Как изменились требования к медорганизациям по новым сп 2.1.3678-20

Размещение зданий и территория

Разрешили. В жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к ним помещениях теперь допускается размещать отделения и кабинеты магнитно-резонансной томографии, что было запрещено раньше. Однако отделение не может находиться в смежных помещениях с квартирами. 

Отменили обязанность. Из исключили требования к обязательному озеленению и ограждению территории и указание минимальной площади зеленых насаждений и газонов на участках больниц. Облагораживать территорию администрация медорганизация теперь имеет право по своему усмотрению.

В новом документе не указано, что в клиниках обязательно создавать условия для удобного доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения. Поэтому теперь Роспотребнадзор во время проверок и выдачи санитарно-эпидемиологических заключений не будет контролировать соблюдение этого требования.

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ МО

Санитарные правила к зданиям МО, предъявляются не только на этапе проектирования или в ходе осуществления ремонта или перепланировок. Санитарно-эпидемиологические требования законодательством установлены к зданиям и помещениям МО и в процессе их эксплуатации. Так СП 319.1325800.2017 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации» (далее СП 319.1325800.2017) устанавливает требования, предъявляемые к зданиям и помещениям медицинских организаций различного функционального назначения в условиях их нормальной эксплуатации.

Ответственность за эксплуатацию и своевременный ремонт зданий и помещений медицинских организаций возлагается на собственника здания или на лицо, которое владеет зданием или помещением на законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа МСУ установлена ответственность этого лица за эксплуатацию здания или помещения (п. 6.2. СП 319.1325800.2017).

Любая МО правомочна создавать в своей структуре службу по эксплуатации здания и помещений с возложением на данную службу ответственности за эксплуатацию. Другим возможным вариантом по организации контроля по соблюдению санитарных требований в ходе эксплуатации зданий МО является заключение гражданско-правового договора МО со сторонней специализированной организацией, которая будет оказывать услуги по обеспечению комплексной технической эксплуатации здания или группы зданий, обладающей необходимыми для этого персоналом и материальными ресурсами (п 8.2 СП 319.1325800.2017).

На службу эксплуатации, как правило, возлагается обязанность по обеспечению в своей деятельности соблюдения требований проектной документации, разрабатываемой как на новое строительство, так и на реконструкцию и капитальный ремонт в течение всего периода эксплуатации.

Согласно п. 5.2. СП 319.1325800.2017 в процессе эксплуатации зданий и помещений медицинских организаций в течение всего срока службы в них должны быть обеспечены требования механической и пожарной безопасности, функциональной пригодности, безопасности условий пребывания для пациентов и медицинского персонала, безопасности уровня воздействия на окружающую среду, для чего должны соблюдаться помимо требований СП 319.1325800.2017, также требования, установленные в СП 255.1325800, ГОСТ 27751.

В целом, санитарно-эпидемиологические требования, закрепленные в СП 319.1325800.2017, сводятся к установлению для МО обязанности иметь в наличии:

  • современное медицинское оборудование;
  • инженерное оборудование с системами специальной вентиляции для помещений с заданным классом чистоты воздуха;
  • системы медицинского газоснабжения с внешней и внутренней разводкой трубопроводов подачи кислорода, закиси азота и др.;
  • отделения с влажным и мокрым режимами эксплуатации строительных конструкций (лечебные бассейны, водолечебницы, грязелечебницы, помещения сероводородных и радоновых ванн и др.);
  • инфекционные отделения с требованиями по их зонированию, с систематическим проведением дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;
  • помещения радиотерапевтических и радиологических отделений.

Для нормального функционирования зданий и помещений медицинских организаций должны выполняться требования к отоплению, вентиляции, параметрам микроклимата и воздушной среды, установленные СанПиН 2.1.3.2630 в соответствии с их функциональным назначением и особенностями режимов эксплуатации.

Важно также учитывать руководству МО, что замена или модернизация медицинского оборудования, вызывающая изменение значений, действующих на несущие конструкции нагрузок, вида и степени агрессивного на них воздействия, проведение работ по демонтажу оборудования, переналадке технологических коммуникаций осуществляется только исключительно на основании соответствующих проектов

С 1 января 2021 г. вступают в силу новые санитарные правила для школ, детских садов, летних лагерей и других организаций для детей и молодежи

С 1 января 2021 г. вступают в действие новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.

Правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. 

Упомянутые правила распространяются на:

  • дошкольные образовательные организации;
  • дошкольные группы, размещённые в жилых помещениях жилищного фонда;
  • образовательные организации (школы, организации среднего профессионального, высшего образования);
  • детские игровые комнаты, расположенные в торговых и культурно-досуговых центрах, павильонах и прочих объектах нежилого назначения;
  • стационарные организации отдыха и оздоровления детей;
  • общежития для учащихся образовательных организаций;
  • организаций, которые проводят спортивные, художественные и культурно-массовые мероприятия с участием детей и молодёжи.

Новыми санитарными правилами утверждаются требования к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, а также определяются санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Предусмотрены требования к обеспечению доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом, инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. к мебели, которая должна быть приспособлена к особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья; к  расположению парт (столов) при организации обучения; к предельной наполняемости класса (группы) и расписанию урочной и внеурочной деятельности.

Особое внимание уделяется использованию электронных средств обучения (ЭСО), в т.ч. интерактивных досок, сенсорных экранов, информационных панелей, компьютеров, ноутбуков, планшетов

Важно отметить, что занятия с использованием ЭСО не проводятся в возрастных группах до 5 лет. Введены требования для дистанционного обучения

Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются

Введены требования для дистанционного обучения. Так, расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00  Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.

Предусмотрены требования к проведению итоговой аттестации, в т.ч. ЕГЭ, регламентируются перерывы между экзаменами, время ожидания начала экзамена в классе и др.

Новыми санитарными правилами запрещено размещение в подвальных и цокольных этажах помещений для детей и молодежи. Исключения предусмотрены для гардеробов, туалета, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых и туалетов, помещений для стирки и сушки белья, других подсобных помещений.

Не допускается использовать в одном учебном помещении разные типы ламп, а также лампы с разным светоизучением.  

В случае возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений,  образовательная организация в течение 2 часов должна проинформировать об этом территориальные органы Роспотребнадзора и обеспечить проведение профилактических мероприятий.

Правила являются обязательными для исполнения как гражданами, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.  

Внутренняя отделка

Обязали. Необходимо отделать влагостойкими материалами, выдерживающими мойку и дезинфекцию, стены во всех помещениях медорганизации. Старый
требовал этого только для помещений классов чистоты А и Б. Потолки тоже необходимо отделывать материалами, подлежащими влажной очистке и обеззараживанию, при этом элементы потолков должны быть надежно фиксированы, чтобы их невозможно было сдвинуть при уборке.

Запретили. В кабинетах УЗИ запретили облицовывать стены керамической плиткой.

Отменили обязанность. В
исключили требование делать закругленное сечение между полами и стенами. Также нет требований к антистатическим свойствам напольных покрытий в операционных, наркозных, родовых помещениях.

Как составить программу производственного контроля

Составляйте программу в произвольной форме. Учитывайте специфику деятельности и санитарно-эпидемиологические характеристики организации: год ввода в эксплуатацию, даты ремонта или реконструкции, проектную и фактическую мощность, достаточность состава помещений и их площадей. Также учитывайте состояние инженерно-технических коммуникаций и эксплуатируемого оборудования, достаточность материально-технического оснащения, штатный и фактический кадровый состав и т. д.

Титульный лист

На титульном листе программы производственного контроля укажите сведения: о юрлице и выполнении обязательных санитарно-эпидемиологических требований.

Сведения о юридическом лице включают:

  • наименование, свидетельство о регистрации, тип организации
  • виды деятельности
  • юридический адрес регистрации и фактический адрес размещения
  • телефон администрации
  • форму собственности

Сведения о выполнении обязательных санитарно-эпидемиологических требований включают номер и дату:

  • выдачи лицензии и санитарно-эпидемиологического заключения
  • приказа о назначении ответственного за проведение производственного контроля
  • выдачи документа, который подтверждает специальную подготовку ответственного

Паспортная часть

В паспортной части программы опишите территорию и помещения.

В описании территории укажите площадь участка, зонирование и размещение строений на участке, в том числе площадки хозяйственного назначения, транспорта и т.д. Зафиксируйте также в паспортной части отдельно стоящие и встроенно-пристроенные здания, этажность, инженерно-технические коммуникации. Укажите, есть ли естественное освещение, тип искусственного освещения.

В описании помещений укажите их функциональное назначение, количество рабочих мест, отделку, оборудование и оснащение.

Укажите договоры:

  • на проведение дезинсекционных и дератизационных работ
  • техническое обследование вентиляции и проведение дезинфекции вентиляционных систем
  • вывоз и утилизацию отходов по классам их опасности
  • проведение периодических и предварительных медосмотров
  • проведение лабораторных исследований и испытаний с аккредитованными лабораториями

План мероприятий

Разделы «План профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий» и «План лабораторно-инструментальных исследований» сформируйте в виде таблицы.

В плане профилактических мероприятий предусмотрите раздел профилактики внутрибольничных инфекций: воздушно-капельных, кишечных и особо опасных.

В плане лабораторных исследований укажите объекты, методы, периодичность, точки контроля, исполнителей, дату исполнения.

Объекты, виды, методы, объем и периодичность контроля определяйте с учетом конкретных видов деятельности и санитарно-эпидемиологической характеристики объекта, а также вредных производственных факторов и нозологических форм инфекционных заболеваний (разд. IV СП 1.1.1058–01). При планировании применяйте нормативные документы.

Для каждого запланированного мероприятия и вида лабораторного исследования определите исполнителей и укажите:

  • должность, фамилию и инициалы, если это должностное лицо организации
  • наименование организации и телефон, если работы выполняет сторонняя организация

Составьте по каждому виду контроля график.

При планировании не забывайте о контроле за горячим водоснабжением.

Медицинская организация обязана контролировать наличие легионелл в системах вентиляции, кондиционирования и водоснабжения с диапазоном температуры воды от 20 до 50 °C (СП 3.1.2.2626–10). Включите исследования в план производственного контроля. Установите точку отбора в системе водоснабжения перед поступлением в распределительную сеть, в системе кондиционирования — в контуре централизованного кондиционера.

Не проводите контроль, если:

  • установлены сплит-системы или кондиционирующие установки небольшой мощности без увлажнения воздуха (п. 8.7.2 СП 3.1.2.2626–10)
  • установлены дополнительные специальные фильтры в точках разбора систем водоснабжения с ограничениями температурного режима ниже 60 °C (п. 5.12 гл. I СанПиН 2.1.3.2630–10)
  • температура горячей воды выше 65 °C, а холодной воды ниже 20 °C

Виды производственного контроля

Производственный контроль бывает четырех видов: лабораторный, инструментальный, визуальный и документарный.

Лабораторный контроль — это оценка качества выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий путем проведения лабораторных исследований на содержание санитарно-показательных микроорганизмов, вредных химических веществ.

Инструментальный контроль — это оценка качества с использованием измерительных приборов и инструментов, например, замеры уровней электромагнитных полей, шума, освещенности, параметров микроклимата, излучений.

Лабораторный и инструментальный контроль ЛПУ может проводить собственными силами либо привлекать специализированные организации, которые аккредитованы на этот вид деятельности.

Визуальный контроль — это оценка качества проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятий путем визуального осмотра рабочих мест, помещений, поверхностей, медицинских изделий и прочих объектов.

Визуальный контроль позволяет оценить:

  • санитарное состояние территории медицинской организации
  • качество и своевременность проведения ремонтных работ, текущих и генеральных уборок
  • соблюдение требований к обращению с медотходами
  • соблюдение правил хранения дезсредств, иммунобиологических и лекарственных препаратов
  • качество проведения работ по дезинсекции и дератизации

Документарный контроль — это оценка правильности и регулярности ведения разрешительной и учетно-отчетной документации.

Формы разрешительной документации: лицензии, санитарно-эпидемиологические заключения, свидетельства государственной регистрации на медицинские изделия, руководства и инструкции на медоборудование и средства дезинфекции.

Формы учетно-отчетной документации: журналы, личные медкнижки, договоры об оказании услуг со смежными организациями и иные документы, которые подтверждают безопасность деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector