Порядок регистрации коллективных договоров и соглашений в министерстве социального развития московской области

Как регистрируется коллективный договор, и является ли регистрация договора обязательной?

Обязательно ли нужно регистрировать колдоговор и на что влияет его регистрация? Где и в какие сроки его регистрировать? Читайте в статье, скачайте образцы документов

Читайте в нашей статье:

Зачем нужна регистрация коллективного договора

Несмотря на кажущееся отсутствие необходимости посвящать третью сторону в тонкости сотрудничества, работодатель обязан зарегистрировать коллективный договор (ст. 50 ТК РФ).

Далеко не все представители профсоюзных организаций достаточно хорошо осведомлены о своих правах; зачастую то же можно сказать и о работодателях. Это означает, что колдоговор нуждается в проверке со стороны надзорных органов на предмет выявления несоответствия трудовому законодательству.

https://youtube.com/watch?v=y6xTwyGyTXY

Уведомительной регистрацией коллективного договора в 2019 году занимается Федеральная служба по труду и занятости.

Уведомительная регистрация коллективного договора имеет и другие цели:

  • получение статуса правового акта, принятого уполномоченным госорганом;
  • сбор Рострудом статистических данных — информации о количестве заключенных договоров;
  • обеспечение условий для контроля за исполнением коллективных договоров;
  • помощь в составлении договора.

В Трудовом кодексе нет упоминания об ответственности за незарегистрированный колдоговор. Однако, по КоАП РФ работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Принятые изменения к договору также подлежат регистрации. Стоит отметить, что колдоговор начинает действовать с момента его подписания, вне зависимости от того, прошел он регистрацию или нет.

Порядок уведомительной регистрации колдоговора

Часто у руководителей возникают вопросы по поводу алгоритма действий по регистрации, дело усугубляется также тем, что в разных регионах установлены разные порядки регистрации коллективного договора.

Шаг 1. В срок до 7 дней с момента подписания соглашения работодатель пишет в соответствующий орган заявление на уведомительную регистрацию коллективного договора (образец формы можно скачать в конце статьи). Право подписи данного заявления имеет только сам руководитель организации.

Шаг 2. Подается заявление либо в бумажном виде непосредственно в офисе уполномоченного органа, либо в электронном виде (в большинстве органов имеется такая опция). Иногда требуется предоставление документов в обоих форматах (как, например, в Департаменте труда и соцзащиты населения г. Москвы).

Шаг 4. Во время рассмотрения заявления государственный орган проверяет законность норм коллективного соглашения. Срок рассмотрения составляет не более 30 дней, однако, здесь также могут действовать региональные правила, например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

Шаг 5. По окончании проверки колдоговор в срок не более 5 дней фиксируется в электронном журнале регистрации договоров с присвоением регистрационного номера.

Шаг 6. Согласно порядку, определенному Административным регламентом, в случае, если документы от заявителя были получены по почте, с ним должны связаться представители проверяющего органа и уточнить, каким образом он предпочитает получить пакет документов обратно после завершения процедуры регистрации.

Шаг 7. Два экземпляра договора возвращаются в организацию, один остается в органе, осуществившем регистрацию, и хранится в течение всего периода действия. Проверенные экземпляры на своих титульных листах должны иметь штамп с:

  • подписью проверяющего;
  • датой регистрации;
  • номером в реестре коллективных договоров.

Если в колдоговоре выявляются нарушения трудового законодательства, организации, помимо проштампованных договоров, получают также извещение о нарушениях. Второй экземпляр извещения передается в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя.

Некоторые трудовые органы обязывают заявителя исправить коллективный договор при выявлении условий, не соответствующих закону, в течение установленного периода.

Требование не соответствует ТК РФ, который просто запрещает применять незаконные условия соглашения.

Необходимо отметить, что услуга по уведомительной регистрации коллективного договора, оказывающаяся проверяющим органом, полностью бесплатна.

Сроки регистрации

Так в случае самостоятельного обращения, административное действие ограничено временными рамками:

  • проверка бумаг, решение о возможности оказания услуги – до 20 минут;
  • взаимодействие со специалистом, если в итоге принято решение услугу предоставить – до 30 минут;
  • передача заявляющему лицу нужных бумаг – до 10 минут.

Если заявка подаётся в письменной форме, нормативный срок проверки не более 15-и дней. При подаче заявления через МФЦ рассмотрение также в течение 15-и дней.

Предусмотрена также обязательная регистрация КД в электронном виде. Для этого существует электронный журнал регистрации. Данные в электронный журнал заносятся в течение пяти суток с момента регистрации. Проверка на наличие в КД условий, не отвечающих требованиям трудового законодательства, занимает не больше двадцати пяти суток.

Согласно принятым административным нормам должно быть обеспечено своевременное оповещение заявителя об итогах проверки либо об отказе от её проведения. Оповещение проводится сообразно тому, каким образом подавалась заявка на проведение процедуры.

Порядок обжалования

Этим правом можно воспользоваться в нижеприведённых ситуациях:

  • обращение не зарегистрировано должным образом;
  • срок оказания услуги не соответствует установленному;
  • от сотрудника ответственной организации получено требование о предоставлении дополнительных данных, не заявленных в нормативных актах;
  • отклонение правильно оформленных бумаг, поданных согласно списку;
  • немотивированное несогласие оказать услугу либо основания отказа надуманны и не законны;
  • выдвинуто условие оплатить услугу, которая заявлена как бесплатная;
  • сотрудники организации, ответственной за предоставление услуги, уклоняются от исправления допущенных в выданных документах ошибок и опечаток.

То есть досудебному опротестованию подлежат:

  • ущемление прав лица, выступающего заявителем;
  • неправомерные решения;
  • незаконные действия или же бездеятельность служащих при выполнении должностных обязанностей;
  • несоблюдение принципов служебной этики в процессе оказания услуги.

Подача претензии осуществляется несколькими вариантами:

  • при личном посещении того отделения, где запрос был подан либо там, где был выдан результат;
  • по почте;
  • в электронном виде на соответствующем сайте;
  • в районном отделении МФЦ.

Подаваемая претензия должна содержать следующую информацию:

  • паспортные данные заявителя, сведения о месте проживания (для юрлица месте нахождения), email-адрес, телефон;
  • полное наименование исполнительного органа, должность и ФИО сотрудника действия которых опротестовываются;
  • доводы для подачи жалобы.

Поданная претензия регистрируется не позже следующего рабочего дня.

Подписание коллективного договора, а также своевременное внесение поправок и дополнений – пример справедливых и здоровых отношений в рабочем коллективе, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве. Необходимо помнить о том, что каждое изменение также необходимо зарегистрировать в соответствующем органе.

Отказ от регистрации самого договора или внесённых в него изменений может быть расценен органами федеральной инспекции труда как нарушение установленных законом положений. В этом случае к организации и руководителю применяются штрафные санкции.

В дальнейшем в организации должен быть налажен контроль за исполнением условий договора. Порядок проведения обсуждается и устанавливается заинтересованными сторонами на общем собрании. Также коллективно определяются сроки для отчётов по соблюдению договора.

Размер штрафа в 2019 году устанавливается статьёй Кодекса об Административных правонарушениях.

Комментарий к ст. 50 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Часть 1 ст. 50 дополнена указанием на работодателя, направляющего коллективный договор на уведомительную регистрацию.

В ч. 3 уточнено наименование актов, сравнение с которыми производится соответствующим органом по труду при уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения.

§ 2. Юридическая сила коллективных договоров и соглашений зависит от соблюдения порядка их принятия и подписания.

Содержащиеся в них положения имеют юридическую силу и должны применяться, если только они не противоречат Кодексу, иным законам, другим нормативным правовым актам, содержащим нормы о труде. Различие в регулировании трудовых и связанных с ними отношений между локальными актами, с одной стороны, и коллективными договорами, соглашениями — с другой, решается в пользу коллективных договоров, соглашений (см.

ст. 8 ТК).

Как предусмотрено в ст. 43 и 48 ТК, коллективный договор, соглашение действуют с момента их подписания полномочными представителями или со дня, указанного в тексте коллективного договора, соглашения.

Поэтому регистрация коллективных договоров, соглашений в соответствующих органах по труду не влияет на их юридическую силу и на срок вступления в действие.

§ 3. Регистрация коллективных договоров, соглашений в соответствующих органах по труду носит уведомительный характер. Направляя коллективный договор, соглашение в соответствующий орган по труду, работодатель, представитель работодателя (работодателей) извещает этот орган о заключении коллективного договора, соглашения.

Направление коллективного договора, соглашения на регистрацию осуществляется работодателем, представителями работодателя (работодателей) в течение 7 дней со дня их подписания.

Мнение эксперта
Лебедев Олег Тарасович
Адвокат с 7-летним опытом. Специализация — семейное право. Большой опыт в защите в суде.

§ 4. Основная задача органов по труду, получивших коллективные договоры, соглашения для регистрации, состоит в ознакомлении с их содержанием с точки зрения соответствия трудовому законодательству.

При выявлении условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

§ 5. Кодекс устанавливает, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (см. ч. 3 ст. 50). В этих случаях действуют трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты по тем же вопросам.

§ 6. Разработаны и применяются регистрационные карты отраслевых соглашений, в которых указываются: регистрационный номер, срок действия соглашения, номер регистрационного дела, общее число работающих в отрасли (тыс.

чел.), число работников, на которых распространяется соглашение (тыс. чел.), стороны, основные положения из особо значимых разделов: об оплате труда, рабочем времени, отпусках, гарантиях и компенсациях, социальной поддержке работников.

Ежегодно публикуется Реестр отраслевых (межотраслевых) соглашений федерального уровня.

Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров утверждено Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. N 68 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 10. С. 10, 11).

Следующая
РегистрацияОтсутствие государственной регистрации договора аренды: последствия

Регистрация: описание общего порядка

Коллективное соглашение – название договоров отдельной группы. Главная направленность для такого вида бумаг – обеспечение интересов для сотрудников и нанимателей в равной степени. Это нужно при налаживании трудовых взаимоотношений. Документ относят к локальным нормативным актам организаций. Гарантируются и соблюдаются все указанные права и свободы, действующие для участников.

ТК РФ – основной норматив, на который опираются при составлении документации. Ряд особых процедур, связанных с этим направлением, описывается в главе 7 ТК РФ. Это обязательство как подчиненных, так и представителей управляющего аппарата. Одна из таких обязательных процедур –заключение коллективных соглашений.

Назначения у бумаги будут такими:

Привлечь внимание представителей аппарата управления к аспектам работы, вызывающим больше всего вопросов.
Закрепление положений, которые наделяют сотрудников определёнными правами.
Налаживание связей между обязанностями подчинённых и вознаграждением за труд.

Документ оформляют не только руководители компаний и лица, которые там трудоустроены. Подобное решение принимают и ИП, которые стали нанимателями для определённого количества субъектов.

Если один из участников – юридическое лицо, оформление может проходить не только в главном офисе. Допустимо использование обособленных подразделений. Главный исполнительный директор в таких ситуациях – уполномоченный субъект, исполняющий требования статьи 33 ТК РФ.

Четкого требования по коллективным соглашениям в законах не указано. Право на заключение для руководителя описывают статьи 21-22 ТК РФ.

Статья 36 ТК РФ фиксирует следующие положения по бумагам:

  1. Оформление бумаг – ответственность комиссии. Её собирают специально для этого случая. Комиссия отвечает и за регулирование определенных споров между сторонами. У ее членов есть право вносить предложения об изменении документа. Например – когда возникают разногласия.
  2. Если одна из сторон желает оформить соглашение – вторая должна быть готова обсудить этот вопрос, максимум спустя семь дней. Второй участник направляет письменный ответ тому, кто стал инициатором. Там описывают представителей, способных принять участие в переговорах.
  3. Право стать инициатором есть у любого. Оповещение в письменном виде — обязательство.

Не более, чем спустя три месяца, проводят окончательное подписание, регистрацию. Это делают после завершения основных обсуждений. Если период подписания нарушить – то сторон не привлекут к ответственности. Но инспекция по труду может с большой вероятностью организовать выездные проверки.

Представители сторон на переговорах должны выполнять следующие требования:

  • Недопустимо получать финансирование от директора компании, заключающей соглашение.
  • Нельзя, чтобы один и тот же субъект сразу был представителем обеих сторон.
  • Для представителей трудового договора недопустимо вхождение в партийные подразделения.
  • Локальным органам власти нельзя доверять роль представителей.

Предлагаем ознакомиться: Доп. соглашение к трудовому договору

Для решения вопроса допускается обращаться к разным инстанциям. Вот лишь некоторые варианты адресатов:

  • Локальная исполнительная власть.
  • Министерство Труда.
  • Трудовая инспекция.

Регистрация коллективных договоров через МФЦ – услуга, ставшая востребованной. При подобной процедуре порядок действий описывают следующим образом:

  1. В выбранный орган направляют заявление, составленное по определенной форме. К заявлению прикладывают договор в трех экземплярах вместе с другими подтверждениями. Если выявлены ошибки, нарушения нормативов – процесс останавливают, пока недостатки не устранят.
  2. Документы и заявление тщательно изучают, направляют для дальнейшей проверки. Нанимателю достаточно телефонного звонка контролирующему органу.
  3. Завершение регистрации. После этого нанимателю передают два экземпляра договоров. Один из них зашивают в состав учетной книги для предприятия. Второй хранится до тех пор, пока не пройдёт стандартное время.

При подобных обстоятельствах жалобы чаще вызваны следующими причинами:

  • Сотрудники контролирующих органов допустили ошибку, но отказались её исправлять.
  • Подобная услуга бесплатна, но вторая сторона потребовала заплатить.
  • Отказались принять заявление с бумагами, без уважительных причин.
  • Выставлены требования представить документы, никак не связанные с делом.
  • Периодичность оформления регистрации нарушена.

Этот список далеко не полный.

Максимальный промежуток времени для завершения регистрации – месяц с того момента, как все документы с заявлением переданы второй стороне.

О представителях работодателей

Интересы администрации тоже могут представлять несколько лиц:

  1. Работодатель, в том числе – если он индивидуальный предприниматель.
  2. Руководитель компании.
  3. Другие лица, наделенные полномочиями.

Объединения представляют стороны, если выполняются такие условия:

  • Проводят коллективные переговоры.
  • Заключают соглашения, либо изменяют их.
  • Разрешают коллективные или индивидуальные споры.
  • Формирование и работы комиссий, связанных с регулированием социально-трудовой сферы взаимоотношений.
  • Объединения работодателей относят к некоммерческим организациям.

Отдельно закон регулирует информацию, которые подчиненные могут получать со стороны руководителей организации в ходе различных мероприятий:

  1. Программы переподготовки, подготовки, курсы повышения квалификации.
  2. Технологические изменения, из-за которых условия труда подчиненных меняются.
  3. Реорганизация, ликвидация предприятия.
  4. Другие вопросы, предусмотренные законами на уровне государства или конкретного предприятия.

Ограничений по объемам запрашиваемой информации у сторон нет. Потому не стоит опираться только на положения, входящие в статью 53 ТК РФ

Важно, чтобы коллективные договора учитывали интересы участников. Залог успеха – готовность идти на взаимные уступки, вовремя информировать о тех или иных интересах

Документ оформляется на срок минимум до 3 лет. И считается действительным с того момента, как стороны поставили свои подписи на нём. Автоматически продление этого времени не происходит. Если одна из сторон хочет продлить время действия – она направляет письменное сообщение второму участнику. 2-3 месяца до окончания предыдущего периода – оптимальный срок для совершения такого действия.

После подписания документа должно пройти не больше 7 дней, прежде чем его направят контролирующей стороне. Процедура регистрации отнимет не больше 10 дней. С этого момента стороны обязаны соблюдать положения, описанные документом.

Зачем работникам коллективный договор, расскажет это видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Составление коллективного договора – особенности

Составляя коллективный договор,необходимо включить в него следующие положения:

  • системы оплаты труда, а также форму и размеры последней;
  • непосредственный механизм регулирования зарплаты с учетом инфляции, а также роста цен;
  • непосредственное рабочее время и время необходимое для отдыха;
  • механизм предоставления отпусков и их продолжительность;
  • улучшение условий ведения трудовой деятельности и её охраны;
  • надлежащее обеспечение экологической безопасности;
  • поддержание на должном уровне охраны здоровья;
  • обеспечение личного состава необходимыми гарантиями и льготами;
  • выплата премий и различного рода вознаграждений;
  • отказ от проведения забастовок в случае выполнения определённых условий колдоговора.

Непосредственное составление коллективного договора осуществляет имеющийся в организации профсоюз, поскольку в соответствии с положениями современного трудового законодательства стороны вправе самостоятельно устанавливать, как содержание, так и структуру договора.

Думая над тем, как составить коллективный договор необходимо учитывать, что в последний не могут быть включены условия, которые тем или иным образом могут ухудшить положение личного состава по сравнению с условиями, установленными современным российским трудовым законодательством. В том случае, если такого рода условия оказались включёнными в колдоговор, то применяться они не могут.

Коллективные договоры: особенности оформления

Первый шаг включает разработку чернового варианта соглашения. То есть, разрабатывают проект. Относительно его содержания, формы, не разработаны четкие правила. Но выделяют общие требования для такой документации, упрощающие процесс оформления.

Рекомендуется составлять соглашения с включением таких данных:

  • Наименование бумаги, с дополнением в виде номера, точного дня составления.
  • Полные наименования каждого участника, участвующего во взаимодействии.
  • Описание обязательств, которые связывают обе стороны из-за взаимоотношений между ними.
  • Условия, связанные с корректировкой деятельности.
  • Упоминание дополнительных льгот и гарантий, введенных для сотрудников. Основания, по которым их представляют.
  • Условия по безопасности труда, соблюдаемые обоими участниками.
  • Условия, связанные с обеспечением социальной жизни для сотрудников.
  • Описание условий по обеспечению деятельности для профсоюзов.

Регистрация коллективного договора: необходимость

Цели оформления таких соглашений текущими законами не описаны.


Но сторона-инициатор может решать такие задачи:

  1. Создание четких границ у отношений.
  2. Фиксация условий, по которым передают деньги. Это создает стимулы для сотрудников, чтобы увеличивать качество и количество товаров. Пишут о дополнительных мерах поощрения за достижение результатов. Главная цель – создание продукции высокого качества.
  3. Фиксация информации о том, что директор компании должен финансировать работу механизмов, за счет которых получается достигать результатов.
  4. Организация порядка оплаты труда, достаточно честного и справедливого.
  5. Укрепление системы, связанной с социальной защитой населения.
  6. Отдельная фиксация необходимости страховать сотрудников, проходить другие подобные процедуры.

Это примерный перечень задач, в нём описаны далеко не все нюансы. У многих предприятий работает целая система с положениями, с закреплением в коллективных договорах. Благодаря этому многие вопросы и споры, возникающие в ходе труда, решаются легко и быстро.

Статья 50 ТК РФ – ещё один норматив, на который можно опираться. В ней говорится об обязательной регистрации для коллективных соглашений, с участием уполномоченных органов. Направление на регистрацию – обязанность нанимателя, либо заместителя. На протяжении 7 дней максимум структуры власти должны отправить ответ на обращение.

Законы не контролируют строго поводы, по которым допустим отказ в рассмотрении. Оформление с большой вероятностью приостановят при серьезном нарушении текущих нормативов, имеющих отношение к проблеме. Процедуру останавливают, пока выявленные недочеты не будут исправлены.

Необходимость коллективного договора

Заключение коллективного договора не является прямой обязанностью работодателя или его сотрудников, трудовое законодательство не определяет никаких императивных норм по этому вопросу. Однако в рамках ст. ст. 21-22 Трудового кодекса РФ участникам трудовых правоотношений предоставляется право на заключение такого соглашения.

При этом в ст. 36 ТК РФ указано следующее:

  1. Стороны-участницы или их представители могут самостоятельно инициировать процесс заключения коллективного договора с обязательным уведомлением второй стороны.
  2. После получения уведомления, вторая сторона обязана вступить в переговоры в течение календарной недели, отправив первой стороне ответ, в котором отражается информация о своих представителях.
  3. Рассмотрением вопросов о заключении договора занимается специально созданная комиссия, призванная урегулировать спорные вопросы работодателей и работников по условиям проекта документа.

Установлено, что после объявления переговоров окончательная редакция договора должна быть подписана в срок, не более трех месяцев. Стороны не несут какой-либо ответственности за нарушение сроков, однако нарушение установленных норм может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде проверки от трудовой инспекции.

Ст. 36 ТК РФ также устанавливает следующие положения, касающиеся представительства интересов участников:

  • представители сотрудников не могут быть профинансированы за счет работодателя;
  • представителями обеих сторон не могут выступать одни и те же лица;
  • представителями работников не могут являться участники партийных подразделений;
  • представителями не могут выступать органы исполнительной власти или местного самоуправления.

Исходя из положений трудового законодательства, можно заявить о том, что без инициирования процесса переговоров по поводу заключения коллективного договора обязанности по его созданию, проектированию и принятию не наступают ни для одной из сторон.

Несмотря на то, что цели создания данного локального акта не прописаны на законодательном уровне, инициатор переговоров может подразумевать реализацию следующих задач:

  • установление четких рамок трудовых правоотношений;
  • утверждение мотивации сотрудников для повышения оборота предприятия при введении дополнительных мер поддержки инициативных работников;
  • обеспечение материальной поддержки от работодателя в рамках трудового законодательства по улучшению качества оборудования и соблюдения техники безопасности на производстве;
  • создание «прозрачной» и стабильной системы по оплате трудовой выработки;
  • укрепление мер социальной защиты;
  • установление положений о необходимости страхования жизни и здоровья работников, а также выплаты по ним, и т.д.

Перечисленные задачи не являются полным и исчерпывающим перечнем целей создания договора, однако они частично помогают определить основные мотивы инициирования переговоров со стороны работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector