Какие советские ёлочные игрушки скупают очень дорого
Содержание:
Советская и мировая культура на Новогодней ёлке
Ёлочные игрушки советской эпохи отражали, как актуальные политические и экономические веяния, так и явления культуры. В 1950-х на экраны вышел легендарный новогодний фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где главную роль исполнила Людмила Гурченко. После выхода фильма популярность получили стеклянные игрушки с изображением часов, показывающих без пяти минут двенадцать. Ещё один культовый советский фильм – «Циркс Любовью Орловой — также удостоился своей серии новогодних игрушек, они представляли собой фигурки представителей различных цирковых профессий.
В новогодних игрушках были воплощены популярные литературные, мультипликационные и кинематографические герои: Мальчиш Кибальчиш, Мурзилка, Айболит и его пациенты, Старик Хоттабыч, персонажи мультфильма «Ну, погоди!».
Советские ёлочные игрушки. Слева направо: Крокодил Гена, Ну Погоди, Мурзилка.
По случаю 150-летия со дня рождения «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина выпускались специальные комплекты новогодних игрушек с персонажами сказок Пушкина. Внимания советских производителей ёлочных игрушек удостоились и персонажи, созданные зарубежными авторами. Например, были выпущены игрушки по мотивам популярной сказки итальянца Джанни Родари «Приключения Чипполино». Своё место на некоторых советских ёлках заслужил и восточный сказочный герой Алладин.
Комплект ёлочных игрушек «Чиполлино».
В статье упомянуты лишь некоторые из популярных советских серий. Изучая перед Новым городом современный богатый ассортимент игрушек, волей-неволей ловишь себя на мысли о том, что при всей идеологизированности советской эпохи игрушки тогда были разнообразнее и интереснее, чем сегодня, в эпоху экономической свободы, когда каждый может выбирать то, что он хочет и украшать ёлку так, как хочет.
Советские ёлочные игрушки сохранились не только в памяти представителей старого поколения и в частных коллекция бережливых россиян. Им посвящен целый музей. Находится он в «южной Резиденции Деда Мороза», в крымской столице городе Симферополе. Там можно увидеть очень интересные экземпляры, в том числе и те, о которых не упомянуто в статье.
«Всё это нашей истории строки…»
В хрупких ёлочных украшениях, как в зеркале, отражалась история страны: и «целинные земли и космос далёкий», и «царицу полей», и первый спутник, и Белку со Стрелкой, и космонавтов – всё можно было увидеть на праздничном новогоднем дереве.«Целинные земли и космос далёкий — всё это из нашей истории строки». Фото с сайта tass.ruК этому времени относятся прожекторы (игрушки с коническим углублением) и шарики-радиоволны (шары с рисунком из концентрических кругов, нанесённых фосфорической краской, светящейся в темноте).Шарики-прожекторыОсобое уважение и трепет вызывают игрушки военного времени. Несмотря на тяготы и лишения, люди наряжали ёлки. Даже в блокадном Ленинграде для ребятишек устраивали праздник – с Дедом Морозом и Снегурочкой, с наряженной ёлкой, с праздничным угощением. Иногда это был просто дополнительный кусок хлеба, который для кого-то был слаще самых лучших конфет.1942 год. Новогодняя ёлка в ленинградском госпитале. Фото с сайта smolbattle.ruВо время войны появились деды Морозы, похожие на партизан, с автоматами и в шапках-ушанках вместо привычной красной шапки, а также Снегурочки с санитарной сумкой. И трогательные самодельные игрушки из перегоревших электрических ламп, стреляных гильз, обрывков бинтов, раскрашенных ампул от лекарств.Игрушки военного времени из остатков проволоки от «Москабеля». Фото с сайта smolbattle.ruВсем известен лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». Но во время войны у страны находились ресурсы не только для производства снарядов: на заводе «Москабель» выпускались игрушки из остатков проволоки. А на предприятиях, занимавшихся пошивом военной формы, делали ёлочные украшения из остатков материала для погон.Игрушки из остатков тканей для пошива формы. Фото с сайта tass.ruВ 70-е годы производство ёлочных игрушек стало массовым, они стали яркими и блестящими, но вместе с тем потеряли свою индивидуальность. Игрушки стали более обтекаемыми, потеряли скульптурность формы, из нарисованных глазок пропало выражение. А потом мишки, белочки, зайчики, человечки и вовсе сменились безликими сосульками, льдинками и фонариками.Выставка «История новогодней игрушки». Фото с сайта m24.ruТем, кто интересуется историей советских новогодних игрушек или просто хочет вспомнить детство, советуем посетить выставку «История новогодней игрушки», открывшуюся 21 декабря в Москве, в Центре Гиляровского (Музей Москвы, Столешников переулок, дом 9, строение 1). Экспозиция составлена на основе личной коллекции Алексея Кузнецова. Продлится выставка до Старого Нового года – 13 января. Вход бесплатный.
Вам также могут понравиться публикации:
- Какие у вас новогодние игрушки ретро? Есть ли игрушки с дачной тематикой?
- Ремонт советских елочных игрушек
- Повесим елочные игрушки играючи! Маленький, но очень полезный секрет
- 13 способов сделать елочные игрушки своими руками
- Новогодние игрушки своими руками: самые яркие идеи 2018 года
- Легкий и доступный способ украшения елочных игрушек. Подробный мастер-класс
- Мастер-класс «Ёлочные игрушки из природных материалов»
- Елочные игрушки из фетра. Шьем праздничное настроение своими руками
- Новогодние игрушки!
«Рождественское дерево» и становление традиций светского нового года.
Ёлка, как символ новогодних праздников появилась в России при Петре I. Царь-реформатор перенес Новый год с сентября на январь, когда его отмечали в «цивилизованной Европе» и ввел в стране «европейские традиции» новогодних и рождественских праздников. Рождество тогда выпадало на 25 декабря. . Одним из рождественских обычаев было украшение дома еловыми веками. Изначально в Российской империи было принято наряжать не игрушками, а фруктами и орехами. Позже появились новогодние игрушки. Поскольку праздники были тесно связаны с христианской традицией, то и новогодние украшения отражали преимущественно религиозную тематику.
После революции атеистически настроенная власть не просто отменила Рождество, но и вовсе отказалась от празднования Нового года. В первые десятилетия существования советской власти наступление Нового года было не более чем «календарным фактом», и 25, и 31 декабря, и даже 1 января были рабочими днями.
Под запрет попало и «рождественское дерево» — ёлка, которая считалась «буржуазным символом». В послереволюционные годы новоиспеченные «советские граждане» втихаря продолжают следовать укоренившейся традиции и наряжают ёлки. С середины 1920-х годов началась настоящая идеологическая компания по борьбе с Рождеством и ёлкой.
В 1935 году было принято компромиссное решение — ёлка вернулась, и её возвращение стало началом традиций празднования «светского Нового года». Предложение «вернуть Новый год» и организовать ёлку «во всех городах и колхозах» на страницах газеты «Правда» высказал Павел Постышев, советский публицист и партийный деятель, кандидат в члены Политбюро, а позже глава Куйбышевского обкома партии.
Первая советская «официальная» ёлка в Колонном зале Дома Союзов