Что будет с ценами на автомобили в россии во втором полугодии 2021?

Нет денег — бери автокредит или ходите пожалуйста пешком. Причины подорожания автомобилей.

Как принято говорить в 2020 году, хороших новостей очень мало. А если точнее, их нет! (Примеч. автора: от слова «совсем»). Наряду с глобальными проблемами, связанными с коронакризисом, так уж получается, что все вокруг нас дорожает, начиная от продуктов и заканчивая товарами народного потребления. Но больше всего пугает постоянное подорожание стоимости автомобилей. Кто же в этом виноват?

В чем причина неудержимого роста? Мы сегодня не будем искать крайнего в происходящем, ругая правительство, инфляцию, экономику и оборзевшее жулье на пару с коррупционерами. Давайте посмотрим на вещи под другим углом.

Задумайтесь: разве коронавирус виноват в изменении стоимости новых авто? Увы, согласно исследованию психологов, у нас на негативные моменты в жизни память не так-то и хороша.

Если помните, автомобили дорожали и до коронакризиса, и даже до обвала российской валюты в 2014 и в 2020 годах. Причем, заметьте, ситуация с экономикой в стране в эти годы была совершенно иная. Значит, причина превращения автомобилей из средства передвижения в роскошь в чем-то другом. 

Вы посмотрите на мировую статистику цен на новые авто и поймете, что обвинять нашу власть во всех бедах в стране глупо. Да-да, стоимость новых авто растет по всему миру. И тренд этот наметился еще в 2008–2009 годах (аккурат после глобального экономического кризиса). 

Так что ценники на нашем авторынке вполне идут за общемировыми тенденциями. Вопрос только в том, кто в этом виноват? Почему автомобили становятся дороже? Причем иногда рост стоимости новых авто превышает среднегодовые темпы глобальной инфляции. 

Рост на 10-12% в зависимости от сегмента

Ряд экспертов прогнозирует, что автомобили подорожают в 2022 году на 10-20%. Повышение стоимости окажется плавным. Главной причиной проблемы специалисты считают нестабильность национальной валюты. На стоимость машин существенное влияние оказывает цена иностранных запчастей, а она привязана к курсу валют.

Особенно существенно подорожают модели низкого и среднего ценовых сегментов. Такие модели имеют низкую доходность и большее количество иностранных комплектующих. Премиальный транспорт пострадает менее существенно. Он подорожает не более чем на 10%.

Спрос на авторынке падает. Производители захотят стимулировать людей на покупку. Они будут предлагать гибкие системы скидок или льготные программы кредитования.

Наиболее плавное удорожание будет отмечаться на транспорт, производимый в России. Существует риск повторения ситуации, произошедшей шесть лет назад. Тогда многие компании приняли решение об уходе с рынка и переносе своих производств на территории других стран.

Динамика цен

Компания «АвтоВАЗ», являющаяся самым востребованным производителем российского авторынка, может служить в качестве своеобразного маркера, на основе которого можно прогнозировать движение цен. Этот выбор можно объяснить двумя причинами. Во-первых, «АвтоВАЗ» имеет серьезную поддержку со стороны государства. Поэтому компания нередко до последнего удерживает цены на прежнем уровне

Во-вторых, удорожание автомобилей марки Lada заставляет многих покупателей обращать внимание на иностранные аналоги. То есть повышение цен не выгодно и самому «АвтоВАЗу»

Но несмотря на сказанное, к первому апреля 2021 года автомобили Lada дорожали 3 раза. Так, согласно опубликованной в начале марта информации, цены на российские модели изменились в среднем на 2-3%, а именно:

  • Vesta — на 20 тысяч рублей;
  • Granta — на 11 тысяч рублей;
  • Granta Cross — на 16 тысяч рублей;
  • Niva Legend (бывшая Lada 4х4) — на 14 тысяч рублей;
  • Largus — на 14 тысяч рублей;
  • XRay — на 15 тысяч рублей.

В начале года компания «АвтоВАЗ» из-за роста базовой ставки утилизационного сбора была вынуждена повысить цены на весь модельный ряд в среднем на 2-5%. Аналогичным образом подорожали практически все автомобили, представленные на российском рынке.

«АвтоВАЗ» не единственный в стране производитель, который по несколько раз за год пересматривает прайс-листы. При более детальном рассмотрении динамики цен становится понятным, что Волжский автозавод — один из немногих, кому действительно удавалось избегать подорожания автомобилей. Так, если обратиться к другой популярной в России марке Kia, то становится понятным, что цены на новые машины в нашей стране растут очень быстро.

Если сравнивать прайс-листы, опубликованные в октябре прошлого года и апреле текущего, то можно заменить, что корейские автомобили в среднем подорожали на 80-350 тысяч рублей. Причем в данном случае речь идет об относительно дешевых моделях:

  • Ceed — с 1 139 900 до 1 394 900;
  • Ceed SW — с 1 169 900 до 1 424 900;
  • ProCeed — с 1 624 900 до 1 799 900;
  • Cerato — с 1 136 900 (данные за 12.2020) до 1 221 900.

Похожую динамику демонстрируют модели марки Hyundai. Но корейская компания отмечает, что часть автомобилей подорожала из-за выхода на рынок машин 2021 года. Единственной моделью, которая выбивается из данной тенденции, стал Tucson. Но незначительное подорожание этого кроссовера (всего на 10 тысяч рублей) с начала года обусловлено тем, что в России пока продается автомобиль прошлого поколения. Цены на Solaris и Creta, которые являются представителями бюджетного сегмента, поднялись с начала года на 5 и 7 тысяч рублей, соответственно. То есть и в этом случае прослеживается та же динамика, которую показал «АвтоВАЗ».

Компания Renault, которую тоже можно считать одним из маркеров российского рынка, немного выбилась из приведенного графика. С начала года цены на французские модели увеличились на 0,8-5,4%, или на 8-47 тысяч рублей. Отчасти такая динамика обусловлена выходом на рынок Duster нового поколения. Именно он показал прибавку в цене на 47 тысяч рублей. Но бюджетные Sandero и Logan за первый квартал подорожали на 8-12 тысяч рублей, а Arkana — на 22 тысячи рублей.

Почему стоит покупать автомобиль сейчас?

В условиях, когда доллар уверенно проходит уровни в 76, 77 и даже 78 рублей, говорить о каком-то обдуманном и взвешенном решении касательно покупки автомобиля не приходится – даже если речь идет о весьма подержанной машине. Хоть большинство аналитиков и верят в «отскок» рубля от пикового курса, когда это произойдет и как повлияет на рынок, пока не знает никто.

Поэтому эксперты советуют на данный момент не строить долгосрочных планов, и если автомобиль нужен сейчас – то и покупать его сейчас

Так, Илья Ушаев советует обратить внимание на не самые ходовые модели – просто потому, что они не так сильно подорожали:. Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:

Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:

  • не откладывать покупку на потом, если она была запланирована, советует Александр Щербаков. По его словам, цены на новые автомобили все еще не стабилизировались, и могут расти до конца года, поэтому ждать более низких цен не стоит. С другой стороны, эксперт советует все же обдумать целесообразность покупки, особенно если для этого придется брать кредит. Все же автомобиль – не инвестиция, а трата;
  • покупать автомобиль по потребности, а не по сезону и не по рынку советует Владимир Желобов из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, цены будут расти и дальше – с начала года они уже выросли до 15%. Но он все же рекомендует посмотреть и в сторону покупки в кредит, так как времени копить на покупку за собственные средства может не быть.

Еще один важный момент касательно покупки подержанного автомобиля – не стоит «бросаться» на первое же предложение с низкой ценой. Раз спрос на вторичном рынке растет, этим могут пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая откровенно «убитые» машины, лишь слегка подготовленные к продаже.

Как рассказали нам в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto, на сегмент до 150 тысяч рублей вообще лучше не смотреть, а выбирать из более дорогих вариантов:

Так что вывод будет следующим: покупать автомобиль сейчас стоит лишь в том случае, если покупка планировалась заранее, и автомобиль нужен сейчас. Решаться на покупку только лишь из-за кризиса или опасений нового роста цен не стоит – ситуация на рынке слишком неоднозначная.

Будут ли дорожать автомобили в Европе?

Кризис, связанный с пандемией, наблюдается во всех странах Европы. Из-за этого даже в тех государствах, экономика которых ранее считалась стабильной, начались проблемы. Они отразились на всех сферах жизни, в том числе и на авторынке. А потому увеличение стоимости становится неизбежным.

Эксперты отмечают, что в Европе цены будут расти не столь стремительно, как в России. По большей части дело в благосостоянии граждан. При повышении прайса, к примеру, на 1,5 тысячи евро, европеец будет торговаться с продавцом.

Он попытается получить скидку, откажется от ряда опций, но все равно приобретет машину. В России же такое подорожание вероятнее всего приведет к отказу от покупки. У россиянина просто не хватит денег. А потому для европейцев подорожание окажется менее болезненным.

Активно повышаться начнет стоимость бюджетных моделей. Из-за достаточно большой конкуренции в этом сегменте производители долгое время пытались держать цены на низком уровне. В условиях современной экономической обстановки делать это и далее не получится. Более того, заводам нужно компенсировать понесенные убытки, а потому рост будет значительным.

Сегодня нельзя однозначно сказать, что ждет авторынок в 2022 году. Ситуация в России, как и в мире в целом нестабильна. Не исключена вероятность второй волны коронавируса. Если это произойдет, заводы могут вновь остановить вою работу. Тогда, изменение прайса окажется весьма существенным.

Если же экономика начнет восстанавливаться, то активного увеличения стоимости машин удастся избежать. Тем, кто хочет выгодно купить автомобиль прямо сейчас, стоит поискать дилеров, предлагающих различные программы лояльности.

Отдавать предпочтение стоит маркам, долгое время не теряющим в цене, к примеру, Renault, Volkswagen или Hyundai. Их после нескольких лет эксплуатации удастся выгодно продать.

Как и почему будут дорожать автомобили в 2021 году

Курс рубля, стоимость импортных автокомпонентов и объемы господдержки станут одними из ключевых факторов, влияющих на цены автомобилей в 2021 году, рассказали члены АЕБ. Также определенное влияние на ценообразование может оказать, по их оценке, запуск ЭПТС, что потребовало от компаний некоторых дополнительных затрат. Также ведутся дискуссии с Минпромторгом по возможному повышению утильсбора — в случае принятия такого решения, часть своих расходов производители неизбежно переложат на покупателей, признают участники рыка в беседах с корреспондентом Autonews.ru.

Кроме того, Минпромторг в 2021 году в очередной раз намерен индексировать ставки утилизационного сбора на автомобили, объясняя это необходимостью сохранить уровень барьера для импорта с учетом девальвации рубля.

По предварительным данным, повышение утильсбора составит в среднем около 30%, что, согласно оценкам ассоциации «Российские автомобильные дилеры», приведет к дополнительному росту стоимости автомобилей на 1,5% — 5% в зависимости от степени локализации производства. В то же время давление на цены окажет окончание режима «промсборки» у российских поставщиков автокомпонентов, что в основном отразится на наиболее локализованных игроках.

На вторичном рынке отмечается дефицит

Прошедшей осенью авторынок столкнулся с уже забытым понятием дефицита. Острая нехватка отмечалась как среди бюджетных машин, так и среди премиального сегмента. Роль сыграл отложенный спрос.

После кризиса многие люди захотели все таки реализовать свое желание приобрести авто. За время пандемии многим удалось также отложить часть денег, которые они не смогли потратить на заграничный отдых. А потому у них есть средства на приобретение транспорта.

Дефицит новых автомобилей связан больше с тем, что в период активной борьбы с коронавирусом многие предприятия останавливали работу на продолжительный срок. Соответственно объемы продаж существенно сократились.

Недостаток на рынке многих моделей действительно наблюдается, но назвать это существенной проблемой нельзя. Сейчас, чтобы наверстать упущенное, большинство заводов перешло на круглосуточный режим работы. А потому недостаток машин в скором времени будет полностью ликвидирован.

Дефицит привел к увеличению стоимости автомобилей на величину до 20%. А потому до момента стабилизации ситуации ждать снижения цен не стоит.

Увеличение цен на импортные автомобили

После вступления России в ВТО был введен утилизационный сбор. Это платеж за утилизацию транспортного средства. Он уже заранее включается в цену товара, а значит, влияет на его стоимость.

Вначале коэффициенты для расчета такого сбора были не столь значительными. Но, начиная с 2020 года, правительство взяло курс на увеличение платежей. Уже с 1 января размер сбора возрос более чем на 100%. В 2021 и 2022 году коэффициенты будут еще несколько раз проиндексированы.

Так как для иностранных автомобилей не существует никаких субсидий, то их подорожание окажется особенно существенным.

Отсутствие госпрограмм, которые бы облегчали покупку зарубежного авто приводит к тому, что такие машины подорожают в 2022 году весьма существенно. Эта одна из мер поддержки правительством отечественного производителя. Считается, что если иностранная продукция станет значительно дороже российской, то последнюю будут покупать чаще.

Дорожать станут и услуги по доставке транспорта в Россию. В совокупности с нестабильной экономической ситуацией, это спровоцирует увеличение стоимости. А потому прогноз цен на новые авто в 2022 году неутешительный. О снижении прайса речи не идет.

На вторичном рынке будет отмечаться повышение спроса на иномарки. Во многом это связно с тем, что автомобили российского производства слишком быстро теряют ликвидность, а потому количество стоящих предложений сокращается. По прогнозам в ближайшие несколько лет особенно активно будут продаваться марки Skoda, Hyundai, Kia, Renault и Volkswagen.

Курс рубля, инфляция, жадность автопроизводителей и как всегда во всем виноваты банки…

Ну и, наконец, еще несколько важных моментов в этой головоломке — это внешние факторы, которые напрямую влияют на ценообразование автопроизводителей.

Речь идет о таких факторах, как заработная плата на автозаводах, местное налогообложение и таможенные тарифы мировых авторынков, развитость автокредитования и лизинга, размер утилизационного сбора, стоимость оснащения автомобилей кнопкой экстренного вызова, курс местной валюты и инфляция. Не последнюю роль в ценообразовании играет и спрос на новые автомобили. Сами понимаете — если он устойчив, то автопроизводителям нет смысла снижать свои ценники. 

На примере нашей страны можно с уверенностью сказать, что в текущем, 2020 году на стоимость новых авто напрямую влияют повышение НДС с 18 до 20%, ослабление рубля к доллару и другим мировым валютам на более чем 20%, фактическая инфляция.

Но не стоит забывать и про локдаун весной, когда автосалоны были закрыты, что привело к практической остановке продаж новых авто. Естественно, автопроизводители и дилеры после открытия экономики как-то должны были компенсировать свои убытки, корректируя ценники в сторону увеличения. 

 Wikipedia

Казалось бы, все вышеописанное вполне объясняет, почему мы видим постоянное удорожание новых автомобилей. Но это еще не все. Мы забыли о самом главном — об автокредитах, которые и поддерживают устойчивый спрос на автомобили. Ведь без них постоянное подорожание рано или поздно привело бы к падению спроса, что для любого участника авторынка является весьма негативным фактором. 

Вот тут-то авторынок и спасают автокредиты, ставка по которым за последние годы заметно снизилась. А это как раз то, что нужно автопроизводителям.

Зная, что люди все равно будут покупать новые автомобили (неважно, как — за нал или в кредит), все автомобильные компании сегодня придерживаются такой тактики: пусть автолюбители покупают авто по завышенной цене, обслуживают его в дорогом официальном техническом центре, а через 2-3 года мы, выпустив новую, почти ту же модель, но уже дороже, продадим ее армии автовладельцев взамен их прежних машин. 

А их прежние автомобили купят те, кто не хочет брать кредит и кому не хватает денег на новую машину. А раз не хватает денег на новую, то с купленным подержанным авто такие владельцы вряд ли появятся в дорогих официальных техцентрах.

А раз так, то и хлопот со старыми автомобилями у дилеров и автопроизводителей в будущем не будет. Согласитесь, красота, а не бизнес. 

FT montage / Getty Images

Так что, как ни прискорбно это говорить, но сегодня автомобильные компании уже не думают об автолюбителях, как о большой массе. Это раньше у автопроизводителей была цель пересадить за руль новых машин как можно больше людей. Сегодня все более цинично: нет денег — ходи пешком или, никуда не денешься, бери кредит. 

Очень жаль, что сегодня на рынке новых автомобилей практически нет дешевых новых машин. На примере России на рынке осталось не так много дешевых вариантов. И что-то мне подсказывает, что уже скоро и эти автомобили заметно подорожают. В том числе и китайские автомобили.

Сами понимаете, что «китайцы» не дураки. Зачем им сегодня демпинговать, как раньше? Смысл какой? А особенно на нашем рынке, где некоторые отечественные автомобили уже стоят больше 1 млн. Да и поняли китайцы уже давно, что дешевые автомобили отпугивают покупателей, как от барахла. 

И самое печальное — эта тенденция не изменится в ближайшем будущем точно. Почему? Да потому что, во-первых, как мы уже отметили, это невыгодно автопроизводителям, а во-вторых, мир уже давно изменился. Сегодня дешево продавать невыгодно любой товар. 

Тем не менее лично я (и, думаю, вы) пока что не осознаю это безумие, которое творится на авторынках. А особенно у нас, где Лада Веста или Kia Rio в хороших комплектациях стоят больше 1 млн рублей.

Я, конечно, понимаю, что с учетом обесценивания российской валюты и ее покупательской способности, несмотря на то, что сегодня 1 млн уже не такой, как был два года назад, но все равно это все-таки миллион рублей! И что-то мне подсказывает, что многие новые автомобили, продающиеся за эту сумму, не стоят таких денег. А вы как думаете?

 Сергей Гросс

Обложка: 1Gai.Ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector