Федеральный закон «о бухгалтерском учете» от 06.12.2011 n 402-фз (ред. от 26.07.2019)

Содержание закона

Правовой акт регулирует алгоритм ведения бухучета. Этот термин подразумевает информацию о финансовом положении компании, движении ее средств за определенный период. Вести его необходимо с момента создания фирмы и до прекращения деятельности.

Компании обязаны вести двойную запись при отражении хозяйственных операций. Для составления проводок используются взаимосвязанные счета, которые включаются в рабочий план. Освобождены от ведения учета следующие категории:

  • частные предприниматели, если они фиксируют свои доходы и траты согласно Налоговому кодексу;
  • филиалы иностранных организаций, находящихся в РФ.

Вести учет по упрощенной схеме могут малые предприятия и участники проекта инноваций Сколково. Порядок ведения документации регулируется также положениями по бухучету (ПБУ). Вся основная информация фиксируется в первичных учетных документах. На основании полученных данных формируется налоговый и управленческий учет.

Минфин отражает мнение государственных органов и осуществляет правовое регулирование в этой сфере.

Руководитель малого или среднего бизнеса может поручить ведение отчетности бухгалтеру (для этого издается приказ) или делать это самостоятельно. В первичной документации фиксируются любые совершенные операции, даже самые незначительные. Отчетность следует хранить в надежном месте не менее пяти лет. Например, складывать документацию в сейф и запирать на ключ. В случае смены руководства эти данные следует передать новому директору. Способ передачи этих ценных сведений организации утверждают самостоятельно.

Информацию следует отражать полноценно. Нужно показывать сведения по работе предприятия и его филиалов. Данные собираются за отчетный год, промежуточный отчет сдается за более короткий период.

Разногласия

В некоторых случаях могут возникнуть спорные моменты. В частности могут иметь место разногласия относительно ведения отчетности между директором предприятия и должностным лицом, ведущим учет. В таких ситуациях данные, присутствующие в первичном документе, не принимаются/принимаются специалистом к регистрации и накоплению в соответствующих регистрах по письменному распоряжению начальника. Руководитель единолично отвечает за созданную в результате этих действий информацию. Аналогичным образом решается вопрос по поводу отражения объекта учета. В этом случае также выносится распоряжение руководителя, в соответствии с которым, специалист показывает/не показывает спорный актив. Ответственность за достоверность финансового результата и движения финансовых средств несет директор.

Что изменилось в 402-м законе о бухгалтерском учете в 2015-2018 годах?

За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:

  • организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
  • организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
  • некоторые некоммерческие организации.

Подробнее о них см. здесь.

Никаких изменений в 2020 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.

ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см

здесь.

Цели бухгалтерского учета

На предприятии должно осуществляться формирование достоверной и полной информации о его работе и имущественном состоянии. Для этого составляются документы бухгалтерского учета. Они предназначены как для внутренних пользователей – руководителей, участникам, учредителям, собственникам, так и для внешних – кредиторов, инвесторов и так далее. В цели бухгалтерского учета входит обеспечение данных заинтересованных лиц для осуществления ими контроля соблюдения компанией действующих нормативных актов в процессе работы. Внутренние и внешние пользователи отчетности проверяют целесообразность применения, сохранность материальных, финансовых, трудовых ресурсов. Используя средства бухгалтерского учета, специалисты выявляют негативные тенденции в функционировании предприятия, выявляют и мобилизуют внутрихозяйственные резервы. С помощью отчетности прогнозируются результаты деятельности компании на перспективу.

Формы первичной учетной документации

Оформление в бухучете учетных документов — это, прежде всего, применение унифицированных и самостоятельно разработанных форм. Использование многих унифицированных с 2013 года обязательным не является.

Все формы первички должны быть утверждены руководителем организации. Обязательными к использованию в настоящее время являются следующие:

  1. По учету услуг перевозки грузов (272-П Правительства).
  2. По учету труда, его оплаты (1-П Госкомстата).
  3. По учету операций кассового характера (88-П Госкомстата, 3210-У Банка РФ).

Стандартная форма предусмотрена также для платежного поручения. В процессе оформления унифицированных форм заполнение учетных документов, а именно всех предусмотренных граф (строк) обязательно. Если какая-либо информация отсутствует, в соответствующей графе должен быть поставлен прочерк.

Стоит отметить, что применение учетных документов, которые в данный момент не обязательны, по-прежнему в организациях используются. С учетом внутренних потребностей предприятия эти формы могут дорабатываться. Их можно сделать более подходящими и удобными для фиксации конкретных хозяйственных действий. К примеру, можно отказаться от использования реквизита печати и пометок лицевой и оборотной стороны.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Другие статьи ФЗ «О бухгалтерском учете»

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учета

Статья 16. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

Другие акты бухгалтерского законодательства в РФ

Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.

Поправки с 2020 года

Важные поправки планируются в будущем году. Госдума уже приняла соответствующий проект закона. Предпринимателей обяжут сдавать отчетность в налоговые органы по месту регистрации. При этом отменят сдачу отчетности в органы статистики.

Фискальные органы будут обеспечивать доступ к этим данным для всех заинтересованных лиц.

Организации госсектора переименуют в бюджетную сферу.  Бухгалтерам придется еще тщательнее проверять все документы. Ведь исправление ошибок после утверждения отчетности будет запрещено для организаций, которые обязаны ее предоставлять. При необходимости исправить ошибки нужно будет соблюсти специальную процедуру взаимодействия с фискальными органами.

Главные бухгалтеры получат большие влияния на весь трудовой коллектив. По их письменному требованию любому работнику придется представить документы, имеющие отношение к бухучету.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Статья 9 «Первичные учетные документы»: последние изменения

Ст. 9 ФЗ 402 о первичных документах включает в себя 8 пунктов. Изменения за 2020 год коснулись 1, 2, 3, 4 пунктов статьи.

  • В п 1 ст 9 402 ФЗ указано, что не принимается к бухучету первичная документация, через которую оформлены не существующие факты, находящиеся в составе мнимых и притворных договоров. Определение притворных и мнимых договоров указано во втором пункте статьи;
  • В п. 2 ст 9 402 ФЗ указано понятие мнимых и притворных сделок. Это несуществующие факты, объекты, расходы-доходы, обязанности вписанные в бухучет не по факту действия. Составление документации на основании недостоверных данных, карается административной и уголовной ответственностью;

Притворный объект учета — объект, подменяющий другой предмет сделки в документах, для прикрытия притворных договоров. В список мнимых объектов не входят резервные фонды, указанные в законе РФ, и траты на их формирование. Другими словами, во 2 пункте статьи 9 указано, что вносить в учетную документацию незарегистрированные сделки хозяйственно-финансового характера неправомерно, также как и внесение записей в учет на основе фальшивой документации;

  • В п 3 ст 9 402 ФЗ внесено дополнение о том что гражданин, оформляющий свидетельство о хозяйственной жизни, обязан вовремя передать первичную учетную документацию на учет внесенной в них информации в органах регистра бухучета. Гражданин отвечает и за подлинность внесенной информации. Лица, ведущие бухучет или подписавшие контракт на ведение бухучета, не отвечают по закону за подлинность внесенной в документацию информации, внесенной в соответствии со сведениями из свидетельств о хозяйственной жизни. Другими словами, если информация в первичных учетных документах действительности не соответствует, ответственность за это бухгалтера не несут, ее несет составитель документации. Поэтому, составитель обязан передать первичные документы вовремя и с достоверными сведениями;
  • В п. 4 ст 9 402 ФЗ изменений не вносилось. Согласно поправкам, внесенным в декабре 2013 года, тип первичной учетной документации выбирает начальник экономического представительства, исходя из отчета лица, которое ведет бухучет. Тип первичной документации для госпредприятий регламентируется законом о бюджете РФ;
  • Пункт 5 устанавливает, что первичная документация должна вестись на бумажных или электронных носителях, с личной или электронной подписью;
  • Пункт 6 устанавливает, что если первичные документы должны быть вручены третьим лицам, или в госорганы в бумажном виде. Экономический агент обязан изготовить копии бумаг за личные средства;
  • Пункт 7 устанавливает допуск корректировок в первичной учетной документации, если другое не указано в законодательстве. Вносится информация о дате правки, с подписью и идентификационной информацией ответственных лиц, составивших документ;
  • Пункт 8 регламентирует что при изъятии документации на бумажных или электронных носителях, копии актов входят в документацию по бухучету.

Это интересно: Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Пункты 5, 6, 7 и 8 остались без изменений, и действуют согласно предыдущим редакциям от 2013 года.

Обязательные реквизиты первичных документов по ФЗ 402

Перечень обязательных сведений о первичных учетных актах установлен в пункте 2 ст. 9. Ниже перечисленные реквизиты необходимо указать в обязательном порядке:

  • Название акта;
  • Число и год написания;
  • Название предприятия-составителя;
  • Состав факта хоздеятельности;
  • Денежный или натуральный эквивалент величины измерения факта хоздеятельности (единицы измерения нужно указать);
  • Должность сотрудника, заключившего договор, проводившего операцию, лиц отвечающих за оформление сделки;
  • Личную подпись ответственных за совершение и оформление договора и операций лиц, а также инициалы или идентификационную информацию.

Скачать ФЗ 402

Работникам экономической сферы, а также руководителям, составляющим первичную документацию, и лицам занимающимся бухгалтерским учетом, необходимо изучить поправки в Ф3 — 402, вступившие в силу в 2020 году.

Оформление документации в бухучете

Важно рассмотреть частные случаи, которые часто встречаются при оформлении документации. Отказ от использования печатей

Основным назначением печати является удостоверение подписи, поставленной ответственным лицом. С 2015 года предприятия печать ставить не обязаны. Информация о печати должна отражаться в Уставе организации (82-ФЗ). Печать необходима только в случаях, установленных федеральными нормативными актами

Отказ от использования печатей. Основным назначением печати является удостоверение подписи, поставленной ответственным лицом. С 2015 года предприятия печать ставить не обязаны. Информация о печати должна отражаться в Уставе организации (82-ФЗ). Печать необходима только в случаях, установленных федеральными нормативными актами.

Она должна присутствовать на следующих документах: двойных складских свидетельствах, актах о возникновении несчастных случаев на производстве, документах, предоставляемых в органы таможни, доверенности, позволяющей представлять интересы юрлица в судебных инстанциях.

Обязательным реквизитом печать не является, однако ее присутствие может предусматриваться формой документа первичного учета, которая утверждена руководителем хозяйствующего субъекта.

Документы, составленные на иностранном языке. К учету могут быть приняты документы исключительно на русском языке. Если документ составлен на другом языке, то должен присутствовать перевод на русский язык, причем он должен быть построчным. Заверение перевода не требуется за исключением случаев, оговоренных Гаагской конвенцией:

  1. Нерублевые измерители в документах первичного учета. Данные стоимостного характера в документах бухучета допускается отражать в условных единицах, в валюте, в рублях.
  2. Первичка в электронном виде.

402-ФЗ допускает оформление первичных документов хозяйствующими субъектами не только в бумажном, но и в электронном виде.

В электронном документе должны содержаться все обязательные реквизиты, установленные для учетных документов, а также электронная подпись.

Электронные подписи бывают трех разновидностей – простые, усиленные неквалифицированные, усиленные квалифицированные. По мнению Минфина, использоваться может любая из этих трех подписей.

Понятийный аппарат

Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.

    В редакции Федерального закона               N 402-ФЗ              
   В редакции Федерального закона              N 129-ФЗ
                             Бухгалтерский учет
 Формирование документированной       систематизированной информации об    объектах, предусмотренных            Федеральным законом N 402-ФЗ, в      соответствии с требованиями,         установленными Федеральным законом N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой)           отчетности                          
Представляет собой упорядоченнуюсистему сбора, регистрации иобобщения информации в денежномвыражении об имуществе,обязательствах организаций и ихдвижении путем сплошного,непрерывного и документального учетавсех хозяйственных операций
      Бухгалтерская (финансовая)                   отчетность             
      Бухгалтерская отчетность
 Информация о финансовом положении    экономического субъекта на отчетную  дату, финансовом результате его      деятельности и движении денежных     средств за отчетный период,          систематизированная в соответствии с требованиями, установленными         Федеральным законом N 402-ФЗ        
Единая система данных обимущественном и финансовом положенииорганизации и о результатах еехозяйственной деятельности,составляемая на основе данныхбухгалтерского учета поустановленным формам
 Руководитель экономического субъекта
      Руководитель организации
 Лицо, являющееся единоличным         исполнительным органом               экономического субъекта, либо лицо,  ответственное за ведение дел         экономического субъекта, либо        управляющий, которому переданы       функции единоличного исполнительного органа                              
Руководитель исполнительного органаорганизации либо лицо, ответственноеза ведение дел организации

Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.

Комментарий к п. 5 ст. 9

Принципиально новым в норме п. 5 ст. 9 является упоминание об электронных документах и об электронной цифровой подписи.

Как уже отмечалось, действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 г. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ введены, в частности, следующие основные понятия:

  • электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
  • электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
  • закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
  • открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

При использовании открытых ключей подписи дополнительные расходы, связанные с применением ЭЦП, как правило, минимальны, а дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности сертификата ключа подписи не требуется. Однако на практике при осуществлении коммерческих расчетов, расчетов, связанных с получением бюджетных средств, представлением бухгалтерской и иной отчетности, наиболее целесообразным представляется использование закрытого ключа.

Условия признания ЭЦП установлены нормами ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

  • сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
  • подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Это интересно: Статья 538 ГК РФ. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции

Особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления установлены ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

В Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ, который должен вступить в силу с 1 июля 2013 г., существенно изменена терминология. В частности, введены понятия неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей, а также уточнен порядок получения сертификатов ключей, организации взаимодействия между организациями, использующими электронные подписи, и удостоверяющими центрами.

Статьей 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ специально оговорено, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ

Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector