Нарушения в сфере бухгалтерского учета административно наказуемы

Штрафы за ошибки в бухгалтерской отчетности

В законе не существует понятия штрафа за ошибки в бухотчетности, но при этом предусмотрены санкции за:

  • неправильное ведение (или не ведение) учета;
  • последствия, которые наступили из-за допущенных ошибок и выразились в искажении реальной картины финансового состояния компании.

Важен результат, поэтому речь в законодательстве идет не об ошибках в учете, а о том, к чему они приводят. Но если бухгалтер, сдав отчетность, обнаружил неточность и, как следствие, искажение данных, то исправив ситуацию подачей уточненного отчета по установленному порядку, он избавит себя от наложения штрафных санкций.

Нарушения при осуществлении кассовых операций

Государственные (муниципальные) учреждения, как и любые другие организации, имеют право хранить в кассе наличные деньги исключительно в пределах установленного распорядительным документом учреждения лимита остатка наличных денег. Накопление наличных денег в кассе сверх предусмотренного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплаты заработной платы, стипендий, осуществления выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на осуществление указанных выплат, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Напомним, что лимит остатка наличных денег должен быть рассчитан учреждением самостоятельно. При этом Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, содержит два варианта такого расчета: исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги либо исходя из объема их выдачи, из которого исключаются суммы, предназначенные для выплаты заработной платы, стипендий и осуществления других выплат работникам.

При наличии у учреждения обособленных подразделений лимит остатка наличных денег определяется с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим подразделениям.

Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется данному подразделению в порядке, определенном учреждением.

В ходе проверок выявляются факты неопределения лимита остатка наличных денег в кассе и срок, в течение которого учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных им лимитов. Напомним, что превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения – одно из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

  • на юридических лиц – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Кроме того, имеют место следующие нарушения:

  • недостача или излишек денег в кассе;

  • несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств;

  • ненадлежащее заполнение кассовых документов (отсутствие реквизитов, оформление и т. д.);

  • отсутствие первичных кассовых документов;

  • превышение лимита остатка денежной наличности в кассе;

  • непроведение инвентаризации кассы;

  • несоблюдение предельных денежных размеров наличных расчетов с юридическими лицами по одному платежу;

  • отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения;

  • нецелевое использование денежных средств;

  • арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;

  • излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании тех же документов – либо в результате неправильного подсчета итогов в кассовых книгах и отчетах, либо в результате списания сумм без оснований или по подложным документам;

  • нарушения в корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

  • отсутствие или недостаточный внутренний контроль за движением денежных средств в кассе;

  • несоблюдение сроков выдачи заработной платы;

  • неоприходование почтовых марок, приобретенных за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, на счете 0 201 35 «Денежные документы», а списание их на счет 0 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Кто сдает СЗВ-ТД

С 1.01.2020 года все предприятия станут отправлять в ПФР ежемесячный отчет – по форме СЗВ‑ТД. Данная форма представляет собой отчет, отсылаемый в ПФР о трудоустроенных и отчисленных лицах, а также о кадровых передвижениях работников (к примеру, перевод на другую работу или присвоение другой квалификации). Надо отметить, что финансовое взыскание за срыв отчетности в ИФНС является страшным сном любого главбуха и начальника. Штрафы за срыв отчета СЗВ-ТД в 2021 году были проголосованы Госдумой лишь в третьем чтении.

Обязанность по отправлению сведения в ПФР по форме СЗВ-ТД возлагается на все предприятия и ИП, невзирая на численность персонала, даже, если трудоустроено лишь одно физлицо.

Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется в территориальное ведомство ПФР (п. 1.4 распоряжения ПФ РФ № 730п от 25.12.2019).

Государственные ведомства также предоставляют данный отчет по категориям трудоустроенных лиц, согласно абз. 3 п. 2.6 ст. 11 закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года «О персональном учете … страхования».

О том, кому сдавать данный отчет – бухгалтеру или кадровику, решает руководитель предприятия, назначая ответственного своим приказом.

(Видео: “Сдача отчетности в ФСС (Фонд социального страхования)”)

В связи с переходом с 1.01. 2021 года на электронные трудовые книжки, отчетность можно передавать следующим образом:

  1. Работодатель с количеством работающего персонала 25 лиц и более обязан передавать данные в электронном виде, к примеру, воспользовавшись оператором электронного документооборота.
  2. При количестве трудоустроенного персонала менее 25 лиц, допускается направлять отчетность СЗВ-ТД на бумажном носителе.

Представление электронной отчетности СЗВ-ТД осуществляется в соответствии с приложением 3 распоряжения ПФР № 730п, подтверждая электронной подписью, согласно закона № 63-ФЗ от 06.04.2011 года «Об электронной подписи».

При первой отсылке отчетности СЗВ-ТД отображаются все данные о работающих лицах по состоянию на 1.01. 2021 года в учреждении (подп. 1 п. 2.5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996).

В отчете отображают сведения о:

  1. Трудоустройстве нового работника.
  2. Увольнении сотрудника.
  3. Перемещении на другую должность.
  4. Приобретении работающим лицом новой профессии или повышении квалификации.
  5. Лишении сотрудника права занятия некоторых должностей по судебному вердикту.
  6. Подаче сотрудника ходатайства о выборе метода учета его трудовой книжечки.
  7. О переименовании предприятия.

Отчет отправляется также на работающих лиц, устроенных по совместительству.

За срыв сроков отсылки отчета руководителю предприятия могут объявить предупреждение или выписать финансовое взыскание на 300-500 рублей.

В перспективе находится проект изменений в КоАП РФ, по которому предлагается увеличить такой штраф до 5 000 руб.

(Видео: “Сроки сдачи отчетности в ПФР и ФСС”)

Штраф за не сдачу декларации в ФСС

За срыв декларации налоговая служба может:

  • Назначить финансовое взыскание учреждению.
  • Арестовать банковские счета учреждения.

При этом, не играет роли, является ли учреждение плательщиком налога или нет.

Данное ведомство вправе наложить штраф за не предоставление декларации на любое учреждение, которое обязано сдавать отчет (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК).

Согласно установленному порядку, срыв предоставления отчетности в ФНС (расчета по страховым платежам или декларации) подлежит наказанию в виде финансового взыскания величиной 5% от налогового платежа, отображенного к перечислению в «просроченной» декларации и не зачисленной в госбюджет до утвержденной даты, за каждый просроченный месяц, но не выше 30% от недоимки и не ниже 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Однако, в любом правиле имеется исключение. Так, за срыв отчетности 6-НДФЛ учреждению понадобиться перечислить финансовое взыскание величиной 1000 рублей за каждый просроченный месяц (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

Требуется заметить, что для вычисления величины финансового взыскания за срыв отчета по страховым платежам сотрудники ИФНС берут во внимание задолженность на 30 число месяца, идущего за отчетным отрезком времени, т.е. на дату, являющейся последней для отправки отчетности (Разъяснение ФНС № ГД-4-11/ от 09.11.2017)

Кроме назначения финансового взыскания за срыв декларации, налоговое ведомство может наложить арест на банковские счета учреждения, если декларацию не представлена на протяжении 10 рабочих дней после пропуска даты ее отсылки (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме назначенных взысканий на учреждение за срыв отчетности, могут выписать взыскание руководителю учреждения или главбуху, равное от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность бухгалтеров

Уклонение от уплаты налогов

За уклонение от уплаты налогов и страховых взносов бухгалтеры несут уголовную ответственность по ст. 199 и 199.1 УК РФ (неперечисление НДФЛ). По данным статьям бухгалтеров могут наказать за непредставление налоговых деклараций, а также за включение в налоговые декларации заведомо ложных сведений.

Уголовная ответственность наступает только в случаях, когда судом установлено, что бухгалтер имел умысел на неуплату налогов и желал наступления преступных последствий (уклонение от налогообложения). Если бухгалтер забыл вовремя отправить налоговую декларацию или по ошибке включил в нее неверные сведения, это не будет считаться преступлением.

При этом уголовная ответственность наступает исключительно за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером считают сумму налогов более 5 млн рублей за 3 налоговых периода подряд, а особо крупным – более 15 млн рублей.

Уклонение в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 2 лет, арестом на срок до 6 месяцев или лишением свободы на срок до 2 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

Уклонение в особо крупном размере грозит бухгалтеру штрафом от 200 000 до 500 000 рублей, принудительными работами на срок до 5 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой или лишением свободы на срок до 6 лет с дисквалификацией на срок до 3 лет или без таковой.

То есть, пугать никого не хотим. Обычному среднему бухгалтеру уголовная ответственность обычно не грозит. Чтоб, как говорится, «сесть», нужно иметь умысел и оперировать очень крупными суммами.

Неуплата взносов в ФСС

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний установлена в соответствии со ст. 199.4 УК РФ. По этой статье бухгалтеры могут быть наказаны за следующие действия:

  • занижение базы для начисления страховых взносов;
  • заведомо неправильное исчисление страховых взносов;
  • непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • включение в расчет заведомо недостоверных сведений.

Уголовная ответственность наступает за уклонение, совершенное в крупном и особо крупном размерах. Крупным размером здесь считается сумма взносов свыше 2 млн рублей в пределах 3 лет, особо крупным – свыше 10 млн рублей в пределах 3 лет.

Уклонение от уплаты в крупном размере может грозить бухгалтеру штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей, принудительными работами на срок до 1 года либо лишением свободы на срок до 1 года. Если преступление совершено в особо крупном размере, то бухгалтер может быть оштрафован на сумму до 500 000 рублей либо лишен свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать должность или на срок до 3 лет.

При этом виновный в уклонении бухгалтер может быть освобожден от уголовной ответственности, если:

  • совершил преступление впервые;
  • полностью погасил задолженность по взносам и пеням, а также уплатил штраф.

Подделка документов

Подделка первичной документации и доверенностей наказывается по ст. 327 УК РФ. Согласно этой статье, подделка официального документа организации, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, влечет одно из следующих наказаний:

  • ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

Как правило, данная статья выступает в качестве дополнительной, и бухгалтера привлекают к ответственности по совокупности преступлений (уклонение от уплаты налогов и подделка документации).

Неудержание алиментов

Неудержание с работников алиментов может быть квалифицировано следствием как злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда по ст. 315 УК РФ.

Злостными действия посчитают, например, непредставление запрошенной информации судебному приставу, указанному в постановлении об обращении взыскания на зарплату работника организации.

Неудержание алиментов наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, либо лишением права занимать должность бухгалтера на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Материальная ответственность бухгалтера

К бухгалтеру применяется материальная ответственность, в т.ч. и за ошибки в бухучете. Она возникает, если работодателю нанесен прямой действительный ущерб.

Согласно ст. 238 ТК РФ бухгалтеру необходимо компенсировать вред компании, из-за которого произошло снижение имущества или денег.

Однако бухгалтер является наемным сотрудником, а потому он не несет материальной ответственности за налоговые правонарушения. Минфин в своем Письме от 22.08.2014 г. № 03-04-06/42105 пояснил, что административный штраф, уплаченный по вине сотрудника, считается ущербом компании, а потому она вправе требовать его компенсации с работника. Но штраф, выписанный за налоговое правонарушение, которое было совершено бухгалтером, нельзя считать ущербом компании.

Штраф представляет собой меру ответственности за неправильное выполнение налогоплательщиком своих обязательств. В качестве налогоплательщика подразумевается сама компания, а не ее наемный сотрудник — бухгалтер.

Ответственность за налоговые нарушения, например, при несоблюдении сроков сдачи отчетности или неуплату налогов, несет компания. Бухгалтер не обязан компенсировать ей штрафы за совершенные налоговые правонарушения. К примеру, об этом сказано в Апелляционном определении Мосгорсуда от 26.03.2019 г. № 33-13062/2019.

Пример

Бухгалтер неверно рассчитал зарплату и выплатил ее в большей сумме, чем нужно было. Соответственно, работодатель получил материальный ущерб, т.к. были неправомерно израсходованы деньги.

Работодатель может взыскать с бухгалтера ущерб, но только в пределах среднего месячного заработка работника. Для этого руководитель должен издать соответствующее распоряжение. В других случаях работодателю придется возмещать ущерб через суд.

Данный вариант происходит, если с бухгалтером не подписан договор о материальной ответственности. Тогда по ст. 241 ТК РФ причиненный ущерб возмещается, но только в пределах оплаты труда бухгалтера за месяц. Чтобы была возможность потребовать возмещения ущерба в полном размере, нужно подписать с сотрудником договор о полной материальной ответственности.

1С Комплект поддержки ИТС — это комплекс услуг и полезных сервисов, гарантирующий актуальность, работоспособность программы, круглосуточную поддержку, удобство работы в 1С, а также доступ к десятку справочников, включая раздел «Консультации по законодательству».

Недостатки при оформлении первичных документов

В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы – обязательных реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

К данной группе можно отнести следующие нарушения:

  • принятие к учету первичных документов, форма которых не утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н) и не предусмотрена учетной политикой учреждения;

  • принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (п. 5 ст. 161 БК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, абз. 5 п. 3 Инструкции № 157н);

  • несвоевременное формирование первичных документов. Например, имел место факт составления первичного документа – бухгалтерской справки на поступление объекта нефинансовых активов – права пользования служебным помещением (часть помещений здания) по истечении восьми месяцев с момента совершения факта хозяйственной жизни – заключения договора безвозмездного пользования служебным помещением;

  • отражение в бухгалтерском учете операций без оформления первичных документов. Допустим, выявлены факты начисления и выплаты заработной платы за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на выполнение государственного задания, без оформления первичных учетных документов по начислению и выплате заработной платы;

  • принятие к учету первичных учетных документов при отсутствии обязательных реквизитов. Например, товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов принимались к учету при отсутствии обязательных реквизитов (на­именование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи лиц, с указанием их фамилий, инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц) (пп. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н). Также могут иметь место случаи неотражения сведений об объектах основных средств в разд. 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031);

  • принятие к учету первичных учетных документов, составленных на иностранном языке, при отсутствии либо частичном отсутствии построчного перевода на русский язык информации о хозяйственной операции (п. 13 Инструкции № 157н);

  • оформление документов, служащих основанием для списания ГСМ и начисления заработной платы (путевых листов). Так, в ходе проверки нередко устанавливаются факты принятия к учету путевых листов, не соответствующих требованиям к их оформлению, а именно отсутствует отметка о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (дата, время, подпись и расшифровка подписи медицинского работника), не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах «Место отправления, назначения», не заполнено поле «Удостоверение № », на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке, указано недостоверное время работы водителя 24 часа в сутки пять дней в неделю, отсутствуют подписи лиц, пользовавшихся автомобилями (ч. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, пп. 4 п. 3, пп. 4 п. 6, пп. 2 п. 7 разд. II «Обязательные реквизиты путевого листа» Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Несвоевременная подача отчетности в ПФР

У многих бухгалтеров возникает насущный вопрос: а что будет, если несвоевременно подать отчетность не в налоговые органы, а в Пенсионный фонд, в который необходимо сдавать отчетность по начисленным взносам и удержаниям? И здесь есть главная особенность: с начала 2021 года вся отчетность, в том числе и по социальным взносам сдается исключительно в ФНС. Таким образом, юридические лица не должны подавать такие документы в орган ПФ уже начиная с 1 квартала 2021 года.

Относительно сроков сдачи, то если до 2021 года были установлены разные сроки подачи отчетности по социальным взносам в зависимости от формы подачи (бумажный или электронный вариант), то сейчас нет принципиальной разницы как субъект будет сдавать необходимые документы. Новая методика расчета и сдачи обязывает налогоплательщиков сдавать любой вид отчетности до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единые сроки подачи отчетности по страховым взносам представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Сроки подачи отчетности по страховым взносам по 2021 году (нажмите для раскрытия)

Период составления отчетности Сроки сдачи
1 квартал 2017 До 02.05.2017
1-е полугодие 2017 До 31.07.2017
9 месяцев 2017 До 30.10.2017
Отчетность за 2021 год До 30.01.2021

Фискальная же служба имеет полномочия взыскать штраф за несвоевременную подачу таких документов. Размер штрафа составит 5 % от суммы взносов, которые должны быть уплачены по данной отчетности. Штраф в размере 5% начисляется за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный месяц.

Следует также обратить внимание: в 2021 году сумма штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в 2021 году не может превышать 30% от суммы, которую предприятие должно уплатить в бюджет. Но также сумма санкций не может быть меньше 1000 рублей

Вопрос: что делать, когда в бюджет средства были уплачены, а декларация была не подана. В таком случае штраф начисляется на размер долга, то есть разницы между тем, что необходимо было уплатить, и тем, что уплачено. Если такая разница составляет 0, то тогда предприятие должно уплатить установленный минимум – 1000 рублей.

Пример: Предприятие подало через интернет отчетность по страховым взносам за 2 кв. 2021 года 25.08. 2021. В соответствие с поданной декларации размер социальных взносов за три месяца составил 500 тыс. рублей. Какая сумма штрафа будет возложена на предприятие?

Расчет: По установленным срокам, за 2-й квартал предприятие должно было подать отчетность по социальным взносам до 31 июля 2017 года. Следовательно, просрочка составляет не полный месяц, за который и будет начислена пеня. Размер штрафа составит: 5% *500000=25000рублей.

Возникает другой вопрос: Если предприятие уплатило всего лишь минимальный платеж – 1000 рублей, то как его распределять между всеми видами страховых взносов? Здесь ФНС рекомендует руководствоваться размером самих взносов, в частности:

  • 22% на общеобязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% – на медицинское;
  • 2,9% – на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности.

Вне зависимости от распределения, на счетах учета проводка по уплате штрафа за несвоевременную подачу социальных взносов отражается следующим образом:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

СЗВ-М: куда сдавать в 2021 и кому платить штрафы?

Вопрос бухгалтера: с 2021 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М?

Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2021 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда.

Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия.

В данный орган необходимо: (нажмите для раскрытия)

Каждый месяц подавать отчетность по форме СЗВ-М о количестве сотрудников, работающих на предприятии

Важно: отчет в 2017 году можно сдавать до 15 числа следующего месяца, а не до 10, как это было в предыдущие месяцы;
Раз в год подавать годовую отчетность о страховом стаже каждого работника. Такой отчет подается до 1 марта, следующего за отчетным периодом года.

Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность.

Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек.

Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей.

Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:

Д-т 99, К-т 69;

  1. Начисленный штраф уплачен

Д-т 69, К-т 51

Ошибки при формировании регистров бухгалтерского учета

Согласно ст. 10 Закона о бухгалтерском учете и п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.

Форма указанных документов, а также других регистров бухгалтерского учета утверждены Приказом № 52н. Если же в деятельности учреждения возникает необходимость использования иных регистров учета, форма которых не утверждена, они могут быть разработаны учреждением самостоятельно и утверждены в рамках формирования учетной политики. При этом регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются учреждением в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать обязательные реквизиты.

Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности – на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись.

К нарушениям при оформлении регистров относятся:

  • несвоевременное отражение фактов хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета. В частности, контрольными органами было установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, п. 10, 318 Инструкции № 157н в журнале по прочим операциям учреждением отражались принятые обязательства по государственным контрактам (договорам) с отсрочкой от 1 до 41 рабочего дня. Также были выявлены факты несвоевременного отражения ГРБС в регистрах бухгалтерского учета (журнал по прочим операциям, главная книга) доведенных сумм лимитов бюджетных обязательств;

  • неотражение в регистрах бухгалтерского учета фактов хозяйственных операций. Например, в ходе проверки устанавливается, что учреждением в регистрах бухгалтерского учета не отражена сумма начисленного налога на имущество, а также недостоверно отражена сумма начисленного транспортного налога, что приводит к искажению данных соответствующих строк баланса (ф. 0503730) на отчетные даты;

  • неоформление регистрами бухгалтерского учета результатов проведенной инвентаризации. В ходе проверок выявляются факты неоформления результатов инвентаризации нефинансовых активов (основных средств, материально-товарных ценностей) инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), а при инвентаризации денежных средств – инвентаризационными описями наличных денежных средств (ф. 0504088), инвентаризационными описями остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector