Что такое отдел кадров: функции и задачи, структура, обязанности работников
Содержание:
Правила оформления в 2020 году
Документ оформляют на листе формата А4 с эмблемой организации. Технические и общие условия оформления изложены в ГОСТ 7.0.97-2016. Должностная инструкция состоит из 4 разделов, регулирующих права, обязанности, ответственность и общие условия трудового взаимодействия. В шапке перечисляются реквизиты организации и генерального директора с простановкой даты утверждения.
Общие положения
- специалист относится к категории руководителей и назначается на должность приказом директора;
- требования к квалификации, образованию и опыту работы с учетом специальности;
- кому непосредственно подчиняется начальник отдела кадров (директору);
- порядок замещения и освобождения от должности в период временного отсутствия;
- специалист руководствуется локальными актами организации, методическими материалами, уставом, ДИ, указами и распоряжениями, действующим законодательством;
- руководитель должен знать структуру и штаты организации, кадровую политику и стратегию предприятия, состояние рынка труда, системы и методы оценки персонала.
Кроме того, начальник отдела кадров должен знать:
- внутренний распорядок;
- правила безопасности и охраны труда;
- организацию табельного учета;
- методы учета движения кадров;
- отечественный и зарубежный опыт работы с кадрами.
Обязанности
В разделе отражается перечень трудовых действий, которых ожидают от специалиста, которые прямо направлены на выполнение его трудовых функций. Здесь ориентируются на Профстандарт, а также задачи цели, поставленные организацией.
Должностные обязанности:
- Ведение распорядительной документации по персоналу, администрирование аттестационного документооборота.
- Организация табельного учета, составление графика отпусков, анализ текучки кадров, контроль за дисциплиной.
- Прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах, поиск и привлечение на вакантные должности.
- Руководство персоналом, координация работ по оценке и распределению кадров.
- Коммуникация с учебными заведениями и службами занятости, предоставление документов в государственные органы.
- Аттестация сотрудников, создание методических и информационных материалов, реализация решений аттестационных комиссий.
- Контроль за оформлением, переводом или увольнением сотрудников в соответствии с требованиями законодательства.
- Составление и передача документов в пенсионные службы, взаимодействие с социальными службами.
- Разработка и реализация корпоративной социальной политики, системы операционного управления персоналом.
- Разработка систем комплексной оценки квалификации, совершенствования аттестационной деятельности.
- Обновление и разработка методических материалов, внедрение инновационных методов взаимодействия и управления.
- Разработка кадровой стратегии и политики, организация стажировки и определения выпускников вузов в соответствии с профилем.
- Координация деятельности персонала, контроль за исполнением законодательных и локальных актов.
Важно! В прямые обязанности начальника кадрового отдела входят обеспечение социальных гарантий трудящимся, предоставление льгот и компенсацией, систематический анализ работы и внесение предложений по ее улучшению
Права
В разделе «Права» предусматриваются инициативы и прерогативы сотрудника, которые непосредственно вытекают из его трудовой деятельности и функций. Среди них:
- ознакомление с проектами организации в сфере кадрового учета и политики;
- внесение предложений по совершенствованию трудовой деятельности;
- визирование документации в пределах своей компетенции;
- взаимодействие с руководителями других структурных подразделений.
При разработке раздела необходимо опираться на ст. 21 ТК РФ, регламентирующую общие права сотрудников.
Уровни руководителей
В экономической литературе принято разделять управленческий персонал на три уровня в зависимости от выполняемых функций в компании:
- Высшее звено управленцев. К этому уровню относятся сотрудники, которые руководят и несут ответственность за деятельность всей компании в целом. Они разрабатывают основное направление деятельности производства, принимают ключевые решения, подготавливают долгосрочные планы, определяют бюджет и многое другое. Только эти руководители имеют полномочия приобретать или продавать компанию, новую производственную линию и т. д. К руководителям высшего звена относится президент и вице-президент компании, управляющий, председатель совета директоров, исполнительный директор. Занять кресло руководителя такого уровня — задача крайне сложная, требующая профессиональной самоотдачи и врожденных задатков лидера.
- Перед начальниками среднего звена ставится задача выполнить указания вышестоящих руководителей, донеся поставленные задачи до подчиненных, а именно нижнего звена. Специалисты среднего уровня могут вносить предложения по работе компании, определять методы и пути реализации поставленных начальниками целей. Кроме того, значимое место в работе таких специалистов занимает взаимодействие, руководство нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками. К среднему звену управленцев относятся начальники отделов и цехов, руководитель управления, проекта и другие.
- Управленцы низшего звена работают непосредственно с исполнителями процессов. Они представляют интересы рабочих, контролируют выполнение поставленных задач. К таким специалистам относятся менеджеры-контролеры, мастера участков, руководители групп и т. д.
Также классифицируют руководителей на линейных и функциональных. Отличаются они сферой влияния и возложенными полномочиями.
Права
Чтобы эффективно справляться с поставленными задачами, кадровики предприятия должны обладать определенным набором прав. В тексте положения указываются следующие их правомочия:
- получать от других отделов компании необходимую информацию;
- давать указания другим департаментам в рамках полномочий отдела кадров;
- контролировать трудовую дисциплину на предприятии;
- обращаться к руководству с предложениями о проведении мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников, укрепление корпоративной культуры;
- контролировать соблюдение трудового законодательства в компании и т.д.
Фирма формирует список правомочий с учетом задач и непосредственных обязанностей hr-департамента.
Документы отдела кадров
Как и любое структурное подразделение, описываемое, имеет собственную специфику. Во первую очередь, необходимо написать и утвердить положение о кадровой службе. В нем детально прописываются все его функции, права и обязанности. Если отдел небольшой, то пишется инструкция отдела кадров. В принципе, содержание у нее то же, что и у положения. Кроме того, необходимо составлять планы работы. Перспективный содержит мероприятия с длительным сроком исполнения. В ежемесячный (ежеквартальном) работа детализируется. Туда вносятся пункты по всему спектру функций. Однако опытный кадровик на этом не останавливается. Ему еще нужны планировочные таблицы. К примеру, в государственных учреждениях в них вносятся перспективные даты смены рангов, учета стажа и так далее. Каждое таковое изменение фиксируется приказом. На его основании бухгалтерия увеличивает заработную плату работника. В частном секторе тоже существуют собственные нюансы таковой работы. Возвращаясь к началу статьи, ответьте: сможет ли обязанности отдела кадров выполнять лодырь с низким уровнем образования?
Функции
Отдел кадров выполняет следующие функции:
4.1. Обеспечение разработки кадровой политики и стратегии предприятия.
4.2. Разработка прогнозов, определение текущей потребности в кадрах и источниках ее удовлетворения на основе изучения рынка труда.
4.3. Обеспечение предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности. Формирование и ведение банка данных о количественном и качественном составе кадров.
4.4. Совместно с руководителями заинтересованных подразделений подбор и отбор работников и внесение соответствующих предложений об их назначении на должности, оформление приказов о приеме на работу и другой необходимой кадровой документации.
4.5. Разработка условий приема на работу по конкурсу, подготовка и организация работы конкурсной комиссии.
4.6. Информирование работников предприятия об имеющихся вакансиях, использование средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников.
4.7. Установление прямых связей с соответствующими учебными заведениями, службами занятости и кадровыми агентствами.
4.8. Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, положениями, инструкциями и приказами руководителя предприятия.
4.9. Обеспечение учета личного состава.
4.10. Прием, заполнение, хранение и выдача трудовых книжек. Ведение установленной документации по кадрам.
4.11. Подготовка материалов для представления персонала к поощрениям.
4.12. Подготовка соответствующих материалов по привлечению работников к материальной и дисциплинарной ответственности.
4.13. Расстановка кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств. Контроль за правильностью расстановки работников и использования их труда в структурных подразделениях предприятия. Изучение профессиональных, деловых и моральных качеств работников в процессе их трудовой деятельности.
4.14. Организация аттестации работников предприятия, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, осуществление постоянного контроля за ходом выполнения решений аттестационной комиссии.
4.15. Участие в подготовке необходимых материалов для рассмотрения на комиссии по установлению выслуги лет.
4.16. Подготовка соответствующих документов по пенсионному страхованию и представление их в органы социального обеспечения.
4.17. Выдача справок о работе на предприятии, занимаемой должности и размере заработной платы.
4.18. Обеспечение социальных гарантий трудящихся в области занятости, соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций.
4.19. Составление графиков отпусков, учет использования работниками отпусков, оформление очередных отпусков в соответствии с утвержденными графиками и дополнительных отпусков.
4.20. Оформление и учет командировок.
4.21. Табельный учет.
4.22. Контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего распорядка.
4.23. Анализ текучести кадров.
4.24. Обеспечение разработки мероприятия по укреплению трудовой дисциплины, снижению текучести кадров, потерь рабочего времени, контроль за их выполнением.
4.25. Рассмотрение жалоб и заявлений работников по вопросам приема, перемещения и увольнения, нарушения трудового законодательства.
4.26. Принятие мер к выявлению и устранению причин, порождающих жалобы работников.
4.27. .
назад к оглавлению