Понятие о нестационарных торговых объектах и схема их размещения

Нестационарная торговля сегодня

Нестационарная торговля как сфера бизнеса сегодня большей частью представлена такими торговыми объектами, как ларьки, палатки, павильоны, киоски, автофургоны, автоцистерны (продажа молока) и т. д.

К нестационарной торговле также относится и разносная торговля – это когда продавец приносит товар туда, где покупатель находится: дома, на работе, в любом другом месте (не путать с доставкой).  

Объект нестационарной торговли размещаются, главным образом, на специальных рынках. Сезонные, праздничные и другие ярмарки, то есть, временные места продаж – это тоже нестационарная торговля.

Нестационарная торговля, как и любая другая контролируется и регулируется федеральным законом о государственном регулировании торговой деятельности (закон № 381 от 28.12.2009 года). В частности, в этом законе прописаны следующие нормы:

Куда подавать заявки о включении участка в схему НТО

С заявлением о включении земельного участка в схему расположения нестационарных торговых объектов необходимо обращаться в Администрацию района Санкт-Петербурга, на территории которого непосредственно располагается данный земельный участок. Сбор предложений осуществляется Администрациями районов постоянно. К заявлению помимо прочих документов необходимо приложить схему ориентировочных границ земельного участка.

                                             Схема ориентировочных границ земельного участка

Следует отметить, что хотя Администрации и собирают заявки постоянно, все эти заявки вносятся в РГИС и начинают обрабатываться в течение 10 рабочих дней  только по истечении квартала, то есть 3-х месяцев. Это означает, что, допустим, подав заявку в январе месяце, рассматриваться она начнет только в апреле (пункт 2.5 Постановления Ν 1045). 

После внесения Администрацией района сведений в систему РГИС, Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) в течение 10 рабочих дней корректирует в РГИС границы земельных участков и размещает заключение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании возможности размещения торговых объектов на земельных участках, а также следующие сведения:

1. Наличие расположенных в границах земельных участков электрических сетей и сетей инженерно-технического обеспечения;

2. Необходимость получения информации от Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агенства водных ресурсов в отношении режима использования земельных участков, расположенных в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы;

3. Ориентировочную схему границ земельных участков для размещения торговых объектов в масштабе 1:2000 в случае, когда земельные участки не образованы.

После этого схема проходит согласование в остальных органах исполнительной власти Санкт-Петербурга (комитетах).

На основании заключений, предложений и информации, подготовленных и размещенных в РГИС комитетами, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) Санкт-Петербурга в течение 15 рабочих дней готовит заявление о включении торговых объектов в схему размещения и направляет его в Комитет имущественных отношений (КИО) в письменном виде и в виде электронного документа.

КИО в течение 15 рабочих дней после поступления заявления, рассматривает поступившее заявление и принимает решение о согласовании включения торговых объектов в схему размещения либо об отказе в согласовании включения торговых объектов в схему и сообщает КРППР о принятом решении.

В случае, если решение положительное, КРППР в течение 10 рабочих дней после получения от КИО сведений, осуществляет включение торговых объектов в схему размещения, утверждает её, а также размещает в РГИС сведения о торговых объектах, включенных в схему размещения.

Бывает так, что из районной администрации может прийти отказ от принятия заявления к производству. 

Например, подобный отказ пришел из администрации одного из районов Санкт-Петербурга. (См. фото)

Что необходимо делать в этом случае?

На официальном сайте Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в разделе “Ответы на актуальные вопросы” имеется памятка “О порядке размещения НТО по результатам торгов”. В соответствии с данной памяткой, Схема размещения НТО формируется и утверждается Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (КППИиТ).

Вместе с тем предприниматели могут выступать с собственной инициативой о включении участков в Схему размещения НТО путем направления своих предложений в районные администрации или напрямую в КППИиТ.

Таким образом отказ районной администрации в приеме заявки-предложения на включение земельного участка в схему НТО не обоснован и может быть обжалован. Обжалование может осуществляться путем направления соответствующего заявления на имя главы администрации района с повторным направлением предложения о включении земельного участка в схему НТО, или в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Не смотря на казалось бы  простоту процедуры оформления земельного участка под НТО, трудности могут возникнуть в самом неожиданном месте, начиная от подачи документов и заканчивая согласованием схемы в различных комитетах. Поэтому чтобы избежать подобных проблем и сэкономить время и нервы, рекомендуем все таки обратиться к  специалистам. Наша фирма имеет большой опыт в данной сфере, при положительном исходе более 95% от количества поданных заявок.

Имеются вопросы? Оставьте заявку и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время 

Оформление документов

Граждане, которые намереваются разместить объект мелкорозничной торговли, представляют в орган местного самоуправления заявление.

К заявлению прилагают пакет следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • устав – для юридических лиц;
  • свидетельство, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • проектная документация.

Прием документов осуществляется в соответствии с установленным главой муниципального образования сроком.

После получения соответствующего разрешения розничная торговля (бытовые услуги, услуги общественного питания) осуществляется в соответствии с Санитарными правилами и нормами, требованиями федерального и регионального законодательства относительно торговли. Реализуемая продукция должна сопровождаться документацией, определяющей источник ее поступления, качество и безопасность.

В течение эксплуатации объекта его владелец должен регулярно подтверждать свое право на размещение.

Осуществляется это посредством обеспечения наличия следующих документов:

  • лицензии, подтверждающей право на осуществление торговой деятельности;
  • разрешения на установку объекта;
  • сертификатов, деклараций соответствия, контрактов, договоров на поставку продуктов, санитарно-эпидемиологических заключений, прочих документов, подтверждающих источники поступлений и свидетельствующих о качестве, безопасности продукции;
  • документа, подтверждающего регистрацию контрольно-кассовой техники – за исключением случаев их не применения согласно федеральному законодательству;
  • технологических карточек – для сезонных объектов, таких как кафе;
  • договоров на вывоз ТБО, утилизацию, поставку воды и вывоз стоков, санитарную обработку спецодежды сотрудников;
  • санитарно-эпидемиологического заключения;
  • книги отзывов и предложений, прочее.

Торговля не может быть стихийной. Ее порядок обозначен государственными законодательными актами. ФЗ от 28.12.2009 № 381 дал основные определения торговой деятельности, обозначил правила правового регулирования сферы торговли. Этот закон утвердил необходимость в создании общего порядка размещения пунктов продажи.

Закон, принятый в 2009 году, регулирует деятельность сферы торговли, устанавливает требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивает соблюдение их интересов. Закон разграничивает компетенции органов госвласти РФ и муниципалитетов по управлению торговой сферой.

ФЗ установил основные определения, касающиеся торговой деятельности. В настоящее время предпринимательская деятельность по приобретению и сбыту предметов торговли называется торговой. Закон также выделяет категории оптовой и розничной торговли (статья 2).

Законом установлена необходимость регулирования размещения магазинов и ларьков в пределах города, региона. Объектом торговли необходимо считать сооружение или его часть, где установлено специализированное оборудование для сбыта товаров и предоставления услуг гражданам. Они подразделяются на стационарные и нестационарные.

Установка и перемещение стационарных пунктов требуют значительных усилий и не проходят незамеченными. Инициирование нестационарных объектов торговли зачастую происходит в обход законного разрешения. Это так называемые стихийные точки. Во избежание проблем с законом право на размещение торгового объекта должно быть получено официально.

Как быть с летними кафе

Что касается летних (сезонных) кафе, находящихся при стационарных предприятиях по одному с ними адресу, в том числе являющихся продолжением торгового зала стационарного предприятия, и находящихся под единым управлением стационарного предприятия, то в этом случае летние (сезонные) кафе реализуют алкогольную продукцию по лицензии основного предприятия. Таким образом, оценка их принадлежности к стационарному и нестационарному объекту не производится, так как летнее кафе является частью стационарного торгового объекта.

В Письме от 30.04.2013 № 8977/04 Росалкогольрегулирования отвечало на часто задаваемые вопросы, в том числе и на вопрос о том, что считать стационарным торговым объектом для целей розничной продажи алкогольной продукции.

Так же, учитывайте позицию, содержащуюся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 г. по делу № 8-Г10-7, стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Что такое ЕГРП), либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.

Детально

Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы. При этом задаток для участия в торгах определяется в размере не менее 20% начального размера арендной платы. В форме конкурса торги проводятся только в случае необходимости установления собственником земельного участка условий (обязанностей) по использованию земельного участка.

Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. Дополнительные требования предъявляются к юридическим лицам пунктом 10 Правил организации и проведения торгов, которые в соответствии с абзацем 4 названного пункта дополнительно прилагают к заявке нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также выписку из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо, в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Претендент имеет право отозвать принятую организатором торгов заявку до окончания срока приема заявок, уведомив об этом (в письменной форме) организатора торгов, при этом организатор торгов обязан возвратить внесенный задаток претенденту в течение 3 банковских дней со дня регистрации отзыва заявки в журнале приема заявок. В случае же отзыва заявки претендентом позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников торгов в каждом конкретном случае (пункт 12 Правил организации и проведения торгов).

Пунктом 25 Правил организации и проведения торгов устанавливается, что результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов. В протоколе указываются:

а) регистрационный номер предмета торгов;

б) местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;

в) предложения участников торгов;

г) имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);

д) размер арендной платы.

Посредники

Кроме, скажем так, прямых продаж от самого поставщика, широко применяется комиссионная торговля. Речь не о продаже б/у вещей, а о торговле через посредников, помогающих реализовать товар.

Этот способ поможет повысить продажи и прибыль, если:

  • Товар носит сопутствующий характер, и его охотнее купят вместе с другим. Например, вы хотите торговать недорогими зажигалками, их лучше разберут в магазинах или отделах с табаком или сигаретами, на кассах.
  • Реализуется продукция, имеющая много конкурентов. Пример: фигурный шоколад. Заказывать его по интернету будут единицы, а ходить с лотком по улицам вам не улыбается: в сетевых магазинах, чайных или кафе подобный продукт приживется намного скорее.
  • Нет возможности хранить большую партию. Вам повезло по дешевке закупить хорошую бытовую технику, но содержание собственного склада влетит в копеечку? Предложите крупному магазину взять «на реализацию» ваше сокровище.
  • Производите собственную продукцию, но нет возможности заниматься реализацией (не хватает времени, ресурсов или опыта).

Кстати! Для частных лиц и ИП особую популярность приобрели магазины-полки, где продавцу предоставляется небольшое место (полка) для размещения товара. Сувенирная продукция, хенд-мейд, винтажные вещи на ура уходят в таких точках.

Посредник может как работать от имени самого продавца, так и действовать полностью самостоятельно, реализуя товар уже от собственного имени. Условия работы с посредником необходимо четко прописывать в договоре, помимо очевидных пунктов, необходимо предусмотреть в нем:

  1. В какой форме и срок поступает отчет.
  2. Сроки перечисления денежных средств от посредника к продавцу.
  3. Ответственность при утрате товара или его порче.
  4. Кто организует и оплачивает доставку товара до покупателя.
  5. Кому реализуется товар (продавать можно и юридическим лицам, для продавца это может означать определенные сложности в налогообложении и дополнительные затраты).
  6. Есть ли у посредника право привлекать субагентов (собственных посредников).

Посредник получает определенное вознаграждение, а вот способ расчета и удержания определяется договором. Вознаграждение рассчитывается в процентах от суммы продажи, в твердой сумме с каждой сделки, в виде разницы между ценой, назначенной продавцом, и ценой, за которую комиссионер сумел продать товар, и т.п. Оно может удерживаться из денег, полученных от клиента, а может перечисляться комитентом отдельно.

Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга

В законе о регулировании торговли описаны общие моменты, которые касаются организации любой торговли, в том числе, нестационарной. Вместе с тем, есть множество нюансов, которые касаются организации и осуществления нестационарной торговли, но которые в законе не уточнены.

Минпромторг разработал свои рекомендации и разослал их во все регионы. В них ведомство конкретизирует всю нестационарную торговую деятельность и объясняет многие моменты для того, чтобы она была организована максимально эффективно для всех – для государства, для предпринимателей, для населения, а также для того, чтобы снять барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства в стране.

Ключевые моменты методических рекомендаций Минпромторга следующие:

Ярмарки

Торговля с лотков и передвижных тележек свойственна праздничным ярмаркам. Разносная торговля относится к розничной торговле в целях ЕНВД и патента, что позволяет предпринимателям использовать эти простые режимы.

Важно! Продажа продукции собственного производства не относится к ЕНВД. К разносной торговле не относится продажа в разборных, временно установленных палатках или прилавках

Большинство продавцов-разносчиков — это ИП. Видимо, в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…» (п.2 статья 2) это учли, поэтому такая торговля не требует наличия кассы. Правда есть некоторые оговорки. Например, , которые не попадают под данную льготу. Нельзя без ККМ торговать технически сложными товарами или продуктами, требующими особых условий хранения (к примеру, температурных).

Кстати, многие совершают ошибку, считая, что если используют терминал для расчета банковскими картами, то обязаны применять онлайн-кассу. На самом деле вы совершенно спокойно можете купить или арендовать у банка терминал и принимать оплату картами, при этом сохраняя право на работу без ККМ (конечно, если оно есть в принципе).

Современный рынок товаров и услуг диктует жесткие правила: нет терминала, покупатель уйдет к другому продавцу, потому что оплаты картами все больше заменяют наличные расчеты, ведь это дает дополнительные бонусы, скидки, баллы или кешбэк.

Каких-то особенностей торговля с лотка не несет ни в бухгалтерском ни в налоговом учете. Предприниматели вообще не обязаны вести бухгалтерский учет (п. 2 ст. 6 Закона о бухучете № 402-ФЗ), главное — вести учет доходов и расходов, если этого требует налоговый режим (их, кстати, в любом случае следует вести, если внезапно лишитесь права на применение действующего режима налогообложения, восстанавливать данные будет не просто).

Нестационарная торговля

Для начала определимся, что относится к нестационарной торговой сети. В НК это определение есть в главах, посвященных ЕНВД и патенту, оно гласит, что это развозная и разносная торговля, а также другая, которую нельзя отнести к стационарной.

Можно в частности выделить такие виды торговли:

С рук (лотка, тележки, корзины).
По каталогам и образцам.
С транспорта (автолавки, прицепы, передвижные автоматы)

Здесь важно, чтобы используемое оборудование было связано с авто или сам автомобиль был специально оборудован для ведения торговли.
Из палаток и с прилавков.
Телемагазины.
Посылочная (почтовая).
По телефону.
С помощью интернет-сайтов.
Торговые автоматы.. Существует неопределенность с понятием «стационарный» в отношении некоторых объектов, таких как киоск или павильон

По определению НК, например, павильоны и киоски отнесены к стационарным объектам. С другой стороны, в статье 346.27 кодекса говорится, что при этом строение должно иметь присоединение к инженерным коммуникациям

Существует неопределенность с понятием «стационарный» в отношении некоторых объектов, таких как киоск или павильон. По определению НК, например, павильоны и киоски отнесены к стационарным объектам. С другой стороны, в статье 346.27 кодекса говорится, что при этом строение должно иметь присоединение к инженерным коммуникациям.

Кстати! В других случаях определения торгового места и его стационарности могут отличаться от НК. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381ФЗ, СанПиН, ГОСТы рассматривают это понятие по-другому, однако, если речь идет об отнесении объекта к тому или иному виду в целях налогообложения, нужно руководствоваться Налоговым кодексом.

Если в киоске отсутствует подключение к электричеству, водопроводу, канализации, можно ли отнести торговый объект к стационарным? Вероятно, нет. Спорные ситуации часто приходится доводить до суда, т.к. налоговая инспекция будет трактовать ситуацию в свою пользу.

Федеральное законодательство

Для начала обратимся к федеральному законодательству. Гражданским кодексом РФ <1> государственная собственность определяется как имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (статья 214 Гражданского кодекса РФ). Муниципальной же собственностью на основании статьи 214 Гражданского кодекса РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, причем статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <2> определен довольно широкий перечень объектов, являющихся муниципальным имуществом.

<1> СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301; …; 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7041.<2> СЗ РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822; …; 12.12.2011. N 50. Ст. 7359.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» <1> и вышеназванным Федеральным законом органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно самостоятельно принимают решения по вопросам регионального и местного значения.

<1> СЗ РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005; …; 05.12.2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7042.

Это подтверждается и нормами земельного законодательства, на основании которых земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (статья 28 Земельного кодекса РФ <1>), а предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса РФ).

<1> СЗ РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147; …; 19.12.2011. N 51. Ст. 7448.

Заключение

В рамках статьи были представлены самые полезные и одновременно комфортные конструкции, которые помогут в ведении собственного дела. Поэтому если есть желание заняться собственным бизнесом, можно только порекомендовать изучить этот вопрос внимательно, взвесить все за и против и принять решение. Если же первоначально планируется занятие на уровне индивидуального предпринимателя, то следует приложить все силы, чтобы не прогадать и оказаться в выигрыше. Начинайте, и пускай успех сопутствует вам, ведь успешные и честные предприниматели – это основа для сильного государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector