Составляем основные управленческие отчеты

Задачи управленческого учета

Использование данного учета позволяет эффективно и вовремя справляться с целым набором задач:

  • планировать хозяйственную деятельность при помощи бюджетирования;
  • отслеживать и сокращать затраты за счет оперативного получения данных;
  • анализировать несоответствие фактических показателей с плановыми.

Способы реализации задач:

  • внутренняя и финансовая (внешняя) отчетность;
  • оперативный учет;
  • бюджетирование.

В этом случае для реализации используются такие средства:

  • бюджет доходов, расходов;
  • бюджет движения денежных средств;
  • прогнозный (плановый) баланс.

При любых видах бюджетов, используемых на территории нашей страны, автоматизация учета предприятия дает возможность отслеживать реализацию планов, анализировать несоответствие показателей, проставленных в бюджете, корректировать их, принимать административные решения. По итогам планового периода подготавливают:

  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • баланс.

Объекты управленческого учета

Подсчет затрат входит в число наиболее важных задач управленческого учета в компании. От того, насколько объективна и оперативна будет информация, особенно в части издержек, зависит эффективность принимаемых руководством решений. Поэтому так важна своевременная фиксация показателей использования ресурсов в текущей деятельности предприятий. Для наибольшей эффективности рекомендуется применять специальные программы. Все объекты управленческого учета можно разбить на следующие группы:

  • производственные ресурсы;
  • хозяйственные процессы;
  • доходы и затраты;
  • структурные единицы (с локализацией доходов и затрат по местам возникновения (ЦФО)).

ФОРМИРУЕМ ОТЧЕТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПАНИИ

Основным управленческим документом, характеризующим финансовые результаты компании, является отчет о доходах и расходах. Его формируют при сравнении фактических (отчетных) данных и плановых показателей (по данным бюджета о доходах и расходах).

Переоценить важность данного управленческого отчета невозможно. Благодаря отчету о доходах и расходах можно наглядно увидеть, прибыльное или убыточное предприятие, оценить степень доходности с применением относительных показателей рентабельности (продукции, производства, продаж и др.)

При построении управленческого отчета о доходах и расходах каждая компания сама выбирает, каким образом формировать документ:

  • аналогично форме № 2 бухгалтерской отчетности в сводном виде в целом по компании;
  • детализированно по номенклатурным группам товаров, каждой оказываемой услуге, по каждому подразделению, филиалу, магазину и др.

Показатели финансовой результативности анализируют и в динамике. Положительной считается тенденция увеличения выручки, прибыли и тенденция снижения себестоимости. Поэтому проводят как план-фактный анализ, так и анализ роста или снижения значения показателей в динамике за несколько аналогичных периодов.

Рассмотрим пример план-фактного анализа показателей финансовых результатов компании (табл. 1).

Таблица 1. План-фактный анализ показателей финансовых результатов компании, тыс. руб.

Показатель

План

Факт

Отклонения

тыс. руб.

%

Выручка от реализации

680 000

673 127

–6873

–1,01

Себестоимость реализации

575 000

581 909

6909

1,20

Прибыль (убыток) от реализации

105 000

91 218

–13 782

–13,13

Для визуализации план-фактного анализа можно построить гистограмму (рис. 1). Для этого в MS Excel нужно выделить диапазон данных для построения, на вкладке «Вставка» выбрать гистограмму, а затем с помощью Конструктора определить ее вид.

По таблице 1 и рис. 1 можно сделать вывод, что компании не удалось получить планируемую выручку от реализации: фактическая выручка ниже планового показателя на 1,01 %.

Несмотря на снижение выручки фактическая себестоимость реализованной продукции оказалось выше плановой (на 1,2 %). Это привело к значительному снижению показателя прибыли от реализации — на 13,13 %.

Рассмотрим пример анализа финансовых результатов компании в динамике за три аналогичных периода (табл. 2).

Таблица 2. Анализ финансовых результатов компании в динамике, тыс. руб.

Показатель

Период 1

Период 2

Период 3

Выручка от реализации

471 818

594 491

673 127

Себестоимость реализации

402 618

511 136

581 909

Прибыль (убыток) от реализации

69 200

83 355

91 218

На основании данных табл. 2 сформируем график, чтобы визуально показать рост или снижение значений показателей в динамике (рис. 2).

Как видно из представленных данных, тенденция роста наблюдается по всем показателям. Это характеризует работу компании положительно.

Компания наращивает свои обороты, увеличивается выручка от реализации. Это ведет к естественному росту себестоимости реализованной продукции, дает рост показателя прибыли от реализации.

Следует отметить, что рост всех трех показателей не всегда может характеризовать работу компании положительно. Возможна ситуация, при которой скорость роста себестоимости от реализации продукции выше, чем скорость роста выручки от реализации.

Для этого дополнительно оценивают не только абсолютные показатели результатов деятельности, но и относительные показатели рентабельности:

  • рентабельность продаж — отношение прибыли к выручке от реализации продукции. Характеризует, какую долю занимает прибыль в выручке от реализации и сколько прибыли приносит реализация данной продукции;
  • рентабельность продукции — отношение прибыли к полной себестоимости. Показывает, сколько прибыли получила компания при вложении 1 руб. расходов в производство и реализацию продукции.

Пользователи информации управленческого учета

В первую очередь информация направляется к руководителям высшего звена, руководителям структурных подразделений и специалистам.

Первой группе обычно предоставляются:

  • отчеты о результатах производственной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, его структурных подразделений за определенный отрезок времени и прошедший отчетный период;
  • анализ воздействия внутренних и внешних факторов на результаты деятельности компании в целом, а также ее ключевых подразделений;
  • плановые и прогнозные показатели на последующие периоды.

Руководителям подразделений необходимы:

  • отчеты о работе отделов на конкретный момент времени;
  • плановая и прогнозная информация о подразделениях, информация о контрагентах фирмы.

Специалистам поступает информация о работе компании, ее подразделений, прогнозы влияния внутренних и внешних факторов на результаты ее хозяйственной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector