Срок проведения прокурорской проверки: когда ждать ответа?

Содержание:

А что на практике?

Штрафы за правонарушения немалые. Однако на практике выписываются они редко. Также редко проводится полноценная проверка трудовой инспекции. Но это не значит, что требования закона нужно игнорировать. Если инспектор найдет реальные правонарушения, наказания не избежать.

На первом этапе работодателю выдается только предписание. То есть ЮЛ или ИП предоставляется шанс на исправление. Настоящие проблемы появляются после повторного правонарушения. В этом случае придется выплачивать большой штраф. Компанию могут и вовсе закрыть.

Если к плановой проверке можно полноценно подготовиться, то внеплановое мероприятие проводится относительно внезапно. Поэтому желательно оформлять все документы правильно, заключать с каждым сотрудником трудовой договор, вводить все необходимые локальные акты. Особенно это касается организаций, которые проверяются чаще всего (к примеру, заведения общественного питания).

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Но многие думают, что если занять позицию «я никого не вижу, значит и меня никто не видит», то проблема уйдет. Однако, это не так. Вы действительно можете тянуть время, пока бюрократический аппарат приходит в действие. Но в итоге, последствия будут гораздо плачевнее.

Таким образом, нарушения или несоответствия, выступающие основаниями для контрольных налоговых мероприятий, касаются непосредственно деятельности налогоплательщиков и правильности исполнения ими требований НК РФ.

Выездная налоговая проверка — решение о проведении

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка ООО, АО и иных организаций, независимо от формы, проводится только на основании решения руководителя ФНС России.

Даже при наличии представленных выше обстоятельств, которые выступают прямой причиной для контрольных мероприятий, при отсутствии этого документа их проведение невозможно.

Решение о выездной проверке налоговой инспекции выносится по месту нахождения юридического или физического лица, в случае если надзорные меры направлены на отдельное подразделение или филиал, то непосредственно по его адресу.

В соответствии с положениями НК РФ решение руководителя налогового органа должно содержать в себе ряд обязательных сведений:

  • полное наименование проверяемого субъекта;
  • предмет – налоги, подлежащие проверке;
  • сроки выездной налоговой проверки;
  • должность и полное имя сотрудника, который назначен для проведения проверки.

Форма документа утверждается федеральным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор по вопросам налогов и сборов.

Сроки направления уведомления при проведении внеплановой проверки

В соответствии с общими требованиями п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой проверки медицинские и (или) фармацевтические организации уведомляются уполномоченным должностным лицом не менее чем за 24 часа до начала проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью и направленного по адресу электронной почты проверяемого лица, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был предоставлен проверяемым лицом в контролирующий орган, если основанием для нее является:

  • Поступление в контролирующий орган от проверяемого лица заявления о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки проверяемого лица предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Истечение срока исполнения медицинской и (или) фармацевтической организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • Распоряжение руководителя органа надзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемыми лицами при осуществлении видов контроля в рамках риск – ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным контролирующим органом индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки медицинские (фармацевтические) организации уведомляются органом государственного контроля менее чем за 24 часа до начала ее проведения в случае поступления в органы государственного контроля мотивированного представления контролирующего органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  • Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление медицинских (фармацевтических) организаций о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Особенности уведомления о проведении внеплановых проверок различными органами надзора

Уведомление о проведении проверки лицензирующим органом

В соответствии с п. 13 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку без направления предварительного уведомления лицензиату, в случае поступления в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Уведомление о проведении проверки органами пожарной безопасности

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предварительное уведомление организации, в том числе, медицинской (фармацевтической) организации о проведении внеплановой выездной проверки не допускается, в случае поступления в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара.

Уведомление о проведении проверки Роспотребнадзора

Закон № 294-ФЗ в полной мере распространяется на проведение проверок Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Таким образом, к данному виду контроля применяются общие сроки направления уведомления о проведении проверки, рассмотренные в данной статье.

Уведомление о проведении проверки трудовой инспекции

Статьей 360 Трудового кодекса РФ установлены особенности уведомления организаций (в том числе медицинских и (или) фармацевтических) о проведении проверки. Предварительное уведомление медицинских и (или) фармацевтических организаций о проведении внеплановой выездной проверки не допускается в случае:

  • Обращений и заявлений о фактах нарушений работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • Обращений и заявлений о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско – правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
  • Обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Мораторий на проверки МСП

06.04.2020

Наталия Травкина

Юридическая сообщает, что внесенными изменениями в статью 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ с 1 апреля 2020 г. вводится мораторий на проверки МСП.

Согласно изменениям, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Исключение составляют проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

До этого изменения мораторий до 31 декабря 2020 г. был предусмотрен для субъектов только малого бизнеса и только по плановым проверкам с большим перечнем исключений.

Между тем, государственные органы продолжают функционировать (п. 6 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239), поэтому проверки, на которые не распространяется этот мораторий и другие, вводимые в настоящее время ограничения, могут быть проведены в любое время, особенно, если эти проверки не влекут непосредственного контакта с проверяемым лицом и его работниками.

О чем подумать, что сделать

При этом мораторий имеет и другие исключения:

  • для применения данного положения к вашему предприятию, ИП, сведения о них должны быть включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, иначе мораторий не применим;
  • введенное ограничение касается только тех проверок, которые назначаются и проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • нарушение правил, установленных в связи с введением режима повышенной готовности, влечет угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций. Соблюдение данных правил в настоящее время будет проверяться (и уже проверяется) в первую очередь.

Помощь консультанта

Специалистами юридической накоплен большой опыт подготовки клиентов к мероприятиям государственного и муниципального контроля, сопровождения их в ходе проверок, обжалования результатов проверок. Итоговый результат проверки наших клиентов обычно максимально соответствует их интересам.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Например, приостановлены плановые налоговые и таможенные проверки, проверки соблюдения валютного законодательства, законодательства о ККТ и пр.

Сроки внепланового проведения проверки

   Общее правило, касающееся сроков проведения внеплановой проверки, говорит о том, что такой срок не должен превышать 20 рабочих дней.

   В отдельных случаях Правительством РФ могут быть установлены сокращенные сроки проведения внеплановых проверок.

   Таким образом, в отношении внеплановых проверок законом установлен один срок, в который они должны проводиться.

   При этом, если юрлицо осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов, то срок проверки устанавливается по каждому филиалу, представительству, подразделению отдельно, но при этом общий срок проверки не может быть более 60 рабочих дней.

Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса могут продлить до 2020 года

Минэкономразвития подготовило поправки в закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Законопроект опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Поправки устанавливают на 2020 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Он будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым не введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. При этом плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Так, например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Кроме этого, также, как и сейчас, «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Ранее о необходимости продлить надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса заявил Президент РФ Владимир Путин.

БУХПРОСВЕТ

Мораторий на проведение плановых проверок распространяется на предприятия малого и среднего бизнеса. Для того чтобы считаться малым или средним предприятием, организация/ИП должны соответствовать критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Указанная норма вводит ограничения как по численности работников, так и по величине доходов за предыдущий год. Предельные суммы доходов установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265.

Малым считается предприятие, удовлетворяющее следующим условиям:

  • численность работников до 100 человек;
  • годовой доход не превышает 800 млн. рублей.

Средним считается следующее предприятие:

  • численность работников от 101 до 250 человек;
  • годовой доход не превышает 2 млрд. рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ сейчас к субъектам среднего предпринимательства относятся также компании легкой промышленности, у которых среднесписочная численность превышает установленный для всех лимит в 250 человек.

Генпрокуратура о сроках предоставления документов и проведения проверок

В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении КС РФ № 2-П, был издан Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 № 265 (далее — Приказ  Генпрокуратуры № 265).

До внесения предусмотренных названным Постановлением изменений в Закон о прокуратуре в нем даны указания относительно сроков проведения проверки и уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора. Рассмотрим их подробнее.

К сведению

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.

Срок предоставления документов

При определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий должностные лица Прокуратуры должны руководствоваться принципом разумности (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Обратите внимание!

Срок исполнения требования прокурора менее чем в один день можно устанавливать в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Уведомление о проверке

При организации проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, решение о проведении проверки должно доводиться до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Срок проведения проверки

Не должен превышать 20 рабочих дней, продлить его можно лишь по решению прокурора (его заместителя) один раз не более чем на 20 рабочих дней. О последующем продлении проверки (на срок, не превышающий 20 рабочих дней) решение принимается вышестоящим прокурором или его заместителем (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Если проверяемый орган (организация) осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

При необходимости провести специальные исследования, экспертизы, ревизии, получить дополнительные документы и информацию, которые могут повлиять на выводы проверки, по решению прокурора (его заместителя) проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев. Если в этот срок невозможно завершить названные мероприятия либо получить необходимые документы и материалы, срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.

О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки необходимо уведомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации).

В течение десяти рабочих дней после завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) должно быть предоставлено право ознакомления с актом проверки.

Своевременное предоставление информации

Должностным лицам дано указание последовательно добиваться от органов (организаций) своевременного предоставления статистической и иной информации (не размещенной на официальном сайте), справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований (п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры № 265), а в каждом случае неисполнения законных требований прокурора — привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.

Защита малого бизнеса от проверок в 2020 году

Плановые проверки как вид контроля со стороны государства нередко оказываются тяжелым испытанием для предпринимателей. Поэтому недавно вышедший Федеральный закон, изменяющий правила осуществления таких мероприятий, будет интересен всем лицам, связанным с бизнесом, и поможет вести защиту малого бизнеса от незаконных проверок.

ФЗ от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием, одобрен Президентом России.

Перечислим наиболее серьезные изменения:

Теперь обеспечена защита малого бизнеса от проверок в течение трех календарных лет: с начала 2016 года до конца 2018 года

Конечно, это повод для радости, но важно понимать, что правило относится не ко всем:

    • проверки все еще допускаются в отношении малого бизнеса, если его деятельность относится к сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (перечень можно посмотреть в п. 9 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ).
    • проверка малого бизнеса проводится, если в ходе предыдущих мероприятий (с момента которых прошло менее трех лет) были обнаружены серьезные нарушения КоАП РФ, в результате чего предпринимателя привлекли к административной ответственности или дисквалифицировали за другие нарушения либо работу приостановили в административном порядке (либо была приостановлена/аннулирована лицензия).

Если предприниматель увидел себя в списке плановой проверки, а его не должны проверять по новому закону, он имеет право в качестве защиты малого бизнеса от проверок потребовать от надзорного органа исключить его из данного ежегодного перечня. Теперь представители проверяющих органов обязаны разъяснять всем контролируемым лицам содержание обозначенных выше положений в рамках защиты малого бизнеса от незаконных проверок. Если бизнесмен предоставляет документы, подтверждающие, что его дело входит в субъекты малого бизнеса, проверка прекращается. Надзорные мероприятия не могут отменяться в ряде «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности, пожарного надзора, безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, работающих с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями 1 или 2 класса опасности, а также экологического надзора, где проверяются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности, использования атомной энергии; в области охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля деятельности аудиторских фирм. Это разумно, так как нарушения в данных сферах могут повлечь за собой серьезные риски и жертвы. Ведение плановой проверки, при которой не соблюдаются вновь принятые правила, является грубым нарушением требований законодательства

То есть такие результаты мероприятия недействительны, об этом важно помнить, осуществляя действия по защите малого бизнеса от проверок. В ФЗ № 294-ФЗ внесен термин «риск-ориентированный подход» при организации проверок

Он внедряется для снижения затрат на осуществление проверки, причем и для контролирующих инстанций, и для проверяемых предпринимателей. Дело в том, что теперь деятельность подконтрольных субъектов распределяется по классам опасности (оценивается уровень возможных отрицательных последствий нарушения) или категориям риска (проверяется возможность нарушения требований). Показатели, по которым деятельность относится к определенной категории, фиксирует Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе вступают в силу с 1 января 2018 года. Три года предприниматель малого бизнеса, не относящийся к исключениям, может не волноваться – государственные проверки его не коснутся. Но для защиты малого бизнеса от проверок рекомендуем подробно изучить новую информацию, чтобы быть готовым, если представители проверяющих органов все же появятся у вас в компании. Также лучше помнить, что при внеплановой проверке малого бизнеса, причиной которой может стать обращение заинтересованного лица, сослаться на новые правила с целью защиты не удастся.

Конечно, нередко сложно понять, попадает ли под действие описанного выше моратория по защите малого бизнеса начатая у вас проверка. Как поступить, если, несмотря на мораторий, к вам пришли для проверки; как вести себя во время мероприятий по пожарному надзору или визитов представителей налоговой. Поскольку при защите малого бизнеса от проверок возникает столько сложностей, наиболее полную защиту прав и интересов вам могут обеспечить специалисты нашей юридической фирмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector