Разъяснение основных положений законов о предпринимательской деятельности 2021 года

Содержание:

Краткое содержание статей

В статьях с 1 по 4 даются базовые определения для работы с законом, разъясняются термины, которые используются в нём. Даётся понятие, кто является малым или средним предпринимателем. Объясняются категории, к какой относится то или иное коммерческое хозяйство: малому, среднему или микропредприятию

Эта группа статей обязательна для ознакомления всем, кто хочет изучать ФЗ 209, неважно, полностью или частично. Без неё отдельные нормы могут быть неправильно поняты

Статьи из этой части подвергались правкам в последней редакции, так что если кто-то пользовался ФЗ 209 ранее, имеет смысл вновь прочитать более свежую версию.

Вторая группа статей, с 4.1 по 8, будет полезна для чиновников исполнительной власти. В ней рассказывается о реестрах и других нормативных документах, которые используются при учёте малой и средней предпринимательской деятельности в регионе. Также с ней будет полезно ознакомиться тем, кто непосредственно связан с делопроизводством: бухгалтерам, референтам, секретарям. Статьи из данной группы тоже подвергались изменениям, так что следует изучить более поздний вариант документа, если ранее использовалась другая версия.

В третьей группе, с 9 по 13, даётся определение полномочий чиновников в отношении малых форм предпринимательства. Эта группа также будет полезна для ознакомления чиновникам и депутатам, причём всех уровней. Здесь перечисляются полномочия как местного самоуправления, так и властей уровня субъектов федерации и общегосударственного масштаба. Многие предприниматели хотели бы получить координационную, информационную помощь, поэтому им необходимо ознакомиться со статьей 13, в которой объясняется, какие гос. структуры её оказывают.

Подробнее о предоставлении поддержки можно также узнать из 21-25 статей. Например, уточнить, как осуществляется денежная помощь, льготное кредитование и лизинг, выделяется муниципальное имущество в помощь бизнесу. С такой информацией будет особенно полезно ознакомиться фермерам: зачастую для их деятельности бывает нужен дополнительный земельный надел, который допустимо в некоторых регионах получить в пользование безвозмездно на основе данного закона.

Бизнесмены могут рассчитывать на муниципальное имущество на льготных условиях

В разделе с 25.1 по 25.3 говорится о Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Всероссийском экспортном центре. Данные организации являются открытыми акционерными обществами, контрольный пакет которых находится у государства. С их помощью осуществляется всесторонняя поддержка бизнесменам, выделяются гранты, льготные кредиты, которые могут сильно помочь развитию дела. Часто предпринимателям легче получить помощь этих организаций напрямую, чем добиваться признания у местных властей.

Другие законопроекты

Кроме приведенных, существует множество указов, вмещающих в себя разнообразные статьи. Целью этого, является регулирование коммерческих вопросов во всех сферах. Начиная от регистрации, заканчивая наймом сотрудников и правилами продажи. Рассмотрим основные из них.

Правовые регулирующие нормы:

  • о развитии предпринимательства;
  • Гражданский кодекс;
  • Налоговый кодекс;
  • Конституция РФ;
  • о защите конкуренции;
  • о естественных монополиях;
  • о недрах;
  • о поставках продукции для федеральных нужд;
  • постановление о связи.

Так, как это довольно широкая сфера во всех областях жизни, то и упоминание о ней почти везде. Все законы, касающиеся нормативно-правовых отношений, имеют пункты, касающиеся предпринимательства. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности устанавливает четкие сроки регистрации или отказа для начала своего дела.

Другие законодательные акты, которые перекликаются с законом о поддержке малого бизнеса

Для руководителей и сотрудников малых предприятий, бухгалтеров, юристов, экономистов, а также лиц, ответственных за их поддержку, будет нелишним ознакомиться также со следующими документами:

  • Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство». В нем говорится о оланируемой поддерже, госкредитах, их суммах, порядке выделения.
  • Федеральный закон 294 о защите предпринимателей при проведении контроля надзорными органами.
  • Закон 159 об отчуждении недвижимости, арендуемой малыми и средними предприятиями у государственных и муниципальных структур.
  • Постановление Верховного суда от 2018 года о применении судебными органами законодательства, касающегося прав работников, занятых в малом и среднем бизнесе.
  • Постановление Правительства о порядке предоставления имущества предприятиям малого и среднего типа, в редакции 2019 года.
  • Постановление Минфина о рекомендуемой форме подачи информации о доходах в Реестр малых предприятий в электронном виде. Пока в силу не вступил, так как принят в 2020 году, 25 февраля и др.

Деятельность ИП регулирует множество правовых актов

Конкретный перечень сильно зависит от специфики деятельности предприятия, муниципального законодательства. Само взаимодействие государства и малых предприятий в значительной мере возложено на местные органы власти, поэтому их законы здесь часто оказываются очень важны, ведь, например, даже лицензирование отдельных видов бизнеса в отдельных регионах имеет различный характер.

Обратите внимание! Ознакомление с ФЗ 209 будет необходимо не только частным предпринимателям. Многие юридические лица приравниваются к ним в этом законе и имеют право на получение поддержки от государства

Так как малые и средние предприятия очень широко представлены в России, то они вполне могут претендовать на нее.

Обязателен 209 ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства для изучения государственными чиновниками исполнительной власти, чтобы помощь этим формам бизнеса оказывалась в соответствии с его нормами. Те, кто планирует стартап, скорее всего тоже попадут под определение малого бизнеса. Поэтому можно рекомендовать данный закон для ознакомления всем, кто хочет сделать в предпринимательстве первые шаги и уже составляет бизнес-план.

Льготы по УСН и ПСН

Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.

Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.

Отмена налоговой декларации по земельному налогу

С 2021 года для организаций отменяется обязанность по представлению в ИФНС деклараций по земельному налогу (ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Вместо декларации для уточнения налоговых платежей, поступивших за соответствующий налоговый период, организациям будут направляться сообщения об исчисленных суммах налога. Возможность приема деклараций, в том числе уточненных, за налоговые периоды ранее 2020 года сохраняется. Если организация не получит сообщение об исчисленном за 2020 год налоге, она обязана будет направить в ИФНС сообщение об имеющихся у нее земельных участках, признаваемых объектами налогообложения. Сообщение представляется в срок до 31.12.2021 по форме, утв. приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@

Уведомление о блокировке счетов

С 01.07.2021 вступают в силу новые правила блокировки банковских счетов за несвоевременное предоставление налоговой отчетности (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). Налоговые органы станут заблаговременно (за 14 дней) информировать налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов о предстоящей приостановке операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

Кроме того, в 2 раза, с 10 до 20 дней, будет увеличен срок представления налоговой отчетности, по истечении которого налоговые органы смогут блокировать счет. Это поможет снизить скорость, с которой требуется подготавливать и предоставлять отчетность, снижая нагрузку на предпринимателей.

Конституционные основы предпринимательства в России

В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России

Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ

Ст. 8 Конституции РФ, размещенная в главе, посвященной основам конституционного строя, указывает на следующие основы ПД:

  • единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свободное перемещение товаров (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • конкурентная среда (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свобода предпринимательства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • многообразие форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие ПД. Согласно ст. 34 Конституции РФ:

  • любое физлицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
  • монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Новеллы для IT сферы

Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

  • с 01.01.2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
  • с 01.01.2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.

Льготы по налогу на прибыль для этой сферы

Основное нововведение – снижение ставки налога на прибыль с 2021 года для IT компаний до 3%.

На льготы имеют право компании, занимающиеся одним из двух видов деятельности:

«Разработка, адаптация и модификация программ для ЭВМ и баз данных, предоставление прав пользования и реализация разработанных ими программ для ЭВМ и баз данных, а также установка, тестирование и сопровождение программ для ЭВМ и баз данных»

«Проектирование и разработка изделий электронной компонентной базы и электронной или радиоэлектронной продукции» (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 265-ФЗ)

Плюсы и минусы ФЗ о предпринимательской деятельности

Законодательство РФ об индивидуальных предпринимателях имеет несколько плюсов. Один из них – налоговые каникулы для ИП. Они вводятся ФЗ№477. Внесены изменения в ч. 2 НК РФ. Данное освобождение от налогов можно получить, если соблюдены следующие требования:

  • предприниматель регистрируется в первый раз;
  • бизнесмену необходимо выбрать из двух режимов УСН или ПСН, так как налоговые каникулы действительны только для этих режимов;
  • льготы действуют только в научной, производственной или социальной сфере;
  • необходимо, чтобы доля услуг или товаров составляла не менее 70% от дохода.

Важно! Регионы вправе самостоятельно определять, для каких видов работ могут быть использованы налоговые каникулы. Данное освобождение действует с 01.01.2019 до 01.01.2021 г

Другим преимуществом законов об ИП можно выделить поддержку государства в виде наличия льгот многодетным семьям при оформлении ипотеки. Семья считается многодетной, если в ней рождается третий и последующий ребенок. Процент по ипотечному кредиту на недвижимое имущество может быть снижен кредитором.

Какие преимущества и недостатки в законе об ИП

В 2019 году не требуется оплачивать государственную пошлину, чтобы зарегистрировать ИП в электронном виде. Данные изменения внесены в статью 2 налогового кодекса. Также в данных изменениях предусмотрено то, что налог отменяется при регистрации изменений в учредительной документации, а также при ликвидации деятельности лица.

Введение нового налога для самозанятых. Самозанятым может стать физ. лицо, а также ИП. Правительством принято несколько документов, которые позволяют осуществить эксперимент по введению налога на профессиональный доход. Он проводится только в четырех регионах (Москва, Московская область, Республика Татарстан и Калужская область).

Важно! Предприниматели могут стать самозанятыми только в том случае, если осуществляют деятельность в данных регионах. Если бизнесмен решит, что для него стать самозанятым выгоднее, то он сможет перейти на эту систему

Помимо законодательных изменений, которые положительно влияют на предпринимательскую работу, есть несколько актов, которые ухудшают положение бизнесменов. В июле 2019 года заканчивается отсрочка по применению онлайн-касс. Теперь кассы должны быть:

  • у бизнесменов, которые работают по упрощенке и общей системе и предоставляют населению услуги;
  • предприниматели на вмененном доходе, оказывающие услуги населению;
  • бизнесмены на вмененке, у которых нет рабочего персонала и предоставляющие услуги в сфере общепита, а также осуществляющие продажи в розницу;
  • бизнесмены, у которых нет сотрудников, и которые осуществляют продажи через автоматы;
  • магазины, работающие в онлайн-режиме;
  • ИП, которые осуществляют деятельность, прописанную в НК РФ в п. 2, ст. 346.43

Важно! Ставка НДС выросла до 20%. Закон 303-ФЗ вступил в силу 01.01.2019 года

Однако для товаров социального назначения сохраняется ставка на уровне 10%. В данную категорию товаров входят: детские товары, продовольственные товары, книжная продукция.

Платежи в фиксированном размере за себя увеличены в размере. В 2019 году данные взносы составляют:

  • если доход у ИП менее 300000 руб. – 29 354 руб. (цены актуальны на июль 2019 года);
  • если доход свыше 300000 руб. – 29 354 руб.1 , а также плюс 1%, который превышает указанную сумму.

Последние поправки, внесенные в закон о частном предпринимательстве РФ

Как говорилось выше, последние изменения в Федеральном законе были внесены 27 ноября 2017 года. В частности, изменения претерпели следующие статьи:

Ч 11 ст 25.1

В части 11 статьи 25.1 речь идет об инвестировании. Субъекты малого предпринимательства могут инвестировать свободные денежные средства в:

  • долговые обязательства РФ;
  • сбережения в банках, которые установлены Правительством РФ (подробнее о банках и банковской деятельности читайте тут:).

Дочерние общества корпораций также имеют право осуществлять инвестирование своих свободных денежных средств. Но если они не являются экспертными инвесторами, свободные денежные средства они имеют право инвестировать лишь в долговые обязательства. Порядок инвестирования свободных денежных средств осуществляется советом директоров корпорации развития среднего и малого предпринимательства.

Корпорация должна соблюдать следующие нормативы:

  • Собственных средств должно быть достаточно для ведения бизнеса, а поэтому образуются свободные денежные средства;
  • Необходимо определить наивысшую степень риска для одного партнера или группу связанных партнеров отдельного среднего или малого предпринимательства;
  • Общий размер риска по инсайдерам также должен быть определен;
  • Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства не должна скрывать данные о том, что все нормативы соблюдаются.

Ч 6 ст 25.2

Чтобы улучшить предпринимательскую деятельность (малый и средний бизнес), корпорация развития обязана в течение определенного финансового периода не только планировать, но и получать отрицательный финансовый отчет. Его сумма должна быть ниже нераспределенного дохода, который был накоплен за прошлые отчетные временные интервалы.

Ниже рассмотрены важные статьи настоящего Федерального закона:

Статья 6. Описывает основные принципы и цели государственной политики в сфере развития и повышения эффективности среднего и малого предпринимательства в РФ. Государственная политика — это часть социально-экономической политики, которая включает в себя политические, правовые, экономические, консультационные, информационные, образовательные и другие аспекты.

Основные цели настоящего Федерального закона:

  1. Это развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.
  2. Обеспечения необходимых условий для развития.
  3. Обеспечение конкурентоспособности субъектов среднего и малого предпринимательства.
  4. Оказание дополнительной поддержки, когда это необходимо.
  5. Увеличение субъектов среднего и малого предпринимательства.
  6. Обеспечения развития самостоятельной занятости населения (граждан Российской Федерации).

Принципы государственной политики:

  • Отделение полномочий органов федеральной власти, которые связаны с содействием субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Участие субъектов в формировании государственной политики в целях развития среднего и малого предпринимательства;
  • Обеспечение равного доступа к приобретению дополнительной поддержки на основании государственных программ и подпрограмм, а также специально разработанных муниципальных программ.

Методы госрегулирования предпринимательской деятельности

Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:

  1. Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
  2. Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.

Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.

Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.

Когда начал действовать закон об ИП

Закон об индивидуальном предпринимательстве РФ №129, в редакции «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принят 13 июля 2001 г. Одобрение данный акт получил 20 июля 2001 г. 8 августа 2001 г. данный акт вступил в силу. Однако его нельзя назвать единым законом ИП. Существует несколько нормативных актов, регулирующих деятельность бизнесменов. Все они не должны противоречить Конституции РФ. Если какой-либо вопрос не урегулирован законодательным актом, то всегда можно обратиться к Конституции.

Какие законы регулируют деятельность ИП

Статья 34 Конституции РФ предоставляет право каждому заниматься предпринимательством. В Гражданском кодексе для ИП объясняется понятие предпринимательства. На основании статьи 2 у данной деятельности имеются следующие признаки:

  • предпринимательство осуществляется исключительно по собственной воле;
  • данная деятельность ведется на свой риск и ответственность за итоги лежит на владельце бизнеса;
  • предпринимательство в обязательном порядке должно быть зарегистрировано.

Прогрессивная налоговая ставка для УСН

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ со следующего года вводится прогрессивная налоговая ставка по УСН.

При этом компании, у которых максимальный размер выручки находится в пределах от 150 млн до 200 млн рублей, а средняя численность работников – от 100 до 130 человек, сохранят право на применение УСН. При этом единый налог они станут уплачивать по повышенным налоговым ставкам.

Так, плательщики УСН с объектом налогообложения «доходы» будут уплачивать налог по ставке 8% (общая ставка – 6%). Плательщики с объектом «доходы минус расходы» станут платить налог по ставке 20% (общая ставка – 15%). Повышенный налог будет уплачиваться с начала квартала, в котором плательщик допустил превышение лимитов по доходам и количеству работников.

Малые и средние предприятия – получатели господдержки будут сведены в единый реестр

Сейчас организации, в которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку (субсидирование, льготное кредитование, налоговые послабления и т.д.), ведут собственные реестры ее получателей. Принятый в текущем году закон предполагает формирование единого реестра, который будет размещаться на официальном сайте ФНС России. Также определены организации, которые будут предоставлять такие сведения налоговой службе13.

Напомним, что приоритетными для государства являются следующие направления предпринимательской деятельности: жилищно-коммунальные и транспортные услуги, деятельность в сфере науки и техники, переработка древесины, изготовление продуктов питания, производство лекарств и иная социально ориентированная деятельность14.

13 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки».

14 О реализации национального проекта, предусматривающего поддержку малого и среднего бизнеса, читайте в публикации «Господдержка – предпринимателям».

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Производственное предпринимательство

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.

Саморегулирование предпринимательства в РФ

Саморегулирование, предполагающее самоорганизацию предпринимателями их деятельности и деятельности их объединений, тем не менее, несмотря на название, осуществляется в рамках правил, установленных государством.

Основным нормативным правовым актом в области саморегулирования предпринимательской деятельности является закон № 315-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного закона правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ предполагает следующие особенности применительно к вопросам саморегулирования:

  • По общему правилу регулирование осуществляется законом № 315-ФЗ (ч. 1 ст. 1 закона № 315-ФЗ).
  • Также применяется регулирование, осуществляемое иными федеральными законами, например применительно к госнадзору за рассматриваемой деятельностью (ч. 2 ст. 1 закона № 251-ФЗ).
  • В ч. 2.1 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются случаи, когда особенности регулирования определяются градостроительным законодательством. Например, это касается саморегулируемой деятельности по вопросам инженерных изысканий и капремонта.
  • В ч. 3 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются ситуации, выведенные из-под регулирования данного закона. К ним относятся, в частности, вопросы саморегулируемых организаций финансовых рынков, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций.

Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, касающееся вопросов защиты их прав при осуществлении госконтроля, осуществляется прежде всего законом № 294-ФЗ.

Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:

  • закон № 294-ФЗ не применяется при проведении дознания, следствия, прокурорского надзора, осуществлении правосудия, проведении административного расследования и в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ;
  • организация и проведение некоторых видов проверок также определяются специальным законодательством, например, это касается проверок по вопросам иностранного инвестирования, экономической концентрации и финансово-бюджетной деятельности (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • особенности проверок могут быть установлены отдельными нормативными актами по вопросам антимонопольного регулирования, лицензирования, экспортного контроля и др. (п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • специальные законы также регулируют вопросы проверок на территориях опережающего развития (п. 4.1 закона № 294-ФЗ);
  • проведение проверок, касающихся гособоронзаказа, также изъято из-под действия закона № 294-ФЗ (п. 4.2 указанного закона);
  • при противоречии между законом № 294-ФЗ и международным соглашением применяется международный документ (п. 5 закона № 294-ФЗ).

Рост НДС

Наиболее существенным изменением стало повышение налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. Ставка была установлена в размере 20%. При этом льготные ставки 0% и 10% остались неизменными1.

Увеличение налоговой нагрузки связано с необходимостью исполнения бюджетных обязательств. По экспертным оценкам, повышение ставки налога привело к пополнению федерального бюджета. Однако результаты опроса, проведенного среди предпринимателей аудиторской компанией PwC и аналитическим центром НАФИ, показали, что маржинальность бизнеса существенно снизилась, и вести его становится все труднее.

Сегодня в Государственной Думе звучат призывы как повысить НДС до 22%, так и снизить его до 15%. С последней инициативой выступили депутаты «Справедливой России». По их мнению, кратковременное снижение поступлений в бюджет приведет к росту доходов граждан и подъему экономики. Можно предположить, что снижение НДС хотя бы до прежних 18% позволит малому и среднему бизнесу развиваться более активно.

Поправки о применении ККТ: усиление контроля за недобропорядочными предпринимателями повысит доверие к бизнесу

С 1 июля 2019 г. перестала действовать норма2, освобождающая предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники и оформления бланков строгой отчетности:

  • при осуществлении расчетов в безналичном порядке с физическими лицами (для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей);
  • при предоставлении займов;
  • иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
  • при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности.

Использование ККТ закреплено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В нем же предусмотрены изъятия и послабления в зависимости от применяемых режимов налогообложения и способов реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. В этой связи в закон были внесены изменения. 7 июня 2019 г. они вступили в силу. Поправками были детализированы условия применения онлайн-касс и определены случаи, при которых фискальный порядок может осуществляться предоставлением покупателю для считывания QR-кода. Также прекращено действие положений, замораживающих ответственность предпринимателей и компаний за осуществление расчетов без применения онлайн-касс при организации пассажирских перевозок и расчетах за жилищно-коммунальные услуги3.

Теми же поправками предусмотрено, что 1 февраля 2020 г. при торговле через автоматы можно будет не выдавать покупателю бумажный чек и не отсылать ему электронный чек, если на дисплее автомата отображается для считывания QR-код.

В целом изменения законодательства направлены на поэтапное повышение доступности кассовых расчетов с применением контрольно-кассовой техники и мобильных устройств.

2 Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Возврат переплаченных взносов

С 01.01.2021 упрощается порядок возврата переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Федеральный закон от 01.10.2020 № 312-ФЗ).

По действующим правилам возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленных на индивидуальные лицевые счета работников, невозможен.

С нового года зачисление переплаты на лицевые счета работников не сможет служить основанием для отказа в возврате переплаченных страховых взносов. В возврате взносов откажут только в том случае, если работник, на лицевой счет которого были зачислены переплаченные взносы, вышел на пенсию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector