Закон о торговле с последними изменениями
Содержание:
- Как правильно торговать с машины
- Направление оферты
- Ответственность за нелегальную розничную торговлю
- Разберемся с понятиями
- Ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований
- Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
- Послабления для продавцов
- Какие документы нужны, чтобы продавать товары на улице с рук
- Поправки, внесенные в закон о торговле
- Как правильно выбрать место для уличной торговли
- Как характеризуется уличная торговля со стороны закона
- На кого распространяются требования торгового законодательства?
- Резюме
- Навязывание невыгодных условий договора
- Прочие новшества, на которые следует обратить особое внимание
- Как получить разрешение на уличную торговлю
- Рассмотрение ФАС заявлений и обращений Заявления о нарушении антимонопольного законодательства
Как правильно торговать с машины
- Свидетельство о регистрации в статусе ИП.
- Техпаспорт транспортного средства.
- Разрешение СЭС, если реализуются продукты питания.
- Паспорт.
- Водительское удостоверение.
- Договор страхования автогражданской ответственности: ОСАГО.
Предъявляются определённые средства и к автомобилям. Сюда относятся такие моменты:
- Вместимость — внутреннего пространства должно хватать для всех категорий товаров, без нарушения товарного соседства.
- Оборудование — кассовый аппарат, весы и другие обязательные атрибуты торговой деятельности.
- Возраст машины — критериев нет, но лучше выбирать для торговли авто, не старше 10 лет.
- Безопасность — подтверждается актами проверки СЭС и других надзорных инстанций.
Направление оферты
После ознакомления с условиями отбора контрагента для заключения договора поставки поставщик обращается в торговую сеть с предложением (офертой) заключить договор поставки. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК РФ). Оферта должна содержать существенные условия договора поставки. С момента ее получения оферта связывает направившее ее лицо с адресатом. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 436 ГК РФ).
Ответственность за нелегальную розничную торговлю
Торговля с рук без разрешения предполагает привлечение нарушителя к административной ответственности. Размер наказания зависит от правового статуса нелегального торговца. Выглядит это так:
- Физ.лицу — 500-3 000 рублей.
- Должностному лицу — 2 000-10 000 рублей.
- Юр.лицу — 10 000-30 000 рублей.
- Торговля без регистрации и образования юр.лица — 10 000-20 000 рублей.
Важно! В некоторых населённых пунктах, торговля с рук запрещена полностью, разрешения на этот вид деятельности не выдаются, и любая реализация товаров на улице с рук признаётся незаконной.
https://youtube.com/watch?v=7ki6OdhXOHE%3F
Разберемся с понятиями
Соответствуя базовым принципам изложения нормативных актов, Закон N 381-ФЗ содержит статью, освещающую основные понятия, используемые в нем.
Вполне логично, что комментируемый Закон начинается с пояснения термина «торговая деятельность». Так, чиновники указали, что это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Далее законодатели перечислили понятия розничной и оптовой торговли, которые, собственно, были позаимствованы из гражданского законодательства (ст. ст. 492, 506 ГК РФ). Таким образом, определение розничной торговли, данное в Законе N 381-ФЗ, идентично по значению определению, содержащемуся в гл. 26.3 НК РФ (ст. 346.27), — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не соотносящихся с осуществлением предпринимательской деятельности.
Достаточно внимания уделено торговому объекту. Помимо разъяснения, что он собой представляет, даны определения его видов (стационарного и нестационарного), а также указано, что следует понимать под его площадью.
Итак, торговым объектом являются здания, строения, сооружения (или их части), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров. В свою очередь под площадью данных объектов понимается помещение для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров, прохода покупателей.
К разряду стационарных законодатели отнесли торговые объекты, прочно связанные фундаментом здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Нестационарные — представляют собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Следует отметить, что в отличие от нового Закона о торговле в гл. 26.3 НК РФ при определении стационарности (нестационарности) торговой сети делается акцент именно на предназначении используемых объектов для ведения торговли и наличии подсоединения к инженерным коммуникациям. Про прочную связь фундамента здания и строения в ст. 346.27 НК РФ не говорится ни слова.
Кстати, торговая сеть определена как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением (иным средством индивидуализации) (п. 8 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).
Еще один довольно важный термин, значение которого раскрывает Закон N 381-ФЗ, — «продовольственные товары». Как указали законодатели, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.
Ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований
Статьями 14.40 — 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований, установленных законом, при осуществлении торговой деятельности. Основание привлечения к административной ответственности — нарушение: по ст. 14.40 — антимонопольных правил, по ст. 14.41 — требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров, по ст. 14.42 — условий заключения договора поставки продовольственных товаров. Дела об административных правонарушениях по перечисленным статьям рассматривают ФАС и ее территориальные органы.
Статья 13 Закона о торговле является составной частью антимонопольного законодательства, ответственность за нарушение которого установлена ст. 14.40 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях по этой статье возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства. За совершение запрещенных действий, перечисленных в ст. 14.40, хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности в течение одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение года с момента его обнаружения.
За нарушение иных положений Закона о торговле (в том числе за нарушение ст. 9) предусмотрена ответственность по ст. ст. 14.41 и 14.42 КоАП РФ. Сроки давности привлечения к административной ответственности по ст. ст. 14.41 — 14.42: в течение двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся — со дня обнаружения. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ):
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов или других госорганов, ОМСУ, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения.
Е.В.Шоломова
Эксперт журнала
«Торговля:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
1. Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:
1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:
а) ассортимент продаваемых товаров;
б) режим работы;
в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;
г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;
д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;
8) цены на продаваемые товары;
9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;
11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.
3. Указанные в пункте 7 части 2 настоящей статьи порядок и условия осуществления торговой деятельности применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.
4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. В целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.
8. В случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации может быть установлена независимо от целей, указанных в части 7 настоящей статьи.
9. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, продажа, обмен или иное введение в оборот товара, в результате которых нарушаются требования об обязательной маркировке средствами идентификации, на территории Российской Федерации не допускается.
10. Хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Послабления для продавцов
К числу основных преференций, которые получили продавцы в соответствии с постановлением № 2463, можно отнести:
- Возможность не предоставлять по требованию посетителя:
- книгу жалоб и предложений;
- товарно-сопроводительную документацию.
Отметим, что в сфере общепита (которая регулируется законом отдельно от розницы, но все же близка ко многим ее сегментам по существу, и потому действующие там правила всегда заслуживают внимания) применение Книги отзывов и предложение по-прежнему обязательно, несмотря на то, что там также приняты новые нормы по взаимодействию поставщика и потребителя — установленные постановлением Правительства от 21.09.2020 № 1515. Как и случае с постановлением № 2463, данные нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.
- Право не осуществлять бесплатную погрузку крупногабаритных товаров на автомобиль потребителя, если второй сам решил увезти соответствующий товар (без заказа доставки).
Конечно, магазин в целях повышения лояльности потребителей может соответствующую услугу также предложить. Понятное дело, для этого нужно будет заложить некие дополнительные средства и в фонд оплаты труда работников торгового предприятия — которым, так или иначе, придется отвлекаться от основной работы для оказания содействия покупателям при погрузке товаров.
- Право не обменивать технически сложные товары, по которым установлена гарантия длительностью от 1 года.
Перечень соответствующих технически сложных товаров по-прежнему применяется тот, что установлен постановлением Правительства России от 10.11.2011 № 924.
- Возможность не выдавать потребителю товарный чек при отпуске ювелирных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
То есть, во всех случаях можно ограничиться только выдачей кассового чека.
- Возможность не предоставлять в период гарантийного ремонта аналогичный товар во временное пользование, если осуществляется ремонт:
- газового, газоэлектрического бытового оборудования для приготовления пищи;
- ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней.
Вместе с тем, законодатель также установил для продавцов и ряд дополнительных обязанностей.
Какие документы нужны, чтобы продавать товары на улице с рук
Список разрешительной документации выглядит следующим образом:
-
Свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
- Разрешение санитарно-эпидемиологической службы (для продовольственных товаров).
- Перечень продукции, допущенный к продаже СЭС.
Важно! если реализуемая продукция не подлежит обязательному лицензированию, получать дополнительное разрешение на её продажу, не требуется.
Однако гражданам, которые решили заняться этим видом деятельности, следует помнить о том, что далеко не везде можно расположиться со своими товарами. При этом, самые выгодные, с точки зрения таких коммерсантов места, находятся под запретом.
В частности, вот перечень точек, где уличная торговля запрещена в любом городе:
- Вплотную к фасадам зданий.
- Памятники архитектуры и монументы.
- Фонтаны, клумбы и другие декоративные украшения города.
- Перекрёстки (не ближе, чем за 20 метров).
- Железнодорожные переезды.
- Охраняемые объекты.
- Стоянки и остановки общественного транспорта.
На перечисленных территориях могут располагаться только стационарные точки продаж. Торговля с рук здесь категорически запрещена, и даже наличие всех разрешительных документов не спасет от штрафа.
Поправки, внесенные в закон о торговле
Последняя редакция закона 381 о торговле была одобрена 15 июля 2016 года. Поправки касались полномочий службы исполнительной власти и полномочий службы районного самоуправления в сфере промышленной деятельности, были дополнены требования к организации и осуществлению промышленной деятельности, а также несколько изменены меры по ее развитию. Главным изменением считается введение правового регулирования в отношении поставок продовольственных товаров.
Главные изменения закона о торговле затронули:
- сроки действия соглашений поставки, заключенных до начала вступления в силу новой редакции закона о поставке;
- область применения закона;
- новое пояснение торговой сети;
- услуги по продвижению товаров включены в текст закона;
- главные требования отбора торговыми сетями поставщиков;
- размер дополнительного заработка, которую сеть получает от поставщика;
- сроки платежа товаров с ограниченным сроком годности;
- нововведения относительно взимания платы;
- борьба с дискриминацией;
- ответственность за нарушение антимонополистических правил.
Правила осуществления розничной торговли в РФ
Главным правилом при розничной реализации товаров, является соглашение между продавцом и покупателем. Соответствующий вид договора представляет собой выдачу кассового и товарного чека, а также и другие документы, подтверждающие факт сделки.
Для получения разрешения на осуществление торговли, продавец обязан соблюдать обязательные правила по реализации промышленной деятельности, принятые законами РФ, а именно:
- владеть помещениями, специальным оборудованием и инвентарем, которое занимается обеспечением высокого качества продукта, а также безопасностью товаров при их хранении в месте продажи;
- располагать и содержать в исправном состоянии средства измерения и в установленном порядке проводить метрологическую поверку;
- должна быть в наличии книга жалоб и предложений, которую обязаны предоставлять покупателю по его требованию;
- торговый зал должен быть оборудован соответствующей измерительной техникой, чтобы покупатель имел возможность проверить правильность цены, веса и меры приобретенного товара;
- проводить запланированную проверку качества и безопасности предполагаемого для продажи товара.
Правила осуществления розничной торговли в Российской Федерации обязывают продавца иметь при себе некоторые обязательные документы:
- соглашение или декларация о соответствии;
- ксерокопия сертификата, заверенная держателем его подлинника, то есть нотариусом, либо службами, выдавшими сертификат;
- товарно-сопроводительная документация, оформленная изготовителем или поставщиком.
Для решения вопроса, касающегося порядка приема наличных денежных средств, следует ознакомиться с Постановлением по налогам и сборам РФ.
Оптовая торговля
Оптовая торговля — это реализация закупаемой продукции по безналичной форме расчетов для использования в торговых целях или для собственных производственно-хозяйственных нужд.
Порядок осуществления оптовой торговли по ФЗ-381 начинается с регистрирования субъектов в качестве юридических лиц, для получения соответствующей лицензии. Далее для реализации оптовой торговли заключается договор, к которому следует приложить справку органа государственной налоговой службы по месту регистрирования покупателя.
Продажа алкогольной продукции в РФ согласно ФЗ 381
Правила продажи алкогольный продукции можно подразделить на 3 основные группы:
- места, в которых строго запрещена продажа алкогольной продукции. А именно: на спортивных сооружениях, на оптовых и розничных рынках, во всех видах транспортного средства, на всех боевых позициях войск РФ, на вокзалах и аэропортах, на территории повышенной опасности, в местах массового скопления;
- несовершеннолетним лицам строго запрещена продажа алкоголя. Согласно статьям закона №381 о торговле, продажа алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, влечет за собой административную и уголовную ответственность;
- допустимое время для продажи алкогольной продукции. Продажа запрещена с 23:00 до 08:00 часов по местному времени. Исключениями являются: пиво, сидр, медовуха, пуаре.
Как правильно выбрать место для уличной торговли
Для начала, нужно ознакомиться с общим перечнем мест, где уличная торговля разрешена в принципе. Если разбить торговую точку в запрещённой зоне, от уплаты штрафа не спасёт даже полный пакет разрешительной документации.
Дополнительно нужно учитывать четыре ключевых аспекта:
- Проходимость — чем оживленнее место, тем лучше для предпринимателя.
- Соответствие — торговая точка должна удовлетворять нормам, актуальным для реализации конкретного типа продукции. Например, получив разрешение на продажу канцелярских товаров, не получится заниматься реализацией мяса и полуфабрикатов.
- Размер — в данном случае, не имеет значения. Всё зависит от направления деятельности и выбранной категории товаров. Поэтому уличная торговля может осуществляться в небольшой палатке-павильоне или прямо с прилавка.
- Ценовой сегмент — зависит от категории товара. В любом случае, лучше всего расходятся товары, оптимально соответствующие стандарту цена-качество.
Как характеризуется уличная торговля со стороны закона
Другое дело, нелегальная уличная торговля. Под этим определением понимается торговая точка, которая может возникнуть в любом районе города. Например, тот же пенсионер поставил рядом с проезжей частью ящик, и продаёт с него яблоки. Подобная деятельность противоречит сразу двум статьям Кодекса об административных правонарушениях:
- ст. 14.1 КоАП — предпринимательская деятельность без образования ИП, карается штрафом в 500-200 рублей;
- ст. 14.4 — реализация товаров ненадлежащего качества, карается штрафом в размере 1000-2000 рублей.
Важно! Размер штрафов устанавливается региональными властями, поэтому может изменяться в различных городах страны.
Наверняка у многих возникает логичный вопрос: «Почему товар, продаваемый на улице, относится к категории ненадлежащего качества?». Дело в том, что под это определение попадает не только «просрочка» и продукция с дефектом. Те же яблоки, которые предприимчивый пенсионер продает рядом с дорогой, не проходили процедуру санитарного контроля, поэтому по умолчанию представляют угрозу здоровью граждан. Кроме того, это продовольственная продукция, которая реализуется с нарушением всех санитарно-эпидемиологических норм и требований.
Если от яблок особой опасности можно не ждать, то следует подумать вот о чём. Ведь уличные торговцы часто предлагают прохожим мясо, рыбу, полуфабрикаты, которые хранятся без холодильников. Даже прохладительные напитки, продающиеся в жару рядом с остановками общественного транспорта, могут представлять угрозу. Ведь если торговля ведётся бесконтрольно, где гарантия, что опустевшие резервуары перед заполнением промываются должным образом?
Именно по этим причинам, федеральные и муниципальные власти стараются регулировать уличную торговлю.
На кого распространяются требования торгового законодательства?
Одной из существенных поправок, внесенных в Закон о торговле, является то, что установленные его гл. 3 антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции. Что же понимается под группой лиц?
Группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков (п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции):
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества;
- юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица юридическое (физическое) лицо;
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое на основании учредительных документов хозяйственного общества или заключенного с ним договора вправе давать хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;
- юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
- хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
- физическое лицо, его супруг, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры;
- лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу с одним и тем же лицом;
- хозяйственное общество, физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из названных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.
Резюме
Новые правила торговли по постановлению № 2463 затрагивают практически все ключевые сегменты розницы — продуктовую, непродовольственную, продажи онлайн и с помощью автоматизированных устройств, разносную торговлю. Соответствующий нормативный акт заменил сразу несколько правительственных постановлений, регулировавших правоотношения в каждой из указанных сфер розничной торговли.
В каждом сегменте, регулируемом новым постановлением, для продавца можно пронаблюдать как установление тех или иных новых преференций — не предусмотренных в нормативных актах, утративших силу в связи с изданием рассматриваемого постановления, так и определения ряда новых обязанностей. Аналогично, в отношении потребителей также появился ряд новых преференций — как и ограничений во взаимодействии с продавцом.
Навязывание невыгодных условий договора
В Методическом пособии ФАС повторила разъяснения, которые она уже давала в Письме от 17.07.2010 N ИА/22313. Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Навязыванием является направление субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако лицо, направившее договор, отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.
Условия, которые запрещается навязывать контрагенту торговыми сетями и их поставщиками, перечислены в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле. Добровольное включение в договор поставки условий, содержащихся в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, не является нарушением указанной нормы.
Торговым сетям и поставщикам товаров в торговые сети запрещается навязывать контрагенту условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных пп. «а» — «и» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле (см. пп. «к» указанной нормы). ФАС объяснила: к таким условиям относятся сходные условия, указанные в перечисленных подпунктах.
К сведению. Согласно ст
13 Закона о торговле возможность признания действий хозяйствующего субъекта навязывающими не зависит от его доли на рынке (то есть неважно, занимает он доминирующее положение на рынке или нет) (Протокол N 4 Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере розничной торговли от 04.06.2010)
Прочие новшества, на которые следует обратить особое внимание
Если говорить о прочих новшествах Правил по постановлению № 2463, имеющих узкую направленность, то обращают на себя внимание, в частности:
- Положения п. 35 Правил, которые не требуют от продавцов, осуществляющих предпродажную расфасовку, обязательного указания на расфасованном товаре номера или фамилии весовщика.
В свою очередь, такие требования были предусмотрены п. 34 Правил, утвержденных ранее действовавшим постановлением от 19.01.1998 № 55.
Сохраняется, вместе с тем, необходимость указания продавцом сведений о наименовании, весе, цене за единицу измерения товара (либо сведений о весе, цене отвеса, дате фасовки и сроке годности).
- Положения п. 43 Правил, в соответствии с которыми при передаче покупателю автомобиля, мотоцикла или прицепа продавец обязан ознакомить первого с информацией о правилах эффективного и безопасного условия использования транспортного средства, а также поддержания его в пригодном к использованию состоянии.
- Положения п. 71 Правил торговли, устанавливающие ряд обязанностей для АЗС.
В соответствии с данным пунктом, при реализации топлива продавец должен по запросу покупателя предоставить ему заверенную владельцем АЗС (или лицом, которое эксплуатирует АЗС) копию документа о качестве топлива (паспорт). Данный документ должен содержать в том числе:
- наименование изготовителя топлива;
- наименование нефтебазы;
- адреса, с которого осуществлена отгрузка топлива непосредственно на АЗС, продающую его в соответствии с документом о качестве;
- сведения о величине паспортизированной партии автомобильного топлива, а также о дате его отгрузки.
За нарушения положений нового постановления № 2463 продавец несет административную ответственность в соответствии с положениями КоАП РФ.
Как получить разрешение на уличную торговлю
Далеко не все разрешённые места являются выгодными в коммерческом плане, поэтому перед получением разрешения, нужно трезво взвесить шансы на успех.
Оформляется разрешение в несколько этапов:
- Получается разрешение на ведение предпринимательской деятельности. Согласно букве закона, любая торговля разрешена лишь в том случае, если продавец находится в статусе ООО или ИП. Наёмных сотрудников это не касается.
- Выбирается режим налогообложения. Торговля предполагает извлечение коммерческой выгоды, следовательно, с полученной прибыли нужно платить налоги.
- Регистрация в качестве работодателя. Если к продажам будут привлекаться наемные работники, передаются соответствующие документы в ПФР и ФСС.
- Передача собранного пакета документов в администрацию города. Сюда входит свидетельство о регистрации, план-схема торговой точки, паспорт предпринимателя.
- Вынесение решения. По факту обращения собирается комиссия, которая в течение 10 дней выносит решение, разрешить или запретить уличную торговлю.
Если речь идёт о торговле продовольственными товарам, у продавца в обязательном порядке должна быть действующая медицинская книжка. Разрешение на торговлю выдаётся на определённый срок, при отсутствии нарушений, продлевается. Всё торговое оборудование подлежит поверке, на руках у предпринимателя должен иметься соответствующий акт.
Рассмотрение ФАС заявлений и обращений Заявления о нарушении антимонопольного законодательства
Сроки и последовательность действий ФАС, ее территориальных органов при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства определены гл. 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447.
Юридические и физические лица, а также государственные органы, органы местного самоуправления вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением, указывающим на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства. Заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина этого, а также предполагаемое лицо или орган, у которого данные документы могут быть получены. Заявление, материалы, а также прилагаемые документы и сведения должны быть представлены на русском языке.
Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в срок, не превышающий одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.
По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
- об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.
В случае выявления антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе антимонопольных правил и требований, установленных Законом о торговле, возбуждаются дела о нарушении антимонопольного законодательства.