Временная приостановка проверок бизнеса и отсрочка переоформления лицензий

Информация Министерства экономического развития РФ от 11 сентября 2020 г. «Минэкономразвития предлагает продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2021 года»

24 сентября 2020

Соответствующие положения содержатся в проекте закона-«спутника», разработанном Минэкономразвития, к Федеральному закону N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ предполагает продление моратория для малого бизнеса на весь 2021 год.

«В марте этого года Правительство объявило мораторий на плановые проверки, кроме того, были существенно ограничены основания внеплановых проверок. За счет этого объемы контрольно-надзорной деятельности существенно сократились: в первом полугодии 2020 года было проведено на 46% меньше проверок, чем за аналогичный период 2019 года. В первые месяцы мораторий количество проверок достигло исторического минимума. Сейчас мы видим стабилизацию ситуации. На следующий год мы планируем поддержать бизнес в логике ранее принятых решений Правительства», — рассказал статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев.

Кроме того, проектом закона-«спутника» вносятся в более чем в 100 отраслевых законов по видам контроля (надзора). В их числе Федеральный закон N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и многие другие законы, регламентирующие осуществление отдельных видов контроля (надзора).

Поправками в них закрепляются наименование вида контроля (надзора) и определяется уровень публичной власти на котором он осуществляется (федеральный, региональный и муниципальный). Также устанавливается предмет контроля. Это необходимо для того, чтобы положения отраслевых законов соответствовали закону N 248-ФЗ, который вступает в силу 1 июля 2021 года. По словам Алексея Херсонцева, закон-«спутник» закладывает основу для дальнейшей регламентации видов контроля (надзора). «На основании закона-«спутника» и тех изменений, которые вносятся в отраслевые законы по видам контроля, далее будет вестись подготовка положений о видах контроля. Всего будет подготовлено более 200 таких положений. Это ключевые документы, которыми будут руководствоваться инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий», — рассказал замглавы Минэкономразвития.

Помимо норм в области контроля (надзора), проект закона-«спутника» также упрощает процедуры лицензирования, предусмотренные Федеральным закон N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Последний распространяется на 52 вида лицензирования. Наиболее массовыми из них являются образовательная деятельность (120 тыс. лицензий), медицинская деятельность (103,5 тыс. лицензий), перевозки пассажиров автомобильным транспортом (64,8 тыс. лицензий) и фармацевтическая деятельность (55,4 тыс. лицензий).

В частности, предусматривается сокращение сроков выдачи лицензий до 15-30 рабочих дней для отдельных видов лицензирования (их перечень будет утвержден Правительством).

Закрепляется возможность приостанавливать действие лицензии не полностью, а в части в случае обнаружении контролирующим органом нарушений при выполнении отдельных работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Также, если при предоставлении лицензии будет выявлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям в отношении части заявляемых им работ, услуг, предусматривается предоставление лицензии на те работы и услуги, в отношении которых несоответствия не выявлялись.

Наконец, в развитие перехода к реестровой модели в сфере лицензирования предусматривается оптимизация документооборота лицензирующих органов. «Все принимаемые лицензируемым органом решения и лицензионные дела переводятся полностью в электронный формат. Это существенно сократит документооборот и ускорит принятие решений. Речь идет более чем о 600 тысячах лицензий», — рассказал Алексей Херсонцев.

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Если государство не вводит мораторий на налоговые проверки, коммерсанту остается только одно – самому заниматься вопросами снижения рисков, связанных с данной формой госконтроля. Доначисления, пени, штрафы – эти последствия возникают после налоговых проверок в связи с выявлением нарушений налогового законодательства, некомпетентности, ошибок (случайных или намеренных).

Поэтому руководству любой компании:

Необходимо позаботиться о квалифицированных специалистах, от которых зависит правильность и достоверность налогового учета и отчетности. Для этого нужно оценить уровень их квалификации (приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н), а затем систематически обеспечивать регулярное ее повышение, чтобы все необходимые изменения законодательства своевременно учитывались при ведении учета и составлении отчетности.

Быть в курсе налоговых изменений помогут материалы нашей рубрики «Налоговые изменения 2020».

  • Необходимо наладить систему внутреннего контроля (ст. 19 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ) – это позволит своевременно и планомерно выявлять ошибки на всех этапах учетного процесса, повысит исполнительскую дисциплину внутри коллектива.
  • Грамотно сформировать оптимальную учетную политику и наладить документооборот, что снизит риск ошибок при исчислении налогооблагаемых баз и сумм налогов.
  • «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)»;
  • «Учетная политика в СНТ (нюансы)».
  • Проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, не связываться с «однодневками»;
  • Регулярно проверять свою компанию на соответствие критериям, по которым отбираются кандидаты для налоговых проверок (приказ ФНС «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Выполнение этих несложных процедур позволит всегда быть готовым к любой налоговой проверке.

Проверки малого бизнеса отложены на 5 лет или на 3 года? Действует ли мораторий на проверки малого бизнеса?

В соответствии с перечнем поручений по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 04.12.2014 № Пр-2821 от 05.12.2014 был подписан закон «О внесении изменений…» от 13.07.2015 № 246-ФЗ, который внес крайне важные для малой коммерции коррективы в закон № 294-ФЗ. Так, ст. 26.1 определила, что в отношении мелкой коммерции, за исключением субъектов, о которых шла речь выше, запланированные проверки не проводятся с 01.01.2016 по 31.12.2018. Следовательно, общий период моратория составил 3 полных года.

Рассматриваемое правило породило ряд прав и обязанностей для обеих сторон проверочного процесса. Так, субъект вправе обратиться в контролирующие госорганы с заявлением об исключении из годичного графика проверок. Если информация подтвердится, то организация исключается из графика проверочных мероприятий.

В обязанность государственных органов входит проверка отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в том числе при структурировании ежегодных графиков проверочных мероприятий. Если в результате оказывается, что проверки в отношении организации проводить нельзя, такая фирма исключается из графика. Если же тот факт, что организация относится к субъектам малого предпринимательства, устанавливается в ходе проверочных мероприятий (то есть тогда, когда проверка уже начата), контролирующий орган обязан в силу ст. 26.1 ФЗ № 294 прекратить проверку.

Законопроект

Помимо этого, данный законопроект будет распространён на практически 100 отраслевых законов по разновидностям надзора. В их составе имеется ФЗ о санитарно-эпидемиологическом состоянии граждан, об образовании и прочие законные акты, устанавливающие осуществление различных типов контролирования.

При помощи поправок в указанные законы происходит закрепление типа контроля и устанавливается уровень публичной власти, на котором осуществляется надзор.

На следующем этапе определяют предмет контролирования.

Это нужно для того, чтобы характеристики отраслевых законных актов были применимы к закону, вступающему в силу в следующем году.

Согласно мнению заместителя министра экономического развития, закон-спутник выступает в качестве основы для предполагаемого регламентирования типов надзора.

В соответствии с основаниями закона-спутника и тех модификаций, которые внедряются в отраслевые законы по типам надзора, будут проводиться подготовительные мероприятия для положений о типах надзора.

В общей сложности будет составлено более двухсот подобных положений. Они выступают в роли основных документов, которыми будут пользоваться инспекторы в процессе осуществления контрольно-надзорных мероприятий, добавил Алексей Херсонцев.

Не забудьте подписаться на нас

Противопожарная проверка МЧС

По плану пожарная инспекция проверяет объекты раз в три года. Инспекторы осматривают помещения, проверяют, как составлен план эвакуации, приказы о прохождении инструктажа и как оборудованы комнаты для курения. В здании проверяют доступность аварийных выходов, средств для тушения огня, противопожарную сигнализацию.

Новая система контроля МЧС России начнёт действовать с 1 июля 2021 года. Инспектор сможет оценивать соблюдение требований пожарной безопасности путём визуального осмотра объекта без контакта с проверяемым. При необходимости оперативного реагирования на нарушения требований пожарной безопасности инспектор может нанести визит продолжительностью не более одного дня без обязательного уведомления.

На сайте МЧС опубликуют онлайн-калькулятор. С его помощью предприниматели смогут самостоятельно определять категорию риска своего объекта, влияющую на частоту проверок.

Как пройти проверку

Вне зависимости от того, какой орган придёт вас проверять, есть ряд универсальных рекомендаций, которые помогут пройти проверку.

  • Внимательно изучите решение или приказ о проверке, проверьте личность и документы контролёров.
  • Выделите проверяющим отдельное помещение для работы — это ограничит их контакты с персоналом и сбор лишней информации.
  • Присутствуйте при процедурах, но не мешайте проверяющим.
  • Следите за соблюдением сроков проверки — по количеству часов и рабочих дней.
  • Если сомневаетесь в правомерности процесса и претензий, привлеките юриста.
  • Проверьте акт по итогам проверки и сделайте пометку в нём, если не согласны с результатами.

МЧС

Что проверяет

Соблюдаете ли вы правила противопожарной безопасности: наличие огнетушителей, запасных выходов, плана эвакуации. Инспекторы также выясняют, проводится ли инструктаж среди сотрудников.

Как узнать о проверке

Малый бизнес планово проверяют не чаще одного раза в три года. Узнать, когда очередь дойдёт до вас, можно на сайте регионального управления МЧС. Например, на сайте Главного управления МЧС по Москве расписание опубликовано здесь. Как и у других ведомств, плановые проверки малого и среднего бизнеса пожарной инспекцией в 2020 году отменены.

Внеплановые мероприятия возможны в случае жалоб, связанных с нарушениями. Обычно они согласуются с прокуратурой. Но иногда этого не требуется. Например, если внеплановая проверка проводится по поручению президента, правительства, Генпрокуратуры. О внеплановой выездной проверке вас обязаны предупредить не позднее чем за 24 часа.

«Коронавирусный» мораторий на проверки — 2021

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране Правительству РФ были переданы полномочия устанавливать в 2020 и в 2021 годах запреты или ограничения для проведения надзорных проверок бизнеса (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

В 2020 году Правительством РФ в  был установлен жесткий мораторий на проверки: как на плановые, так и на внеплановые, как для малого бизнеса, так и для крупного, лишь за некоторым исключением.

На 2021 год Правительство РФ сочло необходимым также установить мораторий, однако гораздо более мягкий ().

Мораторий для малого бизнеса

Мораторий подразумевает запрет на проведение в 2021 году плановых проверок всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Какие плановые проверки не попали под мораторий-2021?

  • все плановые лицензионные проверки;
  • плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
  • плановые проверки лиц, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергеоэффективности, в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по перечню конкретных видов деятельности, установленных ;
  • плановые проверки СМП, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2021 год не прошло и трех лет;
  • плановые проверки СМП в рамках федеральных госнадзоров в области обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии, госконтроля за обеспечением защиты гостайны; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • а сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется нормами Закона № 294-ФЗ, в том числе — налоговые, таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Мораторий на проверки в связи с введением в действие Закона о госконтроле с 1 июля 2021 г.

С 1 июля 2021 года в силу вступает (далее — Закон о госконтроле), в связи с чем ряд норм Закона № 294-ФЗ перестанет применяться. Новый закон сильно видоизменит государственный контроль и надзор за бизнесом.

Из-за этой реформы п. 6 Постановления № 1969 предусматривает дополнительные «мораторные» условия, однако в настоящий момент нельзя сказать точно, в каких конкретно сферах они будут (и будут ли) применяться:

  • уже включенные в план проверок-2021 проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из плана, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • однако если такие проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об этом ином виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, то они все же не исключаются из плана;
  • кроме того, вместо запланированной на дату с 01.07.2021 выездной проверки надзорный орган вправе провести не проверку, а инспекционный визит. И хотя инспекционный визит, по общему правилу, проводится внезапно (п. 4 ст. 70 Закона о госконтроле), но именно в указанном случае, в 2021 году, о таком визите нужно будет предупреждать заранее — не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в план -2021 (п. 2 Постановления № 1969). Зато контролеры не вправе будут провести на месте выезда — в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте — больше одного рабочего дня (ч. 5 ст. 70 Закона о госконтроле).

Для физических лиц
Для юридического лица
Подписка на эл.версию

25.02.2021, 15:03

Налоговые проверки

Налоговые инспекторы проверяют правильность платежей и сроки их перечисления в бюджет. Камеральные налоговые проверки проводят на основании сданных деклараций и отчётов. Самые частые причины проведения внеплановых проверок:

  • реорганизация или ликвидация бизнеса;
  • обращения о нарушениях от третьей стороны;
  • подозрение в нарушении платежей. Например, сумма отчислений ниже средней по отрасли или резко изменились показатели финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с аналогичными налоговыми периодами. Допустим, пять лет компания получала прибыль в размере 4–5 миллионов ежегодно, а на шестой год образовался только миллион.

Действенный способ избежать внепланового визита налоговых инспекторов — дать исчерпывающий ответ на этапе предварительной проверки, когда ФНС запрашивает пояснения по полученному сигналу о нарушениях.

Как происходит проверка: у налоговой есть соответствующее решение, где уже указано, какие налоги и за какой период необходимо изучить, кто в этом будет участвовать. Налоговая служба запрашивает документы и банковские выписки, осматривает территорию и помещения, опрашивает свидетелей, проводит при необходимости экспертную оценку стоимости объектов и подлинности документов, подписей. По итогам проверки оформляется акт. На его основании могут привлечь к финансовой или административной ответственности, предложить погасить задолженности.

Внепланово ФНС проверяет и правильность использования контрольно-кассового аппарата (ККТ). Вероятность проверок зависит от количества зарегистрированных ККТ и месячного плана налоговой по общему числу проверок. Камерально анализирует данные, поступающие с онлайн-касс. Если обнаружены несоответствия или нарушения, предпринимателя приглашают в налоговую для разъяснения или привлекают к ответственности. На выездных проверках инспекторы фиксируют правильность применения ККТ на фото или видео либо используют метод контрольной закупки.

Большинству компаний без онлайн-касс никак не обойтись. Но в этом есть и плюсы: помимо соблюдения требований закона, при помощи этого аппарата можно выполнить множество насущных задач. Например, маркировать товары или вести бухгалтерию. Кроме того, автоматика сводит к минимуму ошибки из-за человеческого фактора, а значит, не будет и штрафов.

Подробнее

Кто получит освобождение от плановых проверок

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел. 

Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;

  • социальная сфера;

  • образование;

  • теплоснабжение;

  • электроэнергетика и энергосбережение;

  • производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.

Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.

Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях: 

  • предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);

  • предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);

  • компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;

  • предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;

  • в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).

Дополнительные средства

Согласно данным Единого реестра субъектов МСП, быстрее всего сокращается количество предприятий, годовая выручка которых не превышает 120 млн рублей, а число работников не более 15 человек, сообщил «Известиям» зампред комитета Совфеда по экономической политике Валерий Васильев. По его мнению, государству следует подумать не только над мораторием проверок.

— Самым рациональным решением на сегодняшний день было бы выделение регионам дополнительных целевых траншей на поддержку малого бизнеса. В частности, для МСП многих субъектов очень остро стоит вопрос арендной платы, которая так и не уменьшилась, несмотря на принятые еще весной решения, — отметил сенатор.

Малым побольше

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Политик также предложил изменить форматы налогообложения. Например, хотя бы на период пандемии вернуть малый бизнес к уплате НДС по факту оплаты товара, а не после его отгрузки.

Нижняя палата уже приняла три пакета мер поддержки бизнеса, напомнил «Известиям» зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев. Перед выдвижением новых инициатив требуется тщательно оценить результаты решений, которые уже реализуются. Только поняв, что действительно работает, можно двигаться дальше, считает депутат.

По мнению некоторых российских экспертов, поддерживать малый бизнес нужно не только отсрочками и послаблениями, но и прямой материальной помощью, как это уже делается в других странах. Константин Бахарев считает, что в России такой сценарий пока маловероятен. Когда государство принимало решение выделить деньги только некоторым группам населения, оно в первую очередь отталкивалось от возможностей бюджета.

— Мораторий — это хоть какая-то поддержка. Однако если госпомощь не будет сопровождаться улучшением экономической ситуации в стране, то всё равно маленькие компании обречены. В ближайшее время этот сектор будет сокращаться достаточно быстро, — сказала «Известиям» доктор экономических наук, профессор МГУ Елена Ведута.

Для недопущения худшего сценария потребуется улучшить качество жизни в стране, чтобы обеспечить спрос, считает эксперт. Ранее Минтруд спрогнозировал снижение числа безработных к концу 2020 года. По данным ведомства, в поисках заработка в декабре будут 3 млн россиян.

Кроме оперативного совещания с вице-премьерами, Михаил Мишустин поучаствовал в заседании Совета глав правительств государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Мероприятие уже традиционно прошло в видеоформате. На нем председатель российского кабмина заявил, что некоторые члены Всемирной торговой организации (ВТО) стремятся не соблюдать принятые на себя обязательства. Однако он не стал уточнять, кого имеет в виду. Кроме того, во время пандемии, по его словам, усилилось санкционное давление, несмотря на общую для всех политиков цель — борьбу с новой инфекцией. На фоне этого Михаил Мишустин призвал коллег выступить на следующей министерской конференции ВТО с согласованной позицией и совместными усилиями обеспечить выполнение принципов организации, в частности — принципа открытой и предсказуемой международной торговли.

Защита малого бизнеса от проверок в 2020 году

Плановые проверки как вид контроля со стороны государства нередко оказываются тяжелым испытанием для предпринимателей. Поэтому недавно вышедший Федеральный закон, изменяющий правила осуществления таких мероприятий, будет интересен всем лицам, связанным с бизнесом, и поможет вести защиту малого бизнеса от незаконных проверок.

ФЗ от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием, одобрен Президентом России.

Перечислим наиболее серьезные изменения:

Теперь обеспечена защита малого бизнеса от проверок в течение трех календарных лет: с начала 2016 года до конца 2018 года

Конечно, это повод для радости, но важно понимать, что правило относится не ко всем:

    • проверки все еще допускаются в отношении малого бизнеса, если его деятельность относится к сфере здравоохранения, образования и социальной сфере (перечень можно посмотреть в п. 9 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ).
    • проверка малого бизнеса проводится, если в ходе предыдущих мероприятий (с момента которых прошло менее трех лет) были обнаружены серьезные нарушения КоАП РФ, в результате чего предпринимателя привлекли к административной ответственности или дисквалифицировали за другие нарушения либо работу приостановили в административном порядке (либо была приостановлена/аннулирована лицензия).

Если предприниматель увидел себя в списке плановой проверки, а его не должны проверять по новому закону, он имеет право в качестве защиты малого бизнеса от проверок потребовать от надзорного органа исключить его из данного ежегодного перечня. Теперь представители проверяющих органов обязаны разъяснять всем контролируемым лицам содержание обозначенных выше положений в рамках защиты малого бизнеса от незаконных проверок. Если бизнесмен предоставляет документы, подтверждающие, что его дело входит в субъекты малого бизнеса, проверка прекращается. Надзорные мероприятия не могут отменяться в ряде «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности, пожарного надзора, безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, работающих с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями 1 или 2 класса опасности, а также экологического надзора, где проверяются объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности, использования атомной энергии; в области охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении компаний, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля деятельности аудиторских фирм. Это разумно, так как нарушения в данных сферах могут повлечь за собой серьезные риски и жертвы. Ведение плановой проверки, при которой не соблюдаются вновь принятые правила, является грубым нарушением требований законодательства

То есть такие результаты мероприятия недействительны, об этом важно помнить, осуществляя действия по защите малого бизнеса от проверок. В ФЗ № 294-ФЗ внесен термин «риск-ориентированный подход» при организации проверок

Он внедряется для снижения затрат на осуществление проверки, причем и для контролирующих инстанций, и для проверяемых предпринимателей. Дело в том, что теперь деятельность подконтрольных субъектов распределяется по классам опасности (оценивается уровень возможных отрицательных последствий нарушения) или категориям риска (проверяется возможность нарушения требований). Показатели, по которым деятельность относится к определенной категории, фиксирует Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе вступают в силу с 1 января 2018 года. Три года предприниматель малого бизнеса, не относящийся к исключениям, может не волноваться – государственные проверки его не коснутся. Но для защиты малого бизнеса от проверок рекомендуем подробно изучить новую информацию, чтобы быть готовым, если представители проверяющих органов все же появятся у вас в компании. Также лучше помнить, что при внеплановой проверке малого бизнеса, причиной которой может стать обращение заинтересованного лица, сослаться на новые правила с целью защиты не удастся.

Конечно, нередко сложно понять, попадает ли под действие описанного выше моратория по защите малого бизнеса начатая у вас проверка. Как поступить, если, несмотря на мораторий, к вам пришли для проверки; как вести себя во время мероприятий по пожарному надзору или визитов представителей налоговой. Поскольку при защите малого бизнеса от проверок возникает столько сложностей, наиболее полную защиту прав и интересов вам могут обеспечить специалисты нашей юридической фирмы.

Формы внеплановых налоговых проверок в 2021 году

С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

  • Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

  • Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

  • Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить  устранение.

  • Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

  • Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

  • Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

  • Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.

В сухом остатке…

Несмотря на то, что государство пытается скорректировать деятельность контролирующих органов в пользу малого и среднего бизнеса, расслабляться точно еще рано: 

  • во-первых, мораторий 2021 года затронет не всех субъектов МСП, поскольку законодатель предоставляет контролирующим органам много возможностей «пошерстить» бывших нарушителей по полной. А за три последних года нарушителей наберется довольно много;
  • во-вторых, не стоит питать иллюзий по поводу введения дистанционных проверок и инспекционных визитов. И то и другое представляет собой лишь возможные формы контроля, применение которых не затронет тех юрлиц и ИП, кем контролирующие органы заинтересовались всерьез и надолго. 

Таким образом, ожидать реального ослабления госконтроля в 2021 году, на мой взгляд, не стоит. Наоборот, следует быть готовым к любым поворотам судьбы, поскольку Правительство РФ закладывает фундамент коронавирусной повестки и на будущий год.

Проверки малого и среднего бизнеса в 2021 — быть или не быть?

В октябре по поручению президента мораторий продлён ещё на год, но в мягкой форме — до конца 2021 года наложен «запрет на осуществление плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства». То есть, из ежегодных планов проведения плановых проверок на 2021 год подлежат исключению плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого предпринимательства. Исключения составляют проверки субъектов малого предпринимательства, объекты контроля которых отнесены к чрезвычайно высокому и высокому риску, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Кроме того, постановлением предусматривается иные меры, призванные снизить нагрузку на хозяйствующие субъекты в целом, а также создают условия для реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июля 2020 года:

  1. Возможность проведения в 2021 году выездных проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
  2. Возможность заменены проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план проверок на 2021 год, проведением инспекционного визита.
  3. Ограничение продолжительности плановой проверки десятью рабочими днями.

Проверить, относится ли ваше предприятие к субъектам малого предпринимательства, можно с помощью реестра на сайте ФНС, а на сайте генеральной Прокуратуры можно по ИНН узнать, какие плановые проверки будет проводиться относительно конкретного предприятия.

Об иных мерах поддержки бизнеса можно также узнать на сайте Налоговой службы. На сайте ФНС России впервые размещён Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, который был создан совместно с Минэкономразвития России.

Реестр сформирован на основании сведений, представленных федеральными и региональными органами исполнительной власти, местного самоуправления, акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В нём содержатся сведения о 4,3 млн фактах поддержки, оказанных 1,6 млн субъектам МСП и самозанятым гражданам в 2019-2020 годах. Новые сведения будут добавляться в реестр 15 числа каждого месяца.

Новость подготовила моя помощница по развитию Официальной группы в ВК Светлана Подберезина.

Безопасная доля вычетов

Так, показатель 3 характеризует предельную сумму налоговых вычетов. Он составляет 89 %. Это показатель общефедерального уровня.

Кроме него, нужно проанализировать долю вычетов по НДС по регионам. Этот показатель не публикуется, но его можно рассчитать на основе других открытых данных.

На официальном сайте ФНС в разделе «Статистика и аналитика» размещены данные по формам статистической налоговой отчетности, в том числе отчеты о налоговой базе и структуре начислений по НДС.

Это статотчет по форме 1-НДС. В этом отчете, сформированном в разрезе регионов, есть данные о суммарных начислениях НДС и суммарной доле вычетов по нужному вам региону. Безопасную долю вычетов по региону можно посчитать, найдя процентное отношение суммы вычетов к сумме начислений.

В разных субъектах показатели могут быть как выше, так и ниже 89 %. Нужно отслеживать его величину именно в регионе деятельности вашей организации.

ФНС на своем сайте обновляет статистические данные, поэтому их нужно периодически проверять. Так, в настоящее время опубликованы статданные за 2021 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector