться с предпочтениями и лично явиться на собеседование, поскольку без опыта и образования резюме может быть отвергнуто. В первое время на новом месте желательно показать себя с наилучшей стороны и постараться стать ценным сотрудником, чтобы закрепить свои позиции. Для очень многих работодателей главное – не диплом, а полезность работника и приносимая им прибыль.
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Самые востребованные профессии
Если проанализировать веб-сайты по трудоустройству, можно выделить наиболее востребованные профессии, не требующие высшего образования.
- Водитель. Такие сотрудники нужны практически во всех отраслях – и для самосвалов в карьерах, и в службах пассажирских такси. Обычно для приема на работу необходимо иметь права соответствующей категории и опыт, часто смотрят на наличие аварий в «послужном списке». Кандидат должен уметь не только водить автомобиль, но и обслуживать его, быть дисциплинированным и пунктуальным, вежливым и, конечно же, непьющим. Водителям грузового транспорта нужно принять товар, правильно его оформить, разместить в кузове и доставить по указанным пунктам. От таксиста требуется отличное знание города, даже самых дальних его закоулков (сейчас все стало проще – на помощь придет навигатор).
- Охранник. Работа не из самых сложных, но требующая внимательности. Главная задача – наблюдать за общественным порядком в супермаркете или другом заведении и следить, чтобы ничего не украли. Сотрудники 1–3 разряда не используют специальных средств, поэтому никакого обучения не нужно. Охранники 4–6 категории имеют право иметь при себе резиновую дубинку, газовый баллончик, наручники и даже оружие (пневматическое или огнестрельное), поэтому от них потребуют лицензию, которая выдается в специальных учебных центрах.
- Уборщик. Можно быть зачисленным в штат организации на ставку, браться за несколько заказов самостоятельно, разведя их во времени, или же устроиться в клининговую компанию, которая будет искать клиентов, и направлять к ним работников. Сейчас уборщица – это не тетка с тряпкой в замызганном халате. Сотрудники клининговых организаций обеспечены качественной униформой, всеми необходимыми инструментами и техникой, специальными химическими веществами. Работая в офисах крупных фирм и предприятий, можно получать неплохой доход.
Есть спрос также на специалистов по ремонту и настройке компьютеров и оргтехники. Диплом айтишника заказчикам не нужен, главное, чтобы человек разбирался в программной и аппаратной части. Можно работать самостоятельно, находя клиентов по объявлениям или через сарафанное радио, также распространен вариант заключения договора с компанией на удаленную работу.
Сапфир Виталий, 23 года, родной город — Астана, предприниматель
Мы занимаемся производством комодиков для косметики, мужских органайзеров из дерева, кукольных домиков, а также производством наружной и внутренней рекламы: световые буквы, лайтбоксы, элементы декора, оформление магазинов и витрин, крышные установки, выставочные стенды, вывески и многое другое.
Свой путь как предприниматель я начал в 17 лет, занимался прокатом детских электромашин. После этого на протяжении шести лет открывал много интересных проектов. В 18 лет переехал в Алматы, открыл компанию по ремонту квартир, потом вернулся в Астану и запустил Школу предпринимательства.
В январе 2017 года я оставил партнеру бизнес, который был у меня до этого — доставка контактных линз, и понял, что я хочу что-то производить, создавать и реализовывать потенциал. Я хотел, чтобы новое направление не ограничивало нас пределами Астаны и давало возможность работать на весь Казахстан. Еще на тот момент мы занимались доставкой косметики, в день у нас было не менее десяти заказов и постоянная аудитория — девушки. Поэтому родилась идея создавать комодики для косметики — полезная и нужная для нашей аудитории вещь. За девять месяцев работы мы стали номер один в Казахстане в этой отрасли.
Что касается производства рекламы, среди постоянных клиентов такие компании, как Bambino, Сбербанк, Beeline.
После окончания школы я поступил в КазГЮУ на финансиста, отучился два месяца, но потом бросил учебу, потому что понял, что там не учат зарабатывать деньги. Мама отнеслась к моему решению с пониманием, но бабушка с дедушкой огорчились. Дед почти год со мной не разговаривал, потому что он возлагал на меня надежды, хотел, чтобы я окончил университет здесь, потом уехал в Новосибирск и поступил на физика-ядерщика, чтобы у меня была достойная зарплата, как у сына его товарища.
Я постоянно обучаюсь дополнительно, наверное, процентов 70 из доступных у нас в Казахстане тренингов я прошел. Также обучаюсь онлайн. В поле моих интересов — обучение управленческой деятельности, системной мотивации, а также такие узконаправленные вопросы как, например, выстраивание системы конвейерного производства, оптимизация имеющихся мощностей.
О поступлении в дальнейшем думаю. Планирую поступать через год уже осознанно, на ту профессию, в тот университет и к тем преподавателям, которых я выберу заранее
Хочу поступить для того, чтобы получить академические знания, которых мне не хватает и самое важное — научится более четко выражать мысли, глубже понимать вещи.
Мне кажется, система образования давно устарела. Во-первых, все без исключения мои знакомые, окончившие вузы, в один голос говорят, что университет дает слишком мало практики. Человек четыре-пять лет изучает теорию и только пару месяцев учится применять эти знания на практике. И когда он, окончив университет, сталкивается с реальностью, оказывается, что по факту у него нет нужных навыков. Если половину того времени, что студент обучается в вузе, он будет практиковаться, тогда, мне кажется, будут выходить более толковые специалисты.
Высшее образование нужно, но оно должно быть в другом формате. Перед поступлением у человека должна быть возможность пройти какой-то курс, который поможет ему определиться с его сильными сторонами, понять, кто он и чем должен заниматься в жизни. На этот вопрос сейчас направлено много исследований. Например, есть знакомые, которые занимаются определением сферы деятельности человека по ДНК-тестам, по отпечаткам пальцев, и это здорово. Это позволило бы людям не тратить время на учебу по профессии, которая не пригодится ему в жизни, а научиться делать то, что будет приносить ему удовольствие.
Результаты исследований
Несмотря на то, что многие молодые люди сегодня отказываются от обучения в ВУЗе, высшее образование продолжает цениться достаточно высоко. Было проведено интересное исследование, которое показало, что около 75% взрослых людей все еще уверены в необходимости диплома
При этом важно трудоустраивать молодежь раньше, чтобы специалисты могли получать ценный опыт еще до окончания университета
Сортировка: как тратить на продукты меньше и где в России платят больше
14 мая фрилансеры отмечают праздник: где в России лучше всего работать онлайн
Как воплотить карьерные цели: один из способов – расширение возможностей
Сегодня люди среднего возраста готовы выкладывать немалые суммы денег для того, чтобы их дети получали хорошее образование и смогли посвятить себя достойной профессии. При этом многие уверены, что высшее образование не только ведет к финансовому благополучию, но и помогает молодым людям самосовершенствоваться.
25% людей все же скептически относятся к образованию. Они считают, что время можно провести более полезно.
Что дает высшее образование на самом деле?
Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).
Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования
Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения
Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.
Евгений Смирнов
CEO компании 4xxi
Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.
В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.
О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.
Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.
Мария Кочакова
Основатель школы «
Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.
В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.
Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.
При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.
Елена Савчук
Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter
Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.
Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись… Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.
В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.
Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.