Внешнеторговые операции и сделки: сущность и классификация
Содержание:
5.1. Внешнеторговые операции
Внешнеторговая операция — это комплекс действий
участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью
осуществления торгового обмена.
Участников торгового процесса, или контрагентов, должно быть
не менее двух: продавец и покупатель.
В комплекс действий предприятий при осуществлении
внешнеторговых операций обычно входит изучение конъюнктуры рынка интересующего
контрагентов товара, его реклама, деятельность сбытовой сети, взаимодействие с
торговыми посредниками, разработка коммерческих предложений и запросов,
проведение переговоров, заключение и исполнение контрактов.
Имеется следующая классификация внешнеторговых операций
(табл. 5.1).
Таблица 5.1
Классификация
внешнеторговых операций
№ п/п |
Признак классификации |
Виды операций |
1 |
По направлениям торговли |
Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные |
2 |
По группам товаров |
Купля-продажа машин и оборудования, сырьевых, |
3 |
По степени готовности товара к продаже |
Поставка готовой продукции, узлов и деталей для сборки, |
4 |
Товарообменная торговля |
Встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции, |
5 |
Торговля научно-техническими достижениями и оказание |
Купля-продажа лицензий, ноу-хау, факторинг, инжиниринг; |
6 |
Торгово-посредническая деятельность |
Консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские |
7 |
Торговля состязательного типа |
Аукцион, международные торги и биржевая торговля |
Основным регулятором внешнеэкономической деятельности
предприятий и их партнеров является контракт, представляющий собой коммерческое
соглашение между двумя странами, предметом которого может быть купля-продажа
товара, выполнение подрядных работ, аренда, мена и т. п.
На этапах подготовки, подписания и исполнения основных
контрактов предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности,
заключают значительное число вспомогательных контрактов с консультационными
фирмами, рекламными агентствами, посредниками, транспортными и экспедиторскими
фирмами. Они также осуществляют весь комплекс операций с таможенными и другими
организациями, регулирующими внешнеэкономическую деятельность.
Для исполнения одного основного контракта продавцы и
покупатели заключают более десятка дополнительных.
Предыдущая |
Протекционизм во внешней торговле
Определение
Протекционизм — государственная защита национальной промышленности от иностранной конкуренции путем введения таможенных пошлин, затрудняющих ввоз в страну заграничных товаров. Слово произошло от латинского protectio — «защита», «покровительство».
Определение
Фритредерство — политика Англии в XIX веке, предоставлявшая экономическую свободу и провозглашавшая невмешательство государства в торговлю. Слово произошло от английского словосочетания free trade, которое переводится как «свободная торговля, ремесло, отрасль промышленности».
Канцлер Германской империи Отто Бисмарк считал, что государство должно не только иметь мощную армию, но и активно вмешиваться в экономику, поддерживать свою промышленность казенными заказами и таможенным протекционизмом. С 1879 года Германская империя начала повышать таможенные тарифы. Постепенно вслед за ней к протекционизму повернули и другие европейские страны, за исключением Англии.
С 1878 года правительство Российской империи повернуло от навязанного Англией фритредерства к таможенному протекционизму, считаясь прежде всего с интересами ведущей отрасли промышленности — хлопчатобумажной. Как и на Западе, именно с нее начался российский промышленный переворот.
Министр путей сообщения С.Ю. Витте разработал целую систему: жесткий протекционизм должен был защитить российские промышленные товары от конкуренции иностранных.
Обратимость русского рубля в золото (результат проведенной им же денежной реформы 1895–1898 годов), и более высокая в отсталой России норма прибыли на вложения капиталов в промышленность (до 20–30% при обычной в Европе норме 4–5 %) должны были обеспечить приток зарубежных инвестиций.
Витте организовал выкуп из частных рук в казну старых железнодорожных магистралей и строительство новых, в том числе величайшей в мире Транссибирской. Таможенный тариф 1891 года стал запретительным: пошлины на импорт промышленных товаров были повышены настолько, что делали ввоз заведомо невыгодным.
Оборотной стороной промышленного протекционизма были переплаты массового потребителя. Это усугубляло протестные настроения русской разночинной интеллигенции, весьма восприимчивой к проникающим из Европы революционным и социалистическим идеям, и гораздо раньше, чем на Западе, растиражировавшей слово «капитализм», придав ему укоризненно-враждебный смысл.
Правительство США с самого возникновения государства держалось политики протекционизма. Американцы лишь в период Первой мировой войны снизили пошлины на ввозимые в страну товары, но сразу после ее окончания — опять повысили, а в 1930 году довели до максимума.
Великая депрессия вовлекла в новый виток протекционизма и западноевропейские страны. Однако с завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного мира, США отказались от протекционизма и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.
Через Генеральное соглашение по тарифам и торговле в 1947 году Соединенные Штаты установили систему многосторонних торговых договоров и снижения тарифов. Это стало стимулом для передовых стран ко взаимной торговле машинами, оборудованием и потребительскими товарами.
Если до 1940 года лишь 1/3 вывоза продукции обрабатывающей промышленности развитых стран направлялась в развитые же страны, то к 1970 году — уже 2/3. Если в 1925 году в индустриальных странах пошлины на ввоз готовых промышленных изделий в среднем составляли 18–20%, а в 1931–32–34 %, то к 1987 году они понизились до 7–8%.
Цели государственного регулирования ВЭД
При осуществлении внешнеэкономической деятельности на уровне государства, основной целью является межгосударственные отношения, поддержка правовых, торговых и политических институтов, которые увеличивают эффективность сотрудничества. Эффективная внешнеэкономическая деятельность государства приводит к увеличению роста национального дохода, усовершенствованию научно- технического прогресса, роста производства и повышения капиталовложений.
Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:
-
формировании благоприятного правового климата для осуществления в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;
-
создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, с целью поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным направлениям;
-
обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта;
-
координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;
-
совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:
-
регулировании торговых отношений между странами и на региональном уровнях;
-
содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;
-
регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при осуществлении контроля за сохранением независимого от иностранных кредиторов, развития экономики;
-
обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе участия государства в мировом хозяйстве.
Принципы планирования ВЭД
Процесс планирования ВЭД заключается в решении задач, связанных с выбором альтернативных действий:
- по разработке стратегических целей компании: общих и непосредственно внешнеэкономических;
- по оценке ее возможностей и ресурсов (производственных, кадровых, финансовых, управленческих и т.п.);
- по анализу тенденций в области маркетинговой деятельности на зарубежных и внутреннем рынках;
- по определению стратегии на перспективу и разработке программ.
На основе решения перечисленных задач осуществляется выработка личной стратегии.
Стратегия компании – это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей. Выработка стратегии ВЭД предполагает реализацию шести этапов
Важнейшая составляющая процесса планирования ВЭД – разработка программ и бизнес-планов.
Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизнедеятельности компании. Это могут быть программы по модернизации оборудования, совершенствованию технологий, организации контроля качества, учета движения продукции, запасов, ресурсов и другие, связанные с использованием ресурсов мировых рынков и реализацией внешнеэкономических операций.
В основе разработки программ ВЭД – оценка внешнеэкономического потенциала предприятия, включающего:
• производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции, характеризующейся высоким качеством, относительно низкими производственными затратами, широким ассортиментом, способным удовлетворить самые взыскательные потребности, быстрыми темпами обновления;
• использование современного высокотехнологического оборудования, обеспечивающего сочетание высокой производительности труда и качества работы, непрерывность технологического процесса, использование преимуществ серийного производства с возможностями его гибкой перестройки;
• наличие высококвалифицированных, в том числе в сфере ВЭД, специалистов, способных в комплексе решать всю совокупность вопросов начиная с разработки отвечающей требованиям мирового рынка продукции и заканчивая ее реализацией за рубежом и послепродажным обслуживанием зарубежных клиентов;
• привлечение минимального количества надежных поставщиков комплектующих и полуфабрикатов, деталей, обеспечивающих гарантированные бесперебойные поставки;
• выгодное с точки зрения международного сотрудничества месторасположение самого предприятия (минимальные расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы и транзит).
В международной практике наиболее распространенной формой внутрифирменного планирования является составление бизнес-планов, имеющих в отличие от программ высокий уровень конкретной проработки.
Направления развития ВЭД
Основными направлениями ВЭД на сегодняшнем рынке услуг можно считать внешнеторговую деятельность (экспорт, импорт), производственную кооперацию (субконтрактацию, трансфер технологий), а также инвестиционное сотрудничество (прямые и технологические инвестиции) и различные финансовые операции (торговое финансирование).
Внешнеторговая деятельность обусловлена глобальным международным разделением труда, когда одни страны в силу своей сырьевой и промышленной специфики производят гораздо более дешевые и качественные товары, чем другие. Спрос на эти товары подталкивает предприятия к дальнейшей оптимизации и расширению своего производства.
Производственная кооперация является одним из важнейших условий глобального международного разделения труда и заключается в разделении производственных функций между предприятиями различных стран и регионов. Такой вид кооперации, когда производственные функции разделяются между предприятиями с учетом их промышленных и технологических возможностей, неизменно приводит к оптимизации производства в целом и удешевлению производимых товаров.
Инвестиционное сотрудничество между предприятиями и странами является одной из древнейших форм ВЭД. На данный момент инвестиции иностранных партнеров во всем мире позволяют развивать и укреплять профильные промышленные направления многих предприятий, тем самым благотворно влияя на международное сотрудничество в целом и заставляя капитал «работать».
Различные финансово-кредитные (в том числе валютные) операции – это те операции, которые связаны с платежами за поставленную (или реализованную) продукцию, финансовые обязательства международных партнеров, либо операции связанные с различными формами инвестиционного сотрудничества. Осуществление любых форм этих финансовых операций требует от специалистов глубоких знаний и опыта как в сфере финансов, так и в сфере международного законодательства.
Аутсорсинг ВЭД
Аутсорсинг внешнеэкономической деятельности — это полное сопровождение ВЭД. Он предполагает закупку, логистику, таможенное оформление другие услуги Импортера. Подбор зарубежных поставщиков, заключение и сопровождение контрактов, организация закупок товара, подготовка необходимых разрешительных документов на вывоз или ввоз, транспортная логистика и перевозки грузов, таможенное оформление а также доставка грузов до склада клиента, консультации и помощь по организации отдела ВЭД у компании — клиента. Необходимо отметить, что при длительной и постоянной работе с таможенными органами одной и той же организации намного проще и быстрее проходить процедуру таможенного оформления товара . Потому выгода от взаимного сотрудничества экспортера или импортера товара с постоянным партнером по экспортно-импортным операциям в виде агента вполне очевидна.
- Стратегическое планирование ВЭД, обучение, консультации.
- Подбор партнера (покупателей) для оптимизации ВЭД.
- Организация переговоров, сопровождение проектов.
- Интеграция продукции в цепочки поставок (экспорт, импорт).
- Трансфер технологий и локализация на рынки покупателя.
- Организация бизнес-миссии, матчмейкинг.
- Организация стажировок и прохождение практики.
Услуги таможенного брокера
Практически все компании, которым доводится возить свои товары и грузы через российскую границу, сталкиваются с рядом таких проблем, как таможенное оформление грузов, называемой в народе таможенной очисткой или растаможкой. Таможенное декларирование сейчас является необходимым условием для возможности осуществления торговых импортно-экспортных операций. Для того, чтобы груз в конечном итоге преодолел все естественные (или искусственные) преграды по дороге на склад, нужна слаженная работа коллектива профессионалов.
О других услугах, позволяющих уменьшить издержки, мы напишем в наших следующих статьях NIE Journal, посвященных тематике ВЭД и международного сотрудничества.
Характеристика реэкспорта и реимпорта
Операции по вывозу и ввозу товаров, не подвергавшихся переработке, но ранее ввезенных или вывезенных, называются реэкспортными или реимпортными.
Целесообразность реэкспорта зависит от конкретного случая. Во-первых, он необходим при использовании традиционных организационных форм торговли на внешнем рынке, среди которых международная биржевая торговля и аукционная торговля. В этих случаях реэкспорт выступает в роли естественного продолжения торговой операции, когда для продажи товара посредством биржи или аукциона требуется ввоз товара из одной страны в страну их проведения с последующим вывозом товара покупателю из третьей страны.
Во-вторых, иногда субъекты прибегают к вынужденному реэкспорту, если нормальный ход внешнеторговой операции был каким-либо образом нарушен. Например, покупатель отказался от оплаты товара в тот момент, когда он уже прибыл в место назначения, или вовсе обанкротился.
В-третьих, реэкспорт является составной частью более сложных внешнеторговых операций. Например, в рамках крупного заграничного проекта строительства зачастую требуются закупки отдельных видов комплектного оборудования и материалов в третьих странах. При этом далеко не всегда они завозятся непосредственно к месту строительства, а сначала попадают в страну покупателя (который организует заграничное строительство).
В-четвертых, благодаря реэкспортным операциям можно получить прибыль от перепродажи товаров на различных зарубежных рынках за счет ценовой разницы.
Реимпортные операции являются более редкими по сравнению с реэкспортными. Их примерами могут служить:
- ввоз товара, ранее вывезенного и не реализованного на международной бирже или аукционе,
- возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем,
- другие случаи.
1.4. Субъекты внешнеэкономической деятельности
Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значительному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдельных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.
Участников ВЭД можно классифицировать по ряду признаков. Важнейшие из них:
•профиль внешнеэкономической деятельности;
•характер совершаемых внешнеторговых операций;
•организационно-правовые формы (рис. 1.1).
Классификация по профилю внешнеэкономической деятельности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.
В этой классификационной группе можно выделить следующих субъектов ВЭД.
·Субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие выпуск и самостоятельную реализацию продукции и услуг на внешнем рынке:
·предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;
·консорциумы — объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;
·СП и ИП — совместные и иностранные предприятия.
Субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта — обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:
•специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэкономические организации на договорных условиях могут осуществлять экспортно-импортные операции по поручению непосредственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;
•смешанное общество (СО) — форма организации компании, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там отечественными хозяйственными организациями при долевом участии местных партнеров с целью формирования товаропроводящей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в большинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;
•торговый дом — тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей. Торговый дом реализует комплекс сделок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей.
… | 9 | … |
8 |Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие, содержание и взаимосвязь — Внешнеэкономическая деятельность предприятия10 |Контрольные вопросы — Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Разделы библиотеки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Заключение
Для предпринимателя, особенно начинающего, ВЭД – очень сложная сфера. Поэтому перед тем, как заняться ей, советуем вам подготовить достаточно надежную основу. Откройте счета в надежных банках, найдите специалистов, которые помогут вам вести деятельность, узнайте подробнее о странах, с которыми хотите сотрудничать. Так вы сможете заметно уменьшить проблемы, которые возникнут при ведении ВЭД.
Не забывайте и о рисках: внешняя торговля может оказаться как прибыльной, так и очень невыгодной. Поэтому, если вы планируете заняться ей, внимательно изучите рынки обеих стран, особенно импортные и экспортные. Планирование и расчет помогут вам снизить расходы и наладить работу с иностранными компаниями наиболее эффективно.
Во внешнеэкономическую деятельность все сделки, которые предприниматели заключают с иностранными компаниями. Что нужно помнить тем, кто занимается ВЭД:
Выберите банк, который предлагает удобный счет в иностранной валюте и выгодный курс обмена
Переж заключением сделки с иностранным контрагентом не забудьте проверить его надежность
Любую валютную сделку нужно проводить через процедуру валютного контроля
При ввозе или вывозе товара важно найти надежного перевозчика
Не забывайте вовремя оформлять товары на таможне и уплачивать все необходимые взносы
Если за границей вам потребуется гарантия, лучше всего ее оформить в банке с иностранным участием
Перед открытием филиала в другой стране уточните порядок ведения деятельности, который в ней действует
При импорте не забывайте платить НДС и акцизы, при экспорте — налог на прибыль
Небольшому ИП или ООО, которое хочет заниматься ВЭД, подойдут Точка, Тинькофф и Сбербанк. В них вы сможете легко открыть счет в иностранной валюте и пройти валютный контроль.