Градостроительный кодекс российской федерации от 29.12.2004 n 190-фз ст 51.1 (ред. от 30.04.2021)

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулированиеНормативно–техническое регулированиеСаморегулирование в сфере строительстваЭкономически эффективная проектная документация повторного использованияЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕДеятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельностиПромышленность строительных материаловПодтверждение пригодности новой продукции для применения в строительствеГосударственный контрольАнкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской ФедерацииСпециальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России»Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницыРеестр документов

Разрешение на строительство линейного объекта

Согласование необходимо получать при возведении либо реконструкции инфраструктуры.

Такими функциями обладают государственные службы, властные структуры административных образований или органы управления на местах.

Для выдачи согласованного одобрения потребуется:

  1. Подготовить обращение и передать в уполномоченную структуру. Это можно сделать лично либо через МФЦ.
  2. Собрать установленный список бумаг. В него входят:
  • свидетельство, устанавливающее право владения наделом;
  • градостроительный план;
  • плановые материалы – схемы и пояснительная записка;
  • строительная экспертиза Гостройнадзора;
  • согласование правообладателей земли на осуществление мероприятий.

В отдельных ситуациях могут требоваться дополнительные документы, такие как, свидетельство об аккредитации субъекта, постановление общего собрания и другое.

Специалисты советуют: в каждом индивидуальном случае перечень нужно уточнять в службе, выполняющей на подготовку разрешительных бумаг, чтобы избежать возврата документации и отказа в одобрении и дальнейшего оформления имущества.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Государственно-частное партнерство в ЖКХУправление многоквартирными домамиКапитальный ремонт в многоквартирных домахЛиквидация аварийного жильяМодернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестицийВнедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФЭнергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфереОбщественный контроль в сфере ЖКХИнформирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХГрафики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Регистрация прав собственности на объекты ИЖС

Получив документ на строительство, и завершив сооружение в точно установленные сроки, права готовый дом необходимо зарегистрировать в Росреестре. Но перед этим придется оформить акт на ввод в эксплуатацию, вызвав для этого специальную комиссию

Обратите внимание, что речь идет именно о жилом объекте недвижимости

Также придется получить технический и кадастровый паспорта (в БТИ и Кадастровой палате соответственно).

Это нужно знать! Как приватизировать землю под частным домом.

Для регистрации прав собственности в Росреестре необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, акт о допуске ввода объекта в эксплуатацию, кадастровый и технический паспорта, квитанцию об уплате госпошлины.

Документы и заявка на регистрацию подаются в МФЦ, через Госуслуги, непосредственно в Росреестр или на его официальном сайте.

О чем ст. 51 Градостроительного кодекса

Нормы устанавливают понятие и правила предоставления разрешительного документа.

Он согласовывает проектную документацию с учетом требований, предусмотренных градостроительным законодательством и различными схемами планировки и разграничения земли при осуществлении строительного процесса либо реконструкции здания, а также возможность возведения имущественного объекта на участке, сообразуясь с видом его разрешенного использования и учитывая ограничения, предусмотренные законом.

Наличие согласованных бумаг дает возможность осуществлять строительные процедуры.

Скорее всего, Вам пригодится информация о том, как оформить гараж в собственность.

Запрещенные для возведения объекты

В первой зоне нельзя возводить объекты, которые не предназначены для организации и обслуживания воздушных передвижений и перевозок, а также для организации взлета, посадки, управления и стоянки воздушного транспорта.

На территории второй зоны нельзя строить здания и сооружения, не выполняющие следующие функции:

  • обслуживание пассажиров;
  • обработка багажа, грузов и почты;
  • обслуживание воздушного транспорта;
  • хранение топлива;
  • заправка транспорта;
  • организация энергоснабжения;
  • другие сооружения, которые не являются частью инфраструктуры.

У строений третьей зоны есть ограничения по высоте. Параметры устанавливает Федеральный орган исполнительной власти для каждого из субъектов Российской Федерации.

В четвертой зоне запрещено возводить сооружения, которые создают помехи в работе оборудования и структур, используемых для организации воздушного движения, а также навигации и связи с судами. Это касается тех строений, которые не относятся к первой зоне.

В пределах пятой зоны нельзя размещать производственные объекты с высокой степенью опасности и/или возможного загрязнения для окружающей среды. Их эксплуатация может негативно повлиять на безопасность перелетов воздушного транспорта.

Для шестой зоны запретом являются строительство и эксплуатация объектов, работа которых способствует привлечению и большому скоплению птиц.

В седьмой зоне превышены уровень шумового и электромагнитного воздействия и концентрация загрязняющих примесей в воздухе. Здесь все строящиеся объекты должны быть согласованы с законодательством в сфере организации санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Разрешение на строительство дома

В соответствии с действующим законодательством у владельца участка, планирующего постройку, могут возникнуть две ситуации: когда можно обойтись без разрешения и когда оно необходимо.

Что собой представляет

Что собой представляет документ на разрешение на строительные работы, подробно описано в Градостроительном кодексе. Это решение уполномоченных органов, которое подтверждает, что предоставленная застройщиком проектная документация соответствует градостроительному регламенту и другим нормам, действующим на территории расположения земельного участка, где планируется застройка.

После получения разрешения заявитель имеет право осуществлять запланированную постройку или реконструкцию объекта капитального строительства (ст. 51 ГрК РФ).

Нужно ли получать разрешение на строительство в 2019 году

Актуальными нормативными актами предусмотрены случаи, когда получать официальное разрешение для постройки дома не требуется. Для этого нужно, чтобы будущее жилище представляло собой объект индивидуального жилищного строительства. (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). Эти параметры прописаны в п. 39 ст. 1 кодекса. Основные критерии для дома следующие:

  • иметь не более 3 этажей;
  • быть не выше 20 метров;
  • не быть предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости

Для начала строительства такого дома достаточно направить письменное уведомление о планируемых работах в уполномоченный орган (местный муниципалитет, администрацию субъекта РФ). Документ должен содержать технические параметры объекта ИЖС.

Если планируемая постройка по каким-то параметрам будет превышать установленные ограничения, застройщику придётся прибегнуть к классической схеме получения разрешения на строительство.

Необходимые документы

Упрощённая процедура (получение уведомления) не требует сложных действий и широкого пакета документов. Перечень документов:

  1. Документы, подтверждающие право на владение земельным участком (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН).
  2. Само уведомление о планируемых работах, которое содержит:

    • персональные данные застройщика (ФИО, адрес, данные паспорта);
    • кадастровый номер земельного участка, предназначенного для строительства;
    • информацию о виде разрешенного использования земельного участка;
    • подробное описание будущего дома (количество этажей, высота, площадь, схематическое изображение здания). Также требуется указать данные об отступах от границ земельного участка;
    • подтверждение того, что здание не будет многоквартирным, то есть оно не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
    • данные для обратной связи с заявителем (почтовый и/или электронной адрес).

Порядок получения

Шаг 1. Направление уведомления в соответствующий орган власти. Это могут быть:

  • отдел градостроительства и архитектуры местного муниципалитета;
  • администрация субъекта РФ (если участок находится одновременно на территории двух разных населённых пунктов).

Направить уведомление можно:

  • личным визитом;
  • заказным письмом
  • обратившись к услугам МФЦ.

Шаг 2. В течение 7 рабочих дней будет осуществлена проверка объекта на соответствие установленным градостроительным нормам.

Шаг 3. В случае положительного решения заявитель получит уведомление об одобрении проекта. Документ действителен в течение 10 лет.

Если объект не подпадает под критерии ИЖС

В случае если планируемая постройка не соответствует критериям объекта ИЖС, необходимо получить классическое разрешение на строительство.

Для этого потребуется подать заявление о выдаче разрешения в уполномоченный орган (местного самоуправления, региональную администрацию) или через МФЦ. К заявлению прикладывают следующие документы:

  • документы, подтверждающие право собственности на земельный участок;
  • градостроительный план земельного участка;
  • проект планируемой застройки. Он представляет собой подробный план участка со всеми постройками. В план также должны быть включены инженерные коммуникации, искусственные водоемы и пр.;
  • план границ участка (внутренних и внешних).

Уполномоченный орган в течение 7 дней проверяет предоставленные документы, а также сам проект на соответствие регламентам. Разрешение на строительство выдаётся сроком на 10 лет.

Кто выдает разрешение на строительство

Оно готовится муниципалитетом в адресе нахождения надела, исключая ситуации, когда объект возводится на:

  1. Территориях, занимающих свыше двух государственных правовых образований РФ или закрытого административного округа, не совпадающего с пределами субъектов государства — представляется соответствующим федеральным учреждением.
  2. Участке, располагающемся в 2 и больше муниципальных районов – оформляется органом власти краевого или областного уровня.
  3. Площади более одного поселения или между селениями в пределах образования – готовится местной администрацией.
  4. Территории, используемой для проведения деятельности по пользованию недр – соответствующим государственным фондом.

Возведение инфраструктуры для использования атомной энергии сопровождается контролем учреждения, выполняющего управление в данной сфере. Космические проекты реализуются под наблюдением государственной корпорации «Роскосмос».

Постройка иных сооружений сопровождается соответствующими уполномоченными службами.

Судебная практика по статье 51 с примерами

Наиболее часто в судебной практике рассматриваются дела, регламентируемые ст.51 ГкРФ, о самовольной застройке. Нередко в суде оспаривается отказ в принятии комиссией или местной администрацией построенного или отреставрированного объекта. В случае если речь идет о подаче заявления на выдачу разрешения после возведения сооружения, то такие судебные дела завершаются признанием правильности действий администрации.

Важно! Документ, дающий право на настройку или осуществление реконструкционного проекта, по закону может быть выдан только до начала проведения работ. Если возведение сооружения завершено, то получить указанную правовую бумагу будет невозможно. Пример 1

В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена

Пример 1. В 2017 году в арбитражный суд Москвы было подано заявление от компании, имеющей статус ОАО, по поводу признания проведенной ими реконструкции здания законной со стороны местной администрации. Данная компания настаивала на выдаче разрешения на реконструкцию после того, как та уже была выполнена.

Ответчик аргументировал свой отказ тем, что помимо возникших вопросов по проекту, присутствовало нарушение правил подачи заявления по срокам, так как оно было предоставлено на момент окончания работ по проекту.

Рассмотрев причины отказа, суд признал его правомерность на основании следующих фактов:

  • были нарушены правила предоставления проектной документации со стороны ОАО;
  • срок подачи заявления соответствовал периоду, когда реконструкция уже была завершена.

В результате действия администрации были признаны законными.

Пример 2. В процессе планирования строительно-реконструкционных работ подрядчиком было подано заявление в районную администрацию на получение соответствующего разрешения. Компания получила отказ по причине того, что ею не было предоставлено согласие на проведение работ всех правообладателей на помещения, расположенные в пристройке к нежилому зданию.

Глава администрации руководствовался положениями, прописанными в части 7 ст. 51 Градкодекса. В правовом акте говорится, что при подаче заявления требуется документальное подтверждение о получении согласия со стороны всех собственников объекта.

При внимательном рассмотрении дела выяснилось, что компания, планировавшая осуществление проекта, на деле являлась единственным его законным правообладателем. В соответствии с данным фактом было принято решение о незаконности действий администрации района.

Важно! Если застройщик является единственным правообладателем реконструируемого или возводимого здания, то документ о согласии собственников на проведение работ не является обязательным в предоставляемом пакете правовых бумаг. При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом

При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела

51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела

При рассмотрении дел в судебной практике, касающихся ст. 51, последнее решение может быть принято апелляционным судом. При этом будут учтены все нюансы рассматриваемого дела.

СНОС ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Рассматриваемый ФЗ N 340 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел понятие сноса ОКС — это ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Снос ОКС осуществляется на основании:

  • решения собственника объекта;
  • решения застройщика объекта;
  • решения суда или органа местного самоуправления.

Подготовка проекта организации работ по сносу объектов ИЖС не требуется. В этом случае застройщик самостоятельно может обеспечить подготовку такого проекта организации работ по сносу ОКС.

Вообще застройщику нужно иметь в виду, что подготовка проекта организации работ по сносу осуществляется на основании обследования объекта в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Снос объекта ИЖС осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу только после отключения такого объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями его отключения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Условия отключения объекта ИЖС от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию таких сетей, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче подобных условий. Отключение объекта ИЖС от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, который подписывается организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством РФ.

В процессе сноса объекта ИЖС должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу, окружающей среде, а также должно предусматриваться устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляться мероприятия по утилизации строительного мусора.

Лицом, осуществляющим снос объекта ИЖС (далее — лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Выполнение работ по сносу объектов ИЖС по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (в нашем случае это может быть собственник-застройщик). По общему правилу работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, однако объекты ИЖС являются здесь исключением и такое членство необязательно.

Внесение изменений в разрешение

Действующее законодательство устанавливает возможность проведения строительных работ на основании согласованных документов, а субъект, возводящий дом, должен ориентироваться на проектные и другие бумаги, предусмотренные положениями градкодекса.

Но иногда возникают ситуации, когда застройщику необходимо изменить какие-либо параметры строящегося объекта, например, площадь или этажность дома. Для этого существует часть 7 ст.52 ГрК РФ, предусматривающая такие корректировки.

Однако Обзор ВС РФ от 23.12.2015г. №4, утвержденный Президиумом ВС РФ, содержит одно из ключевых положений, указывающее, что изменения в выданное согласование не могут быть внесены при отсутствии выявленной при проведении работ объективной надобности отклонения характеристик объекта от проекта и соблюдения правил внесения корректировки.

Отказать в этом могут по следующим причинам:

  1. Отсутствие данных о правоопределяющих документах в заявке о передаче прав на землю.
  2. Недостоверность информации, представленной в извещении о переходе правомочий на землю, разработки недр, создания надела.
  3. Несоответствие запланированного размещения строения строительным стандартам и его переустройства, действующих при выдаче градостроительного регламента, а также ограничений, предусмотренных иными нормами права.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector