Что показывает индекс потребительских цен (ипц), как он рассчитывается и на что влияет?
Содержание:
Как используется ИПЦ
ИПЦ широко
используется в качестве экономического
показателя. Это наиболее широко
используемый показатель инфляции и,
как следствие, эффективности экономической
политики правительства. ИПЦ дает
правительству, предприятиям и гражданам
представление об изменениях цен и может
служить ориентиром для принятия
обоснованных решений в отношении
экономики.
ИПЦ и составляющие
его компоненты могут также использоваться
в качестве дефлятора для других
экономических факторов, таких как:
- Розничные
продажи (retail sales); - почасовая/недельная
прибыль (hourly/weekly earnings); - покупательная
способность (purchasing power).
Этот индекс
может также использоваться для
корректировки уровня правомочности
людей на получение определенных видов
государственной помощи, включая
социальное обеспечение, и он автоматически
обеспечивает корректировку прожиточного
минимума.
По данным BLS,
корректировка стоимости жизни более
чем 50 миллионов человек на социальное
обеспечение, а также пенсионеров военных
и федеральных гражданских служб связаны
с ИПЦ.
Вы можете поделиться этой статьёй на своей странице в соцсетях:
Коэффициенты фундаментального анализа , Словарь трейдера
olegas ›
Торгую га финансовых рынках с 2008 года. Сначала это был FOREX, затем фондовая биржа. Сначала занимался преимущественно трейдингом (краткосрочными спекуляциями на валютных рынках), но сейчас все больше склоняюсь к долгосрочным инвестициям на фондовом рынке. Хотя иногда, дабы не терять форму и держать себя в тонусе, балуюсь спекуляциями на срочном рынке (фьючерсы, опционы). Пишу статьи на сайт ради удовольствия.
Негативные последствия высокой инфляции
Высокая инфляция означает понижение покупательной способности доходов всех экономических субъектов, что негативно отражается на спросе, экономическом росте, уровне жизни населения, настроениях в обществе. Обесценение доходов сужает возможности и подрывает стимулы к сбережению, что препятствует формированию устойчивой финансовой основы для инвестирования. Кроме того, высокой инфляции сопутствует повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами. Все вместе это отрицательно влияет на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики.
Как рассчитывается ИПЦ
Прежде всего, собирается информация со всех регионов государства. Отслеживается стоимость товаров в областных центрах и столицах республик. Иногда используются сведения, собранные в районных центрах. Для этого населенные пункты сортируются по нескольким показателям (уровень экономического развития, географическое положение и так далее). Стоимость товаров отслеживается в различных торговых точках. Сюда относятся супермаркеты, продовольственные и вещевые рынки. Кроме того, проводится мониторинг компаний, работающих в сфере обслуживания
Для точного определения индекса составляется список товаров широкого потребления, представляющих важность для населения страны. Дополнительным критерием становится постоянное наличие товара в продаже
При расчете ИПЦ неминуемы определенные погрешности. Для определения показателя анализируется состав потребительской корзины, который постоянно меняется. В результате точность расчетов значительно падает. Наглядным примером является появление новой строки расходов на сотовую связь, начиная с нулевых годов этого столетия. В девяностые годы основная часть населения вместо сотовой связи пользовалась фиксированной телефонией, ежемесячная стоимость которой была несопоставима. Со временем появились расходы на другие телекоммуникационные услуги, включая интернет, кабельное и интерактивное телевидение.
Методы расчета индекса цен
Способы и методы, используемые для вычисления индекса цен, являются одинаковыми для каждого вида индексов.
При вычислении индексов цен получают фактический индекс и индекс средних цен. Фактический индекс указывает на абсолютное отклонение уровня цен, индекс же средних цен включает удельный вес каждого товара в репрезентативной выборке, корректируя как уровень цен, так и его структуру.
Индексы цен принято делить на два вида:
- индивидуальный индекс цен;
- групповой индекс цен.
Индивидуальный индекс цен включает исключительно динамику цены на один определенный вид товара.
Групповой индекс цен включает колебание цены всех товаров в выборке, и вычисляется как сума цен текущего отчетного периода по отношению к суме цен базисного периода.
Для расчета индекса цен в экономике принято использовать следующие методики:
- индекс Пааше;
- индекс Ласпейреса;
- индекс Фишера.
Индекс цен Ласперейса указывает на то, как колебались цены на товары или услуги, реализованные в базисном периоде. Другими словами, при вычислении индекса сравнивается стоимость товара или услуги, реализованной в прошлом отчетном периоде, однако в ценах текущего периода и по отношению к аналогичному количеству продукции, только уже в ценах прошлого периода.
Индекс цен Пааше показывает, каким образом изменились цены на товары или услуги, реализованные в текущем периоде, по сравнению с ценами базисного периода, на количество продукции, реализованной в этом же периоде.
Стоит упомянуть что, в Российской Федерации, с начала 1991 года, для расчета индексов цен используется индекс цен Ласпейреса. Потому что индекс Пааше не включает упадок спроса на конкретные товары в периоды экономического кризиса и инфляции. Из-за этого его применение становится нецелесообразным.
Индекс Пааше также несколько занижает уровень инфляции, так как не учитывает ассортиментные колебания в отчетном периоде по отношению к базисному
Индекс же Ласпейреса наоборот завышает уровень инфляции, потому как не берет во внимание эффект замещения дорогой продукции на аналогичную дешевую продукцию. Для нивелирования данного конфликта, предлагается использовать индекс Фишера
Данный индекс рассчитывается как среднее геометрическое значение индексов Ласпейреса и Пааше. Однако, вычисление индекса Фишера довольно трудоёмкий процесс. Из-за этой его характеристики, в экономической практике данный индекс вычисляется очень редко.
Мы коротко рассмотрели что такое индекс цен, его определение и методы расчета. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Методика расчёта ИПЦ
Рассчитывается индекс до безобразия просто:
Информация для расчёта индекса собирается по всей стране. Мониторятся цены в городах федерального значения, столицах республик и автономных округов, краевых и областных центрах. А кроме этого в ряде районных центров (отобранных в зависимости от географического положения и уровня социально-экономического развития).
Фиксация текущих цен происходит как в магазинах, так и на вещевых и продовольственных рынках, в торговых организациях и в организациях принадлежащих к сфере услуг.
В составе потребительской корзины используемой для расчёта ИПЦ входят группы товаров и услуг наиболее часто потребляемые населением страны
В неё входят товары массового потребительского спроса (при этом берутся в расчёт такие критерии, как их относительная важность для населения и устойчивое наличие в продаже)
Основная погрешность в расчётах ИПЦ связана с методами определения состава потребительской корзины. Суть в том, что её состав со временем может изменяться, а это в свою очередь приводит к тому, что результаты расчёта являются не совсем корректными. В качестве примера можно привести затраты на сотовую связь. Ранее (до середины 90-х годов прошлого столетия) этих затрат не существовало (у широких кругов общества). В базовую корзину соответствующую тому периоду времени конечно входят затраты на проводную телефонию, но эта графа расходов сопоставима лишь по сути, но далеко не по объёмам использования.
Что такое дефлятор?
Если простыми словами, то дефлятор это и есть измеренная инфляция. Чуть более научно:
Дефлятор это индекс изменения цен, выраженный через экономические параметры
В основном используют два понятия: дефлятор ВВП и дефлятор ВНП.
- Дефлятор ВНП это ценовой индекс, характеризующий отношение номинального ВНП к реальному. Смысл формулы легко понять, если представить, что уровень производства за год не изменился, тогда как инфляция заметно выросла: в этом случае будет наблюдаться рост стоимости номинального валового продукта, тогда как реальный ВНП останется без изменения.
Дефлятор ВНП показывает не только динамику цен на продукты (потребительская корзина), но и на стоимость товаров и услуг в промышленной сфере, а также тех, которые произведены за рубежом. Но в его расчёт не входит стоимость товаров, ввезённых из-за границы (импорт).
- Дефлятор ВВП это более популярный показатель в макроэкономике, оценивающий уровень инфляции на территории страны по той же формуле, что и выше. В другой формулировке это статистический параметр, показывающий изменение цен на внутренние товары и услуги в рамках определённого промежутка времени. Подробную статью о ВВП читайте здесь.
ВВП влияет на основные сферы и показатели экономики страны, такие как:
- Фондовые рынки;
- Стоимость активов, принадлежащих государству;
- Котировки валюты
К снижению ВВП приводят следующие факторы:
- Население предпочитает иностранную продукцию и услуги;
- Стоимость иностранных товаров и услуг ниже цен на местное производство;
- Снижение покупательной способности граждан
Факторы инфляции
Цены могут расти быстрее или медленнее. В первом случае говорят о повышении инфляции, во втором — о ее снижении. Существуют различные причины изменения инфляции. Рассмотрим их на примере ускорения роста цен. Если уровень спроса на товары и услуги превышает возможности предложения по его удовлетворению, говорят о проинфляционном влиянии факторов со стороны спроса. В отдельных случаях на опережающий рост спроса могут повлиять слишком доступные кредиты, ускоренный рост номинальных доходов экономических субъектов. Часто эти источники избыточного спроса называют «монетарными факторами инфляции» — давлением на цены в связи с созданием излишнего количества денег.
Инфляция может расти и тогда, когда дисбаланс на рынке товара или услуги возникает по причине недостаточного предложения, например, из-за неурожая, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа, действий монополиста.
Инфляция может быть вызвана ростом издержек на производство и реализацию единицы продукции — из-за удорожания сырья, материалов, комплектующих, повышения расходов предприятий на заработную плату, налоги, процентные платежи и других затрат. Повышение издержек может привести также и к снижению объемов производства и, далее, к формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения.
Рост цен на импортируемые компоненты затрат может быть обусловлен как повышением мировых цен, так и снижением курса национальной валюты. Кроме того, ослабление национальной валюты может напрямую влиять на цены конечной ввозимой из-за рубежа продукции. Общее воздействие изменения обменного курса на динамику цен называют «эффектом переноса» и часто рассматривают как отдельный фактор инфляции.
Экономическая теория выделяет как особый фактор инфляционные ожидания
— предположения относительно уровня будущей инфляции, формируемые субъектами экономики. Ожидаемый уровень инфляции учитывается производителями при принятии решений, касающихся установления цен на их собственную продукцию, ставок заработной платы, определения объемов производства и инвестиций. Инфляционные ожидания домохозяйств влияют на их решения о том, какую часть средств, имеющихся в их распоряжении, направить на сбережение, а какую — на потребление. Решения экономических субъектов влияют на спрос и предложение товаров и услуг и, в конечном счете, на инфляцию.
Расчёт индекса
Расчёт ведётсяпо текущим ценам промышленных товаровотнесённых к их ценам в базовом периоде.Сначала рассчитывается изменение ценыдля каждой отдельной составляющейиндекса:
ИЦПi— изменение цены для отдельновзятого i-го промышленноготовара;
Цт — цена i-гопромышленного товара в текущий периодвремени;
Цб — цена i-гопромышленного товара в базовый период.
Затем вычисляетсясамо его значение:
n – количествопромышленных товаров входящих в составиндекса;
Zi – удельныйвес каждого товара составляющего индекс.
В России расчётиндекса осуществляется Федеральнойслужбой государственной статистики(Росстат). Он публикуется ежемесячно наофициальном интернет-ресурсе ведомстваhttps://www.gks.ru/bgd/free/B00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/I000870R.HTM.При этом текущий индекс рассчитываетсяна базе индекса прошлого месяца.
Индекс цен в других странах
Ценовой индекс достаточно распространен, однако частота и правила использования в разных странах различаются. В США отсчет ведется от стоимости потребительской корзины по состоянию на 1982-1984 гг. в 100 пунктов. Здесь индекс — один из основных показателей уровня инфляции.
Согласно графику, с 1913 по 1983 CPI вырос в 10 раз. Т.е. набор продуктов из индекса, который можно было купить в 1913 году за 1 доллар, в 1983 покупался за 10$. Крутой подъем синей кривой произошел именно в 1970-е и был вызван всплеском инфляции, пошедшей от нефтяного кризиса. Об этом говорилось выше. Пики красной кривой указывают на сильные инфляционные периоды — время первой и второй мировой войн, а также на нефтяной кризис. Актуальные данные по американскому CPI .
CPI публикуется Департаментом труда США с 1919 года. За время использования индекс меняли, чтобы он соответствовал текущим условиям: например, данные новой переписи населения, сокращение потребления отдельных видов продуктов в военные годы, изменение привычек потребления. Рассчитывается CPI на основании наблюдений за изменением цен в городских районах со средним уровнем общего дохода. В корзину расчета индекса включают около 80 тыс. наименований, а состав выборки периодически меняется, опираясь на опросы населения и с последних лет на данные онлайн-касс. Вряд ли кого-то удивит, что в американской корзине больше того, что в России можно причислить к роскоши.
В Великобритании UK CPI отражает произошедшие изменения цен на 700 основных потребительских товаров и услуг. Оцениваемая корзина пересматривается не реже, чем 1 раз в год и зависит от происходящих в стране экономических, культурных и технологических изменений. Чтобы был возможен объективный и верный анализ данных из месяца в месяц, индекс сезонно скорректирован. Оказывает сильное влияние на курс фунта стерлингов.
Преимущества ценовой стабильности
Ценовая стабильность – это поддержание ЦБ устойчивой и низкой инфляции. При этом наблюдается незначительный рост цен, который не влияет на отказ потребителя от покупки товара. Это является целью государств, связанных между собой торговыми и политическими отношениями.
Низкий рост позволяет планировать масштабные программы развития, а банки могут предоставлять кредиты производству на длительные сроки по сниженным ставкам. Становится возможным развитие капиталоемких областей, увеличение расходов на социальную сферу. Наиболее оптимальным эксперты считают рост ИПЦ РФ около 4% в год, это обосновано расчетами ЦБ и поддерживается государством. Снижение до 2% увеличит издержки экономики, снизит прибыли предприятий, приведет к сокращению рабочих мест.