Снижение кадастровой стоимости дома и земельного участка
Содержание:
- Правомерные ожидания исправления ошибок, или В чем твоя вера, налогоплательщик?
- Как найти ошибку и что с ней делать?
- Как оспорить кадастровую стоимость через комиссию
- Установление кадастровой стоимости в размере рыночной: ГБУ или суд?
- Законодательная база
- Как формируется КС
- Подходы к определению стоимости ЗУ
- Тонкости применения пересмотренной кадастровой стоимости
- Кто и в какие сроки оспаривает кадастровую стоимость
- Уменьшение кадастровой стоимости недвижимости пошагово
- Переоценка ОС: отражение в бухгалтерском учете
- Переоценка земли
Правомерные ожидания исправления ошибок, или В чем твоя вера, налогоплательщик?
Итак, по мнению ВС РФ, защите подлежат только правомерные ожидания налогоплательщика, а исправление ошибок, допущенных при проведении государственной кадастровой оценки и установление налоговой базы, в основе которой лежит рыночная стоимость объекта недвижимости, не может свидетельствовать об ухудшении его положения и не дает основания для выводов о нарушении принципа доверия к закону.
Другими словами, государство имеет полное право на исправление допущенных ошибок, даже если это приводит к ретроспективному увеличению размера налога.
Нам представляется, что подобные выводы, применительно к сложившейся в Москве в 2016 году ситуации, сделаны Судом без учета одного очень важного обстоятельства. Дело в том, что действующая в 2016 году редакция допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки
Дело в том, что действующая в 2016 году редакция допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ из положений было исключено прямое указание на технический характер ошибки.
В новой редакции использовался термин «ошибочно определенная кадастровая стоимость» и действие указанной нормы было распространено на ситуации, связанные с исправлением любых ошибок при установлении кадастровой стоимости.
Однако новая редакция стала действовать только с 1 января 2017 года и не регулировала отношения, возникшие в 2016 году.
Если, техническая ошибка – это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «»), то рассуждения о возможности применения увеличенной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы в 2016 году будут приемлемы только тогда, когда отсутствие надлежащего учета стоимостных характеристик объекта недвижимости будет признано именно технической, а не какой-либо иной (кадастровой, учетной, реестровой и пр.) ошибкой.
Между тем, ВС РФ не стал разбираться в характере ошибок, приведших к необходимости изменения кадастровой стоимости, ограничившись лишь указанием на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций расчетным путем применительно к на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.
Что же получается? По мнению ВС РФ правомерные ожидания налогоплательщика – это необходимость уплачивать налог на имущество организаций, исходя из объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объекта недвижимости, и налогоплательщик всегда должен быть готов к тому, что государство может увеличить налоговое бремя задним числом, если посчитает сведения об объекте недвижимости ошибочными.
Но что же такое правомерные или законные ожидания, существование которых в качестве правовой презумпции, если верить ВС РФ, должно являться принципом российской правовой системы?
Так, например, Шерстобитов О.Н. в материале «Защита законных ожиданий – основополагающий принцип административного права» («Административное право и процесс, 2019, № 2) рассуждает: «Любое лицо имеет право получать ясную и правдивую информацию о деятельности публичной администрации заранее, до вступления в правоотношение. В этом случае оно сможет ориентироваться в публичном порядке, просчитывая свое поведение в отношении органов управления и действия этих органов в отношении себя. Властные субъекты, в свою очередь, не будут произвольно и непредсказуемо изменять практику даже при наличии права действовать по усмотрению». Исходя из этого, правомерные ожидания налогоплательщика обусловлены верой, прежде всего, в неукоснительное соблюдение государством требований закона, а применительно к рассматриваемой ситуации – верой в возможность увеличения налогового бремени задним числом только в случае совершения именно технической, а не какой-либо иной ошибки в процессе проведения государственной кадастровой оценки.
Попытка иначе использовать тезис о «правомерных ожиданиях», как инструмента увеличения возлагаемого на налогоплательщика фискального бремени, будет достижением цели негодными средствами.
Как найти ошибку и что с ней делать?
Первое, что указывает на возможное наличие ошибки, – размер кадастровой стоимости. Каждый собственник, правообладатель объекта недвижимости ориентировочно понимает, какова его рыночная стоимость. Согласно логике законодательства кадастровая стоимость – это рыночная стоимость, определенная методом массовой оценки. То есть расхождение кадастровой и рыночной стоимости не должно быть существенным. Если кадастровая стоимость не укладывается в рыночный диапазон, скорее всего, была допущена ошибка.
Но как понять, в чем именно ошибка?
1. Можно обратиться в ГБУ с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в порядке ст. 20 Закона № 237-ФЗ. Подобное заявление рассматривается в течение 30 дней. Если ГБУ найдет ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости, ее должны будут исправить (ст. 21 Закона № 237-ФЗ). Тем не менее данный способ не гарантирует выявления ошибки.
2. Можно попробовать найти ошибку самостоятельно. Технологии позволяют разобраться в данном вопросе, не выходя из дома. Но нужно иметь в виду: без специального оценочного образования скорее получится выявить лишь очевидные («технические») ошибки.
Чтобы понять, какие данные были использованы при проведении государственной кадастровой оценки, необходимо обратиться к общедоступному ресурсу «Фонд данных государственной кадастровой оценки». Здесь отображаются сведения об объекте недвижимости, на основании которых рассчитывалась кадастровая стоимость. Более подробную информацию можно найти в отчете об определении кадастровой стоимости. Такие отчеты также есть в открытом доступе в вышеупомянутом Фонде данных.
Стоит отметить, что ошибки методологического характера крайне сложно доказать даже при привлечении профессионального оценщика. При этом, несмотря на то что ключевая цель – это пересмотр кадастровой стоимости, доказать надо именно наличие ошибки при проведении государственной кадастровой оценки, что проблематично, учитывая массовый характер расчетов4. Более того, если ошибку получится выявить, кадастровую стоимость объекта пересчитают на основании массовых показателей и скорректируют исключительно в рамках обнаруженной ошибки, а это не всегда приводит к ожидаемому результату. В большинстве случаев при выявлении ошибки не технического характера правообладателю целесообразно сразу идти по пути установления кадастровой стоимости, равной рыночной.
Как оспорить кадастровую стоимость через комиссию
Если выбран внесудебный способ урегулирования, необходимо подготовить заявление и документы, подтверждающие неправильную кадастровую стоимость. После рассмотрения комиссией подготовленного пакета документации изменения будут внесены в реестр.
Шаг 1. Составление заявления
На имя руководителя комиссии при территориальном отделении Росреестр готовится заявление со следующими реквизитами:
- Название комиссии, рассматривающей вопросы по кадастровой оценке.
- Сведения о заявителе. Для физического лица указывают ФИО полностью и адрес. Для организаций указывают точное название, адрес почтовый и фактический.
- Информация о спорном объекте собственности.
- Причины признания кадастровой стоимости неверной.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата и подпись.
Заявление подлежит рассмотрению комиссией согласно регламенту, определенному ст. 24.18 закона № 135-ФЗ.
Шаг 2. Сбор доказательств
Чтобы у комиссии были основания для пересмотра, необходимо подтвердить свои претензии прилагаемыми документами. Не имея подготовленного заявителем пакета приложений, комиссия откажет в рассмотрении заявления.
Согласно , к заявлению прикладывают документы:
- выписка ЕГРН с информацией о кадастровой стоимости;
- копия документа, устанавливающая право на имущество;
- оценочная экспертиза с установлением рыночной стоимости;
- договор купли-продажи, судебное решение, устанавливающий право пользования акт госорганов;
- свидетельство на собственность, выписка ЕГРН.
Отчет об оценке платный. До заключения договора и оплаты услуг оценочной компании следует узнать, имеется ли у исполнителя оценки ЭЦП для заверения электронных документов, которые может запросить суд или комиссия.
Шаг 3. Подача заявления
Подготовив заявление и собрав документацию, следует направить его в отделение Росреестра, в комиссию по оспариванию кадастровой оценки. Вместо личного визита в комиссию можно направить обращение по почте, либо через интернет на портале Госуслуг.
Допускается подача заявления через отделение МФЦ. С момента получения до вынесения решения комиссией отводится 1 месяц.
Шаг 4. Получить решение
О дате рассмотрения заявления заявителю сообщат в течение первых 7 дней с момента получения обращения.
Заинтересованные лица вправе являться на заседания комиссии. Если выносят решение об отказе, заявитель далее обращается в суд. При удовлетворении требований в заявлении комиссия выносит решение об изменении результатов оценки, и далее в 5-дневный срок комиссия публикует свое решение в интернете.
Шаг 5. Внесение изменений
На исправление сведений комиссии отводят 10 дней, в течение которых должны пересчитать кадастровую стоимость.
В случае отказа в удовлетворении требований пересмотреть кадастровую стоимость по причине недостоверных данных о недвижимости, обращаются в судебную инстанцию для обжалования решения комиссии.
Установление кадастровой стоимости в размере рыночной: ГБУ или суд?
В действующей модели пересмотра кадастровой стоимости законодатель постепенно уходит от обязательного досудебного урегулирования спора о величине кадастровой стоимости. Текущая редакция Закона «О государственной кадастровой оценке» предусматривает право субъекта формировать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре. А заинтересованное лицо имеет право обратиться напрямую в суд, минуя комиссию. Возврат к досудебному административному механизму установления кадастровой стоимости в размере рыночной мы видим в новом законе.
В процессе разработки и принятия законопроекта самым дискуссионным был вопрос о процедуре установления кадастровой стоимости в размере рыночной, которая в первоначальной редакции была полностью делегирована сотрудникам ГБУ. Предусматривалась возможность оспорить в суде решение учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости по формальным основаниям – без заявления требований об установлении стоимости в размере рыночной. Конечная редакция законопроекта предоставила заявителю право на пересмотр стоимости в суде, но только после рассмотрения соответствующего заявления ГБУ.
Для применения нормы о делегировании полномочий по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной сотрудникам ГБУ установлен переходный период – до 1 января 2023 г. В течение этого периода высший исполнительный орган субъекта может принять решение о переходе на новые правила оспаривания кадастровой стоимости. Если такое решение он не примет – до 1 января 2023 г. будет действовать порядок, предусмотренный текущим законодательством (т.е. оспаривание кадастровой стоимости в комиссии и/или суде).
Законодательная база
Российское законодательство разработало ряд законодательных проектов на федеральном уровне, регулирующих вопросы по оценке земель поселений:
- Земельный кодекс РФ.
- Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ).
- ФЗ № 135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ».
- ФЗ № 237 от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
- ФЗ № 221 от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности».
- ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».
- Приказ № 226 от 12.05.2017.
- Приказ № 358 от 07.06.2016.
- Постановление № 945 от 25.08.1999.
- Постановление № 316 от 08.04.2000.
- Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1).
- ФСО № 2.
- ФСО № 3.
- ФСО № 4.
Как формируется КС
Чтобы понять, почему и как меняется кадастровая стоимость квартиры с годами, нужно учесть, какие факторы влияют на этот процесс. К ним относится:
- местонахождение объекта;
- состав и качественные характеристики;
- площадь;
- наличие построек на участке и их возраст;
- целевое назначение земли;
- развитость и состояние окружающей инфраструктуры;
- перспективы и планы развития населенного пункта, в котором находится объект;
- возможность улучшения;
- рыночные показатели.
Если собственник сомневается, может ли меняться кадастровая стоимость квартиры, следует внимательно проанализировать свое жилье с учетом перечисленных выше параметров. Некоторые из них, вроде площади и местонахождения, останутся неизменными. Другие же, например, перспективы развития и состояние инфраструктуры, могут измениться и в результате повысить или понизить цену объекта.
Нужно помнить, что цена недвижимого имущества периодически пересматривается. И если человек планирует продавать свою квартиру, то, возможно, с этим стоит подождать или, наоборот, поторопиться. Ведь каждая построенная рядом станция метро, дорога и больница повысят цену имущества. А закрытие школы или перенос автостанции уменьшат его стоимость.
Особенности изменения стоимости земельного участка
Существуют нюансы того, как меняется кадастровая стоимость земельного участка. Порядок и частоту проверки, на основании которой определяется цена земли, устанавливают местные органы власти. От того, насколько тщательно она будет осуществлена, зависит и частота проведения последующих оценок.
Минимальный срок – три года, но в среднем пересмотр КС земли производится один раз в пять лет. Нарушать регламент, установленный в регионе, нежелательно, поскольку это может повлечь необходимость в проведении оценочных мероприятий уже на федеральном уровне.
Внеочередная проверка может проводиться в силу причин, значительно влияющих на ценность недвижимости, например, в связи с возведением нового инфраструктурного объекта или произошедшими техногенными или природными авариями.
Подходы к определению стоимости ЗУ
Компромиссом между ревизионной системой ГКН и гражданами из числа землепользователей, является гибкая оценка недвижимости и земельных участков, допускающая перепроверки правильности проведённых расчётов.
Нередко используя различные подходы и методы оценки земельных участков, на одном и том же наделе, получаются различные результаты.
Наиболее распространённые подходы оценки земельного участка при определении цены недвижимости, считаются:
- сравнительный;
- затратный;
- доходный.
Сравнительный
Здесь выявляются ранее успешно используемые аналоги, с подобными свойствами ЗУ. В их числе:
- близость (удалённость) к центру населённого пункта;
- тип населённого пункта;
- соответствие зоне застройки;
- расположение в черте города или за его пределами;
- развитие транспортных сообщений и инфраструктуры;
- наличие инженерных коммуникаций;
- экология и условия ландшафта.
Выделяя кадастровые кварталы со сходными параметрами, где недавно проводилась ревизия, оценщики нередко устанавливают аналогичную кадастровую стоимость.
Сравнительный подход к оценке земельных участков применим только к таким участкам, которые имеют аналоги.
После проведения анализа и мониторинга, вносятся соответствующие поправки, основанные на несущественных различиях массивов.
Больше сведений о сравнительном подходе смотрите в следующем видео:
Затратный
Здесь существенную роль играют капитальные вложения, внесённые из муниципального или государственного бюджета. Например:
- благоустройство инфраструктуры;
- проведение коммуникаций;
- строительство автомагистрали и т.п.
Их окупаемость зависит от постепенного внесения в бюджет затраченных средств, за счёт налогообложения владельцев ЗУ.
Затратный подход в оценке земельного участка всегда учитывает, что благоустроенные участки имеют более высокую стоимость, чем земли на пустыре.
Нередко такая ситуация не зависит от субъекта, вносящего финансовые вложения. Например, полученные на пустынной окраине земли под ИЖС, потребовали от владельцев организации работ по обеспечению зоны застройки коммуникациями. Строительство так же проводилось за счёт собственников, но стоимость земель и соразмерное увеличение налога – стали следствием усилий граждан.
О затратном подходе можете узнать больше, посмотрев видео:
Доходный
Доходный подход к оценке земельного участка используется при ревизии массивов достаточно редко. Он применяется только при оценке земель, имеющих коммерческую ценность. Например, при выделе застройщику места в элитном квартале, в особенности – в местах возведения торговых площадей или офисных зданий.
Это единственный способ оценки, который закладывает в стоимость будущие перспективы.
Ценообразование складывается из перспектив, которые допускают получение существенной прибыли из владения соответствующим участком, на основании преимуществ, которые планируются в зоне застройки. Иногда такие преимущества возникают в силу расположения ЗУ в особо благоприятном ландшафте или экологически привлекательном контексте.
Однако установление кадастровой стоимости опирается на допускаемые перспективы лишь отчасти, в отличие от рыночной стоимости, которая вправе опираться на преимущества использования ЗУ по максимуму.
Доходный подход к определению рыночной стоимости земельного участка подробнее рассмотрен в видео:
Тонкости применения пересмотренной кадастровой стоимости
С 1 января 2019 г. существует противоречие между нормами Налогового кодекса и оценочного законодательства в части даты начала применения для целей налогообложения оспоренной кадастровой стоимости. Налоговый кодекс говорит, что пересмотренная стоимость должна применяться с начала действия кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания (ч. 15 ст. 378.2, ч. 2 ст. 403, ч. 1.1 ст. 391 НК РФ). Тогда как законодательство об оценочной деятельности указывает на применение пересмотренной стоимости с 1 января года, в котором было подано заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Учитывая это противоречие, при исполнении решений об изменении кадастровой стоимости могут возникать проблемы, так как Росреестр при внесении обновленных сведений в ЕГРН руководствуется нормами Закона «О государственной кадастровой оценке», а налоговые органы рассчитывают налоговую базу в соответствии с данными ЕГРН.
Надежды, что новый закон устранит противоречие, не оправдались. В п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона «О государственной кадастровой оценке» (в ред. законопроекта) перешла формулировка о применении оспоренной кадастровой стоимости с 1 января года подачи соответствующего заявления в ГБУ.
Более того, авторы законопроекта решили пойти дальше. В документе разъяснен период действия оспоренной стоимости для арендаторов государственного и муниципального имущества, арендная плата за которое исчисляется исходя из его кадастровой стоимости: при установлении стоимости в размере рыночной арендная плата за предшествующие периоды не изменяется.
Кто и в какие сроки оспаривает кадастровую стоимость
Как следует из положений ч. 1 ст. 22 закона № 237-ФЗ, оспаривать результаты кадастровой оценки могут юрлица и обычные граждане, заинтересованные в результатах:
- владельцы собственности, включая доли в недвижимости;
- бывшие владельцы для оспаривания кадастровой оценки с целью снижения начисленных налогов;
- владеющие имуществом в бессрочном пользовании или пожизненно наследуемым объектом собственности;
- арендаторы с согласия собственников недвижимости, если плата по арендному договору рассчитывается на основании кадастровой стоимости, а в договоре указана такая возможность;
- граждане с исключительным правом аренды/выкупа земли из государственного или муниципального земельного фонда;
- лица, фактически пользующиеся участком, при заключении сторонами соглашения или вынесения судебного решения об установлении платы за сервитут согласно кадастровой оценке;
- государственные или муниципальные инстанции, если оспаривается оценка публичной собственности;
- представители прокуратуры, действуя в публичных интересах.
Кадастровая стоимость оспаривается в любой момент в течение всего периода владения имуществом и после отчуждения, если пересматривается оценка для изменения налогов за время, когда заявитель владел собственностью. Нельзя оспорить измененную стоимость, если ее уже внесли в ЕГРН согласно , однако в Кодексе Административного Судопроизводства действует иная норма, ограничивающая оспаривание сроком в 5 лет, если предыдущая стоимость определяется законом №135-ФЗ (ч. 10 ст. 24.18).
Уменьшение кадастровой стоимости недвижимости пошагово
КС редко совпадает с ценой, формируемой рынком, как правило, она выше, порой существенно, что ведет к переплатам налогов. Если начисления явно завышены, то стоит подумать об уменьшении КС.
Определение наличия оснований для переоценки
Прежде всего нужно получить выписку из ЕГРН и посмотреть, во сколько оценили недвижимость. После этого можно примерно сопоставить стоимость своего участка или дома с ценами на аналогичные объекты. Для этого можно пользоваться такими сайтами, как Авито, газетами с предложениями о продажах. Можно также получить консультацию у специалистов агентств недвижимости. При опыте работы в несколько лет такой человек легко назовет примерную цену, по которой можно реализовать объект.
Если КС оказалась существенно выше, то следующий этап — обращение в оценочную организацию.
Обращение в оценочную компанию
Этот шаг нужен для получения официального документа. Оценщик проводит обследование объекта недвижимости, изучает документы на него, сопоставляя с конкурентными показателями на аналогичные участки или дома. По окончании работы выдается отчет, в котором указана рыночная цена.
Сбор документов
Чтобы подать заявление о снижении КС, необходимо собрать следующую документацию:
- выписку ЕГРН о текущей кадастровой стоимости;
- правоустанавливающий документ на недвижимость (выписка ЕГРН или выдававшееся до 2016 г. свидетельство о праве собственности);
- отчет оценочной организации с обоснованием рыночной цены на объект;
- другие документы, которые подтверждают завышенный показатель КС.
Обращение в комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости
Комиссия при региональном управлении Росреестра — это досудебный уровень разрешения спора. Если гражданин имеет право обратиться в суд напрямую, то для юрлиц этот этап обязателен.
Госпошлину уплачивать не требуется, решение комиссии можно оспорить в судебном органе.
Ожидание решения комиссии
В комиссию входят 8 человек, пересмотр может быть проведен, если на заседании присутствует половина из них. Спор решается в течение месяца.
После принятия решения о нем уведомляется владелец недвижимости и орган самоуправления, на территории которого данный объект находится.
Комиссия рассматривает 2 вида жалоб:
- о недостоверности сведений;
- об установлении рыночной цены.
В обоих случаях выносится решение или об отклонении заявления, или о пересмотре текущих данных.
К сожалению, реальное положение дел таково, что данный этап редко бывает удачным. В большинстве случаев следует отказ. Гражданам лучше сразу подавать иск в суд, заключив договор с квалифицированным адвокатом. С 1 января 2023 г. кадастровые комиссии будут отменены, и их функции перейдут к Государственным бюджетным учреждениям (ГБУ).
Составление иска в суд
В суде можно оспорить как непосредственно кадастровую оценку, так и решение комиссии. Истец может заявить одно из требований:
- снижение имеющейся кадастровой стоимости земельного участка в связи с недостоверными сведениями при оценке или вкравшейся ошибке;
- установление рыночной цены;
- оспаривание решения комиссии Росреестра.
Заявлять другие претензии в иске нельзя. Для возвращения переплаты налогов нужно сначала дождаться решения по иску об оспаривании кадастровой стоимости, а затем подать новый иск в случае положительного решения по предыдущему заявлению.
Документы к иску подаются те же, что и в комиссию. Кроме того, понадобится квитанция об уплате госпошлины (для граждан 300 рублей, для юрлиц 3000 рублей), уведомления о вручении лицам, участвующим в деле, копий заявления. Для организаций нужно будет подтвердить прохождение досудебного этапа.
Судебное заседание
Первая инстанция для подобных административных дел — верховные суды субъектов Федерации. Ответчиком является Росреестр.
Рассмотрение занимает 2 месяца, суд может продлить этот срок на 1 месяц. Стороны дела извещаются судом, но их неявка не служит препятствием для вынесения решения. Доказательства предоставляют сами участники. Ходатайство об их истребовании судом будут приняты, только если участник лишен такой возможности по объективным причинам.
Если заявитель — участник долевой собственности, то суд пересмотрит КС всего объекта. Возможные возражения от других собственников не повлекут обязательного отказа в заявлении, но будут рассмотрены как одно из доказательств.
В случае положительного решения, в его резолютивную часть вносится сумма установленной судом кадастровой стоимости. Она подлежит внесению в кадастр недвижимости.
Судебное решение возможно обжаловать в апелляционном порядке. На это дается 1 месяц со дня вынесения постановления.
Переоценка ОС: отражение в бухгалтерском учете
Рассмотрим пример бухгалтерских проводок при переоценке ОС. Организация впервые решила переоценить две группы ОС — группу машин и механизмов и группу вычислительной техники. Данные по группам представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Группа машин и механизмов |
Группа вычислительной техники |
---|---|---|
Первоначальная (балансовая) стоимость на 31 декабря |
150 млн. руб. |
16 млн. руб. |
Суммы начисленной амортизации на 31 декабря |
28 млн. руб. |
5 млн. руб. |
Рыночная стоимость на 31 декабря |
180 млн. руб. |
10 млн. руб. |
Коэффициент пересчета |
180/150=1,2 |
10/16=0,625 |
Таблица 2
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
---|---|---|---|
Дооценка по группе машин и механизмов отнесена на увеличение добавочного капитала |
01 |
83 |
30 млн. руб. (180 млн. руб.—150 млн. руб.) |
Корректировка накопленной амортизации в связи с дооценкой группы машин и механизмов |
83 |
02 |
5,6 млн. руб. (28 млн. руб. х 1,2 — 28 млн. руб.) |
Уценка первоначальной стоимости по группе вычислительной техники отнесена на прочие расходы организации |
91-2 |
01 |
6 млн. руб. (16 млн. руб. — 10 млн. руб.) |
Корректировка накопленной амортизации в связи с уценкой по группе вычислительной техники |
02 |
91-1 |
1,875 млн. руб. (5 млн. руб. — 5 млн. руб. х 0,625) |
При проведении в отчетном периоде переоценок основных средств по состоянию на 31 декабря сравнительные данные за периоды, предшествующие отчетному, не изменяются (см. письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). Данная точка зрения соответствует нормам международных стандартов учета (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Пунктами 17 и 18 (IAS) 8 установлено, что изменение учетной политики при первоначальном применении переоценки активов должно рассматриваться как переоценка, т.е. как изменение оценочных значений без ретроспективного отражения в учете.
Переоценка земли
Земельный участок представляет собой ресурс, который в течение времени не изменяется и не теряет своих свойств. Поэтому для него не определяется срок эффективного использования. Его стоимость нельзя погасить путем амортизации. До 2011 года действовал запрет на переоценку участков земли, признанные ОС организации. Но после этот запрет был отменен. Поэтому, организации вправе решить провести ее переоценку. Это должно быть отражено в учетной политике компании. При переоценке земельных участков, организация должна делать это регулярно. Порядок такой процедуры, а также правила проведения компания определяет самостоятельно.
Корректировка стоимости происходит при использовании индексов цен, определяемых органами статистики, либо прямым приведением стоимости в соответствие рыночным на определенную дату. После проведения переоценки составляется соответствующий акт, который подписывают все члены комиссии и руководитель компании. К акту прикладываются документы, подтверждающие адекватность полученной суммы, по которой земля будет отражаться в бухучете.