Порядок уплаты налога на игорный бизнес
Содержание:
Особенности налогообложения объектов игорного бизнеса
Налоги от игорного бизнеса пополняют бюджет отдельных субъектов, в зависимости от того, на какой территории расположены и действуют его объекты. Подобный налог входит в тройку региональных налогов, предусмотренных государством.
Объектами гемблинговой сферы обязанными делать налоговые отчисления, являются:
- игровые карточные столы;
- слот-машины;
- процессинговый центр (ПЦ), управляющий тотализатором;
- процессинговый центр официально действующей букмекерской компании;
- процессинговый центр, управляющий интерактивными ставками на тотализаторе;
- ПЦ интерактивных ставок БК;
- пункт приема ставок (ППС) тотализатора;
- ППС букмекера.
Больше всех налогов в 2020 году заплатили ППС букмекеров. Сумма взносов составила 613,5 миллионов рублей – 38,7% от общей суммы. Немногим меньше (на 8%) внесли в казну игровые столы.
Сумма взносов составила 485,5 миллионов. В тройку лидеров также вошли игровые автоматы. Размер их взноса достиг 383,6 миллионов.
Формат налогообложения и размер необходимых взносов определяется отдельными субъектами РФ. В среднем налог на:
- 1 игровой стол – 50-250 тысяч;
- 1 игровой автомат – 3-15 тысяч;
- 1 ПЦ БК – 50-250 тысяч;
- 1 ПЦ тотализатора – 50-250 тысяч;
- 1 ПЦ интерактивных ставок тотализатора – 2,5-3 миллиона;
- 1 ПЦ интерактивных ставок БК – 2,5-3 миллиона;
- 1 ППС тотализатора – 10-14 тысяч;
- 1 ППС БК – 10-14 тысяч.
В 2020 году большая часть налоговых поступлений пришлась на казино. Игровые столы и автоматы принесли государству 54,7% от всей суммы налогов на игорный бизнес. 44,1% оплатили букмекерские конторы. Часть налоговых взносов от тотализаторов составила чуть больше, чем 1%.
Статистика по деятельности букмекерских контор
По данным ФНС и отчету, опубликованному на сайте РБК, в 2018 году всего в России действовало 4668 пункта приема ставок БК, а также 13 процессинговых центров. Общая сумма их налоговых взносов составила 705,5 миллионов рублей. Причем большая часть этой суммы (613,5 миллионов) была уплачена наземными пунктами приема ставок.
В распределении величины налоговых отчислений важную роль играет региональное распределение точек букмекерских контор. Так, несомненным лидером по оплате взносов в ФНС выступает Центральный федеральный округ. С 1504 пунктов приема ставок и 8 процессинговых центров государству за 2020 год удалось получить 229,8 миллионов рублей.
Вторым в списке является Приволжский ФО, на территории которого в прошлом году действовало 824 ППС. Общая сумма взносов составила примерно 123 миллиона.
Тройку лидеров дополняет Северо-Кавказский округ. За отчетный период на его территории насчитывалось 546 пункта приема ставок и два процессинговых центра. Сумма поступлений составила 102,9 миллиона рублей. Вероятно, когда заработает «сберегательный бан», суммы будут несколько иными.
Данные за 2020 год по действующим тотализаторам
Прибыль с тотализаторов для государства в прошлом году была наименьшей. Основная причина тому – минимальное количество зарегистрированных объектов данной сферы. За 2020 год официально действовало только 10 пунктов приема ставок и шесть процессинговых центров. По информации, предоставленной ФНС, общая сумма налоговых отчислений с них составила около 17,1 миллионов рублей.
Центральный ФО, на территории которого было зарегистрировано два пункта приема ставок и два процессинговых центра, внес в государственную казну наибольшую сумму. Составила она 6,6 миллионов.
Отчетность
Статья 370 НК РФ сообщает, что плательщик налога должен предоставить соответствующий документ за прошедший период по месту регистрации объектов налогообложения.
Статья 80 Кодекса РФ предусматривает подачу декларации через законного или уполномоченного представителя, лично, в электронной форме через интернет или по почте с описью вложения.
20-е число следующего за отчетным месяца – это последний период подачи отчетности. Но в случае, если последний день срока – нерабочий, он переносится на следующий рабочий день.
Если налогоплательщик обнаружил допущенные ошибки, то в таком случае нужно отправить новую декларацию с внесёнными изменениями. А на титульном листе необходимо указать, что отчет имеет корректировки.
Регистрация
Этот налог платят фирмы, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса. То есть те, кто не реализует товары (имущественные права), работы или услуги, а извлекает доход в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари.
Объектами налогообложения признаются:
- игровой стол;
- игровой автомат;
- процессинговые центры тотализаторов или букмекерских контор;
- процессинговые центры интерактивных ставок тотализаторов или букмекерских контор;
- пункты приема ставок тотализаторов или букмекерских контор.
По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Игорные заведения (кроме букмекерских контор, тотализаторов, и пунктов приема ставок) могут быть открыты только в игорных зонах, созданных на территории:
- Алтайского края;
- Приморского края;
- Калининградской области;
- Краснодарского края.
Это следует из пункта 2 статьи 9 и пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (далее – Закон № 244-ФЗ).
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон. Деятельность тех игорных заведений, которые не имеют разрешений на ведение игорного бизнеса в игорных зонах (кроме букмекерских контор и тотализаторов), запрещена (п. 1 ст. 14, п. 9 ст. 16 Закона № 244-ФЗ).
Организаторы азартных игр должны соответствовать определенным требованиям. Они указаны в статье 6 Закона № 244-ФЗ. Среди них:
- стоимость чистых активов фирмы в течение всего периода ведения деятельности по организации и проведению азартных игр не должна быть менее 600 млн. руб. – в казино и залах игровых автоматов, 1 млрд руб. – в букмекерских конторах и тотализаторах;
- минимальный размер уставного капитала организаторов азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе не должен быть менее 100 млн руб. В оплату такого уставного капитала могут быть внесены только денежные средства. Причем для его формирования не могут быть использованы заемные денежные средства.
Ставки налога на игорный бизнес, как правило, устанавливаются законами субъектов РФ в следующих размерах:
- от 50 000 до 250 000 рублей — за один игровой стол;
- от 3000 до 15 000 рублей — за один игровой автомат;
- от 50 000 до 250 000 рублей — за один процессинговый центр тотализатора;
- от 50 000 до 250 000 рублей — за один процессинговый центр букмекерской конторы;
- от 2 500 000 до 3 000 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
- от 2 500 000 до 3 000 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставокбукмекерской конторы;
- от 10 000 до 14 000 рублей — за один пункт приема ставок тотализатора;
- от 10 000 до 14 000 рублей — за один пункт приема ставок букмекерской конторы.
Иначе следует применять такие налоговые ставки:
- 50 000 рублей — за один игровой стол;
- 3000 рублей — за один игровой автомат;
- 50 000 рублей — за один процессинговый центр тотализатора;
- 50 000 рублей — за один процессинговый центр букмекерской конторы;
- 2 500 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
- 2 500 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;
- 10 000 рублей — за один пункт приема ставок тотализатора;
- 10 000 рублей — за один пункт приема ставок букмекерской конторы.
Налоговую декларацию за истекший налоговый период (месяц) представляют обычно в налоговую инспекцию по месту регистрации объектов налогообложения. Делают это не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговую декларацию заполняют с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший месяц (п. 2 ст. 370 НК РФ).
Если вы не вовремя подадите декларацию, то вас оштрафуют. Размер штрафа установлен статьей 119 Налогового кодекса и не зависит от срока представления декларации.
Что такое игорный бизнес вообще
Игорным бизнесом в широком смысле называется деятельность по организации любых азартных игр. То есть основными элементами данного бизнеса являются ставки которые делаются игроками, риск потери ставки и шанс на выигрыш суммы, превышающей сумму ставки.
Как правило, все виды азартных игр делят на два основных типа: выигрыш в которых зависит от случая (игровые автоматы, кости и прочие), и выигрыш в которых зависит не только от случая, но и от навыков игроков (например, покер, тотализаторы).
Во всем мире существует бесчисленное множество видов азартных игр, бессмысленно перечислять их все. Практически все страны получают значительные доходы от данного вида бизнеса. Во многих странах азартные игры разрешены только на специально выделенной территории, как правило, эти территории процветают с точки зрения экономики. Лас-Вегас посещают порядка 40 миллионов туристов в год, в китайском игровом центре Макао количество туристов достигает 30 миллионов в год, что приносит огромные деньги в бюджет.
В странах, где азартные игры и Казино в частности запрещены на всей территории, этот вид бизнеса не исчезает, а как правило, становится криминальным. Например, в Японии запрещены все виды азартных игр, кроме ставок на спорт, лотерей и некоторых национальных видов игр.
Ответственность за нарушение законодательства
В случае несвоевременной подачи декларации по налогу на игорный бизнес плательщик внести в бюджет штраф в размере 30% проставленной в документе суммы налога. Следует помнить, вне зависимости от базы налогообложения и итоговой суммы налога, меньше 1000 руб. штраф быть не может. При несвоевременной уплате с 21 числа автоматически начинается начисление пени, ежедневная сумма которой составляет трёхсотую часть ставки рефинансирования на день просрочки.
Сумма штрафа может достигать 40% задекларированного налога. Кроме сроков, то касается и нарушения порядка уплаты. При нарушении порядка регистрации объекта (в том числе, любых изменений) сумма штрафа может составить тройную ставку налога. Повторное нарушение автоматически увеличивает сумму штрафа на 100%.
Жёстко караются законом глобальные нарушения:
- занятие игорным бизнесом вне установленных законом игровых зон на территории России;
- организация азартных игр без получения лицензии;
- нарушение порядка ведения игорного бизнеса.
Для различных видов нарушений Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей, или лишение права заниматься организацией игорной деятельности на срок до 90 суток. Органам государственного надзора и прокуратуры законом делегировано право проведения проверок деятельности юридических лиц в сфере игорного бизнеса.
Игорные зоны РФ
По состоянию на 1 января 2021 года в России утверждены четыре зоны для деятельности организаций, занимающихся игорным бизнесом:
- «Азов Сити» (Краснодарский край);
- «Приморье» (Приморский край);
- «Сибирская монета» (Алтайский край);
- «Янтарная» (Калининградская область).
Полноценную деятельность осуществляет только «Азов Сити». Остальные находятся на разных стадиях строительства.
Осуществляется утверждение проектной документации и выбор места строительства ещё по трём зонам:
- «Крымская» (Республика Крым);
- «Золотые пески» (Краснодарский край, г.Сочи);
- Республика Бурятия (на данный момент без названия).
В некоторых регионах Российской Федерации на законодательном уровне запрещена любая деятельность по организации игорного бизнеса и приёма ставок. Примеры – Республика Дагестан, Республика Тыва, Иркутская область.
Ставки сделаны
Такие изменения содержатся в законопроекте минфина, внесенном в среду правительством в Госдуму. Планируется, что они должны вступить в силу с 1 января 2021 года.
Букмекеры получили право принимать онлайн-ставки через поправки в законодательство еще в 2014 году. Лицензиями на работу сейчас обладает 31 букмекерская компания. На данный момент процессинговые центры букмекерских контор обложены ежемесячным налогом от 25 до 125 тысяч рублей вне зависимости от вида ставок, которые они принимают.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что возможность приема интерактивных ставок существенно увеличит доходность организаторов азартных игр. Поэтому регионы получат право устанавливать ставки нового налога для процессинговых центров интерактивных ставок букмекеров в пределах от 2,5 до 3 миллионов рублей в месяц. Если налоговая ставка не определена законами конкретного региона, то она автоматически будет установлена на уровне 2,5 миллиона рублей.
Эти изменения не стали неожиданными для рынка, рассказал «Российской газете» президент Первой саморегулируемой организации букмекеров Олег Журавский. «Такая сумма налога не пугает, закрытия букмекерских контор я не ожидаю», — подчеркнул он.
Законопроект минфина вносит изменения и для другой части российского рынка азартных игр помимо деятельности букмекеров. Планируется, что отныне налог на выигрыш в лотерею будет платить ее оператор. Сейчас россияне, вытянувшие счастливый билет, должны самостоятельно вычислять налог на доход физлица, исходя из суммы своего выигрыша, и предоставлять эти данные в налоговую инспекцию по месту жительства. Организаторы лотерей и других азартных игр этого делать не обязаны.
Теперь же предлагается признать налоговыми агентами организации, которые выплачивают или передают выигрыши участникам азартных игр и лотерей, начинающиеся от 15 тысяч рублей. Минимумом дохода, который вообще не будет облагаться налогом, станет сумма в четыре тысячи рублей.
«Еще с 2014 года все организаторы азартных игр и букмекеры должны принимать ставки только при условии предъявления паспорта гражданином», — напоминает адвокат Сергей Литвиненко. По его словам, организаторы азартных игр теперь будут относиться к этому требованию гораздо внимательнее. «Причина в том, что им нужно будет не только фиксировать выплату и игроков, но и удерживать налоги, сдавать отчетность. За нарушения уже будут налоговые штрафы и доначисления», — добавил Сергей Литвиненко. Однако серьезного роста доходов федерального и региональных бюджетов после введения всех планируемых законопроектом изменений на игровом поле собеседник «Российской газеты» не ожидает.
Как осуществить расчет игорного налога
Сумму налога на игорный бизнес необходимо рассчитывать ежемесячно по причине того, что налоговым периодом является месяц.
Алгоритм расчета налога вы найдете здесь.
Однако исчисляя налог на игорный бизнес, необходимо учесть следующие нюансы:
- Если игорный объект зарегистрировали после 15-го числа или, наоборот, сняли с учета до указанной даты, то считать налог на игорный бизнес нужно с учетом коэффициента ½.
- Если игровой стол состоит более чем из одного поля, то также необходимо применить коэффициент равный количеству таких полей.
Рассмотрим на примере, как подсчитать сумму налога на игорный бизнес с учетом конкретных показателей.
Пример
В игорной зоне Краснодарского края расположено заведение:
- с 4 игровыми автоматами;
- 2 игровыми столами, один из которых имеет 2 игровых поля, другой — 3;
- 2 ПЦТ;
- 1 ПСТ.
При этом ставка налога по одному автомату составляет 7 500 руб., по одному игровому столу — 125 000 руб., по 1 ПЦТ — 125 000 рублей, по 1 ПСТ — 7 000 руб. (закон «О налоге на игорный бизнес Краснодарского края» от 30.11.2011 № 2372-КЗ).
12.01.2017 был снят с учета 1 игровой автомат, 19 января был снят 1 ПЦТ, 25 января приобретен 1 ПСТ.
По игровым автоматам расчет выглядит так: 3 × 7 500 + 1 × 1/2 × 7 500 (применяется коэффициент ½, т. к. снят с учета объект до 15 числа).
По столам: 1 × 2 × 125 000 + 1 ×3 × 125 000 (применяются коэффициенты 2 и 3 с учетом количества полей).
По ПЦТ: 2 × 125 000 (не используем коэффициент ½, т. к. снятие с учета после 15-го числа).
По ПСТ: 1 × 7 000 + 1 × 1/2 × 7 000 (используем коэффициент ½, т. к. ПСТ приобретен после 15-го числа).
Сумма налога на игорный бизнес за январь 2021 года: 3 × 7 500 + 1 × 1/2 × 7 500 + 1 × 2 × 125 000 + 1 × 3 × 125 000 +2 × 125 000 + 1 × 7 000 + 1 × 1/2 × 7 000 = 911 750 руб.
Как можно увидеть из предложенного расчета, сумма налога получается сравнительно большой. Однако отметим, что доходы, получаемые в рамках игорной деятельности, не облагаются налогом на прибыль, т. к. его заменяет налог на игорный бизнес, что в какой-то степени оправдывает довольно крупные суммы этого налога.
Регистрация объектов налогообложения
Закон требует обязательно зарегистрировать в налоговых органах любой из перечисленных атрибутов не позже 2 дней, предшествующих его установке. Владелец должен подать в региональную налоговую службу заявление, в котором нужно указать объект будущего налогообложения и его местонахождение. После рассмотрения ему выдадут свидетельство о регистрации на этот объект. Датой регистрации (а значит, начала налогового периода) будет считаться число, проставленное на заявлении о регистрации.
ВАЖНО! Если предприниматель приобрел новый атрибут для организации игр или какое-либо оборудование выбыло из строя или снята с действия определенная точка, об этих изменениях нужно обязательно информировать налоговую в те же сроки. Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н
Формы заявления и свидетельства о регистрации приняты Министерством финансов России в порядке Приказа от 22 декабря 2011 года № 184н.