Статья 129 тк рф. основные понятия и определения

Балльная система оценки труда

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2020 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Ответственность за невыплату

Если человек не получает положенные компенсации, то организация несет за это ответственность. Сотрудники в этом случае вправе отказаться от нахождения во «вредной» зоне в качестве соцзащиты. Такие действия допустимо предпринимать после 15 суток задержки и до момента выплаты. Также сотрудники имеют право не приходить на работу, предварительно уведомив о причинах работодателя

Однако работникам важно ознакомиться с перечнем профессий, когда деятельность компании приостанавливать недопустимо, что описано в ст. 142

Также организация привлекается:

  • К материальной ответственности и выплачивает всю сумму за период с учетом процента доплаты за вредные условия труда за каждые сутки задержки на основе ставки Центробанка. Компания также может установить повышенный размер — главное не снижать минимальное значение.
  • К административной ответственности с вынесением предупреждения или наложением штрафа.
  • В редких случаях возможна уголовная ответственность для руководителя в виде финансовых санкций и запрета на выполнение должностных обязанностей, назначение исправительных работ или лишение свободы.

Правила получения стимулирующих выплат учителям в 2021 году

В современной жизни образование играет ключевую роль в получении последующей высокооплачиваемой работы.

Однако добиться этого показателя без хороших педагогов не возможно. Именно на их плечи возлагается будущее образование молодых людей и дальнейшее становление их личностей. Ранее, заработная плата педагогов не отличалась высокими показателями, в настоящее же время государство всячески стимулирует надбавками и пособиями эту категорию рабочего класса.

В настоящее время для них разработан целый ряд поощрительных надбавок, что существенно увеличивают ежемесячное пособие педагогов.

При формировании поощрительных выплат для учителей учитываются следующие важные аспекты их трудовой деятельности:

  1. интенсивность и загруженность образовательной деятельностью;
  2. отличный результат обучающего процесса;
  3. качество, что влияет на успеваемость обучающихся молодых людей;
  4. выслуга, а также непрерывный стаж работы на должности педагога.

При формировании денежного поощрения учитываются все трудовые заслуги педагога, из-за чего его сумма может быть существенно, разниться в зависимости от результативности труда учителя. Положения о распределении стимулирующих выплат учителям, гарантирует педагогу надбавку к окладной части за качественное исполнение своих трудовых обязанностей. В данном случае речь идет о бюджетных средствах, что распределяются между педагогами всей страны в зависимости от их трудовой деятельности и трудового стажа.

Иными словами это государственная мера, направленная на поддержания достойного уровня заработной платы для учителей. Однако в случае с такого рода денежной надбавкой не все так просто, чтобы педагог ее получил, ему предварительно предстоит подтвердить свою профпригодность. После чего в расчет поощрительной надбавки будут включены отработанные часы, а также результаты успеваемости учеников.

Социальное поощрение для педагогов направлено в первую очередь на их стимуляцию к повышению успеваемости своих учеников.

Кроме этого, это мера позволяющая рассчитывать не на крошечный оклад, а хорошую заработную плату, достойную на сегодняшний день и иных профессий.

Оценочный лист сотрудников

На основании выполнения определенных выше критериев эффективности между работниками компании распределяются стимулирующие выплаты. Для фиксации степени их исполнения используется оценочный лист. Сама форма документа не регламентируется какими-либо законодательными актами, но обязательно приписывается в локальной нормативной документации, например, в Положении о стимулирующих выплатах.

Как показывает практика, удобен вариант оформления Листа в виде табличной формы. Здесь фиксируется порядковый номер и наименование самого критерия, его описание. Далее указывается оценочная шкала, которая используется сотрудником для оценки своей деятельности по каждому из критериев. Документ лично подписывается работником и его руководителем. После этого Лист передается в специально созданную комиссию, которая выносит свою отметку качества и результативности трудовой деятельности специалиста. В зависимости от присвоенного балла начисляется вознаграждение.

Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:

  • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
  • способен планировать свои действия по достижению целей;
  • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

  • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
  • создание: комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
  • наглядных пособий;
  • условий для выявления способностей детей;

организация полноценного сотрудничества с родителями;
внесение предложений, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
индивидуальная работа с учениками из неблагополучных семейств;
популяризация здорового образа жизни;
отслеживание положительной динамики успеваемости;
участие педагога и учеников в общешкольных мероприятиях.

Подсказка: немаловажным показателем деятельности учителя является участие подопечных во внешних мероприятиях, позволяющих выявить уровень достижений учеников (в олимпиадах, соревнованиях и других). На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.

Премии руководителям

Но не только сами учителя, но и их руководители могут рассчитывать на стимулирующие выплаты. От Министерства науки и образования постоянно поступают предложения по данному вопросу

Здесь во внимание берется наличие жалоб, их количество, поступающие от родителей учеников, уровень образования, работы с одаренными детьми, итоги по экзаменам, количество отчисленных воспитанников, а также выбывших по различным основаниям

В дополнение к этому высоко цениться работа с молодыми кадрами, прием их на работу, стимулирование их привлечения. В школе также должно быть обучение по определенному направлению, профилю, а также наличие высококвалифицированных специалистов в данной области.

СД в бюджетной сфере

Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:

  • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
  • способен планировать свои действия по достижению целей;
  • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

  • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
  • создание: комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
  • наглядных пособий;
  • условий для выявления способностей детей;

организация полноценного сотрудничества с родителями;
внесение предложений, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
индивидуальная работа с учениками из неблагополучных семейств;
популяризация здорового образа жизни;
отслеживание положительной динамики успеваемости;
участие педагога и учеников в общешкольных мероприятиях.

Подсказка: немаловажным показателем деятельности учителя является участие подопечных во внешних мероприятиях, позволяющих выявить уровень достижений учеников (в олимпиадах, соревнованиях и других). На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.

Законодательная база

Основными нормативными актами, определяющими вопрос предоставления для сотрудников материального вознаграждения стимулирующего характера, являются статьи ТК РФ, а также трудовой договор, который подписывает каждый работник при официальном трудоустройстве.

На государственном уровне, данные вопросы регулируются следующими законодательными документами:

  • Трудовой Кодекс России, определяющий условия получения, размеры денежных компенсаций и порядок установления стимулирующей доплаты. Статья №129 гласит о том, что данные надбавки включаются в заработную плату сотрудника;
  • Федеральные законы, определяют возможность начисления индивидуальных поощрительных премий для сотрудников за выполненный объем работы.


Трудовой Кодекс России, определяющий условия получения, размеры денежных компенсаций и порядок установления стимулирующей доплаты

Порядок стимулирования бюджетников

Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2021 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13. В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:

  • доплаты за: непрерывный стаж и выслугу;
  • качество работы;

премирование:

  • по результатам трудовой деятельности;

за интенсивность и достижения.

Скачать для просмотра и печати: Письмо Минобрнауки России №АП-1073-02 от 20 июня 2013 года

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 (ред. от 1)

Единые рекомендации по установлению на 2021 год

Важно: для подтверждения некоторых показателей для назначения СВ разрабатываются критерии. На их основании в ОУ проводится оценка деятельности педработников

Внимание! С 2021 г. появился новый вид премии ко Дню учителя

Ежегодно будут награждать 1000 лучших учителей за достижения в педагогической деятельности премией в размере 200.000 р. Требование к претендентам – педагогический стаж от 3-х лет. Выплаты будут осуществляться из федерального бюджета.

О критериях оценивания достижений в профессиональном труде

Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше). Алгоритм действий ОУ таков:

  1. Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
    • разработка критериев;
  2. применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
  3. Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
  4. Оформление работы коллегиального органа протоколами.

Скачать для просмотра и печати: Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н

Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:

  • равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
  • общедоступности информации о критериях оценивания;
  • оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).

Подсказка: выдержки из протоколов заседания комиссии, касающиеся СВ, рекомендуется публиковать на официальных сайтах ОУ в интернете.

Особенности начисления СВ педагогам

Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной). Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:

  • определение перечня показателей эффективности;
  • утверждение количественной системы их оценки;
  • выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.

Внимание: при разработке принципов стимулирования необходимо учесть:

категории работников;

разнообразие задач, стоящих перед педагогами;

условия трудовой деятельности каждого.

Самим труженикам необходимо обеспечить:

  • доступность информации о работе коллегиального органа;
  • возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
  • понятность и объективность предъявляемых требований.

Коллегиальному органу ОУ предоставлен широкий круг полномочий. Однако решения его не могут выходить за рамки действующего законодательства и указаний Министерств и ведомств.

Подсказка: критерии оценивания необходимо довести до каждого учителя под подпись. Причем закон требует получения его согласия на исполнение выдвинутых требований.

Как и кем формируются стимулирующие выплаты?

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Показатели премирования

  • разовые премии;
  • регулярные премии по итогам показателей месяца, квартала, года и т.п.
  • выплата за выслугу лет;
  • выплата за интенсивность трудовой деятельности;
  • поощрения, награждения материального характера.

Рекомендуем прочесть: Ветеран Труда Тверской Области На Электричке В Курске Может Ездить Со Льготами

Условия невыплаты премий

К каждому сотруднику может применяться собственная система критериев эффективности, которая складывается из баллов. Они складываются из разных количественных показателей, а размер премии определяется в зависимости от полученной суммы, например:

Единого образца положения о стимулирующих выплатах не существует, поэтому каждая компания вправе составить Положение по собственной форме. Документ, как правило, состоит из 4-5 разделов. При составлении ориентируйтесь на такую инструкцию.

Инструкция: как составить приказ на премию

Система оценки эффективности работы педагога не совсем совершенна. Так, лист самооценки включает пункт о средней посещаемости детьми сада. Но этот критерий не отображает напрямую заинтересованность воспитателя в работе и уровень его профессионализма. На деле статистику может испортить вспышка ОРВИ, которая от педагога никак не зависит.

Таким же приказом оформляется уменьшение (лишение) для конкретного работника стимулирующей выплаты при совершении проступка, или если показатели эффективности его работы ниже установленного минимума. Это возможно только, если эти условия закреплены действующим положением о поощрении. Музыкальный руководитель, имеющий высшую квалификационную категорию, с его письменного согласия работает с 8 группами детей в организации, реализующей дошкольную образовательную программу.

Критерии материального стимулирования педагогов

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Законодательные нормы о стимулирующих выплатах

Регулирование порядка и особенностей процесса назначения стимулирующих выплат осуществляется с помощью следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральные законы, в которых предусматривается возможность получения дополнительных денежных выплат абсолютно всеми работниками, вне зависимости от занимаемых ими должностей, стажа, а также ряда иных факторов.
  2. Положения действующего ТК РФ, в которых определяется порядок назначения стимулирующих выплат, а также назначаются различные дополнительные условия для осуществления данной операции.
  3. Дополнительные приказы, которые могут действовать в определенных профессиональных областях, например, приказ Министерства социального развития, образования и т.д. Как правило, в данных документах содержится более подробная информация относительно порядка стимулирования сотрудников конкретной отрасли.

И, наконец, отдельно следует упомянуть, что определенный порядок предоставления стимулирующих выплат может быть установлен внутри конкретной организации. Для этого работодателем разрабатывается специальное положение. Оно должно включить в себя абсолютно все важные сведения относительно правил и особенностей стимулирования.

Абсолютно вся информация, присутствующая в вышеуказанном документе, должна быть четко разъяснена и самим служащим. К наиболее важным сведениям можно отнести и такие данные, как критерии эффективности. Если говорить простыми словами, они представляют собой определенные характеристики, при соблюдении которых сотрудник может рассчитывать на получение той или иной стимулирующей выплаты. Установление подобных критериев всегда происходит в индивидуальном порядке. При этом учитываются такие важные факторы, как направление деятельности конкретной компании, наличие установленных требований относительно выполнения плана и т.д.

После подготовки положение подписывается директором организации. Далее с ним обязательно должен быть надлежащим образом ознакомлен каждый из сотрудников. В том случае, если у подчиненного не имеется абсолютно никаких возражений по поводу содержания данного документа, он должен поставить свою подпись в положенном месте.

Как рассчитать размер надбавок и доплат самостоятельно

Каждый работник может самостоятельно рассчитать размер дополнительных денежных средств, которые ему будут выплачены при соблюдении определённых условий. Все исходные данные должны быть прописаны в трудовом или коллективном договоре. Работник должен быть с ними ознакомлен. Расчёт персональных надбавок к окладу происходит, исходя из среднего заработка.

Пример: работник Н. отработал 165 часов при норме 165 часов. При этом:

  • в ночное время – 20 часов с доплатой 20%;
  • сверхурочно 7 часов с доплатой в 1,5-кратном размере;
  • тарифная ставка 67 рублей за час;
  • доплата за вредное производство 6%.

Расчёт:

  1. За месяц он заработал ночных смен, сверхурочной работы и прочего – 165*55=11055 рублей.
  2. Добавка за ночную смену 20*55*0,2=268 рублей.
  3. Добавка за сверхурочные – 7*67*1,5=703,5 рубля.
  4. Доплата за вредность – 165*67*6%=663,3 рубля.
  5. Итого работник Н. получит за прошедший месяц 11055+268+703,5+663,3=12689,8 рублей.

Тонкости начисления премиальных

Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:

  • учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
  • а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.

Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:

  • от наличия средств в бюджете;
  • количества охваченных услугами детей;
  • профессиональной подготовки директора и бухгалтера.

Критерии эффективности по итогам и качеству работы

Выплаты назначаются сотруднику на основе критериев. С их помощью оцениваются итоги работы и ее качество. При этом учитываются рекомендации структур исполнительной власти. Критерии для назначения доплат и их величины закрепляются во внутренних нормативных документах учреждения, колдоговорах и трудовых соглашениях. Они разрабатываются учреждением самостоятельно.

За основу можно взять принципы, отраженные в п. 16 Единых рекомендаций. Они утверждены трехсторонней комиссией в сфере труда № 12 от 25.12.2015. Критерии эффективности разрабатываются с учетом принципов, отраженных в таблице.

Принцип
Объективность Размер поощрения определяется по объективной оценке итогов работы сотрудника и коллектива в целом.
Предсказуемость Сотрудник должен знать, сколько он получит в соответствии с итогами своей работы.
Адекватность Поощрение должно адекватно соответствовать трудовому вкладу человека.
Своевременность Выплата должна производиться своевременно, сразу после достижения определенных результатов.
Прозрачность Каждый сотрудник должен понимать правила начисления поощрения.

В некоторых организациях критерии эффективности вправе определять учредители. Например, для подведомственных МЧС организаций они установлены в приложении 3 к Приказу МЧС № 545 от 22.09.2009.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector