Цены и зарплаты в ссср в 1960 годах

Губительные последствия реформы

Последствия реформы были весьма неоднозначными. С положительной стороны уменьшились затраты на выпуск бумажных купюр. Все товары первой необходимости в основном стоили копейки. Поэтому в обиходе преимущественно были монеты. Все остальные стороны реформы были очень сомнительными. Не было ни обещанного уровня привязки рубля по отношению к золотым запасам, ни снижения цен в десятикратном размере. В итоге цены на товары возросли больше чем в два раза, в то время когда зарплаты остались практически неизменными. Сильно подорожала ювелирная продукция.

Благодаря эффекту девальвации страна была обеспечена дешевой трудовой силой и большой прибылью от экспорта продукции. За 1961-1985 года в основных государственных фондах было собрано 2637 миллиарда рублей, сооружено 9 тысяч промышленных предприятий, построено 54 миллиона квартир. Поддерживалось активное развитие космических и военных программ.

Одно из многочисленных предприятий, созданных в 1960-х годах

Однако негативный эффект затянулся для населения на долгие десятки лет. Из-за упавшего курса рубля и низкой оплаты труда многие импортные товары стали для большинства недоступными. То что когда-то редко встречалось на прилавках теперь переросло в предметы роскоши. Также последствия денежной реформы коснулись и отечественной продукции. Впервые за долгое время рыночные цены в несколько раз превысили магазинные. Для завмагов это было не выгодно, поэтому вся качественная продукция отдавалась рыночным спекулянтам, оставляя на полках магазинов лишь то что не хотели брать, то есть брак.

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».

Так на рынке картофель стоил 33 копейки, в то время как в магазине его стоимость была 10 копеек. Однако покупая магазинную картошку люди приносили домой лишь гниль, терпя при этом еще большие убытки.

О качестве жизни простого народа конечно думалось в последнюю очередь. Совершая спекуляции на рынке и получая значительные доходы, завмаги и товарное начальство заполняло «нормальные» отчеты, при этом оставаясь в выигрыше. Это позволило накапливать личные богатства, откладывая их на счет сбербанка, порождая инфляцию среди простого населения.

Почем нынче

В зависимости от региона ценник значительно различается. Жителям Чукотки, например, в июле 2019 г. приходилось платить 167,51 руб. за буханку «черного», а на Сахалине самый дорогой в России «белый» – 148,3 руб.

Таблица 1. Топ субъектов Федерации с максимальными ценами на хлеб

Ржаной  Пшеничный
регионы руб. регионы руб.
Чукотский АО 167,51 Сахалинская обл. 148,3
Магаданская обл. 104,9 Ненецкий АО 140,41
Республика Саха (Якутия) 87,65 Санкт-Петербург 136,03
Камчатский край 83,75 Камчатка 133,81
Хабаровский край 82,6 Ленинградская обл. 126,25

«Дар божий» в Ингушетии самый дешевый в России: 34,71 руб. за «черный» и 38,31 руб. – за «белый». Это почти в 5 раз дешевле, чем на Чукотке, и в 4 превышает ценник на Сахалине.

Таблица 2. ТОП субъектов Федерации с минимальными ценами на хлеб

Ржаной  Пшеничный
регионы руб. регионы руб.
Ингушетия 34,71 Ингушетия 38,31
Саратовская обл. 36,59 Чеченская Республика 44,75
Чувашия 37,12 Амурская обл. 49,87
Липецкая обл. 37,37 РСО – Алания 52,35
Белгородская обл. 39,05 Кабардино-Балкария 56,69

Фото: mp1746/pixabay

Примечание! Эксперты выяснили, почему в России дорожают чёрные буханки.

Спрос на этот товар первой необходимости не сможет поколебать никакое увеличение цен. Его нечем заменить и нельзя отказаться.

Вы стали покупать меньше хлеба после подорожания?

Да
Нет

Поэтому и растет стоимость, а при производстве все чаще используется зерно 3-го класса, а то и вовсе фуражное сырье, в отличие от времен СССР, когда нормативами подобное не допускалось. Мы все равно будем покупать батоны и буханки, булочки и коврижки, сколько бы ни стоил хлеб.

Предупреждение об очередном подорожании столь ценного и незаменимого продукта в видеосюжете:

Из чего делают хлеб сейчас и сколько он стоит

Современные технологии несколько изменились, что связано и с запросами общества и с развитием промышленности.

В основе хлеба также лежат мука, вода, соль и дрожжи. Каждый производитель может добавлять свои компоненты для улучшения пищевых качеств продукта, если они прописаны в технических условиях.

ГОСТ давно не является обязательным документом, и производители могут печь хлеб по своим рецептурам.

Мука берется разного качества. Кто-то рассчитывает на малообеспеченных покупателей и применяет муку 4 класса, а кто-то предпочитает не экономить и использовать второй или даже первый класс.

Обязательно продукция проходит процесс отстаивания, в течение которого работают дрожжи, и тесто поднимается, затем хлеб отправляется в печь.

Стоимость современной буханки значительно разнится, она может составлять от 20 до 70 рублей. Это зависит от компонентов продукта, региона, массы изделия и прочего.

Поезда дальнего следования

В СССР существовала обширная сеть железных дорог, на которых курсировало несколько видов поездов:

  • скоростные (по большей части Москва-Ленинград) – с номерами от 151 до 170;
  • скорые: круглогодичные (номера от 1 до 100) и летние (от 101 до 150);
  • обычные пассажирские: круглогодичные (номера от 171 до 300), летние (301-400) и разовые (401-600);
  • местные (601-700).

Естественно, что скоростные и скорые поезда были самыми дорогими, а внутри одного поезда в жестком общем вагоне проехать было дешевле всего (65% от цены билета в жесткий купейный вагон), а в мягком СВ – дороже всего (200-225% от цены купе). При этом проехать в пригородном поезде всегда было дешевле, чем в поезде дальнего следования (и энтузиасты умели состыковать билеты на электрички между разными городами с быстрыми пересадками).

Цены в целом зависели преимущественно от расстояния. Например, за проезд в жестком купе от Москвы в 1990 году нужно было заплатить:

  • Волгоград – 15-16 рублей (1066 километров);
  • Воркута – 23-25 рублей (1406 километров);
  • Ижевск – 15-16 рублей (1119 километров);
  • Киров – 14-15 рублей (957 километров);
  • Комсомольск-на-Амуре – 73-79 рублей (8333 километра);
  • Оренбург – 18-21 рубль (1499 километров), и т.д.

То есть, стоимость проезда составляла в среднем от 90 копеек до 1 рубля 60 копеек за 100 километров пути. При этом для самого дешевого варианта вагона это было от 53 копеек, а для самого дорогого – от 1 рубля 35 копеек.

Правда, при относительно низкой стоимости билетов в СССР наблюдался определенный дефицит на них (особенно в период отпусков). И, как и всегда в таких случаях, дефицит стал основой для спекуляций – ушлые граждане занимали с утра очереди в кассы и скупали все билеты по популярным направлениям, а потом продавали их «с рук» – но уже с неплохой надбавкой. Искоренили проблему только в 1997 году, начав продавать именные билеты.

30 лет победы в Великой Отечественной войне

В стране шёл 1975 год, советский народ отмечал 30-летие победоносного окончания войны. Этому событию была посвящена следующая юбилейная монета СССР. Её диаметр − 31 мм, толщина − 2,3 мм, а масса − 12,8 г. Всего для обращения отчеканено 16 000 000 таких монет. Для коллекционеров по улучшенной технологии уже выполнено 1 011 250 экземпляров.

Эти монеты со следами хождения в обороте не ценятся среди коллекционеров и их цена может едва ли достигать 100 рублей. В улучшенном исполнении они могут стоить в хорошем состоянии несколько сотен рублей. В пруф качестве − чуть более 10 тысяч рублей. Новодел же, коих было отчеканено 55 000 штук, продаются сейчас примерно по 1000 рублей.

Повышенные зарплаты и улучшенная жизнь

На протяжении первых лет войны населению приходилось весьма тяжело. Экономика была в убытке, повышались цены на дефицитные товары. В 1940 году в целом по народному хозяйству зарплата выплачивалась в сумме 339 рублей, работники, задействованы в промышленности, получали 358 рублей, в строительстве – 337 рублей, в общественном питании – 221 рубль, а в образовательной сфере – 337 рубля.

Советские строители получали одну из самых достойных зарплат в стране

Как только восстановилась экономика, и произошла отмена карточной системы жизнь населения пошла на лад. Оплата труда повышалась, а стоимость продукции постепенно падала. Так средняя оплата труда в 1947 году составила 719 рублей. Рабочие зарабатывали от 800 до 3000 рублей. Самую большую зарплату получали шахтеры-стахановцы – бывало и по 8000 рублей. Заработная плата инженера колебалась от 900 до 1300 рублей. Секретарь райкома КПСС зарабатывал 1500 рублей, министр – до 5000 рублей, профессора и академики – до 10000 рублей.

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».

В послевоенные годы на зарплату в 900 рублей можно было приобрести 300 килограмм белого хлеба, 76 килограмм говядины, 300 литров молока, 38 бутылок водки и 4 пары обуви. Однако гастрономы страны были устроены неравномерно: бессмысленно сравнивать уровень Москвы и провинций.

Городской транспорт и такси

История городского общественного транспорта в России начинается даже не в советское время, а задолго до этого. Кто-то считает началом 1872 год, когда в Москве была запущена линия конно-трамвайной городской железной дороги, а кто-то – начало работы омнибусов в 1830 году в Санкт-Петербурге. Трамвай в Москве начал курсировать в 1899 году, но полноценное регулярное движение транспорта в городе началось уже при советской власти.

Так, в 1924 году в Москве было запущено регулярное автобусное движение, в 1933 году – троллейбусное, а в 1935-м запущен в работу Московский метрополитен. Но вот что касается стоимости проезда в транспорте, все оставалось достаточно запутано вплоть до 1961 года. Так, проезд в московском метро в 1935 году стоил 50 копеек, потом его снизили до 40 копеек и даже до 30 (при средней зарплате в 208 рублей – это как 60-130 рублей на современные российские рубли). До 50 копеек стоимость снова повысили до 50 копеек.

В 1961 году была проведена денежная реформа с деноминацией рубля и стоимость проезда была зафиксирована на одном уровне для всех городов СССР:

  • метро – 5 копеек;
  • автобус – 5 копеек;
  • троллейбус – 4 копейки;
  • трамвай – 3 копейки.

Сейчас это сложно представить, но стоимость проезда оставалась неизменной более 20 лет – с 1961 по 1985 годы (а кое-где и до самого 1991-го).

При этом относительно средних зарплат стоимость проезда постоянно снижалась – если в 1961 году советские граждане зарабатывали в среднем 77 рублей в месяц, то в 1985-м – уже 199 рублей. А чтобы сэкономить тем, кто часто ездил в транспорте, существовали проездные билеты – месячный проездной на московское метро стоил 3 рубля, а на все виды транспорта – 6-7 рублей.

В 1985 году со стартом Перестройки начала повышаться стоимость проезда. К примеру, в Москве проезд на всех видах транспорта стал стоить 5 копеек, а к 1991 году проблемы в экономике привели к тому, что стоимость билета подняли до 15 копеек. В других городах происходили аналогичные процессы.

Кстати, в СССР была своя система контроля пассажиров – вместо кондукторов, турникетов или валидаторов там стояли кассовые аппараты (щель для монет), а бросив монету, пассажир просто отрывал себе билет. Если заходил пассажир с проездным, он его предъявлял – в отсутствие кондуктора «контролерами» были другие пассажиры. Сложно сказать, насколько честными были советские граждане, но тем, кто ехал в автобусе без билета, контролер мог выписать штраф в размере 1 рубля.

Было в Советском союзе и такси, причем стоило оно не так уж дорого. За посадку пассажиру начисляли 10 копеек, а все остальное считал счетчик (те же 10-20 копеек за километр), и в среднем поездка выходила в 60-80 копеек. Но все зависит от города – в Москве с ее расстояниями можно было наездить и на большую сумму. Со временем зарплаты граждан росли и такси становились популярнее – а поэтому поймать его было все сложнее.

Как ни странно, маршрутные такси появились именно во времена СССР. В середине прошлого века оказалось, что несколько пассажиров иногда предпочитают «скинуться» на одно такси вместо того, чтобы ждать автобус или трамвай. И на этом таксомоторные парки решили заработать – маршрутные такси заняли промежуточное положение между такси и общественным транспортом, и стали достаточно популярными. Со временем вместо легковых машин туда стали передавать микроавтобусы РАФ, что приблизило маршрутки к их нынешнему пониманию.

В 1950-х годах существовали даже междугородние таксомоторные маршруты – они ездили из Москвы в Симферополь, Харьков, Владимир, Тулу и другие города, а билеты на них продавались даже в кассах автостанций.

С 1991 года ситуация кардинально изменилась – стоимость проезда в транспорте начала расти (часто по несколько раз в год), а вместо городского транспорта улицы заполонили те самые маршрутки. Но это уже совсем другая история.

Минимальный продуктовый набор в 1940 году

Вообще термин «минимальный продуктовый набор» появился в 1994 году. В 1950 году использовали термин «продуктовая корзина здорового питания». в 1940 году такого термина не было, но можно взять современный набор и попробовать посмотреть, сколько что стоило в те времена.

Согласно стандартам жизни 2018 года в минимальную корзину (в год) входит:

Кроме еды, нужно еще во что-то одеваться. Вот какие непродовольственные товары входят в минимальный набор:

Итого: минимальный набор продуктов питания на одного человека будет стоить 2 840 рублей в год, или 236 рублей в месяц. Это без одежды, отдыха и коммунальных платежей. Добавим к этому коммунальную плату (на семью) — 150 рублей. Современный набор одежды (в перерасчете) обошелся бы советскому гражданину в 290 рублей. Итого — 676 рублей.

Зарплата врача-терапевта давала возможность только питаться, а вот позволить купить себе сапоги врач уже не мог. Нужно было откладывать. Давайте сравним со стоимостью минимальной корзины в 2018 году, которая оценивается в  8 900 рублей в месяц и средней зарплатой по стране. Поэтому естественным выходом для гражданина СССР был скорый брак и ведение совместного с женой хозяйства, что позволяло экономить на коммунальных услугах.

Почему я считаю, что сейчас хлеб лучше

Согласна, хлеб стал другим. Технологии меняются, а значит, может измениться и вкус. Зато современный ассортимент максимально разнообразен — крупные заводы предлагают не менее 10 наименований хлеба и еще больше всевозможных булочек и батонов.

С ними конкурируют мини-пекарни, производящие небольшие партии, обычно для «своих» покупателей.

При этом благодаря современным технологиям улучшился процесс пропекания изделий, он стал более равномерным, а индивидуальная упаковка увеличивает срок хранения хлеба без использования каких-либо дополнительных приемов.

Немало на прилавках появилось и обогащенных продуктов: йодированных, витаминизированных, с добавками минералов, а также специализированные сорта для людей с различными заболеваниями.

Лично я с удовольствием экспериментирую, пробую разные виды, но чаще беру зерновой хлеб с добавками семян льна, подсолнечника и других компонентов. Он кажется мне вкуснее и полезнее.

А как сегодня

На портале «Уровень инфляции» представлен калькулятор пересчета денег разных лет в современные. Один рубль начала и середины 80-х гг. стоит 103,46 руб. сегодняшних.

Таблица 2. Цены на алкоголь, руб.

Продукция Средняя, СССР Пересчет В 2019 г.
Шампанское 5,50 569 345
Портвейн 3,40 352 564
Вермуты, настойки 5,00 517 564
Вино 2,50 259 415
Водка 4,70 486 615
Пиво, 0,5 л 0,30 31 56
Коньяк арм. 15,00 1 552 2 563

Результаты неоднозначны. Отечественное шампанское раньше стоило больше. Сегодня, при наличии качественных импортных игристых вин по доступным ценам, российские не пользуются особым спросом. Правда, последние годы запрет на ввоз европейской продукции несколько повысил популярность наших напитков.

Цена в СССР на другой алкоголь была существенно меньше. Однако такая оценка не совсем объективна. Сравним его стоимость со средней зарплатой. В 2019 г. в России она составляет 42 332 руб. На эти деньги можно купить 68 бутылок водки по 0,5 литра, что намного больше, чем во все годы существования СССР. Их хватит на 102 бутылки вина или 378 л пива, против 65 бутылок и 108 л, соответственно.

О том, какие еще напитки были в Советское время, смотрите передачу «Сделано в СССР»:

Валютные реформы

В начале 1930 годов сталинские планы по внедрению социализма привели к огромным экономическим и финансовым трудностям, а также к необходимости изменений в денежной системе Советского Союза. После успешного выполнения «первой пятилетки» (1928-1932 гг.) страна столкнулась с фактом невозможности материального покрытия экономических затрат, с диспропорций между количеством выпускаемых денег, которые находились в обиходе, и их обеспечением. Из-за утверждения абсурдной кредитной реформы, советским властям пришлось давать согласие на проведение незапланированной эмиссии дополнительных купюр.

Мотивирующий плакат для выполнения пятилетки раньше сроков

Так в 1931 году монеты стали медно-никелевыми, а в 1934 году в стране появились казначейские билеты нового образца купюрами по 1, 3 и 5 рублей. Через репрессии и погони за врагами народа банкноты выпускали без подписи наркома финансов, а также с отсутствием водяных знаков. Купюры этого образца оставались в обращении и были официальным средством платежа до реформы 1945 года, хотя фактически еще до этого были заменены рублями 1938 года выпуска. Также в этих годах была утверждена статья за незаконное обращение купюр.

Немного фактов

На самом деле, телевизоры в советское время были дефицитным товаром. Если они завозились в магазин провинциального города, то их очень быстро раскупали.

Второй фактор – цена, которая сильно превышала зарплату. Чтобы приобрести такую технику за наличный расчет, простому работяге приходилось долго копить. Выручали распространенные беспроцентные кредиты (по своей сути, рассрочка платежа). В магазине покупатель платил только четверть от цены и предоставлял справку с места работы. А затем уже бухгалтерия каждый месяц вычитала небольшую сумму из зарплаты заемщика.

От редактора! Да, и в 2020 г. можно купить телевизор за 100–400 тыс. руб. и даже за несколько миллионов, например, Samsung QE98Q900RBU на сайте M.Video стоит 3,96 млн руб. Но средняя цена держится в пределах 20 000–40 000 руб. При желании можно выбрать модели за 4 000–10 000 руб., а это уже в несколько раз меньше современной средней зарплаты, которая на август 2020 г., по данным Росстата, была 47 649 руб.

Сколько получали в 1930 годах

Стремительное падение сельхозпроизводства порождало сильный товарный дефицит, стоимость рубля безостановочно уменьшалась, а по картонной системе было довольно трудно приобрести продукты. Возрастало количество безработных. Учитывая кризис в стране правительству пришлось пойти на повышение заработной платы. Так общий фонд оплаты труда возрос в 7 раз, а зарплата рабочих в среднем поднялась в 2-3 раза, хоть это и не препятствовало обесценивания рубля.

Копейки образца 1930 года

Вообще по официальным инструкциям в середине 1939 годов было образовано 7 категорий оплаты труда для государственных служащих: от 240 рублей в месяц для первого класса до 500 рублей для наркома Советского Союза – 7 класс. Заводской инженер мог получать в месяц 1500 рублей, директор – 2000 рублей, квалифицированный специалист – от 200 до 300 рублей. Минимальная зарплата считалась от 110 до 115 рублей.

Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина «Московский дом книги на Арбате», торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.

Так в среднем заработная плата в 1936 году для работников в крупной промышленности составляла 231 рубль, для строителей – 224 рубля, для железнодорожников – 227 рубля. Рабочие в совхозах и сельхозпредприятиях получали 140 рублей, научно-исследовательских учреждений – 302 рубля, учреждений здравоохранения – 189 рубля, сотрудники управления центрально-общего и ведомственного получали 427 рубля, а преподаватели ВУЗов и ВТУЗов – 336 рублей.

Помимо официальных выплат существовали еще многочисленные доплаты, в основном для высших чинов. Так чиновники каждый месяц в конвертах получали дополнительную сумму, размеры которой составляли 50-100% от основной зарплаты. Как результат соотношение зарплаты управляющих и рабочих приравнивалось как 5:1. Также высоко оплачивались высокие военные звания. Зафиксировано, что в 1939 году лейтенант получал жалование в размере 625 рублей, а полковник – 2 тысячи рублей. Помимо этого заработная плата верхушек общества постоянно внушительной возрастала, в то время как обычное рабочие еле добивались надбавки.

Когда зарплаты были лучше?

В 1930-е годыВ 2000-е годы

Цены на товары

Товарный дефицит и возросший потребительский спрос привели к очередному подъему цен на продукцию. Товаров всегда не хватало, полки магазинов оставались пустыми. Самые необходимые продукты можно было с трудом найти, и то они были очень дорогими по отношению к зарплатам рабочих.

Очередь по хлеб в советском магазине

В 1937 году в Советском Союзе белый хлеб можно было купить за 1,70 рубля, ржаной – за 0,85 рубля, мясо для варки – от 6 до 7 рублей, масло стоило 16 рублей, маргарин – от 10 до 11 рублей, а растительное масло – от 13 до 14 рублей. Также гречка стоила 4,30 рубля, пшено – 2,10 рубля, рис – 6 рублей и сахар – 4,70 рубля. Одну пару ботинок можно было приобрести за 100-120 рублей, а зимнее пальто за 250-300 рублей, что при минимальной зарплате было практически непосильным.

В предвоенный период 1939 года было еще одно повышение цен на продукцию тяжелой промышленности.

Дефицит

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».

Покупательский спрос рос, но товаров для его обеспечения катастрофически не хватало. Производство сельхозпродукции падало, в магазинах было трудно найти не только деликатесы, но и продукты обыденного употребления.

Феномен катастрофического дефицита в СССР распространился тогда с особой мощью, задевая практически всю продукцию, особенно товары первой необходимости. Даже введенная карточная система  распределения товаров не стабилизировало ситуацию. К 1933 году нормы карточного снабжения были превышены в 15 раз.

Пустые прилавки магазинов во время дефицита

В обычные дни люди не всегда могли купить мясо или молоко, по той причине, что их просто не было в продаже, а та продукция которая лежала на прилавках была очень однотипной. В праздники в магазины не завозились даже обыденные продукты. Не было ни сыра, ни фруктов, ничего. Голодные люди стояли на морозе и смотрели на витрины магазинов и лавок, которые были абсолютно пусты. Сильное падение экономики и внезапный упадок сельхозпроизводства принесли в страну небывалый на тот момент дефицит, когда деньги на руках были, а купить за них нечего.

Было и стало

Во времена СССР велосипед стоил от 45 до 192 сов. руб., или от 19 971 до 49 668 руб. в пересчете на деньги 2020 г. В любом случае, среднестатистический советский гражданин тратил на покупку меньше 1 зарплаты.

Наши современники продолжили традицию любви к этому виду транспорта. Конечно, сегодняшнее разнообразие веломоделей просто поражает. Например, «Яндекс.Маркет» говорит о таких ценах:

  • самый популярный городской велосипед STELS Navigator 395 28 Z010 (2018 г.) – 9 000 руб.;
  • детский Navigator First Bike для «начинающих» – 2 508 руб.;
  • «малышковый» Novatrack Neptune 12 (2019 г.) – 4 446 руб.;
  • самая дорогая современная модель Kettler Traveller 1.0 Trapez 2020 г. –76 500 руб.

От редактора! Как видим, при средней зарплате, по данным Росстата, 47 649 руб. на август 2020 г. велосипед остается доступной покупкой.

Но большой выбор аксессуаров открывает дверь в новый мир веловозможностей. Пользователи могут подобрать всё: от фонарика до мини-компьютера. Последний будет показывать скорость, время тренировки и даже считать калории сидящего на нём «всадника».

Сколько стоила «горькая»: перевод на наши деньги

До нашего времени «дожила» водка «Столичная». Сейчас эту марку можно приобрести за 380 рублей. В СССР она стоила 4,12 рубля. Если пересчитать на наш современный курс, то стоимость ее тогда составляла 360 рублей. Как вы видите, разница небольшая. Расчет производился исходя из покупательной способности рубля.

Самой дешевой водкой, которую обычно приобретали алкозависимые, считалась «Черниговская». Но ее тогда было достаточно трудно раздобыть. Стоила она 2,87 руб. в переводе на наши деньги – 335 рублей. Отметим, что сегодня можно найти водку по более низкой цене.

В 70-х годах была популярна водка «Экстра». Продавали ее по четыре рубля. На сегодняшний день это 467,48 рубля. Но ее заменила водка с народным названием «Коленвал» за 3 рубля 62 копейки. Сейчас бы ее продавали по 423 рубля.

После 80-х годов народ активно потреблял «Русскую» водку. В перерасчете на наши средства ее стоимость составляла 516 рублей. Согласитесь, что цена для «горькой» достаточно высокая. Однако именно она пользовалась наибольшим спросом среди потребителей.

В 1983 году на прилавках магазинов появилась водка с народным названием «Андроповка». Поговаривали, что инициатором появления бюджетной водки был генеральный секретарь КПСС Андропов, так как водка была выпущена во время его правления. В дальнейшем водка значительно «пострадала» с приходом Горбачева и его сухим законом. Он боролся с пьющей страной, поэтому практически вдвое повысил цену на ту же «Андроповку». В 1986 году цена на «горькую» уже составляла 9 рублей 15 копеек. Однако в стране началось активное самагоноварение, но это уже другая история.

Как видим, водка в тогдашние годы стоила тоже прилично. Разница заключалась в заработной плате. Многие могли позволить себе покупать больше, но как такового выбора не было. Сегодня же выбор многообразный, а покупать не на что.

Расценки на продукты

Для того чтобы лучше сориентироваться и сделать выводы, не будет лишним ознакомиться с ценовой политикой на некоторые другие продукты в 70-е и 80-е годы.

  1. Капусту можно было купить примерно за 0,10 рубля, а в некоторых магазинах даже дешевле.
  2. Свекла стоила около 9 копеек.
  3. Цена на картошку составляла 0,15 рубля.
  4. Стоимость лука была примерно от 10 до 13 копеек.
  5. Арбуз также можно было купить примерно за 0,10 рубля.
  6. Яблоки были немного дороже – от 0,20 до 0,50 рубля.
  7. Майонез стоил 33 копейки за баночку.
  8. Консервы – 0,33 рубля.
  9. Цена на коробку конфет в среднем варьировалась от 2 до 9 рублей (хотя были варианты и более дорогие).
  10. Цитрусовые тоже стоили сравнительно недорого (апельсины примерно 1,50 руб., мандарины можно было купить по разной цене в зависимости от точки, но в целом цена была примерно от 1,20 до 2,40 руб.).

Алкоголь продавался по следующим ценам (наибольшей популярностью пользовались вина):

Примечание. В стоимость алкогольных напитков входила и тара, которую потом можно было сдать, вернув себе часть потраченных средств.

Советское шампанское продавалось за 3,67 рубля, считаясь своего рода изыском, как и другие деликатесы, на которые цена была выше средней (сюда относились некоторые виды колбасных изделий, морепродукты, конфеты и прочее).

Что касается других покупок:

  1. Коробок спичек стоил всего 1 копейку. За эту же цену можно было купить и газировку без сиропа.
  2. Если же хотелось с добавкой, то нужно было заплатить 3 копейки. Столько же стоили газета, чай и также некоторые булочки.
  3. 4 копейки стоил один пирожок с ливером. За эту же цену также можно было проехать на троллейбусе или купить пузырек зеленки.
  4. Пять копеек нужно было заплатить за зубной порошок, бублик или шарик для игры в настольный теннис.

Одним словом, перечислять можно долго, но цены неоспоримо были в разы ниже, в сравнении с тем уровнем зарплат.

Если говорить о комплексных обедах и питании в кафе, то особого разнообразия ожидать не приходилось, в частности если сравнивать с современными изысками, но, тем не менее, такое питание устаивало многих.

  1. За порцию пельменей нужно было заплатить 60 копеек, столько же обходился и комплексный обед.
  2. Стакан чая можно было выпить за 0,03 рубля.
  3. Томатный сок стоил 10 копеек.
  4. Сметана – 0,19 рубля.

Что касается закупок на застолья и праздники, то тут тоже все было в разы дешевле. К примеру, давайте посчитаем, во сколько тогда обходился салат «Оливье», для приготовления которого покупались:

При подсчете получается сравнительно небольшая сумма и в то же время все натуральное, вкусное и без химикатов.

Черный рынок и особенности обмена

Существование столь низкого курса американской валюты еще не говорит о том, что рубль является сильным. Эти цифры устанавливались государством, и к реальной цене доллара в СССР не имели практически никакого отношения. Они использовались для официальных расчетов при импорте товаров. Гражданам же разрешалось покупать иностранные деньги только в случае поездки за границу в командировку или на отдых. Да и то, сумма была сильно ограничена.

Обмен по государственному курсу при выезде в отпуск осуществлялся в пределах 20-100 $ по справке, выданной КГБ, но что такое 20 $? Согласно данным калькулятора инфляции на портале «usinflationcalculator», 1 $ 1980 г. соответствует 62,2 $ 2019 г. Много на эти деньги не купишь? Однако, если они все же оставались, люди были обязаны сдать их обратно в банк по той же цене.

В связи с невозможностью законного приобретения, несмотря на жесткое наказание, в стране существовал «черный» рынок. Им пользовались не только граждане, получившие разрешение отправиться за границу, но и те, кто хотел сохранить какие-то накопления, и просто спекулянты.

Фото: справка для обмена

В 50-60 гг., когда официальный курс был равен 4 руб., доллары фарцовщики продавали по 40 руб. Они же их сбывали уже по 60 руб. Подобные цены держались даже несмотря на то, что использовать иностранные деньги по назначению никто не мог, т.к. вывезти их за границу возможности не существовало.

Справка! В СССР за покупку или продажу валюты полагалось несколько лет тюрьмы или даже расстрел.

В 70-х цены снизились, соответственно снижению государственных курсов. Теперь в среднем по Союзу доллар стоил 6-6,5 руб. В 80-х – 8-10 руб.

В незначительной мере все зависело от региона. По воспоминаниям жителей, в Киеве и Калининграде – 4-5 руб. Подобная обстановка была характерна для столичных городов, куда приезжало много иностранцев. В небольших населенных пунктах стоимость доходила до 15-20 руб. за 1 $.

Вам приходилось покупать валюту во времена СССР?

Да
Нет

По этому курсу люди могли купить не так уж и много валюты. На среднемесячный доход – 17-21 $.

Таблица 2. Зарплата

Параметр 1980 2019
руб. $ руб. $
Молодой специалист 70 7-8 20 000 307
Инженер со стажем 200 20-25 56 717 872
Ведущий инженер 350 35-43 270 000 4 153
Терапевт 115 11-16 35 000 538
Учитель 136 13-17 38 419 591
Врач-кардиолог 150 15-18 50 000 769
Шахтер 600 60-75 86 000 1 323
Пенсия 70 7-8 15 149 233
Стипендия 50 5-6 5 119 78

Результат явно не в пользу Советского Союза. Можно с уверенностью сказать, что те, кто утверждает, что в 80-е доллар стоил дешевле, чем сегодня, очень заблуждаются. Это видно и по оплате труда, которая была невысокой у большинства жителей, и по продуктам, которые они могли купить.

Где дороже – в СССР или современной России?

Так как перевести советские рубли в российские затруднительно, проще всего сопоставлять цены на проезд через средние зарплаты (статистические данные по ним сохранились). По данным Росстата, в апреле 2020 года средняя начисленная зарплата в России составляла 49 306 рублей – будем учитывать эту цифру.

Ниже в таблице попробуем сопоставить цены на проезд в СССР и современной России через зарплаты. Также попробуем учесть и разницу в зарплатах по регионам (снова через данные Росстата):

Транспорт Цена в СССР Цена в СССР в пересчете на российские рубли Цена сейчас Где дешевле
Метро в Москве 5 копеек (1985 год) 22,31 57 (от 40 по «Тройке») СССР
Трамвай в Санкт-Петербурге 5 копеек (1985 год) 16,03 50 (есть варианты от 33) СССР
Электричка Москва – Калуга 2 рубля (1990 год) 325,45 от 487 СССР
Поезд Москва – Анапа 20 рублей (купе, 1990 год) 3254,52 от 4100 (на сентябрь 2020 года) СССР
Самолет Москва – Хабаровск 122 рубля (1990 год) 19852,58 от 11 300 (на сентябрь 2020 года) Россия
Автобус Москва – Ярославль 5 рублей 35 копеек (1990 год) 870,58 от 650 Россия
Такси на 7 километров в Москве 1 рубль 60 копеек (1985 год) 714,06 от 144 Россия

Из этого можно сделать выводы о том, что в сферах деятельности, где работают коммерческие транспортные компании (междугородние автобусы, гражданская авиация, такси), в современной России цены стали ниже, а там, где существует монополия государства (метро, железная дорога) – цены выросли.

При этом важно понимать, что московский транспорт остается убыточным, а цены поезда в плацкартные вагоны регулируются и субсидируются государством. Но есть и еще один момент – льготы

Сейчас они устанавливаются регионами (например, в Москве весь транспорт бесплатный для пенсионеров), а во времена СССР льготы устанавливались сразу на целую республику. Согласно приказу от 1987 года, в РСФСР были такие льготные категории в транспорте:

Но есть и еще один момент – льготы. Сейчас они устанавливаются регионами (например, в Москве весь транспорт бесплатный для пенсионеров), а во времена СССР льготы устанавливались сразу на целую республику. Согласно приказу от 1987 года, в РСФСР были такие льготные категории в транспорте:

  • депутаты всех уровней;
  • инвалиды и дети-инвалиды (I и II групп), включая собак-поводырей;
  • инвалиды ВОВ;
  • персональные пенсионеры (особо заслуженные пенсионеры);
  • участники Октябрьской революции и гражданской войны;
  • Герои СССР, Социалистического Труда и кавалеры орденов;
  • милиционеры в форме и сотрудники некоторых других силовых органов;
  • дружинники во время дежурства;
  • почтальоны (при наличии сумки);
  • школьники в сельской местности;
  • шоферы и кондукторы;
  • военнослужащие срочной службы.

Другими словами, сейчас льготные категории совсем другие – там преобладают пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, инвалиды. Но это объективный процесс – льготники обычно в меньшинстве, и категории иногда пересматриваются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector