Обеспечение исполнения контракта по 44-фз

Содержание:

Когда возвращаются средства, внесенные в счет обеспечения. Уменьшение обеспечения исполнения контракта

По общему правилу, предусмотренному ст. 96 закона № 44-ФЗ, после полного и надлежащего исполнения обязательств ОИК должно быть полностью возвращено поставщику. Условие о сроке возврата в контракте является обязательным (ч. 27 ст. 34 закона № 44-ФЗ). Заказчик по своему усмотрению определяет данный срок, однако он ограничен 30 днями с даты полного исполнения заказчиком обязательств, а в случае закупок у малых предпринимателей и некоммерческих организаций социального назначения — 15 днями.

Если конкурс признан несостоявшимся вследствие действия непреодолимой силы или вынесения судебного акта, препятствующего заключению контракта, внесенное ОИК подлежит возврату в течение 5 рабочих дней.

Когда контракт исполняется этапами, при частичном исполнении внесенное ОИК должно быть возвращено пропорционально исполненным обязательствам (пп. 7.1–7.3 ст. 96 закона № 44-ФЗ). В этот момент госзаказчик может поменять способ обеспечения, например предоставить банковскую гарантию вместо денежной суммы.

Для уменьшения обеспечения необходимо соблюдение следующих условий:

  • частичное исполнение должно быть надлежащим, должны отсутствовать претензии и требования об уплате штрафов, неустоек и т. п.;
  • поставщик должен направить госзаказчику всю необходимую информацию об исполнении соответствующего этапа работы;
  • госзаказчик должен принять исполненное по акту.

Обратите внимание! Уменьшение суммы обеспечения при частичном исполнении допустимо, только если возможность исполнения обязательства по частям предусмотрена договором (п. 27 Обзора)

Изменения в банковских гарантиях

Тщательная проверка банка-гаранта

Если банк лишился лицензии, исполнителю нужно предоставлять новую гарантию. На это даётся 30 дней с момента уведомления об отзыве гарантии.

Если исполнитель не успевает за обозначенный срок, за каждый просроченный день ему будут начислять пени (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ).

Определён срок, когда нужно возвращать залог

Ранее сроки возврата указывали только в случаях, когда победитель закупки перевёл обеспечение, но контракт не подписали.

Теперь требования такие:

  • Обеспечение возвращают в срок до 15 дней с момента подписания акта приёма. Это действует в торгах только для субъектов малого предпринимательства.
  • В торгах для остальных – обеспечение возвращают в течение 30 дней со дня исполнения госконтракта.

Каковы условия наступления ответственности по ГО

  • Для товара:

    По ст. 469 ГК РФ переданный заказчику товар должен соответствовать требованиям из контракта. По ст. 470 того же нормативного документа товар должен быть качественным и пригодным к использованию в течение соответствующего для таких товаров срока (ч.1) или в течение гарантийного срока, который установлен заказчиком (ч.2).

    По ч.5 ст.477 заказчик должен доказать, что товар был бракованный до приобретения или были предпосылки к его порче.

  • Аналогичным образом, но уже в ст. 721 описана ответственность за возникшие изъяны в выполненной работе. Исполнитель в ответе за сделанное в течение 2-х лет с даты подписания акта приема работ, если заказчик докажет его вину.

  • Для услуг:

    Для нематериальных услуг нет гарантийного срока. Для услуг с материальным результатом гарантийные обязательства указываются в договоре.

Независимо от гарантийного срока исполнитель несет ответственность за товар или услугу в течение еще 2-х лет (если его вина доказана). Но для строительных работ, согласно ст. 756 ГК РФ, срок продлен до 5 лет.

Размер обеспечения увеличивается в случае снижения цены

Антидемпинговые меры следует принимать во внимание отдельно. Их цель заключается в контроле чрезмерного снижения цены при проведении закупок

Если в процессе торгов участником снижается цена на 25% и более, то свои действия он должен подкрепить обеспечением, повышенным в 1,5 раза.

При начальной (максимальной) цене закупки в 15,0 млн. руб. или менее, участник вместо повышенного обеспечения имеет право предоставить сведения о том, что в течение одного года до той даты, когда была подана заявка, он без нарушений выполнил не меньше трех контрактов (или не меньше четырех контрактов в течение двух лет). Отметим, что не меньше 75% таких контрактов должны исполняться без применения неустоек. Кроме того, может быть предоставлена информация о том, что на протяжении трех лет до той даты, когда была подана заявка, поставщиком успешно исполнено три или более контрактов, и каждый из них исполнялся без уплаты неустоек. В подобных случаях цена одного уже исполненного участником контракта должна быть не меньше 20% от цены государственного контракта, для заключения которого этот участник подает заявку.

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Если закупка для МСП

Для субъектов малого предпринимательства есть сразу две хорошие новости. Первая звучит так: опытные участники могут не обеспечивать контракт. Это правило применяется при таких условиях:

  1. В активе участника есть как минимум 3 исполненных контракта, причем без каких-либо санкций.
  2. Сумма цен этих контрактов не меньше, чем НМЦК текущей закупки.
  3. Исполненные контракты содержатся в реестре. Чтобы подтвердить свой опыт, участник должен представить из него выписку.

Вторая хорошая новость в том, что размер обеспечения контракта теперь привязан к его окончательной цене, а не к НМЦК. Это очень заметно на дорогих контрактах, цена на которые в процессе закупки сильно снижается.

И есть еще пара нюансов:

  • обеспечение не может быть меньше суммы аванса;
  • правило о привязке обеспечения к окончательной цене контракта применяется в закупках, которые проводятся специально для СМП и СОНО.

Как ее получить

Для получения документа от банка необходимо подать электронную заявку или лично обратиться в кредитное учреждение. Специалист проверяет добросовестность клиента, поэтому потребуется предоставить:

  • учредительные документы;
  • регистрационные бумаги — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН;
  • финансовую и бухгалтерскую отчетность за год.

Кроме того, необходимо заполнить заявку и предоставить ссылку на закупку. Многие банки требуют, чтобы клиент открыл расчетный счет в учреждении. Чтобы не тратить время и средства, заранее узнайте, предоставляет ли ваш банк операционного обслуживания гарантийные документы. Если такая услуга есть, то вам не потребуется подавать учредительные документы и полную финансовую отчетность за год. Обычно для подтверждения финансовой стабильности действующих клиентов банки запрашивают квартальную отчетность.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Особенности условий контрактов

Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.

Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.

Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:

  • Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
  • Без особенностей, но выиграл торги СМП.
  • МСП выступали в качестве субподрядчиков.

Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.

Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.

Обеспечение заявки

Обеспечение заявки является подтверждением того, что поставщик серьезно намерен участвовать в закупке и заключить контракт, предложенный заказчиком. Размер обеспечения заявки варьируется от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Сколько именно придется заплатить — это определяет заказчик в закупочной документации. Способ обеспечения заявки зависит от вида процедуры. Если это электронный аукцион, то оператор (электронная площадка) блокирует на лицевом счете участника необходимую сумму. Если закупка проводится в виде конкурса или закрытого аукциона, то заявка обеспечивается либо переводом денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.

Обеспечение заявки вернется к поставщику вне зависимости от исхода закупки. Единственное исключение — если исполнитель по результату процедуры оказался единственным подходящим поставщиком или был единственным участником, но от заключения контракта отказался. В этом случае он не только потеряет обеспечение заявки, но и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Возврат средств, зарезервированных ЭТП

Когда закупка состоялась (подписан итоговый протокол), оператор торгов обязан вернуть деньги всем участникам. Тем, кто не стал первым, средства вернутся в течение одного рабочего дня. Тот участник, который победил, получит обратно обеспечение заявки после подписания контракта. Напомним, что это может состояться не ранее чем через 10 дней после публикации результатов в ЕИС. Если закупка признана несостоявшейся, то также в течение одного рабочего дня будут разблокированы средства всех участников.

Освободившимися средствами можно воспользоваться двумя способами — вывести их обратно на расчетный счет (если дальнейшее участие в закупках на этой площадке в планы не входит) либо использовать для других заявок.

Возврат обеспечения заявки от заказчика

При проведении конкурса и закрытого аукциона заказчик должен вернуть обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней. Каждому из участников закупки придется переводить сумму через банк. Иногда такие вещи упускаются, поэтому эксперты рекомендуют действовать на опережение. Можно направить заказчику письмо, указать в нем банковские реквизиты и изложить просьбу о перечислении по ним суммы, которая была направлена в обеспечение заявки.

Важно знать! За нарушение сроков возврата денежных средств предусмотрен штраф в размере от 5000 до 90000 рублей. А участник вправе потребовать от заказчика уплаты пени в размере 1/300 суммы невозврата за каждый день просрочки

Когда не требуется предоставлять обеспечение заявки

При запросе котировок законодательством разрешено не требовать от заказчиков установления обеспечения заявок. Этот способ является наиболее простым и по условиям, и по организации. Что касается цен котировочных контрактов, то они не превышают 500,0 тысяч рублей, а сроки исполнения достаточно короткие. Методом запроса котировок, как правило, проводятся закупки типовых товаров, простых услуг и несложных работ. Поставщики, только начинающие осваивать систему закупок, могут попробовать себя в запросах котировок, что даст им возможность на начальном этапе обойтись без существенных затрат.

Для своевременного получения информации о торгах, проводимых методом запроса котировок, можно использовать сервис «Контур.Закупки». Он поможет поставщику оперативно найти необходимые ему закупки. Сервис имеет «умную» поисковую систему, позволяющую искать закупки по отрасли, типу торгов, региону, заказчику либо цене. «Контур.Закупки» дают возможность поставщику проводить настройку шаблонов запросов о проводимых торгах по «своим» товарам, а также получать на свою электронную почту актуальные уведомления о появлении в системе интересующих его запросов котировок.

Сколько стоит банковская гарантия

Если исполнитель обеспечивает исполнение договора банковской гарантией, он обращается в банк. Гарантию выдают только банки, включенные в перечень Минфина.

Единой стоимости для банковской гарантии не установлено. Цена зависит от срока действия, степени риска для выплаты обязательств и качества обеспечения регрессивных требований от банка к клиенту.

ВАЖНО!

Стоимость банковской гарантии определяется как комиссия в фиксированных процентах. Обычно банки взимают от 1% до 5% от суммы обеспечения.

Мы разработали калькулятор банковской гарантии, который рассчитывает примерную стоимость комиссии.

Подробнее: «Калькулятор банковской гарантии»

Банки выдают гарантийный документ в течение одного рабочего дня. Если потребуется дополнительная проверка клиента, срок увеличивается.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616; 
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена; 
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения; 
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

Способы внесения

В рамках контрактной системы поставщики могут выбрать один из следующих способов внесения обеспечения исполнения контракта:

  1. Денежные средства.
  2. Банковская гарантия.

На основании ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта обеспечивается предоставлением банковской гарантии, которая выдана в одном из банков, соответствующий требования ст. 45 44-ФЗ. Денежные средства вносятся заказчиком на спецсчет

Здесь важно учитывать, что обеспечение вправе внести только сам поставщик, третье лицо сделать это за него не вправе

Комбинированный способ путем внесения одной части обеспечения в виде банковской гарантии, а другой части – в денежной форме может быть актуален, если банк одобрил гарантию на меньшую сумму, чем это требует заказчик. Но воспользоваться комбинированной формой обеспечения поставщик не может, так как данный способ в 44-ФЗ не указан, а значит, запрещен.

Денежная форма

Внесение обеспечения в форме банковской гарантии – самый простой и быстрый способ обеспечить контракт.

Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки выбрал внесение денежных средств, то он должен будет предоставить в качестве подтверждения оригинал платежного поручения. При этом нужно учитывать, что победителю не нужно выставлять счета заказчику: перевод средств осуществляется по реквизитам, указанным в закупочной документации.

Победителю не стоит ждать счета от заказчика, иначе он пропустит сроки подписания контракта. При переводе денежных средств нужно учитывать, чтобы они поступили до финального дня подписания контракта.

Несмотря на простоту и иные преимущества денежной формы обеспечения, этот способ требует отвлечения из оборота существенной суммы, поэтому многие поставщики предпочитают банковские гарантии и используют денежную форму в исключительных случаях.

В виде банковской гарантии

Если в качестве обеспечения исполнения контракта победитель закупки передал заказчику банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет оригинал указанной гарантии.

К срокам действия гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна действовать как минимум месяц после истечения срока действия контракта или внесения в него изменений по ст. 95 44-ФЗ.

Несмотря на возможность сохранения крупной суммы в бизнес-обороте, обеспечение в виде банковской гарантии обладает и недостатками: не всегда поставщики успевают оформить гарантию в отведенные для них сжатые сроки, а в ряде случаев они могут столкнуться с отказом в выдаче гарантии.

В случае отзыва у банка лицензии у поставщика возникает необходимость предоставить новую гарантию или внести обеспечение в денежной форме.

Чем можно заменить

В ч. 7 ст. 96 44-ФЗ прописано право поставщика на изменение способа обеспечения исполнения контракта. То есть заказчик может заменить ранее предоставленное им обеспечение в виде денежных средств на банковскую гарантию и наоборот.

Обычно потребность в замене способа обеспечения возникает тогда, когда поставщик не успел оформить гарантию и ему пришлось временно обеспечить контракт традиционным способом. При этом размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, предусмотренных в ч. 7.2 и 7.3 ст. 96 44-ФЗ.

Для того чтобы использовать данное право, в реализуемом контракте должны быть указаны отдельные этапы его реализации. По результатам исполнения поставщиком отдельного этапа контракта и стоимости исполненных им обязательств заказчик должен включить сведения об этом в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ. Это второе условие, при котором допустимо изменить обеспечение и уменьшить его размер.

Варианты предоставления и оформления

Победитель конкурса перед заключением контракта должен предоставить ОИК. Для этого он может использовать два варианта по своему выбору.

Вариант 1. Внести необходимую сумму на депозит заказчика.

Такой способ никаким дополнительным договором не оформляется.

Вариант 2. Предоставить банковскую гарантию.

Берущий на себя гарантийные обязательства банк должен входить в список Минфина (публикуется на сайте Министерства финансов) и предоставлять информацию в Казначейство для помещения ее в реестр банковских гарантий. У заказчика нет права выбора банка, который его устроит. Если банк присутствует в списке Минфина, то заказчик обязан принять соответствующим образом оформленную гарантию такого банка. Гарантия должна быть безотзывной, а срок ее действия должен заканчиваться не раньше, чем через месяц  после окончания действия контракта. Право заказчика —  установить и больший срок, но это должно быть оговорено в контракте.

Подписание контракта возможно только после внесения исполнителем обеспечения.

Видео — вебинар «Обеспечение по 44-ФЗ»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector