Федеральный закон «о рекламе» от 13.03.2006 n 38-фз (ред. от 30.04.2021)
Общие сведения
Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе» был принят Государственной Думой РФ в феврале 2006 года и одобрен Советом Федерации в марте 2006 года.
Структурно закон представлен шестью главами, содержащими 40 статей. Рассмотрим краткое содержание закона, отметив основные аспекты:
Общие положения:
- Цели, сфера применения закона, используемые понятия,
- Законодательство РФ, регулирующее данную сферу;
- Общие требования;
- Защита несовершеннолетних от рекламы и товары, запрещенные к рекламированию;
- Реклама товаров, реализующихся дистанционно;
- …мероприятий, стимулирующих спрос, таких как: игры, розыгрыши, конкурсы;
- Соцреклама;
- Срок действия рекламы, являющейся публичной офертой;
- Длительность хранения рекламных материалов;
- Предоставление сведений о товаре лицу, распространяющему рекламу.
Вам будет интересно: ФЗ о СМИ в новой редакции 2018 года. Подробности здесь:
Особенности отдельных вариантов продвижения рекламы:
- На телевидении, радио;
- В печати: газетах, журналах и пр.;
- Продвигаемая при кино-и видеообслуживании;
- По сетям электросвязи;
- Рекламные конструкции, вывески, реклама на транспорте.
Рекламирование отдельной продукции:
- Алкогольных напитков;
- Медицинских изделий и услуг, лекарственных средств, различных методов лечения, в том числе народных;
- БАД-ов, пищевых добавок и детского питания;
- Военной продукции и вооружения;
- Игр, пари, подразумевающих риск;
- Финансовых услуг и деятельности в целом, а также ценных бумаг;
- Рекламирование таких услуг, как помощь в оформлении ренты, пожизненного иждивения или деятельность посредников при проведении процедуры медиации.
Саморегулирование в данной области: СРО и их права.
Надзор государства за рекламной деятельностью:
- Полномочия антимонопольной службы, обязанность по соблюдению конфиденциальности;
- Предоставление сведений в антимонопольные органы;
- Проверки и их организация;
- Решения и предписания антимонопольной службы по нарушениям в сфере рекламы и их оспаривание;
- Ответственность за нарушения.
Из краткого содержания закона ясно, что предметом регулирования настоящего закона являются отношения, возникающие в результате рекламной деятельности между рекламодателем, лицом, эту рекламу распространяющим, государством как стороной, осуществляющей надзор, и аудиторией (косвенно).
Ввиду актуальности закона 38-ФЗ, с момента его появления в 2006 году и до настоящего времени он претерпел огромное множество поправок (более 50 изменяющих документов). Только за 2017 год изменения в закон вносились трижды: в марте (ФЗ-44 «О внесении изменений..») и июле (ФЗ-216 и ФЗ-218). Рассмотрим подробнее.