Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

Основные отличия

Текст приказа состоит из нескольких частей: констатирующей, распорядительной. В первой приводятся факты, события, цели, задачи. Вторая часть содержит перечисление действий, сроков исполнения. Требование распространяется на широкий круг должностных лиц и подчиненных.

Распоряжение не носит нормативного характера. Издается касательно оперативных, текущих вопросов. Действие распространяется на определенный круг людей. К примеру, распоряжение руководителя отдела обязательно для исполнения всеми работниками данного структурного подразделения, не задевая всех остальных. Но оно не идет в разрез общей политики организации.

Главное отличие этих понятий состоит в следующем:

  • Приказ подразумевает беспрекословное выполнение, распоряжение – настоятельные рекомендации для решения поставленных задач.
  • Приказ издается единолично руководством организации, распоряжение – коллегиально.
  • Приказ, как правило, издается в письменной форме, распоряжение может быть устным.

Чтобы один правовой акт не противоречил другому, в организации должен быть хорошо налажен документооборот. Не стоит выделять «главные» и «не главные» документы. Все акты равные по силе. Для отмены какого-либо пункта создаются поправки с отметкой «отменить».

Приказы и распоряжения – основные рычаги власти администрации предприятия. Чтобы добиться желаемых результатов, достигнуть целей, необходимо определиться с нужным методом, который наилучшим образом будет соответствовать ситуации. Приказ – властное волевое официальное указание руководителя. Распоряжение – согласованное решение всего руководящего звена.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

7 (499) 703-52-19 (Москва)

+7 (812) 309-68-13 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)



Как известно, руководство любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать организационно-распорядительные документы независимо от организационно-правовой формы, характера и содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и др.

Основными видами организационно-распорядительных документов являются: приказ, указание, распоряжение, постановление, решение.

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

В России любые документальные решения, которые принимает государство, муниципальный орган, юридическое должностное лицо называются правовым актом.

Нормативные правовые акты, указы, распоряжения могут принимать различные органы страны и отдельные граждане. Постановление правительства это закон или подзаконный акт.

Они содержат общие постановления, распространяются на определенный круг лиц с определенным периодом применения.

Для того чтобы разобраться, как правильно называть и различать, какие нормативные акты издает правительство Российской Федерации – изучите нашу статью.

  • Кто издает приказы в РФ?
  • Какие бывают правовые акты?
  • Какие нормативные акты издает президент РФ?
  • Постановления правительства издается или принимается?

Чем отличается постановление от указа?

Указ – в некоторых странах это нормативные акты главы государства. Постановления органа, который имеет власть и силу над законом.

Постановление – решение коллектива действующего органа, его официальное распоряжение.

Распоряжение – акт, который издается одним только руководителем учреждения. Распоряжение можно довести до исполнителей оперативных вопросов. Оно касается узкого круга лиц, работает на не долгосрочной основе.

Приказ – официальное распоряжение, которое выполняется в срочном порядке и неоспоримо.

Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?

По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.

Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.

Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

  • Временный, периодичный акт.
  • Акт, действующий неопределенно или длительно.

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

  • Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
  • Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
  • Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.

Указы и распоряжения Президента, в чем разница?

Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.

Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом ания. А если дело касается указа Президента, то ание не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.

Что такое и чем отличается приказ от распоряжения в организации?

В управленческой деятельности организаций нельзя обойтись без разного рода указаний. Задача руководителя выбрать наиболее подходящий вариант.

Приказ и распоряжение – основные рычаги власти. В законодательстве эти понятия считаются синонимами. Однако имеется ряд принципиальных отличий, которые сложились на практике.

Различать понятия «приказ» и «распоряжение» необходимо не только руководителям для правильного донесения своих требований, но и подчиненным, чтобы знать, как реагировать на тот или иной правовой акт. Каждое из них относится к распорядительному документу, нацелено на улучшение деятельности компании.

  • Приказ – правовой акт, который создается единолично главой организации для решения основных задач деятельности. Распространяется на всех подчиненных. Другими словами, это письменное или устное требование, поставленное перед персоналом с целью решить определенную задачу, выполнить задание.
  • Распоряжение – правовой акт, который создается главой организации или руководителями структурных подразделений касательно оперативных вопросов деятельности фирмы. В том числе, связанных с доведением содержания приказа до всех подчиненных. Это письменное, а чаще устное требование решить отдельные вопросы относительно требований приказа.

На сегодняшний день выделяют несколько подходов, которые определяют целесообразность их использования в разных условиях.

На маленьких предприятиях подписывать распорядительные документы может исключительно руководитель и заместитель в его отсутствие. Приказы издаются касательно основной деятельности компании.

Поскольку и тот, и другой документ издается только руководством, существенного отличия между ними в маленькой организации нет.

Выполнять придется и то, и другое.

На средних и больших предприятиях, где право подписи имеется у руководителя организации и глав структурных подразделений, подход несколько другой.

Глава компании издает приказы касательно деятельности всей фирмы. Руководители структурных подразделений издают распоряжения по текущей деятельности, но согласно приказу главы.

Их действие распространяется только на подчиненных данного отдела.

И приказы, и распоряжения делятся на подвиды:

  • по административно-хозяйственным вопросам;
  • личному составу;
  • основной деятельности.

Все распорядительные документы должны соответствовать закону.

Ни один из них не может противоречить законодательным актам. Чтобы убрать разноплановое толкование, приказ и распоряжение на практике выровняли по силе действия. И тот, и другой правовой акт обязателен к выполнению.

В целом, же отличия имеются. Если вас интересует, , ознакомьтесь с этой статьей. Что собой представляет и зачем нужен журнал общих работ — читайте .

Текст приказа состоит из нескольких частей: констатирующей, распорядительной. В первой приводятся факты, события, цели, задачи. Вторая часть содержит перечисление действий, сроков исполнения.

Требование распространяется на широкий круг должностных лиц и подчиненных.

Распоряжение не носит нормативного характера.

Издается касательно оперативных, текущих вопросов. Действие распространяется на определенный круг людей.

К примеру, распоряжение руководителя отдела обязательно для исполнения всеми работниками данного структурного подразделения, не задевая всех остальных.

Но оно не идет в разрез общей политики организации. Главное отличие этих понятий состоит в следующем:

  • Приказ подразумевает беспрекословное выполнение, распоряжение – настоятельные рекомендации для решения поставленных задач.
  • Приказ издается единолично руководством организации, распоряжение – коллегиально.
  • Приказ, как правило, издается в письменной форме, распоряжение может быть устным.

Чтобы один правовой акт не противоречил другому, в организации должен быть хорошо налажен документооборот. Не стоит выделять «главные» и «не главные» документы.

Приказ – властное волевое официальное указание руководителя.

Распоряжение – согласованное решение всего руководящего звена.

Заголовок и текст

Заголовок – это не только обязательный реквизит приказа, но и его краткое, представленное в ёмком виде содержание. Формулировать заголовок нужно максимально чётко. «О чём приказ?» О создании экспертной комиссии или введении в действие новой инструкции? Именно так и нужно написать. Помните, что заголовок отображается в учётной записи в журнале.

Основной текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

Констатирующая часть

Нельзя приказать что-то просто потому, что так захотелось. У каждого распоряжения должны быть цель и обоснование.

  1. Если законодатель выпустил новый нормативный акт, целью вашего приказа будет выполнение требований закона. В этом случае констатирующая часть будет выглядеть просто: «В соответствии с Федеральным законом 000-ФЗ».
  2. Если вы издаёте приказ на основе своих прежних распоряжений по фирме, можно сослаться на них: «Согласно приказу Генерального директора от 14 мая 2015 года № 88 «О создании экспертной комиссии». Цель в данном случае – продолжить исполнение упоминаемого распоряжения.
  3. Если вы не основываетесь на других актах, нужно обозначить цель отдельным предложением: «В целях организации и проведения работы по повышению эффективности процессов делопроизводства».

Впрочем, иногда констатирующей части может и не быть. Например, если вы утверждаете график движения служебного транспорта, всем и так понятно, для чего это нужно.

Распорядительная часть

Распорядительная часть начинается со слова «приказываю». Это слово может быть написано либо прописными буквами, либо строчными, но вразрядку. После этого указываются сами распоряжения.

В «сложных» приказах распорядительная часть включает несколько пунктов, каждый из которых посвящён выполнению конкретного задания. По каким принципам выделяются отдельные пункты?

  • руководитель даёт несколько распоряжений в рамках выполнения одной задачи;
  • приказ необходимо выполнять поэтапно – например, собрать комиссию из числа нескольких должностных лиц и направить её на решение какой-либо задачи;
  • у задания есть промежуточные сроки выполнения.

В тех пунктах, где указываются конкретные исполнители, необходимо прописать их должности, фамилии и инициалы. Однако исполнителями могут быть не только персоны, но и структурные подразделения – отделы, группы. В таких случаях можно ограничиться названием подразделения, а можно дополнительно упомянуть ФИО соответствующего руководителя. Это не принципиально.

В каждом пункте (или подпункте) нужно указать одно задание с одним сроком выполнения. Ставить задачи необходимо максимально ясно, определённо и корректно, размытые или не вполне ясные формулировки недопустимы. В последнем пункте желательно указать лицо, ответственное за исполнение распоряжений. Чаще всего это сам руководитель, поэтому допустима формулировка «Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой».

Деление приказов на различные группы

На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии.При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:

  1. Распоряжению обязательно следует
    • присвоить номер,
    • поставить дату его создания,
    • написать наименование организации.
  2. Далее в документе нужно указать
    • обоснование или основание для его формирования,
    • обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
    • задачи, которые перед ними стоят,
    • сроки их решения.
  3. Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).

Сегодня приказы принято делить на две группы:

  • приказы по основным вопросам деятельности (среди которых можно отдельно выделить приказы по административно-хозяйственным вопросам);
  • приказы по личному составу.

Такое деление приказов на группы по назначению позволяет возложить ответственность за их издание на разных исполнителей:

  • приказами по основным вопросам деятельности, как правило, занимается служба ДОУ1, а
  • приказы по личному составу издают, регистрируют, используют и хранят службы персонала.

Все виды работ с приказами по личному составу требуют отдельного разговора, и в большей степени касаются не делопроизводственных, а кадровых процессов. Поэтому в нашей статье остановимся только на одной группе приказов – по основным вопросам деятельности.

Давайте вспомним самые распространенные цели издания таких приказов:

  • определить дату начала работы организации в целом или ее подразделения (например, кредитные организации в обязательном порядке издают приказы о начале работы территориально удаленного структурного подразделения / дополнительного офиса);
  • распределить полномочия между первыми должностными лицами организации (например, с целью делегирования полномочий от руководителя организации его заместителям или об использовании печати организации);
  • с целью ввода в действие каких-либо бизнес-процессов (например, издаются приказы о вводе новых тарифных планов или изменении действующих);
  • с целью утверждения нормативных, методических и других документов, регламентирующих деятельность организации (в этом случае приказ не просто утверждает новые нормативы, делая их обязательными, но и говорит, с какого времени они становятся таковыми, а также проясняет другие ключевые аспекты относительно них);
  • с целью проведения каких-либо хозяйственных операций (в качестве примера можно привести ежегодную головную боль любого хозяйственника – приказ о проведении инвентаризации).

Назначение и тематика приказов огромна, мы привели только примеры, характерные для любой организации2. А есть приказы, характерные только для организаций определенного вида деятельности. Например, все банки обязательно издают приказы об укрепленности помещений, о курсе валют и т.д.

Кстати, упомянутая нами инвентаризация проводится ежегодно, поэтому приказ, издаваемый по этому поводу, можно смело считать типовым управленческим документом. А что мы делаем с типовыми документами? Мы разрабатываем для них типовые (унифицированные) формы, основная задача которых – облегчить жизнь пользователям и максимально использовать возможности электронного документооборота.

Структура подобного документа по личному составу:

  • название организации;
  • составитель документа;
  • название «Приказ»;
  • дата и номер создания;
  • место издания и заголовок;
  • текст в двух блоках;
  • подпись;
  • визы руководителя в основном – это заместители руководителя по кадрам;
  • отметка об ознакомлении с приказом. За это отвечает сотрудник по кадровым вопросам;
  • отметка об ответственном лице.

Такие обязательно нумеруются в течение всего года, номер указывается с пометкой «к» — это означает кадры или «л/с» что можно расшифровать как личный состав.

ПРИКАЗЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности;

•эксплуатация зданий, помещений;

•транспортное обслуживание, внутренняя связь;

•обеспечение безопасности организации.

Таким образом, приказы организации, посвященные вышеперечисленным вопросам, будут считаться приказами по АХД со сроком хранения 5 лет. Кроме Перечня 2010 руководствоваться нечем: другого нормативного или методического документа по делопроизводству, который содержал бы перечень административно-хозяйственных вопросов, нет.

Если приказы по личному составу отделить от остальных довольно легко, то с приказами по административно-хозяйственным вопросам часто возникают трудности. Многие секретари решают проблему кардинально: просто не выделяют эти приказы в отдельное производство и все, что не по личному составу, относят к основной деятельности. Такой подход, по крайней мере, исключает ошибку и несвоевременное уничтожение приказа по основной деятельности, неверно отнесенного к АХД. Если приказов в организации не много и их решено хранить только 10 лет (потому что организация – не источник комплектования госархива), то указанный способ вполне имеет право на существование.

Судя по списку административно-хозяйственных вопросов, приведенному в разделе 10 Перечня 2010, ситуаций, в которых издается приказ по АХД, множество. Так, приказами по АХД могут быть:

•приказ о допуске работников/техники на объекты организации (Пример 3);

•об определении места для курения;

•о переходе на электронную пропускную систему;

•ремонте помещений;

•об организации закупки мебели, оргтехники, бытовых товаров, расходных материалов для офиса;

•организации транспортировки мебели, оргтехники, документов при переездах;

•организации клинингового обслуживания (комплексного или разового);

•о закреплении автотранспорта за водителями и должностными лицами;

•выделении транспортных средств для решения различных задач;

•выделении корпоративных телефонных номеров работникам, установлении лимита разговоров;

•проведении инструктажа по ГО и ЧС;

•об охране объектов и т.д.

Привести исчерпывающий список, как и в случае с приказами по личному составу, невозможно.

АХД или нет? Используем шпаргалку. В Примере 3 показана обычная ситуация:

«Прогоним» этот приказ по четырем обязательным критериям (см. врезку «Как определить приказ по АХД: шпаргалка»):

1) относится к административно-хозяйственному вопросу «Соблюдение правил внутреннего распорядка деятельности» (раздел 10.1 Перечня 2010);

2) не утверждает и не вносит изменения в ЛНА организации;

3) не содержит решений по управлению персоналом. Да, в нем перечислены работники, которые придут в нерабочее время, но выход на работу в субботу был оформлен отдельным приказом по личному составу, с указанием вознаграждения и собственноручно написанным согласием каждого. В нашем приказе просто перечислены фамилии сотрудников, которые должны пройти проходную. На каких условиях они это делают, начальника службы безопасности не касается;

4) не содержит персональных данных. Должность и Ф.И.О. начальника службы охраны присутствуют в тексте приказа с единственной целью – указать работника, которому поручено задание.

Таким образом, приказ относится к АХД (обеспечение безопасности организации) и является разовым. «Постоянно», а тем более 50 лет в архиве ему делать нечего.

Указы и распоряжения Президента, в чем разница?

Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.

Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом голосования. А если дело касается указа Президента, то голосование не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

  • Никоненко ответил на вопрос о признании Прокловой в домогательствах на съемках: «Девочке было 12 лет. К стенке и расстрелять»
  • Sina: Россия атакует НАТО ядерными ракетами «Ярс» в случае нападения на страну
  • Пилоты малайзийского Боинга не были поражены тысячами осколков Бука
  • Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?
  • Судебные баталии при определении места жительства ребенка
  • Сатановский: меня раздражают стоны многочисленных кладбищенских ворон, начиная с Ксении Собчак
  • Корабли Северного флота не на шутку напугали команду авианосца Queen Elizabeth

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

  • Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Или

Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту

Отличия в средних и крупных организациях

Стоит, наконец, перейти к самому важному вопросу о том, существует ли хоть какое-то отличие приказа от распоряжения. Естественно, существует

Об этом можно было догадаться еще на этапе характеристики каждого из этих понятий.

В толковании к трудовому праву (Трудовому кодексу) выделяется несколько основных принципов и подходов, согласно которым можно попытаться противопоставить два представленных понятия, а также дать им небольшую сравнительную характеристику. При этом сразу стоит отметить, что разница между понятиями зависит только от того или иного предприятия.

Так, в небольших организациях хоть какое-то отличие приказа от распоряжения практически отсутствует. Стоит, разве что, отметить тот факт, что приказы в маленьких фирмах рассматриваются как указание об усовершенствовании организационной деятельности, а распоряжение — как указ по оперативным и методическим вопросам.

главный руководитель издает приказы по всей деятельности фирмы (они по сути являются направляющими во всей работе организации); руководители же структурных организаций пытаются издавать разного рода распоряжения в пределах своей компетенции, но в соответствии с основным приказом главного руководителя. При этом действие распоряжений, издаваемых руководителями отделений, распространяется только на работников определенной структуры.

Отличие приказа от распоряжения в бюджетном учреждении, среднем или крупном по размеру, примерно такое же. Стоит, однако, выделить основные подвиды представленных указаний:

  • по личному составу;
  • по хозяйственной и административной деятельности;
  • по основной деятельности.

Отличия в небольших организациях

Стоит, наконец, перейти к самому важному вопросу о том, существует ли хоть какое-то отличие приказа от распоряжения. Естественно, существует

Об этом можно было догадаться еще на этапе характеристики каждого из этих понятий.

В толковании к трудовому праву (Трудовому кодексу) выделяется несколько основных принципов и подходов, согласно которым можно попытаться противопоставить два представленных понятия, а также дать им небольшую сравнительную характеристику. При этом сразу стоит отметить, что разница между понятиями зависит только от того или иного предприятия. Так, в небольших организациях хоть какое-то отличие приказа от распоряжения практически отсутствует. Стоит, разве что, отметить тот факт, что приказы в маленьких фирмах рассматриваются как указание об усовершенствовании организационной деятельности, а распоряжение — как указ по оперативным и методическим вопросам.

Таким образом, отличие приказа от распоряжения на предприятии, имеющем небольшой размер, не существенно.

О форме КР-4

Форма КР-4 была введена в работу постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года №132. Она унифицированная и, как все таковые, была обязательной до конца 2012 года. С 2013 года стала рекомендованной к применению (информация Минфина России №ПЗ-10/2012). В настоящее время компании могут работать с бланками первичных учетных документов, разработанными самостоятельно, если унифицированные по каким-либо причинам им не подходят.

Внимание! Если руководство компании решило работать с собственными формами, то нужно помнить, что они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа (п. 2 ст

9 ФЗ №402-ФЗ «О бухучете»). В противном случае они не будут считаться достоверными.

Решение в выборе унифицированных или разработанных самостоятельно форм необходимо закрепить в учетной политике организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector