Федеральный закон «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 n 89-фз ст 1 (ред. от 07.04.2020)

Содержание:

О мусорных контейнерах

Мусорные контейнеры должны быть расположены не ближе 100 метров от жилых домов. На одной площадке допускается одновременное размещение не более чем пяти контейнеров. Они могут быть как открытого, так и закрытого типа. В последнее время распространены именно закрытые контейнеры, код для открытия которых выдается жильцам дома, к которым и прикреплены мусорные контейнеры.

Статья 4 ФЗ 89

Данной статьей закрепляется важнейшее положение, которым регулируется правило переработки отходов. Отмечается, что отходы являются собственностью лиц, их фактически создавших.

Статья 11

Тут установлены правила, с помощью которых защищается экология в рамках переработки отходов от материалов, сырья, полуфабрикатов. Здесь в основу ложатся требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям, занимающимся переработкой.

Так, они должны отвечать требованиям федерального законодательства и постановлениям правительства, принимаемым в данной сфере.

Статья 12

В данной статье описываются требования, которые предъявляются к специальным местам складирования отходов. Сюда относятся различного рода полигоны, амбары и другие объекты. Они должны располагаться вдали от населенных пунктов. Складирование отходов должны происходить в порядке и по правилам, предусмотренным федеральным законодательством.

Статья 14

Здесь рассматривается порядок обращения с различными категориями отходов. В частности, речь ведется об материалах, относящихся к первой и последующей категориям опасности.

Как правило, отдельная переработка каждого класса регулируется отдельным постановлением правительства РФ.

Статья 15

Эта часть посвящена непосредственно лицам, имеющим доступ к переработке и транспортировке отходов различных классов опасности. Речь в данном случае идет о физических и юридических лицах. Установлены правила привлечения к ответственности конкретных должностных лиц в сфере нарушений по переработке отходов.

Статья 18

Эта статья носит абстрактный характер и закрепляет порядок правового регулирования  в сфере обращения отходов.
Так, например, указывается закон об охране окружающей среды и иные правовые акты, являющиеся важнейшими в данной сфере.

Статья 24

Данная статья является очень важной. Она предусматривает порядок экономического стимулирования деятельности организаций, которые занимаются переработкой и утилизацией

В качестве наиболее распространенных мер применяются налоговые льготы, предоставление бюджетных средств на развитие отрасли и др.

Статья 26

В этой статье закреплен порядок осуществления контроля в утилизационной сфере. Речь идет о производственном контроле, осуществляемом в рамках конкретной лицензированной организации.

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I — V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» устанавливает лицензионные требования к предприятиям, деятельность которых связанна с обращением опасных отходов, перечень предоставляемых документов, и требует проведение экологической экспертизы намечаемой деятельности. Лицензирование проводит Росприроднадзор согласно «Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности», утвержденному Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379.

Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов»  устанавливает требования к  предприятиям, занимающимся вторичными черными и цветными металлами. В частности, лицензионные требования определяют минимальное техническое оснащение предприятия и необходимую квалификацию персонала. 

Лицензионные требования к деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов накладывают существенные ограничения для предприятий малого бизнеса. В случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель занят только сбором металлолома, ему согласно лицензионному требованию вменяется иметь производственные площади, ломоперерабатывающее оборудование и лабораторию, что для этого вида деятельности ненужно. Эти ограничения также тормозят развитие раздельного сбора бытовых (коммунальных) отходов, таких как бытовая техника, отработанные аккумуляторы и элементы питания, электроника и пр.

Условия и правила хранения

Раздел инструкции по обращению с отходами регламентирует вид и форму хранения отработанных материалов и оборудования, допустимый лимит накопления отходов. Если предприятие вырабатывает нескольких видов мусора, необходимо учитывать их совместимость при выборе места размещения.

Основные требования, указываемые в документе:

Условия временного хранения промышленных отходов

  • на местах временного размещения не допускается скапливание объёма отработок выше установленных норм – необходимо обеспечить своевременный вывоз с территории предприятия;
  • покрытие пола площадок и складов должно быть устойчиво к химическим реагентам и обладать антивпитывающими свойствами;
  • запрещается курить и пользоваться открытым огнем возле площадок хранения отходов;
  • подходы к противопожарному инвентарю должны быть легкодоступны и не загромождены;
  • не допускается размещение отработок рядом с нагревательными приборами и источниками тепла, приборами с возможностью искрообразования;
  • на площадках временного складирования отходов должны быть установлены ёмкости с песком, содой или известью для нейтрализации и сбора пролитых химикатов.

Ртутьсодержащие отработанные лампы хранятся в складах с принудительной приточно-вытяжной вентиляцией вдали от бытовых и подсобных помещений. Обязательно использовать специальные поддоны для предотвращения растекания ртути в случае разбития ламп. Запрещается их хранение без упаковки, на грунте и под открытым небом.

Новые требования к площадкам для накопления ТКО

Они прописаны в статье 13.4 закона №89-ФЗ. Данная статья была введена законом №503-ФЗ от 31.12.17г. Но два ее пункта вступают в силу только сейчас, с 1-го января 2019 года:

  • п.4 – органы местного самоуправления (далее в тексте – ОМС) при разработке схемы размещения площадок для накопления ТКО и при ведении реестра этих площадок должны будут руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ в данной сфере;
  • п.5 – дается содержание самого реестра площадок, предназначенных для накопления ТКО.

В связи с расширением полномочий и обязанностей ОМС были утверждены Правительством РФ «Правила обустройства мест накопления ТКО и ведения их реестра» (Постановление №1039 от 31.08.18 г.), которые вступят в силу только с 1-го января 2019 года. В этом нормативном документе конкретизируются положения, в частности, статьи 13.4 и статьи 8 закона №89-ФЗ, и разъясняются:

  • каким образом ОМС должны будут согласовывать размещение площадок для ТКО на территории населенных пунктов;
  • в каком порядке необходимо вести реестр таких площадок и что подлежит включению в данный реестр.

Согласно правительственному Постановлению №1039:

  • если собственником земли является ОМС, тогда площадка для ТКО создается муниципалитетом путем принятия соответствующего решения. При этом должны учитываться технические регламенты, прописывающие порядок создания таких площадок, и требования российского законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • если же территория, где планируется создание мест накопления твердых коммунальных отходов, входит в состав имущества, принадлежащего всем собственникам помещений в многоквартирном доме, тогда ТСЖ, управляющая или иная компания, обслуживающая данный дом, должна обратиться в ОМС. И подать письменную заявку, чтобы на указанной территории создать площадку для ТКО. Но предварительно этот вопрос подлежит рассмотрению на общем собрании многоквартирного дома.

Как только решение о создании площадки для накопления ТКО принято, в реестр площадок вносятся определенные сведения:

  • местонахождение новой площадки;
  • ее технические характеристики;
  • данные о собственнике территории, на которой открыта данная площадка;
  • источники образования коммунальных отходов, складируемых на этой площадке (т.е. об объектах капстроительства, которые «создают» ТКО: о многоквартирных домах, и иных зданиях).

Реестр оформляется в бумажном или электронном виде. Должен быть доступен неограниченному кругу лиц и бесплатно. Размещаться реестр будет на официальном сайте ОМС.

Как Закон 89-ФЗ регламентирует обращение отходов?

Этому посвящена третья глава нормативно-правового акта. Здесь приведены общие требования, которым обязаны следовать субъекты при обращении с отходами. В частности, после последних изменений и дополнений добавлены нормы, которые касаются деятельности субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в этой сфере. Если их деятельность негативно сказывается на окружающей среде, они обязаны:

  1. Уплачивать
    установленные средства за причинение экологического ущерба;
  2. Использовать
    технологические новинки в сфере безотходного производства;
  3. Принимать
    меры к самостоятельному мониторингу окружающей экологии;
  4. Документально
    подтверждать проведенный анализ мест, где хранятся отходы.

Кроме того, Закон номер 89-ФЗ в последней редакции требует от организаций, которые занимаются обращением отходов, получать специальные разрешения (лицензии). До середины 2016 года такого требования не было, вывозом мусора могли заниматься фирмы, не имея на это лицензий.

По мнению Законодателя, такое отношения стало одной из причин
участия на рынке подобных услуг недобросовестных организаций. Введенный запрет
с 1 июля 2016 года на занятие подобной деятельностью без лицензии направлен на
существенное изменение ситуации.

О региональных программах

В этой же главе указаны мероприятия, которые должны проводиться в
рамках региональных программ. В частности, необходимо планировать и проводить
следующее:

  1. Сооружать
    постройки для утилизации отходов, чтобы предотвратить негативное воздействие на
    окружающую среду;
  2. Финансировать
    работы по постройке объектов для обращения мусора;
  3. Утилизационные
    мероприятия;
  4. Выявление
    стихийных свалок мусора;
  5. Обнаружение
    производственных объектов, которые загрязняют окружающую среду, принятие мер по
    уменьшению или прекращению загрязнения;
  6. Свободное
    информационное обеспечение граждан в рассматриваемой сфере.

Указанные в законе мероприятия должны планироваться и выполняться региональным правительством. Для этого создаются региональные программы, размещаемые на официальных сайтах местного правительства, со свободным доступом для всех заинтересованных лиц.

Паспортизация отходов

Предприятия, деятельность которых сопровождается образованием отходов 1-4 классов опасности, должны оформлять паспорта опасных отходов.

Нормативно-правовой акт 89-ФЗ об отходах с изменениями обязывает
субъекты хозяйствования определять класс опасности образуемого ими мусора.
Определен следующий порядок действий:

  1. Выбирается смесь веществ, которые образуются предприятием в качестве отходов;
  2. Изучается и анализируется их состав с позиции пагубного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
  3. На основе полученных данных оформляется паспорт отходов соответствующего класса опасности (актуален для первых четырех).

Тут же указано, что с отходами, которые представляют опасность для окружающей среды, обязан работать специально подготовленный сотрудник. У него должно быть документальное подтверждение профессиональной пригодности, наличие соответствующего или дополнительного образования. Таких сотрудников обязаны принимать на работу ответственные лица на предприятии. Именно они вместе с руководством несут дисциплинарную и административную ответственность за нарушения с подбором кадров или их отсутствием.

Нормирование, учет и отчетность

В зависимости от категории производимых отходов различаются и условия нормирования для них. Так для I категории нормативы образования определяются на основании экологического разрешения, для II категории требуется указание объемов в декларации. Для III категории необходимо предоставление отчетности об образовании, размещении, а также обезвреживании и использовании отходов. На объектах с отходами IV категории нормативов и отчетности не требуется.

Порядок разработки нормативов и учета, должен утверждаться исполнительной властью. По закону предприниматели обязаны предоставлять отчетность в указанном порядке и в соответствующие сроки.

17

«2. Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 242 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.»;

б)    пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, ^чгаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.»;

в)    в пункте 5 слова «по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств,» заменить словами «по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации,»;

г)    пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на

норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.»;

18

д)    пункт 8 после слов «срок уплаты,» дополнить словами «порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения,»;

е)    пункт 9 дополнить словами «в порядке, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи»;

ж)    пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами. Указанные субсидии федерального бюджета предоставляются в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.»;

з)    пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Субсидии, указанные в пункте 10 настоящей статьи, в приоритетном порядке предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора, а также для выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства,

19

реконструкции, технического перевооружения объектов обработки, утилизации отходов.»;

15) в статье 246:

а)    в пункте 1 слова «региональным оператором» заменить словами «одним или несколькими региональными операторами»;

б)    в пункте 2 слово «Сбор,» заменить словами «Накопление, сбор,»;

в)    в пункте 5 слово «менее» заменить словом «более»;

г)    в пункте 6 слова «сбора и» исключить;

д)    дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.»;

е)    дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.»;

ж)    дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.»;

Нормирование

Для обеспечения экотребований законодательства РФ устанавливаются нормативы на возникновение и дислокацию отходов, лимиты на размещение.

Норма образования утиля – масса веществ, возникающих согласно годовому технологическому регламенту или проекту при максимальной мощности производства.

Весь мусор, располагаемый на территории предприятия, подлежит нормированию на следующих условиях:

  • наличие разрешительных документов;
  • соблюдение экологической безопасности;
  • целесообразность сбора и дислокации в пределах определенной местности;
  • максимальная утилизация остатков;
  • внесение установленной платы.

Нормирование предполагается для каждой группы материалов.

На определение предельного показателя влияют такие критерии:

  • тара хранения;
  • габариты;
  • грузоподъемность;
  • период размещения.

Лимиты на размещение утиля устанавливаются из коэффициента расхода материала в пределах производства. Параметры разрабатывают согласно допустимой границе опасного влияния на экосистему, объемам и классам мусора. Нормирование и утверждение лимитов является прямой обязанностью юридических лиц и ИП.

Установление показателей требует предоставления субъектами хозяйствования следующего пакета:

  • письменное заявление установленного образца;
  • копию лицензии;
  • проект нормативов и лимитов.

Подача недостоверных данных преследуется по закону.

Что ждет?

Если вы хотите все-таки как перевозчик, стоит для начала обратиться в сельский совет и выяснить, какие условия они предъявляют. У нас в Башкирии региональные операторы, у которых недостаточно специализированного транспорта, объявили тендер для перевозчиков. Так вот у нас на четыре сельсовета (это около 20 деревень) заявился и выиграл тендер перевозчик, у которого всего две машины. Итоги аннулировали, сделали запрос цены у трех участников. И так  волевым решением главы определился победитель. Пока вывозит нормально, но в особо сложных деревнях, где большой машине трудно развернуться, на подмогу приходит наша “газелька“.

Очень четко стоит соблюдать график вывоза. И дело даже не в том, что жители будут обращаться в ЖКХ или прокуратуру. Главная проблема – это собаки и домашние животные. Им закон не писан, мешки раздирают, особенно полиэтиленовые. Потом этот мусор разлетается по всей деревне. Мы в общем чате пишем, когда и во сколько приедет машина, с точностью до нескольких минут, чтобы люди выносили мешки строго в определенное время.

Не обращайте внимание на то, что вас будут просить вывозить мусор, например, в вечернее время. Можно решить этот вопрос: договориться с соседями, поставить свой контейнер или бак

Таких недовольных не много, но они есть и будут.

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением,  указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны.  Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах.  Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

14 индивидуальным региональным оператором, отходами,

предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).»;

з)    пункт 41 после слов «групп товаров» дополнить словами «, групп упаковки товаров», после слов «таких товаров» дополнить словами «, такой упаковки товаров»;

и)    пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. В случае создания производителями товаров, импортерами товаров ассоциации (союза) в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее — ассоциация) производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании соответствующего договора поручить ассоциации обеспечивать выполнение нормативов утилизации путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), а также представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.»;

к)    в абзаце втором пункта 9 слова «о выполнении» заменить словами «, подтверждающей выполнение»;

15

л)    дополнить пунктом 91 следующего содержания:

«91. Выполнение нормативов утилизации подтверждается:

договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, -в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

актами утилизации отходов от    использования    товаров,

утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.»;

м)    дополнить пунктом 92 следующего содержания:

«92. Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 91 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.»;

н)    пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Нормативы утилизации для каждой группы товаров, группы упаковки товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливаются в процентах от общего количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, выраженного в единицах массы или единицах товаров, либо упаковки товаров,

16

выраженного в единицах массы упаковки, использованной для таких товаров.»;

o)    в пункте 14 слова «товара, подлежащего утилизации,» заменить словами «, подлежащая утилизации,»;

п) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

p)    пункт 18 дополнить словами «в порядке, определенном пунктом 16 настоящей статьи»;

с) в пункте 19:

абзац второй после слова «товарах,» дополнить словами «об упаковке товаров,»;

абзац третий после слова «товаров,» дополнить словами «упаковки товаров,»;

13)    в пункте 13 статьи 243 слова «готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров,» заменить словами «товаров, упаковки товаров,»;

14)    в статье 245:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?

Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:

  • постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
  • оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
  • проведение утилизационных мероприятий;
  • определение несанкционированных свалок;

  • предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
  • предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.

Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.

Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от  Правительства РФ.

Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.

В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.

Последствие несоблюдения закона

Вид ответственности Меры взыскания Правовая база
Гражданско-правовая Возмещения вреда в полном объеме, независимо от наличия умысла гл. 59 ГК РФ

ст. 1079 ГК РФ

Дисциплинарная Применение взыскания в виде:

  • замечания;
  • выговора;
  • расторжения трудового договора.
ст. 192,193 ТК РФ
Административная Составление протокола:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение или ограничение прав;
  • арест;
  • принудительные работы;
  • приостановление хозяйственной деятельности.
23 КоАП РФ.
Уголовная
  • ограничение прав и свобод;
  • штрафные санкции;
  • ограничение и лишение свободы;
  • содержание под стражей;
  • арест.
247-248, 261 УК РФ

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках.  На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ  о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

голоса

Рейтинг статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector