Госзакупки: что делать, если вас сочли недобросовестным поставщиком

Причины для занесения в реестр по 223-ФЗ

В список недобросовестных поставщиков включают информацию:

  • об участниках, уклонившихся от заключения контракта (только если заключение по итогам закупочных мероприятий являлось обязательным действием);
  • об исполнителях, сделки с которыми были расторгнуты в судебном порядке.

Когда решается вопрос, включать ли участника контрактных процедур в реестр недобросовестных, нужно изучить Положение о закупках и контрактную документацию. Обычно обязательное заключение контракта подразумевается в конкурентных процедурах (конкурсах, аукционах и т. п.) и не нужно для остальных способов закупок (запросов предложений, запросов цен, запросов котировок и др.). Если договор расторгается во внесудебном порядке, это освобождает организацию-заказчика от обязанности предоставлять сведения об исполнителе в РНП.

Что такое Реестр единственных поставщиков?

Закупки для гос- и муниципальных нужд регламентируются 44-ФЗ. Согласно ему формируются 2 списка единственных поставщиков:

  • Производители, занятые изготовлением, освоением или модернизацией товаров, предусмотренных СПИК.
  • Компании, производящие вооружение, не имеющее отечественных аналогов.

Поставщики товаров по СПИК подразделяются на две группы.

  • Федерального уровня (подробности в п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  • Регионального уровня в соответствии с госконтрактом со встречными инвестиционными обязательствами (подробности в п. 48 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Информация об особенностях инвестиционных контрактов

Уровень заключения контракта Основание для включения компании в реестр Доступность договора
Федеральный (в соответствии со СПИК) Правительство в правовом акте определяет инвестора по СПИК или привлечённого им производителя товара. Согласно ч. 1 ст. 111.3 44-ФЗ. Любому госзаказчику
Региональный (в соответствии с офсетным контрактом) Победа на конкурсе, организованном органом исполнительной власти по поручению администрации региона. С одержавшим победу в торгах заключается офсетный договор о производстве в регионе соответствующей продукции. Согласно ч. 1 ст. 111.4 44-ФЗ. Заказчикам данного региона

Требования для включения в Реестр единственных поставщиков

Чтобы быть включённой в реестр, компания должна соответствовать ряду условий.

Для предприятий, работающих на федеральном уровне:

  • быть российским юрлицом
  • заключить контракт (СПИК) с государством на поставку товаров
  • обеспечить объём инвестиций в контракт не менее 3 млрд руб.

Для предприятий регионального уровня:

  • быть российским юрлицом
  • заключить офсетный контракт с администрацией региона
  • иметь срок действия контракта до 10 лет
  • обеспечить объём инвестиций не менее 1 млрд руб.

С реестром может ознакомиться любой пользователь портала Госзакупок. Перечень единственных поставщиков находится в открытом доступе в ЕИС. Чтобы ознакомиться с ним, достаточно открыть вкладку «Все разделы», а затем перейти на «Дополнительную информацию».

Правило 3. Переписывайтесь с заказчиком официально

Возможны случаи, когда исполнитель не справляется с работой по причинам, которые не зависят от него самого (неблагоприятная погода или действия третьих лиц). Бывает также, когда возможность поставщика сделать свою работу зависит от определённых действий заказчика. Согласно статьям 328, 716 и 719 ГК РФ, в подобных ситуациях вы обязаны на время остановить работу и обязательно уведомить заказчика об этом. Вернуться к работе можно будет, когда вышеописанные проблемы отпадут, и об этом тоже потребуется уведомить заказчика письменно. Если работа не была приостановлена, то суд впоследствии откажется защищать вашу точку зрения, ссылаясь на то, что делать ту работу, за которую сейчас требуете оплату, вы не должны были.

Уведомлять обязательно нужно письменно! Отправляйте письмо заказчику путём, прописанным в контракте, при этом сохраняйте на будущее доказательство отправки.

Официальная приостановка выполнения контракта убережёт вас от просрочки, так как течение сроков в этом случае прерывается. Учтите, что если работы не будут выполнены в оговорённый срок, заказчик будет вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, а вашу организацию включить в РНП.

Новые правила включения компаний в РНП

Еще установили такие положения:

  • если полномочия членов правления передадут другому лицу, информация о таком лице попадает в РНП;
  • состав, форму и содержание обращения заказчика в ФАС о включении сведений в РНП утвердит правительство;
  • сведения из РНП исключаются досрочно, если контрольный орган получил решение суда о признании недействительным решения контрольного органа о включении в РНП или о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

ВАЖНО!

Что касается исключения сведений об участнике закупки, исполнителе из РНП, то это будут делать по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Вопрос Разъяснение
Какой срок направления заказчиком обращения о включении информации об участниках закупки в РНП?

Учитывайте, что при направлении заказчиком информации о недобросовестном поставщике почтой датой направления сведений является дата подтверждения приема почтового отправления, которая указана на почтовом штемпеле

Какой срок рассмотрения обращения о включении информации об участниках закупок в РНП?
Какой срок исключения информации об участниках закупки из РНП?

Срок исключения информации о недобросовестном поставщике из РНП исчисляется с даты, когда ФАС должна была разместить информацию в рамках требований контрактного законодательства.

Нахождение информации о недобросовестном поставщике в РНП по истечении 2 лет с даты наступления у ФАС обязанности по его включению в реестр нарушает его права и законные интересы

В этом же письме ФАС учла позицию Верховного суда и рекомендовала территориальным контрольным органам в резолютивной части решения или в приказе (если участник закупки по решению суда включается в реестр) указывать информацию о недобросовестных поставщиках в табличной форме. Такую таблицу ФАС приложила к письму.

Так выглядит таблица с информацией, которую указывают в резолютивной части решения или в приказе о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Откуда появляются такие списки?

Шкала репутации организаций складывается из отзывов и оценок, оставленных на определенных веб-сайтах. Все просто: чем больше негативных оценок, тем выше фирма в рейтинге худших. Чем больше отрицательных комментариев, тем легче потенциальным соискателям понять, насколько опасно трудоустраиваться в такое место и почему. Подобные форумы создаются с единственной целью — обезопасить людей от неудачного трудоустройства и помочь им не попасть в руки недобросовестного работодателя. Однако, все эти ресурсы существуют неофициально и используются лишь для обмена мнениями и личным опытом.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков в ЕИС?

Точного определения «реестра недобросовестных поставщиков» в законодательстве нет. Но из названия понятно, что это некий упорядоченный список исполнителей, которых в установленном законом порядке признали недобросовестными.

Целью создания такого реестра на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) является пресечение дальнейшего сотрудничества с теми контрагентами, на деловую репутацию которых невозможно положиться, и из-за некачественной деятельности которых могут быть сорваны планы государственных органов и предприятий с участием государства.

Существует четкий регламент, в связи с какими обстоятельствами то или иное юридическое лицо может быть внесено в список недобросовестных компаний.

Кто попадает в РНП?

В реестры недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ включаются фирмы, выигравшие конкурс (тендер) на поставку товаров, либо исполнение работ/услуг, но при этом уклонившиеся от заключения соответствующих договоров.

Также включение в РПН грозит тем подрядчикам и исполнителям, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда, а также, если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за имеющих место существенных нарушений его условий исполнителем.

Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков и где его найти?

Ведение реестра недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей осуществляется Федеральной антимонопольной службой в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Официальным сайтом РНП, где публикуются названия юридических лиц, является rnp.fas.gov.ru, однако, посетитель в автоматическом режиме сразу же будет перенаправлен на соответствующую страницу сайта zakupki.gov.ru.

В соответствии с разъяснениями к Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» реестр недобросовестных поставщиков на rnp.fas.gov.ru не публикуется в связи с непрофильностью данной информации для антимонопольного ведомства. Поэтому получается коллизия: ответственность за РНП на ФАС, а публикуются данные реестра недобросовестных поставщиков на сайте госзакупок. Впрочем, на сайте fas.gov.ru, разумеется, есть соответствующий раздел (который также содержит ссылку на сайт госзакупок).

Какая информация включается в РНП?

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация:

  1. Полное наименование юридического лица или ФИО лица физического.
  2. ИНН недобросовестного поставщика (для иностранного лица – документ, его (ИНН) заменяющий).
  3. ФИО или же наименования юридических лиц-учредителей недобросовестного поставщика с указанием их ИНН (если же среди учредителей значится одно или несколько иностранных юридических лиц, то требуется указать их аналоги ИНН).
  4. Даты: электронного аукциона; опубликования итогов открытого конкурса, либо раскрытия итогов конкурса с ограниченным участием; раскрытия результатов двухэтапного конкурса; осуществления запроса котировок, либо запроса предложений. Это даты только тех итогов, по результатам которых произошло нарушение контрагентами последующей процедуры контрактации.
  5. Предмет договора.
  6. Цена договора.
  7. Срок исполнения договора.
  8. Фактические причины и дата расторжения договора при условии наличия судебного решения или же в том случае, если заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения договора.
  9. И, конечно же, дата публикации всего комплекса данной информации на сайте недобросовестных поставщиков.

Какие последствия включения в РНП?

Попадание в реестр недобросовестных поставщиков автоматически означает для компании запрет на участие в любых процедурах (будь то открытый аукцион или сбор котировок) по закупкам в интересах государственных органов. В настоящее время внесение в РНП осуществляется сроком на 2 года.

Все чаще в договорах между контрагентами (даже если оба они не имеют никакого отношения к государству) встречается требование (друг к другу) об обязательном отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков. Все больше и больше крупных (и не очень) игроков требуют от своих потенциальных контрагентов справку (декларацию) об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков для регистрации их в организованных торгах. Это говорит о востребованности РНП, как централизованной системы мониторинга деловой репутации хозяйствующих субъектов.

Процедура внесения данных в РНП

Рассмотрим отдельные аспекты процедуры внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ более подробно.

Основания для внесения в РНП

Основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и по 44-ФЗ схожи:

  • уклонение участника организованных торгов от заключения контракта;
  • расторжение контракта с поставщиком по решению суда;
  • односторонний отказ организатора закупочной процедуры (заказчика) от выполнения своей части договора в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта (только по 44-ФЗ).

Заявление в ФАС

Занесение информации в РНП производится на основании соответствующего заявления, которое подается заказчиком-организатором торгов в территориальные органы ФАС по результатам неудачного взаимодействия с контрагентом. В заявлении (обращении для внесения поставщика в реестр) требуется изложить обстоятельства взаимодействия заказчика с недобросовестным контрагентом (все этапы с датами) в привязке к опубликованным условиям организованных торгов. К заявлению следует приложить экземпляры документов, сопровождающих процедуру закупки и копию протокола подведения итогов.

Также следует указать следующие данные:

  • наименование поставщика, допустившего нарушение (претендующего на «звание» недобросовестного);
  • дату проведения закупочных мероприятий (торгов).

Образец данного заявления можно скачать на нашем сайте в форматах docx и rtf.

Сроки предоставления заявления в ФАС для законов 44-ФЗ и 223-ФЗ различаются.

Для 44-ФЗ это:

  1. 3 рабочих дня с даты заключения контракта со вторым участником конкурса.
  2. 5 рабочих дней с даты истечения указанного в условиях закупки срока подписания контракта с единственным участником тендера.
  3. 3 рабочих дня с даты расторжения контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика.

Для 223-ФЗ:

  1. 30 календарных дней с даты заключения договора со вторым участником или со дня истечения срока подписания договора, указанного в условиях закупки.
  2. 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в условиях закупки, с единственным участником тендера.
  3. 10 рабочих дней с даты расторжения договора по решению суда.

Ответственность за неподачу заявления

Следует помнить, что в случае выявления фактов недобросовестного отношения к выполнению обязанностей по поставкам в рамках организованных торгов с государственным участием, у заказчика возникает ответственность в обязательном порядке проинформировать об этом органы ФАС (чтобы любой другой государственный орган с помощью реестра в дальнейшем был предупрежден о безответственных лицах).

За ненаправление и несвоевременное направление документов для включения контрагента в РНП согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 14.05.2018) на должностных лиц предусмотрено наложение административного штрафа в размере 15 тыс. рублей, на юридических лиц – 100 тыс.

Закон суров, но данная мера необходима чтобы заинтересованный субъект имел возможность проверить на официальном сайте РНП интересующего его потенциального поставщика.

Сроки рассмотрения

Предоставляемая информация (обращение) рассматривается территориальным органом ФАС в течение 10 календарных суток. За это время комиссия по контролю в сфере закупок анализирует все предоставленные документы и выносит решение о включении данного поставщика в РНП, либо же отказывает в этом на основании указанных выше причин.

Если же предоставленные сведения о недобросовестном поставщике неполны, то территориальный орган ФАС в срок, не позднее 3 рабочих дней, возвращает этот комплект документов заказчику с перечислением оснований возврата. Заказчик обязан исправить указанные недочеты и заново предоставить документы в ФАС (иначе наступят штрафные санкции). Все это время сведения о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков не вносятся.

У организаций тоже есть черные списки

У компаний тоже существуют свои черные списки работников, куда первые при необходимости могут внести заметки о бывших сотрудниках при их увольнении. Чтобы попасть в эту базу, нужно допустить действительно серьезное нарушение. Это может быть воровство, мошенничество, обман, денежные махинации, скандал, злостное уклонение от обязанностей, предоставление ложной информации.

Сведения о сотруднике отправляются в Ассоциацию работодателей, где они вносится в черный список. Этот запрос на включение работника в такой список должен быть подтвержден фактами, заверен подписями и печатями. И хотя создание подобных информационных баз не нарушает законодательства РФ, персональные данные гражданина не могут быть использованы для публичного размещения без его письменного согласия. Черные списки включают в себя следующие сведения о сотруднике: его фамилию, имя, отчество, должность, которую он занимал в компании, и причину внесения его в черный список.

Основания для внесения и последствия

Основания для внесения лиц в список РНП несколько различаются в зависимости от федерального закона, в рамках которого был выявлен факт уклонения от исполнения обязательств.

Для 223-ФЗ перечень данных, выкладываемых в реестр, а также порядок направления заявления в ФАС установлен постановлением правительства РФ № 1211 от 22.11.2012г.

Основаниями для включения в реестр по 223-ФЗ могут служить фактические нарушения обязательств по заключению договора на поставку товаров или услуг, которые возникают в ходе определения победителя на конкурсной основе. Иные формы закупок не имеют достаточных оснований для направления заявлений. Если договор был расторгнут в досудебном порядке по обоюдному согласию лиц, у заказчика также нет полномочий направлять заявления в ФАС.

При этом в РНП в обязательном порядке вносятся следующие данные:

  1. Перечень сведений, установленных законом, об уклонявшихся от исполнения обязательств лиц, в том случае если данные обязательства имели юридическую силу.
  2. Сведенья о заказчике, который понес ущерб от неправомерных действий поставщика/подрядчика.

Для 44-ФЗ основания для внесения в РНП подразделяются на две категории. Первая включает стадию заключения контракта, а вторая осуществление обязательств по уже подписанному проекту контракта.

На стадии заключения контракта основаниями служат:

  1. Уклонение победителя тендера от заключения контракта с заказчиком, если его предложение стояло вторым по очередности, и было выбрано по тем или иным причинам в качестве выигрышного.
  2. Уклонение от заключения контракта в случаях, когда участвующее в конкурсе лицо является единственным, кто вообще подал заявку.

Уже на стадии исполнения контракта, основания следующие:

  1. Одностороннее расторжение контракта, инициированное заказчиком по факту выявления серьезных несоответствий его условиям.
  2. Судебное расторжение контракта в ходе выявленных нарушений его условий.

Многие компании в требованиях, обозначенных в договоре, указывают пункт отсутствия подрядчика/поставщика в списке РНП, даже если их форма сотрудничества не подразумевает использования закупочных площадок. Таким образом лицо, попавшее в черный список реестра, несет существенные финансовые потери в виде упущенной выгоды.

Правовые последствия

Включить исполнителя может любой государственный заказчик при условии допущений нарушений при заключении контракта. Дополнительным основанием является игнорирование требований действующих нормативно-правовых норм. Не имеет значения организационная форма поставщика, т. е. юридическое это лицо или физическое. Правовые последствия одинаковы для всех недобросовестных подрядчиков, включенных в РНП.

Основной негатив заключается в следующем:

Запрет на подачу предложений для принятия участия в государственных или муниципальных тендерах. Однако такое ограничение должен устанавливать заказчик при формировании документации к закупке.
В случае не предоставления потенциальным поставщиком сведений о включении его в РНП, заказчик вправе не подписывать с ним договор без объяснения

При этом неважно, на каком этапе стала известна подобная информация, в т. ч. в день заключения контракта.
Получатель услуги вправе самостоятельно отказаться от выполнения условий договора со своей стороны или аннулировать действующее соглашение. Такие действия допустимы в случае установления факта включения в РНП.

Такие правовые последствия обусловлены введением ограничений в отношении недобросовестных подрядчиков. Таким образом, государственные органы предотвращают махинации в сфере закупок, тем самым удовлетворяя нужды заказчиков.

Не всем можно верить

И хотя существующие черные списки служат для того, чтобы помочь людям и компаниям избежать ошибок, нельзя полагаться на эти сведения безоговорочно. Есть ряд факторов, которые могут ставить под сомнение достоверность рейтингов компаний.

  • Черные списки составляются на основе мнений и оценок людей, поэтому не всегда представленная информация может соответствовать действительности. Человеческий фактор играет роль. Обиженный сотрудник под влиянием эмоций может наговаривать на фирму, где он работал, а не слишком порядочный начальник — отомстить подчиненному, создав ситуацию для внесения сведений о нем в Ассоциацию работодателей.

  • Конкуренция между компаниями часто ведет к фальсификации отзывов. Часть комментариев может быть оставлена не бывшими сотрудниками предприятия, а людьми, работающими на фирму-конкурента в попытке подорвать репутацию первой.

Постараться выяснить как можно больше о компании, в которой вы планируете работать — вполне разумный ход. Особенно учитывая то, как много на рынке труда бессовестных работодателей, стремящихся получить быстрый доход за счет доверчивых соискателей. Изучите максимальное количество доступной информации о компании, прежде чем принять решение о трудоустройстве в этой организации.

Как попасть в перечень единственных поставщиков по ГОЗ

Компания, претендующая на внесение в реестр, должна отвечать требованиям 44-ФЗ, и обладать лицензией на изготовление соответствующего вида вооружения.

Проверка заявки на включение в реестр и принятие по ней решения возложена на ФАС. Такую заявку могут подавать заказчики по ГОЗ, «Росатом», а также ФАС по собственной инициативе.

Подаваемые документы должны включать:

  • заявление
  • сведения о товаре
  • заключение о наличии у заявителя необходимых для производства продукции ресурсов (заключение даёт соответствующий отраслевой орган)
  • заключение об отсутствии в РФ аналогичной продукции (даёт госзаказчик)
  • бухгалтерская отчётность заявителя за последний период
  • сведения, подтверждающие, что в отношении заявителя не проводится процедура банкротства и ликвидации производства
  • подтверждение готовности заявителя к мобилизационным поручениям

На сайте ФАС имеются формы, необходимые для подачи заявки.

Поданные документы рассматриваются антимонопольной службой не дольше 10 раб. дней. При отсутствии замечаний к их оформлению и содержанию, в реестр вносится соответствующая запись. Если ФАС обнаруживает некорректные или недостоверные данные, она возвращает документы заявителю с указанием причины отклонения и просьбой уточнить и/или дополнить информацию.

Итог

Эти четыре правила кажутся элементарными, но на деле участники тендеров нередко забывают о них и в результате попадают в РНП.

Так, для успешного выполнения госконтракта без риска попасть в РНП нужно:

  1. Внимательно прочесть документацию о закупке и выяснить, насколько понятны и выполнимы все пункты.
  2. В процессе работы по контракту постоянно контактировать с заказчиком в письменном виде, сохраняя всю корреспонденцию и доказательства её отправки).
  3. Приостановить исполнение работ, если необходимо.
  4. Выявлять потребности заказчика и постоянно сравнивать свой и его взгляд на поставленную задачу (чего хочет заказчик, в какой форме и почему считает это важным).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector