Нормативные правовые акты по охране труда

Что устанавливает Трудовой кодекс РФ?

Раздел 10 Кодекса устанавливает требования к работодателям и обеспечивает защиту прав персонала. Этот законодательный акт включает в себя: 

  • толкования основных терминов и целей соблюдения норм охраны труда;

  • государственные мероприятия, предназначенные для создания безопасных условий труда, предупреждения угрозы жизни и здоровью людей;

  • перечень наименований органов, осуществляющих надзор за соблюдением норм ОТ;

  • задачи, которые стоят перед надзорно-контрольными органами;

  • права персонала организаций – компенсации за осуществление деятельности в опасных и вредных условиях труда, описание порядка возмещения средств и организация лечебных мероприятий.

Новые НПА по охране труда в 2021 году

Здесь мы уже развернёмся и приведём полный перечень проектов, из которых должны вылупиться новые нормативные правовые акты по охране труда. Один из важных документов уже в статусе НПА, но с отсрочкой вступления в законную силу. Речь идёт о перечнях производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин. Перечни утверждены приказом Минтруда России от 18.07.2019 г. № 512н и вступают в силу с 1 января 2021 года. Скачать документ в формате MS Word можно ниже.

Всё остальное крутится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, а именно 29 проектов правил по охране труда и два по медицинским осмотрам:

  1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
  2. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
  3. Правила по охране труда при проведении полиграфических работ.
  4. Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий.
  5. Правила по охране труда при обработке металлов.
  6. Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения.
  7. Правила по охране труда при проведении работ в особых климатических условиях.
  8. Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ.
  9. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
  10. Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.
  11. Правила по охране труда на судах морского и речного флота.
  12. Правила по охране труда при проведении водолазных работ.
  13. Правила по охране труда при работе на высоте.
  14. Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования.
  15. Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями.
  16. Правила по охране труда в сельском хозяйстве.
  17. Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов.
  18. Правила по охране труда в строительстве.
  19. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
  20. Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.
  21. Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
  22. Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта.
  23. Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности.
  24. Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов.
  25. Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве.
  26. Правила по охране труда при производстве цемента.
  27. Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов.
  28. Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества.
  29. Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта.
  30. Правила по охране труда в морских и речных портах.
  31. Правила по охране труда в организациях связи.

Обращаем ещё раз ваше внимание на то, что это перечень проектов, а не полноценные нормативные документы по охране труда. За содержанием и судьбой интересующих проектов вы можете следить самостоятельно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов

Причём не только следить, но и обсуждать проекты, предлагать идеи для их улучшения. А то будем потом, как обычно, жаловаться на содержание новых НПА.

Теперь раздача документов по теме.

СНиПы

СНиПы — это нормы и правила. Например, данные нормативы отвечают на вопрос, каким образом на предприятии должны проводиться строительные и монтажные работы. Самые распространенные правила:

  • СНиП 12-03-2001: «Безопасность труда в строительстве. Общие требования». Они регулируют, каким образом должны проходить строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, производство строительных материалов, а также изготовление строительной конструкции и изделий.
  • СНиП 33-01-2003: «Гидротехнические сооружения». Относятся ко всем видам речных и морских гидротехнических сооружений, которые вновь строятся и реконструируются.
  • СНиП 4-80: «Техника безопасности в строительстве». Здесь описаны правила в процессе строительно-монтажных работ при возведении новых и техническом перевооружении старых предприятий.


СНиПы в ОТ

Документы субъектов РФ

Законодательные акты субъектов федерации применимы только в отношении предприятий, находящихся на территории того субъекта, где был принят соответствующий нормативный акт. Благодаря постановлениям субъектов объем документов для нормализации охраны труда в некоторых краях, областях, республиках и т.д. существенно увеличивает количество норм и положений, которые необходимо соблюсти для улучшения безопасности на производстве.

Неисполнение положений законодательства субъектов может повлечь за собой привлечение организации к административной ответственности, а также к иным санкциям, предусмотренным соответствующими положениями регионального и федерального законодательства.

Правовые основы охраны труда в РФ

Государственное регулирование в области трудовых отношений включает в себя несколько уровней нормативных актов, которые издаются в соответствии с разработанной концепцией стратегии развития эффективного подхода в совершенствовании законодательства. Такие акты подразделяются в зависимости от сферы регулирования и действия на определенный круг субъектов, локальные документы предприятия, конституцию государства, где прямо указываются цели и задачи труда.

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность в таковой сфере

Все вместе эти нормативные акты образуют массив данных, которые и составляют основу охраны труда в стране. Такие документы, положения, инструкции и регламенты служат для практической реализации концепции безопасной трудовой деятельности вне зависимости от профессии и сферы трудовых отношений, будь то рабочие промышленных предприятий, бухгалтер, работник торговли.

Отличительной особенностью государственных норм является широкий круг действия, они определяют нормы и положения для целых отраслей или всего круга субъектов трудовых правоотношений. Локальные акты служат для определения задач для более узкого круга специалистов в рамках одного предприятия, цеха или штатной структуры.

Важно! В рамках государственного управления не допускаются превышение полномочий отдельных руководителей и издание нормативных документов, противоречащих официальному законодательству и тем более ущемляющих права работников

Законодательный массив в виде федеральных законов

Перечень нормативных документов

В список положений включены:

  1. Государственные требования ОТ. Они представляют собой правила, критерии, процедуры, ориентированные на сохранение здоровья, жизни персонала при осуществлении им профессиональной деятельности. Данные требования присутствуют в федеральных и региональных законах.
  2. Требования по промышленной безопасности. Они представлены в виде ограничений, запретов, условий и иных предписаний. Данные требования содержатся в ФЗ № 116, госстандартах, инструкциях, применяемых в соответствии с указанным законом.

В перечень нормативных документов также входят соответствующие указы президента, правительственные постановления, предписания федеральных исполнительных структур, региональных и местных органов. В них также присутствуют требования ОТ и ПБ.

СанПиНы

СанПиНы — это санитарные правила и нормы. Без них нельзя построить, спроектировать, сконструировать какой-либо объект. Также они обеспечивают нормальное функционирование предприятия. Данные нормативы определяют, каким должен быть микроклимат среды нахождения человека, где бы он ни был: дома, в школе, на работе и т. д.

Санитарные правила влияют не только на микроклимат организаций, где может находиться человек, но и на то, каким образом должны производиться продукты и товары. Соблюдать данные нормативы должны абсолютно все: организации, граждане и предприятия. Если они будут нарушены, то предусмотрена ответственность. Она может быть административной или уголовной.

Обратите внимание! Основная цель СанПинов — предотвратить вредное воздействие на здоровье микроклимата помещений, состава продуктов питания, одежды и др. Соблюдение санитарных правил контролирует санитарно-эпидемиологическая организация

Есть многочисленное разнообразие СанПинов в области ОТ. К ним относятся:

Соблюдение санитарных правил контролирует санитарно-эпидемиологическая организация. Есть многочисленное разнообразие СанПинов в области ОТ. К ним относятся:

  • 2.5.1.051-96 «Условия труда и отдыха для летнего состава гражданской авиации»;
  • 2.2.8.46-03 «Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты»;
  • 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;
  • 2.5.2.703-98 «Суда внутреннего и смешанного плавания».

СанПины по ОТ

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Конституция РФ является основным источником трудового права и, признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права:

  1. труд свободен и принудительный труд запрещен (ч. 1 и 2 ст. 37);
  2. право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 3 ст. 37);
  3. гарантируется равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19);
  4. право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы (ч. 3 ст.

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Законодательная база страны формируется посредством издания соответствующих нормативных документов, в которых содержатся как императивные, так и диспозитивные нормы и требования. Законодательный акт имеет установленный вид в соответствии с определенными стандартами делопроизводства, и распространяет свое действие на определенный вид правоотношений в части своего поля регулирования. Нормативы об охране труда действуют в отношении всех учреждений и компаний на территории страны.

Типовое разделение всего нормативного массива на определенные виды

Обратите внимание! Такие акты должны устанавливать ответственность субъектов правоотношений, меры наказания за несоблюдение меры безопасности трудовой деятельности, меры поощрения в случае соблюдения и следования нормам безопасности, содержание основных требований и обязательств сторон трудовых отношений. Законодательство России в данной сфере состоит из нескольких основных групп нормативных документов, которые регулируют деятельность всех учреждений в таком виде отношений:

Законодательство России в данной сфере состоит из нескольких основных групп нормативных документов, которые регулируют деятельность всех учреждений в таком виде отношений:

  • федеральные законы и приравненные к ним документы государственного регулирования издаются Государственной Думой и ратифицируются Правительством страны. Разрешают фундаментальные вопросы в отрасли и устанавливают единые для всей территории нормативы, понятие и требования в части регулирования безопасности трудовых отношений;
  • отраслевой документ, разработка которого осуществляется министерством или ведомством, конкретизирует нормы права в отношении отдельно взятой отрасли экономики, и также обязателен для исполнения всеми участниками правоотношений;
  • локальные документы, назначение которых состоит в регулировании отдельных вопросов в рамках одного предприятия или структурного подразделения. Соответственно издаются специальными органами самих компаний.

Важно! Все документы вне зависимости от их уровня должны следовать единой цели и содержать сходные задачи по улучшению общего состояния безопасности в рамках трудовой деятельности

Разделение внутренних локальных актов учреждения

нормативные правовые акты о труде

Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы. В соответствии с гражданским законодательством заключаются контракты с руководителями федеральных государственных предприятий (Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г.

» О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»), членами труппы Большого театра и некоторыми другими творческими работниками. Роль Конституции Российской Федерации как источника трудового права Основой законодательной и иной правотворческой деятельности является Конституция Российской Федерации, которая устанавливает принципиальные положения для всего трудового законодательства.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере труда, определяют смысл, содержание и применение законов.

Уголовная ответственность

Самым тяжким видом наказания выступает уголовная ответственность, которая налагается лишь судебными органами в результате проведения следственных действий. Такое наказание предусмотрено за совершение умышленных или неумышленных преступлений со стороны гражданина в отношении иных сотрудников или лиц, в результате грубого нарушения техники безопасности.

Внутренние акты предприятия как один из элементов правовой основы

Таким образом, правовые и нормативные основы безопасности труда должны включать не только государственные нормативные акты, но и документы организации, уточняющие и систематизирующие вопросы в данной сферы с учетом специфики деятельности компании. Они имеют не только теоретическое, но и прикладное значение в рамках реализации трудовой деятельности рабочими предприятия. Пренебрежение предписаниями карается законом. Нарушителям грозит штраф или лишение свободы, если их действия причинили вред здоровью, повлекли за собой гибель человека.

Порядок разработки, принятия локальных нормативных актов

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) вводит такое понятие, как «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права». Согласно ст. № 8 и № 22 Трудового Кодекса РФ работодатель (исключение составляют работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями) имеет право на принятие локальных нормативных актов, которые могут содержать нормы трудового права, но только в пределах своей компетенции и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (НПА), коллективным договором и иными соглашениями.

Необходимо, чтобы локальные нормативные акты (ЛНА) отвечали следующим принципам:

  • не противоречили федеральным законам и иным НПА РФ и ее субъектов;
  • не содержали норм, которые могут ухудшить положение работников по сравнению с законодательством о труде и его охране;
  • должны действовать в пределах только данной организации.

Работодатель должен сам соблюдать локальные нормативные акты и, одновременно с этим, знакомить работников под роспись с принимаемыми ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью данных сотрудников.

В случаях, которые предусмотрены Трудовым Кодексом РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором и иными соглашениями, работодатель, принимая локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, обязан запрашивать мнение представительного органа работников, если он существует в данной организации.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение сотрудников организации по сравнению с трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями или теми, которые были приняты без соблюдения предусмотренного ст. № 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, считаются недействительными. В этом случае должны вступать в действие законы или иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор или соглашение.

Представители сотрудников в организации – профсоюзы или другие представители, которые избираются работниками данной организации. При отсутствии на предприятии первичной профсоюзной организации или при наличии профсоюза, объединяющего менее половины сотрудников, на общем собрании они могут поручить представление своих интересов упомянутому профсоюзу или иному представителю.

Если постоянно действующий представительный орган работников не был сформирован, и сотрудники не могут воспользоваться своим правом выбора представителей, то работодатель имеет право принять локальные нормативные акты в единоличном порядке.

Локальные нормативные акты могут иметь срок действия, например, должностные инструкции и иные подобные акты, а могут быть и бессрочными как, например приказы о распределении обязанностей.

Соглашение по ОТ

В качестве одного из ключевых принципов регулирования взаимодействия между нанимателем и персоналом выступает социальное партнерство в области охраны труда. Основными его формами являются коллективный и трудовой договоры. Посредством первого реализуются обязанности работодателя и права сотрудника. В коллективном договоре содержатся положения по улучшению условий профессиональной деятельности. Соглашение рассматривается в качестве правовой формы планирования и осуществления мероприятий. В договоре должны четко прописываться профилактические меры, сроки их реализации, ответственные лица, объемы материальных и финансовых расходов. В соответствии с этим документом формируются месячные и квартальные планы по конкретным подразделениям организации.

Специальная оценка условий труда

  • Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей» (ред. от 24 января 2018 г.).
  • Приказ Минтруда России от 28 июня 2018 № 433н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, на которых непосредственно осуществляются разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, инициирующих составов и продуктов, транспортирование (транспортировка), уничтожение боеприпасов и взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе, в организациях, эксплуатирующих радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты), и организациях промышленности боеприпасов и спецхимии».
  • Письмо Минтруда России № 15-1/10/В-7756, Минздрава России № 16-6/10/2-6553, Профсоюза работников здравоохранения РФ № 01-А/475 от 09.10.2018 Об отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами).

Охрана труда на предприятии: документы для работы специалиста по ОТ

Чтобы организовать работу службы ОТ предприятия, нужны:

1. Приказы о: • создании службы ОТ. Эти обязанности могут исполнять: 1 профильный специалист, коллектив профильных специалистов, обученный сотрудник из числа ИТР или сторонний специалист; • назначении ответственных лиц; • утверждении перечня инструкций по ОТ, их вводе в действие; •формировании комиссии по ОТ.

2. Положения о: • бирочной системе; • организации особо опасных работ; • ступенчатом контроле состояния ОТ; • работе уполномоченных трудового коллектива; • разработке инструкций по ОТ; • системе управления охраной труда.

3. Инструкции по ОТ во время выполнения разных работ и для профессий, которые предусмотрены в штатном расписании;

4. Журналы: • выдачи инструкций; • регистрации инструкций, нарядов-допусков, проверок контролирующих органов, вышестоящих организаций; • учета несчастных случаев (НС): связанных, не связанных с производством, бытовых; • учета профессиональных заболеваний (ПЗ);

5. Перечень работ, связанных с повышенной опасностью;

6. Планы: • проверок по подразделениям предприятия; • работы службы ОТ на отчетный период (месяц, квартал, год);

7. Акты расследования всех НС и ПЗ.

Перечень документов по охране труда в организации для обучения

Чтобы организовать обучение по требованиям законодательства, специалисту по ОТ понадобятся:

1) Приказы о: а) организации обучения и проверки знаний по ОТ; б) освобождении от первичного и повторных инструктажей лиц, работа которых не связана с обслуживанием механизмов, оборудования, др.; в) создании комиссии (комиссий) по проверке знаний;

2) Положения об: • обучении и проверке знаний по ОТ;

3) Программы обучения с контрольными вопросами для: • ИТР; • каждой рабочей профессии; • по видам работ;

4) Протоколы проверок знаний требований охраны труда;

5) Программы инструктажей: вводного и проводимых руководителями работ;

6) Журналы регистрации: • инструктажей – вводного и проводимых руководителями работ. Обычно они хранятся у лиц, которые их проводят; • присвоения 1 группы по электробезопасности работникам, которые не относятся к электротехническому персоналу.

Должны быть и активно использоваться стенды, плакаты, знаки безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector